4. Неизменность Бога

Следующий атрибут Бога — неизменность. «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6).

I. Бог является неизменным по Своей природе.

II. Божьи постановления неизменны.

I. Неизменный по Своей природе.

1. Его сияние не тускнеет.

2. Его существование непрерывно.

1) Его сияние не тускнеет. Излучению Его сущности свойственна стабильная яркость. «…У Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). «Но Ты — тот же» (Пс.101:28). Все сотворенное подвластно превратностям судьбы. И князей, и императоров могут свергнуть. Сесост-рис, правитель Египта, покорив во время войны царей-рабовладельцев, заставил их вместо лошадей тянуть свою колесницу и якобы собирался кормить их травой, подобно тому как Бог поступил с царем Навуходоносором. На корону претендует множество наследников. Царства переживают свои закаты и потрясения. Что стало со славой Афин? А с великолепием Трои? Jam seges est ubi Troja fuit. — Там, где когда-то стояла Троя, теперь колосится поле. У этих царств была золотая голова, но глиняные ноги. Небеса меняются. «…Ты переменишь их, — и изменятся» (Пс.101:27). Небеса — самое древнее творение Господа, на них Бог солнечным лучом начертал Свою славу, но и они изменятся. Хотя я думаю, что речь идет не о разрушении их субстанции, а об изменении свойств. Небо расплавится под воздействием палящего жара, чтобы стать чище и совершеннее (2Пет.3:12). Таким образом изменится небо, но не Живущий на небе. «У Которого нет изменения, и ни тени перемены». Лучшие святые померкли и изменились. И посмотрите на христианина в его духовном состоянии — он сильно изменится. И хотя семя благодати не умирает, очень часто его красота и жизнедеятельность угасают. В христианской жизни случаются своеобразные приступы малярии. Иногда вера поднимается как бы на гребне волны, а порою переживает спад. Временами любовь пламенеет, а бывает, что и едва тлеет, — христианин теряет свою первую любовь. Как сильна была когда-то благодать Давида! «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю» (2Цар.22:3). В другое время он говорит: «Когда-нибудь я попаду в руки Саула». Какой христианин может сказать, что он никогда не находил перемен в своих благодатях, что никогда не ослабевала его вера и что струны его души всегда были натянуты? Естественно, таких христиан мы не встретим, пока не попадем на небо. Но Бог — без тени перемен. Даже ангелы подвержены изменениям — Господь создал их святыми, но изменяющимися. «И ангелов, не сохранивших своего достоинства…» (Иуд.6). Эти утренние звезды небесные были падающими звездами. Но сияние Божьей славы имеет стабильную яркость. У Бога нет и намека на изменения, будь то в лучшую или в худшую сторону. В лучшую сторону Он не изменится — иначе это противоречило бы Его изначальному совершенству. В худшую Господь не изменится, потому что Он не теряет Своего совершенства. Бог неизменно свят, неизменно благ, в Нем нет и тени перемены.

Но ведь когда Христос, Который является Богом, принял человеческое естество, в Боге произошло изменение.

Если бы Божественное естество превратилось в человеческое, а человеческое — в Божественное, тогда изменение действительно имело бы место, но этого не произошло. Человеческая природа существовала отдельно от Божественной. Поэтому изменения не было. Облако, закрывающее солнце, не изменяет его сущности. Поэтому, несмотря на то, что Божественное естество скрывалось под человеческим, оно от этого не изменилось.

2) Его существование непрерывно. «Единый имеющий бессмертие» (1Тим.6:16). Бог не умирает. Бесконечная сущность не может измениться в сущность, имеющую предел. Бог же — бесконечен. Он — вечен, ergo, Он — бессмертен. Быть вечным и смертным — взаимоисключающие понятия.

Урок первый. Теперь вы знаете о непревзойденном достоинстве Божественного естества — быть неизменным. Это слава Бога. Изменчивость свидетельствует о немощи и Господу не присуща, Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Люди непостоянны и изменчивы, и подобно Рувиму, «бушуют, как вода» (Быт.49:4). Они меняют свои принципы. Если бы их лица менялись так же быстро, как и мнения, мы бы их не узнавали. Они меняют свои решения, как ветер, который только что дул на восток, а теперь повернул на запад. Они принимают решение быть добродетельными, но очень скоро в нем раскаиваются. Их ум подобен пульсу больного, который меняется каждые полчаса. Апостол сравнивает людей с морскими волнами и блуждающими звездами (Иуд.13). Они не столпы в Божьем храме, а всего лишь — тростник. Некоторые непостоянны в дружбе. Они скоры на любовь и ненависть. То они прижимают вас к груди, то лишают своей благосклонности. Они меняют цвет, как хамелеоны, в отличие от Бога, Который не изменяется.

