3. Вечность Бога

Следующий атрибут — Бог вечен. «… От века и до века Ты — Бог» (Пс.89:3). Схоласты проводят различие между aevun et aeternum для объяснения понятия вечности. Есть три вида существования:

1) То, что имело начало и будет иметь конец. Это касается всех сенситивных существ: зверей, птиц, рыб, которые после смерти разлагаются и превращаются в прах. Их существование прекращается вместе с окончанием жизни.

2) То, что имело начало и не будет иметь конца, как существование ангелов и душ людей, которые являются вечными — a parte post. Они остаются навеки.

3) То, что не имеет ни начала, ни конца и свойственно только Богу. Он есть semper existens, от вечности до вечности. Это Божье право, алмаз Его венца. Он назван Царем веков (1Тим.1:17). В слове Иегова заключается понятие о вечности Бога. Это слово внушало такой ужас, что иудеи боялись его произносить и писать, вместо него использовали Адонай, Господь. Иегова заключает в себе идею о прошлом, настоящем и будущем. «…Который есть и был и грядет» (Отк.1:8), это — толкование имени Иегова. «Который есть» — Он самосущий, Его бытие является чистым и независимым. «Который был» — только Бог существовал раньше времени, летопись вечности неисследима. «Который грядет» — Его Царство не имеет конца, Его корону никто не наследует. «Престол Твой, Боже, в век века» (Евр.1:8). Повторение этого слова дважды подтверждает достоверность факта — так было, когда повторялся сон фараона. Я докажу, что только Бог может быть вечным, не имеющим начала. Ангелы не могут, они всего лишь создания, хотя и духовные. Они были созданы, поэтому их начало известно. Исследования в области их далекого прошлого вполне возможны. Вы спросите, когда они были сотворены? Некоторые считают — до сотворения мира, но это не так, ибо то, что было прежде времени, является вечным. Первое появление ангелов имело место не до сотворения мира. Ученые полагают, что ангелы были созданы в тот день, когда Бог сотворил небо. «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:7). Святой Иероним, Григорий и преподобный Беде понимают это так: когда Бог закладывал первый камень фундамента мира, создаваемые в то время ангелы пели гимны радости и хвалы. Быть вечным, не имеющим начала, свойственно только Богу. Он — Альфа и Омега, начало и конец (Отк.1:8). Никакая тварь не может назвать себя Альфой, это привилегия Небесной Короны. «…Я есмь Сущий (Иегова)» (Исх.3:14), то есть существующий от вечности и до вечности.

Урок первый. Гром и молния нечестивым! Бог вечен, значит, их муки будут длиться вечно. Господь живет вечно, и пока Он жив, Он будет наказывать осужденных на проклятие. Их ощущение можно сравнить с тем, что произошло с царем при виде пишущей руки — «связи чресл его ослабели» (Дан.5:6). Грешник пользуется возможностью грешить, он нарушает Божьи законы и, как дикий зверь, перескакивая через ограду, врывается на запретную пажить. Он грешит «с ненасытимостью», как будто боится не успеть (Еф.4:19). Но помните, что одно из имен Бога — Бог Вечный, а так как Он вечен, у Него достаточно времени, чтобы расквитаться с врагами. Пусть грешники трепещут при мысли о том, что муки осужденных на проклятие будут: во-первых, непрерывными, во-вторых, без примесей, в-третьих, вечными.

1) Непрерывные муки. Их боли будут острыми, резкими и неослабевающими. Огонь не угаснет и не уменьшится. «…И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Отк.14:11). Такие боли испытывает человек, которого непрерывно растягивают на дыбе, и облегчения не наступает. Гнев Божий можно уподобить потоку серы (Ис.30:33). Почему потоку? Потому что поток невозможно остановить. Так и Божий гнев низвергается потоком и льется непрерывно. Боли, которые мы испытываем в этой жизни, все-таки немного утихают или прекращаются. И если лихорадка отступает, и после приступа колик больной испытывает некоторое облегчение, то адские боли отличаются силой и интенсивностью, in summo gradu. Осужденный на проклятие никогда не скажет: «Сейчас мне намного легче».

2) Без примесей. Ад — это место, где справедливость проявляется в чистом виде. Пока мы живем на земле, Бог, гневаясь, не забывает о милости и к страданиям добавляет сострадание. У Асира были железные запоры, но ногу он окунал в елей (Втор.33: 24,25). Скорби — это железные запоры, но к ним примешивается милость, — нога окунается в елей. Однако к адским мукам ничего не примешивается. «Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Отк.14:10). Никакой примеси милости. А ведь сказано, что чаша гнева полна вина смешения! «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Пс.74:9). И хотя в Откровении речь идет о цельном вине, без смешения, здесь нет противоречия. Слова «полное смешения» подразумевают полный набор горечей: червь, огонь, Божье проклятие — все, что делает чашу горькой. Она полна смешения, но и цельная: в ней не будет ничего, дающего малейшую надежду на утешение, ни капельки милости. Итак, примесей нет. Как в «приношение ревнования» не добавляли елея (Числ.5:15), так и к мукам осужденных на проклятие елей милости, облегчающий страдания, добавляться не будет.

