Заключительные замечания

В конце этого краткого и, во многом неполного, обзора, нужно сделать следующие замечания:

1. Я был вынужден опустить все философское развитие последних лет. Но русская философия, особенно в ее «религиозно-философском» направлении, глубоко связана с богословскими проблемами, и резкое западное различие между философией и богословием несколько неадекватно в применении к русской духовной традиции. С другой стороны, внесение сюда в список только наиболее важных философских работ таких ведущих христианских философов как С.Л. Франк [94] , Н.О. Лосский [95] , Н.А. Бердяев [96] , и В.В. Зеньковский [97] «растворило бы» специфический богословский акцент в этой статье.

2. Данная статья, показывая дефицит богословских публикаций в СССР, может создать впечатление, что среди русских, живущих при коммунизме, не велики богословские и духовные интересы. Истинно, однако, противоположное утверждение [98] . Недавнее свидетельство выявило реальные «жажду и голод» живого богословия. Книги православных (и неправославных) богословов, живущих на Западе, тайно циркулируют, иногда в форме ротапринтов. Там существуют частные круги изучения и обсуждения вне богословских школ, иногда обвиняемых в заключении компромисса с советским «бюрократическим аппаратом». Лучшим свидетельством уровня и качества богословского возрождения является, однако, Открытое Письмо, посланное несколько лет назад двумя молодыми русскими священниками Патриарху, в котором они призывали иерархию к большей независимости от государства [99] . В то время как давление атеистического правительства усиливается и положение Церкви остается трагическим [100] , более молодое поколение православных становится все более своенравным — и гласным — и представляет огромную надежду для будущего православного богословия.

3. После Второй Мировой Войны, кажется, имеет место новое явление: «достигает совершеннолетия» православная диаспора на Западе, и особенно в Америке. Оставаясь все еще разделенными по национальным «юрисдикционным» линиям (поддерживаемыми главным образом «церквями-матерями», чей недостаток понимания американской ситуации и, следовательно, истинных потребностей православных здесь просто удивителен) [101] , американские дети православных иммигрантов имеют тенденцию преодолевать узкие националистические границы, особенно в области православного религиозного образования [102] и богословия [103] . Если, в начале этого столетия, православные книги по-английски, французски, и немецки были предназначены прежде всего для неправославной «экуменической» аудитории, то сегодня определенное количество такой православной богословской литературы написано для самих православных. Некоторый очень существенный богословский вклад были сделан авторами, обратившимися в православную веру из других конфессий, чья мысль, выходит за пределы таких категорий как «русский» и «грек» [104] . Православные богословы различных национальных традиций, имевшие обыкновение встречать друг друга почти исключительно на экуменических конференциях, стремятся находить новые пути сотрудничества [105] . Несколько богословских школ диаспоры «пан-православны» по самой своей структуре. Все это может означать обещание новой и плодотворной главы в истории православного богословия, которое в прошлом страдало прежде всего от недостатка внутренней связи и сотрудничества.

Но, безотносительно к будущим потребностям и возможностям, можно не сомневаться, что за последние сорок лет русское богословие показало, несмотря на все трагедии и трудности, большую живучесть и творческий потенциал. Его значение при экуменическом столкновении с христианским Западом едва ли может быть преувеличено. Хотя слишком рано подводить итоги, что обещает оно для будущего развития православной церкви, к истории православной мысли вообще и русской культуры в частности уже была добавлена важная глава.

St. Vladimir’s Theological Quarterly, Vol. 16, No. 4, 1972, pp. 172-194

Перевод с англ.

Оригинал на сайте о. Александра по адресу:

http://www.schmemann.org/byhim/russiantheology.html

[1] Timothy Ware, Eustratios Argenti, A Study of the Greek Church under Turkish Rule (Oxford: Clarendon Press, 1964), pp. 7f.

[2] G. P. Fedotov, The Russian Religious Mind, Vol. I. Kievan Christianity (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946).

[3] N. Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century (New York: 1963).

[4] О положении Русской церкви после 1917 см. N. Struve, Christians in contemporary Russia (London: Harvill Press, 1967), и William C. Fletcher, A Study in Survival (N. Y.: 1965). Также Religion in USSR, publ. by the Institute for the Study of the USSR (Munich: 1960).