Урок второй. Творение — суетно. Все, кроме Бога, подвержено изменениям. «Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь» (Пс.61:10). Мы ждем от творения большего, чем ему предначертано Богом. Тварь содержит в себе два порока: она обещает больше положенного, и подводит нас, когда мы больше всего в ней нуждаемся. Она подводит нас in omni. Например, человек посадил зерновые, но нет дождя. Моряк отправляется в плавание, но нет ветра или дует встречный. Один человек рассчитывает, что другой ему заплатит по обязательству, но тот его подводит, как вывихнутая стопа. Кто же будет искать определенной стабильности в суетном творении? Это равносильно строительству дома на песке, который будет покрыт водой, как только наступит морской прилив. Творение сохраняет верность только обману и ни в чем, кроме собственных разочарований, не проявляет постоянства. Изменения здесь, внизу, происходят отнюдь не реже, чем луна меняет свою форму и очертания. Будьте готовы к изменениям во всем, кроме Бога.

Урок третий. Утешение благочестивым.

а) В случае потерь. Когда от имения почти ничего не осталось, когда умирают друзья, мы переживаем самые мрачные времена, но у нас есть утешение, и оно заключается в том, что Бог не изменяется. Я могу потерять все, но только не моего Господа, Он никогда не умрет. Пусть даже и смоковница, и маслина изменили, Бог не изменил. «…Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:18). Цветы в саду вянут, но удел человека остается. Так умирает и изменяется внешнее, но «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс.72:26).

б) Когда опечален дух. Иногда кажется, что Бог оставляет душу в одиночестве: «…возлюбленный мой повернулся и ушел» (Песн. П. 5:6), однако Господь не изменяется. Он постоянен в Своей любви. Он может изменить Свой лик, но не сердце. «…Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер.31:3). На древнееврейском языке слово Olam значит «любовь вечности». Если однажды избирающая любовь Бога взошла над душою, она никогда не зайдет. «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется» (Ис.54:10). Божья любовь стоит тверже, чем горы. Постоянна и Его любовь ко Христу. Бог не перестанет любить верующих, как не перестал Он любить Христа.

Урок четвертый. Наставление. Обрети в неизменном Боге «долю», тогда ты станешь, как скала в море, несокрушимым в гуще всех изменений.

Как мне стать причастным к Божьей неизменности?

Благодаря перемене, которая произошла в тебе. «…Но омылись, но освятились» (1Кор.6:11). Мы изменились а tenebris ad lucem — перешли от тьмы к свету — так, словно в том же теле живет другая душа. Благодаря этой перемене, мы имеем «свою долю» в неизменном Боге.

Доверяйте Богу, ибо только Он не изменяется. «Перестаньте вы надеяться на человека» (Ис.2:22). Перестаньте надеяться на тростник, но доверьтесь Скале вечной. Тот, кто верою нашел прибежище в Боге, сохранится при любых переменах; он будет как лодка, привязанная к нерушимой скале. Доверившийся Господу вверился Тому, Кто никогда не изменит, потому что Он Сам не изменяется. «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Нас может оставить здоровье, богатство, друзья могут покинуть нас, но Бог говорит: «Не оставлю тебя», Моя сила поддержит тебя, Мой Дух освятит тебя, Моя милость спасет тебя, Я тебя никогда не оставлю. Доверьтесь же этому неизменному Богу! Бог ревнует о двух вещах: о нашей любви и о нашем доверии. Он ревнует о нашей любви, чтобы мы не любили творение больше, чем Господа, поэтому Он доказывает нам, что творение хуже. Он ревнует о нашем доверии, чтобы мы не полагались на тварь больше, чем на Него, поэтому Бог доказывает нам неверность твари. Внешние блага даны нам как пища, чтобы подкреплять нас, но не как опора, без которой мы упадем. Если мы делаем из твари кумира, то наше доверие ему Бог обратит в позор для нас. Доверьтесь бессмертному Господу! Мы, подобно Ноеву голубю, не найдем покоя для ног своих, пока не войдем в ковчег Божьей неизменности. «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется» (Пс.124:1).

П. Божьи постановления неизменны. То, что Он постановил от вечности, является непреложным. «Мой совет состоится» (Ис.46:10). Вечный совет Бога, или Его постановление, непреложно. Если бы Господу пришлось изменить Свое постановление, то это свидетельствовало бы о недостатке мудрости или прозорливости, потому что именно из-за недостатка этих качеств люди меняют свои намерения. Впоследствии они видят то, чего не видели прежде. Бог же по такой причине изменить Свое постановление не может, потому что Его знание совершенно, Он видит перед Собой целостную картину всего сущего.

Но разве о Боге не сказано, что Он раскаивается? Похоже, что Он изменил Свое постановление: «…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них» (Иона 3:10).

Раскаяние приписывается Богу в переносном смысле. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ.23:19). Изменение может иметь место в Божьей работе, но не в Божьей воле. Он может пожелать изменения, но не изменит Своего пожелания (воли). Бог может изменить Свой приговор, но не постановление. Царь может сделать так, что приговор не исполнится в отношении преступника, которого он намерен спасти. Так и Бог угрожал разрушить Ниневию, но жители Ниневии покаялись, и Господь пощадил их (Иона 3:10). Здесь Бог изменил приговор, а не постановление, ибо оно лежит в основе изначальных намерений Господа от вечности.

