Первый день недели в церковных документах

Элвирским собором в 305 году было решено, что: «…если кто-нибудь, живущий в городе, с пренебреженьем не придет на собрание три воскресения подряд, то пусть его исключат из церкви на короткое время, чтобы таким путем его исправить». (18) Очевидно, что отцы церкви прилагали усилия для укрепления празднования воскресения мерами общественного порицания.

В «Апостоьских постановлениях», собранных в III или IV столетиях по Р. Хр., мы находим следующее относительно субботы: «Пусть страх божий всегода пребывает перед твоими глазами и всегда помни Десять заповедей Божиих… Ты храни субботу, потому, что Он покоился в Его труде творения…» (19) А дальше дается наставление соблюдать субботу и воскресение, т. к. суббота является воспоминанием творения мира, а воскресение — воспоминанием воскресения Христа. (20) Дальше находим следующее: «Пусть рабы работают пять дней, а в субботу и в день Господень давайте им возможность ходить в церковь и получать наставления в благочестии.»

Нет сомнения, что один из наиболее важных факторов в пользу соблюдения воскресения была деятельность императора Константина Великого в начале IV века и последующих за ним «христианских» императоров. Конатснтин не только поставил христианство в новое положение в пределах Римской империи (из преследуемого сделал его почетным), но он также дал воскресенью «новый вид». После десяти лет ужасных преследований по всей Римской Империи в 313 году по Р. Хр. Константин издал Миланский Эдикт, который даровал христианам равноправие с язычниками. Константин был первым римским императором, обратившимся в христианство. Его известный воскресный закон от 7-го марта 321 года по Р. Хр. гласит: «В достопочтенный день солнца все (местные) судьи и жители, живущие в городах, должны покоиться и все мастерские должны быть закрыты. Однако, в сельской местности, люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои работы, т. к. часто случается, что другой день не подходит для посева зерен или насаждения виноградных лоз, и если упустить подходящий момент для таких дел, благословение неба может быть утеряно» (22)

Это был первый шаг из целого ряда мер, предпринятых Константином и последующими «христианскими» императорами для установления регулярного соблюдения воскресения законодательным порядком. Вполне очевидно, что этот первый «воскресный закон» не был специально христианского направления. (Заметьте языческое обращение «достопочтенному дню солнца».) Но очень возможно, что Константин из политических и общественных соображений старался смешать языческие и христианские основы своих подданных, избрав для тех и других общий обычай. его действия привели к большому наплыву язычников в церковь. Многие новообращенные язычники принесли с собой языческие обряды, некоторые из них закрепились в христианстве.

Интересно заметить, как соблюдалось воскресение в ранней церкви. Иероним из Вифлеема пишет, что по воскресеньям монашки шли вместе со своей игуменьей (наставницей монастыря) в церковь и затем, возвратившись в свои обители, весь остаток воскресного дня «посвящали возлежащему на них труду, шили одежду для самих себя и для других» (23). Это говорит, что только часть воскресения была посвящена отдыху.

Первый церковный собор, обсуждавший вопрос о праздновании воскресения был местным, восточным собранием в Лаодикии около 364 г. по Р. Хр. Хотя этот собор все еще проявлял уважение к субботе, также как и к воскресенью — в чтении специальных мест Священного Писания, назначенных на эти два дня, он все же настаивал в каноне 19-м: «Христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день. но день господень они должны особенно чествовать, будучи христианами и по возможности не работать. если же они окажутся иудействующими, они должны быть отлучены от Христа.» (24) Предписание относительно работы в воскресение было довольно умеренным, т. к. христиане «по возможности» не должны были работать в этот день.

В IV-м столетии мы замечаем, что были приложены усилия, чтобы установит однообразность в учение и обряды относительно воскресения. Сначала было приложено усилие уменьшить празднование субботы и возвысить воскресный день. Наконец, появились попытки регулировать и сообразовывать празднование воскресения.

Григорий Нисский в конце IV в. говорит о субботе и воскресении как о «сестрах» (25). и около 400-го года Астерий амасейский писал, что для христиан очень хорошо, что эти два дня, «суббота и день Господень», сходятся и каждую неделю собирают народ и священников. (26)

С другой стороны, выдающиеся вожди церкви противились субботе. Так, например, Иоанн Златоуст заявил: «Среди нас есть многие, которые постятся в один день с иудеями и соблюдают субботу, как и они; и мы терпим их великодушно, или, вернее, со стыдом и отвращением.» (27)

Возрастающее число упоминаний о субботе — как за так и против ее соблюдения — показывют, что борьба по этому вопросу принимала более широкий масштаб. противоречие уже не сосредотачивалось только в Риме и Алекснадрии. Благодаря тому, что значительность субботы теперь все больше переносилась на воскресение, субботний день неизбежно все больше и больше терял свое значение. Споры в литературе IV и V вв. отражают борьбу между теми, кто старался унизить субботу, и теми, кто почитал ее. Количество ссылок на субботу и воскресение резко увеличилось в IV веке. в некоторых случаях подчеркивалось соблюдение обоих дней.

В шестом веке третий синод в Орлеане (538 г.) хотя и нашел предосудительным иудейское субботствование, запрещал «полевые работы, чтобы народ мог приходить в церковь на богослужение» (28). Пятьдесят лет спустя, второй Маконский собор в 585 году и Нарбонский собр в 589 году, требовал строгого соблюдения воскресения. (29)

Вольтер Хайдс в своем труде «От язычества к христианству в Римской Империи» удачно подытожил историю субботы и воскресения за несколько столетий, вплоть до карла Великого: «Императоры после Константина сделали соблюдение воскресения более строгим и их законодательство вовсе не было основано на Ветхом Завете». (30)