3) Бесконечные, вечные. Наслаждение грехом продолжается короткое время, зато муки нечестивых вечны. У грешников — короткий пир и долгая расплата. Ориген ошибочно полагал, что после тысячелетнего заточения, грешники будут избавлены от своих страданий. Однако и червь, и огонь, и заточение — вечны. «И дым мучения их будет восходить во веки веков» (Отк.14:11). «Рoenoe gehennales puniunt, non finiunt. — Адские муки продолжают карать, они никогда не кончаются» (Проспер). Вечность — это море без дна и берегов. И миллионы лет спустя ни одна минута не пройдет впустую: осужденные на проклятие будут вечно гореть, так и не сгорая, и всегда умирать, не имея возможности умереть. «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее» (Отк.9:6). Адский огонь так велик, что множество слез не погасят его, не прекратится он и с течением времени. На грешника будет постоянно капать Божий гнев из сосуда. Поскольку Бог вечен, Он живет, чтобы воздавать нечестивым. О вечность, вечность! Кто может измерить ее? У моряков есть лот для измерения морских глубин, но каким линем или лотом сможем мы определить глубину вечности? Своим дыханием Господь зажигает огненное озеро (Ис.30:33), и где мы найдем машины и ведра, чтобы погасить этот огонь? О вечность! Представьте, что весь земной шар, включая моря, превратился в песок, весь воздух и звездное небо тоже стали песком. И если бы крохотная птичка прилетала раз в тысячу лет и уносила в своем клювике десятую часть песчинки из этой груды песка, то какое бессчетное множество лет ей понадобится, чтобы унести эту огромную кучу песка! И вот по прошествии всех этих лет грешник надеется выйти из ада, но, увы, слово «навеки» убивает эту надежду. «И дым мучения их будет восходить во веки веков». Размышления об этом ужасе должны заставить нечестивых покрыться холодным потом и задуматься о том, что пока жив Бог, а Он живет вечно, Его возмездие не прекратится.

Возможно, здесь зададут вопрос: Почему же грех, совершаемый в короткое время, должен наказываться вечно?

Мы должны согласиться с Августином, что «Божью кару над нечестивыми, occultu esse possunt, injusta esse non possunt, можно назвать тайной, но никак нельзя назвать несправедливой». Грех, совершаемый в короткое время, наказывается вечно, потому что каждый грех совершается против бесконечной сущности, и возмездием может служить только вечное наказание. Почему измена карается конфискацией и смертью? Потому что — это преступление против королевской личности, которая священна. Неизмеримо большим является оскорбление, нанесенное Божьей короне и достоинству. Оно отвратительно и безмерно по своей природе, а потому заслуживает вечного наказания.

Урок второй. Об утешении для благочестивых. Бог — вечен, поэтому Он будет жить всегда и награждать благочестивых. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия», Он даст жизнь вечную (Рим.2:7). В этой жизни Божий народ много страдает. «…Узы и скорби ждут меня» (Деян.20:23). Нечестивые одеты в пурпур, они сладко живут, в то время как благочестивые страдают. Козлы взбираются на горные вершины, а овцы Христовы пребывают в долине заклания. Но у них есть утешение в том, что Бог вечен и определил святым вечное вознаграждение. На небе их ждет обновленная радость, наслаждения без излишеств, а также венец и вершина небесного блаженства — его вечность (1 Иоан.3:15). Даже малейшее подозрение на то, что эта слава когда-то исчезнет, лишило бы ее блеска и принесло безмерное огорчение, но она вечна! Какой ангел может измерить вечность? «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). Святые будут купаться в реках божественного наслаждения, и эти реки никогда не иссякнут. «…Блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11). Это Elah, высшее напряжение апостольской риторики. «…И так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). На небе — мир без несчастий, покой без боли, слава без конца. Так пусть это служит утешением святым во всех их несчастьях. Их страдания — ненадолго, зато награда — навеки. Именно вечность делает небо небом, она — алмаз в кольце. Как прекрасен день, в котором нет ночи! Над душою взойдет и никогда не исчезнет солнечный свет славы. Как блаженна весна, за которой не последует осень и не будет листопада! Римские императоры носили на голове три короны: одну — из железа, вторую — из серебра и третью — из золота. Так и Бог оденет Своим детям три венца: венец благодати, венец утешения и венец славы, и этот венец вечен. «…Вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:4). У нечестивых будет бессмертный червь, а у святых — неувядающий венец. Какой сильный стимул к благочестию! С какой охотой мы должны служить Богу! Несмотря на то, что здесь мы ничего не имеем, у Бога достаточно времени, чтобы вознаградить Свой народ. Они будут навеки коронованы венцом вечности.