Но если Божьи постановления непреложны и не могут быть отменены, зачем нам прибегать к средствам спасения? Наши попытки обрести спасение не могут изменить Его постановления.

Божье постановление не подавляет моих стараний, ибо Тот, Кто решил спасти меня, постановил использовать для этого средства. А пренебрегая ими, я осуждаю себя на вечные муки. Никто не будет отстаивать такую точку зрения: Бог решил, сколько я буду жить, поэтому я не буду прибегать к средствам, помогающим сохранить жизнь, — не буду есть и пить. Бог установил время моей жизни с учетом того, что я буду пользоваться средствами для ее сохранения. Так же Господь постановил, что средствами спасения будут служить Слово и молитва. Поэтому человек, отказывающийся от пищи, убивает себя, а отказывающийся совершать свое спасение, уничтожает себя. Сказано, что Он приготовил к славе сосуды милосердия (Рим.9:23). Как они могут быть приготовлены, если не путем освящения, которое, в свою очередь, осуществляется при помощи средств? Поэтому не освобождайте себя от святых стараний, ссылаясь на Божье постановление. Доктор Престон очень хорошо сказал: «Твое сердце расположено молиться Богу? — Это признак того, что никакое постановление гнева не направлено против тебя».

Урок первый. Если Божье постановление является вечным и непреложным, то Бог осуществляет избрание не по предвиденной Им у нас вере, как считают арминиане. «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего)… как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:11,13). Мы избраны не за святость, а для святости (Еф.1:4). Мы оправданы и, более того, избраны не за веру. Сказано, что мы оправдываемся чрез веру (Еф.2:8), которая выступает в качестве средства, а не причины. И если мы оправданы не за веру, то тем более не за нее избраны. Божье постановление об избрании является вечным и непреложным, а посему не может зависеть от предвиденной веры. «…И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48). Не избрание явилось следствием их веры, а вера стала следствием избрания.

Урок второй. Если Божье постановление непреложно, то верующие имеют утешение в двух случаях.

а) Касательно Божьего провидения в отношении Церкви. Мы готовы спорить с Божьим провидением, если все складывается не так, как нам хотелось бы. Но не забывайте, что Божий труд продолжается, и происходит только то, что Бог определил от вечности.

б) Бог постановил, что Церковь будет испытывать трудности, и они пойдут ей во благо. Трудности Церкви можно сравнить с возмущением воды, которое производил Ангел ради исцеления народа (Иоан.5:4). Бог постановил, что Церковь будет испытывать трудности. «…Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме» (Ис.31:9). Колесики часового механизма наскакивают друг на друга, но все вместе они обеспечивают работу часов. Так и колеса провидения часто наскакивают на наши желания, но они осуществляют непреложное постановление Бога. «Многие очистятся, убелятся» (Дан.12:10). Бог позволяет водам скорбей изливаться на Его народ, дабы обелить его. Поэтому не ропщите на Божьи дела — Его работа продолжается, и не происходит ничего, кроме того, что Он мудро постановил от вечности. Все будет содействовать Божьему замыслу, дабы исполнилось Его постановление.

Урок третий. Утешение благочестивым в отношении их спасения. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» (2Тим.2:19). Божье решение об избрании непреложно. Избранные однажды -избраны навеки. «…И не изглажу имени его из книги жизни» (Отк.3:5). Книга Божьего постановления не содержит ни опечаток, ни зачеркиваний. Тот, кто оправдан, уже не будет осужден. «Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос.13:14). Бог никогда не раскаивается в Своей избирающей любви. «…До конца возлюбил их» (Иоан.13:1). Итак, если ты верующий, утешайся тем, что Божье постановление непреложно.

Урок четвертый. И в заключение — слово к нечестивым, яростно выступающим против Бога и Его народа. Знайте, что Божье постановление непреложно. Бог не изменит его, и вы не нарушите его. И противясь Божьей воле, вы исполняете ее. Божья воля имеет два аспекта: voluntas proecepti et decreti — воля Божьей заповеди и Его постановления. Противостоя воле Божьей заповеди, нечестивые исполняют волю Его позволяющего постановления. Иуда предал Христа, Пилат осудил Его, воины Его распяли — все они, противостоя воле Божьей заповеди, исполнили позволяющее постановление Бога (Деян.4:28). Бог повелел одно, а они делают противоположное. Есть повеление соблюдать Субботу, а они оскверняют ее. Ослушавшись Его повеления, они исполняют Его позволяющее постановление. Например, если устанавливают две сети: одну шелковую, а другую железную, то порваться может шелковая, а не железная сеть. Так и люди, прорывая шелковую сеть Божьей заповеди, попадают в железную сеть Божьего постановления. Медля исполнить Божье повеление, они устремляются вперед к Его постановлениям: к постановлению допускать совершение греха и наказывать их за допущенный грех.