Урок третий. Наставление. Познайте вечность. Наши мысли должны главным образом сосредоточиться на вечности. Желания людей, как правило, связаны с настоящим, мы стремимся к чему-то приятному. А если бы мы могли прожить, как говорит Августин, a cunabulis mundi, от зарождения мира до его старости, то что бы это было? И что значит время по сравнению с вечностью? Подобно тому как земля — всего лишь малая точка в небе, так и время — не более чем мгновение в вечности! И что же тогда эта жалкая жизнь, которая так стремительно рассыпается? Так думайте же о вечности! Annos oeternos in mente habe. Братья, мы каждый день путешествуем к вечности. Независимо от того, спим мы или бодрствуем, мы находимся в пути. Некоторые из нас уже на границе вечности. Познайте же быстротечность жизни и долготу вечности!

В частности, задумайтесь о вечности Бога и вечности души. Размышляйте о вечности Господа. Он — Ветхий днями, Он был прежде всего. Образное описание Бога мы встречаем у пророка Даниила 7:9: «… и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна». Белое одеяние символизирует величие Господа, Его волосы, уподобленные чистой волне, -Божью святость, а имя Ветхий днями — Божью вечность. Размышления о вечности Господа должны побудить нас к благоговению перед Ним. Человек склонен допускать злые и непочтительные мысли о Боге. «…Ты подумал, что Я такой же, как ты» (Пс.49:21), немощный и смертный. Но если бы мы думали о Божьей вечности и о том, что когда иссякнут наши силы, останется Он — Вечный Царь, что Его корона правит всегда, и Он может сделать нас либо счастливыми, либо несчастными навеки, — это вызвало бы у нас благоговейные мысли о Всевышнем. «Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом» (Отк.4:10). Святые падают пред Ним, показывая своим смирением, что они недостойны сидеть в Божьем присутствии, и поклоняются Живущему во веки веков, как бы желая поцеловать Его ноги. Они бросают свои венцы к престолу и приносят всю свою славу к Его ногам — так святые выражают смиренное благоговение перед вечной сущностью. Познайте Божью вечность, и это побудит вас восхищаться Господом, когда вы не способны Его постичь. Подумайте о вечности души. Будучи вечным, Бог сделал вечными и нас. Мы — бессмертные создания. Скоро мы войдем в вечность, и что это будет — вечное блаженство или вечные муки? Подумайте об этом серьезно. Скажите: «О, душа моя, какая из этих двух вечностей будет моим уделом? Скоро я покину этот мир, и куда я попаду — в вечность славы или в вечность мук?». Такие серьезные размышления о состоянии вечности должны оказать на нас сильное воздействие.

а) Мысли о вечных муках — хорошее противоядие от греха. Грех искушает наслаждением. Но если мы думаем о вечности, эти мысли могут охладить неуемный пыл похоти. Готов ли я, ради временного наслаждения грехом, терпеть вечную боль? Грех подобен саранче, на голове у которой как бы венцы, похожие на золотые, а хвосты — как у скорпионов, а в хвостах ее — жало, и жало это ни за что не вытащишь (Отк.9:7, 10). Отважусь ли я подвергнуться вечному гневу? Равноценна ли сладость греха горечи вечного пребывания в аду? Такие мысли должны заставить нас бежать от греха, как Моисей — от змея.

б) Серьезные размышления о вечном блаженстве способны увести нас от суеты. Что значит земное в сравнении с вечностью! Оно быстро уходит: сначала поманит нас, а потом прощается навсегда. А мне предстоит войти в вечность, я надеюсь жить рядом с Вечным, что для меня мир? Стоящему на Альпийских вершинах самые большие города Кампании кажутся мелкими. Тому, кто после этой жизни видит вечность, все мирское представляется ничтожным. Что значит слава мира сего? Как жалка она и презренна в сравнении с вечной славой!

в) Серьезные размышления о вечности, какой она будет — мучительной или блаженной, должны сильно повлиять на наши занятия в жизни. Каждое дело, за которое мы беремся, может нас приблизить либо к вечному блаженству, либо к проклятию. С каждым добрым поступком мы делаем шаг навстречу вечному блаженству, с каждым плохим поступком — к вечным мукам. Какое же действие могут оказать размышления о вечности на наше поклонение и служение! Они должны пробудить в нас желание трудиться в полную силу. Добросовестное исполнение долга поднимает христианина еще выше к небу и делает его на шаг ближе к вечному блаженству.