[5] О Свято-Сергиевском институт, его истории и значении, см. D. A. Lowrie, St. Sergius in Paris (N. Y.: 1952), полная библиография его публикаций в.: List of the Writings of Professors of the Russian Theological Institute in Paris, Vol. I (1925-1932), Vol. II (1932-1936), Vol. III (1936-1947), Vol. IV (после 1947), edited by L. A. Zander.

[6] A. Schmemann, «The Revival of Theological Studies in the USSR» in Religion in the USSR (Munich: 1960), pp. 29-43. В течение десятилетия 1960-70 хорошие обзоры и библиографии были в Irйnikon, бенедектинском обзоре, издаваемом в Chevetogne, Belgium, в ISTINA, издаваемом доминиканским

[7] См. N. Struve, «Five Years of Religious Persecution in Russia,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, VIII, 4 (1964), p. 221.

[8] А.В. Карташев, Ветхозаветная библейская критика, (Paris: YMCA Press, 1947), p. 10.

[9] См. соответствующие главы Георгия Флоровского «The Lost Scriptural Mind» и «Revelation and Interpretation» в Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View, Collected Works of Georges Florovsky, Vol. I (Belmont, Mass.: Nordland, 1972).

[10] А.В. Карташев. op. cit.

[11]Н. Глубоковский, Св. Апостол Лука, (София: 1932), и Евангелия и Апостольские постановления, (София: 1935).

[12] Besobrasov, La Pentecôte Johannique (Jo. XX, 19-23), (Valence-sur-Rhône: 1939); «Принципы православного изучения св. Писания», Путь, 13, 1928, сс. 3-18; «Евангелисты как историки», Православная мысль, 1, 1928; «Церковное предание. Новозаветная наука», Живое предание, (Paris: 1936), pp. 153-170. Полную библиографию см. в: List of Writings, Vol. I-IV.

[13] .А. Князев, «О богодухновенности Писания», Православная мысль, 8, 1951, сс. 113-128; см. библиографию в List of Writings, IV, pp. 97sq.

[14] Г. Флоровский, quoted in discussion following «The lesson of history on the controversy concerning the nature of Christ,» by Archbishop Tiran Nersoyan, The Greek Orthodox Theological Review, X, 2 (1964-65), p. 132.

[15] Г. Флоровский. Пути русского богословия, (Париж: 1937), p. 509.

[16] Об уникальном месте Вл. Соловьева в русской философии, см. В.Зеньковский, История русской философии, том II (Нью-Йорк: 1953).

[17] О П. Флоренском см. Зеньковский, op. cit., т. II.

[18] Агнец Божий, (Париж: 1933).

[19] Утешитель, (Париж: 1936).

[20] Невеста Агнца, (Париж: 1945).

[21] Купина Неопалимая, (Париж: 1927).

[22] Лествица Иакова, (Париж: 1929), и Друг Жениха о Св. Иоанне Крестителе (Париж: 1929).

[23] Икона и иконопочитание, (Париж: 1931).

[24] «Евхаристический догмат», Путь, 20-21, 1930.

Полную библиографию работ Булгакова см. Л.А. Зандер, Бог Mir. . Философия и богословие о. Сергия Булгакова), 2 издание (Париж: 1948). Введение в софиологию на английском яз., см. в: S. Bulgakov, The Wisdom of God — A Brief Summary of Sophiology (New York: 1937).

[25] О Зандере, см. информацию в Ecumenical Theology, infra.

[26] В.В. Зеньковский, профессор философии и апологетики Свято-Сергиевского института (+ 1963) писал главным образом в области философии. См., однако, его богословские эссе: «Об образеБожием в человеке», Прав. мысль, 2, 1930; » Проблема Космоса в Христианстве «, Живое предание, (Париж: 1936); Das Bild von Menschen in der Ostkirche (Stuttgart: 1951).

[27] Б.П. Вышеславцев, профессор нравственного богословия Свято-Сергиевского института (+ 1954), прежде профессор Московского Университета. С богословской точки зрения важно следующее: Этика преображенногоа эроса, (Париж: 1931); Das Ebenbild Gottes im Wesen des Menschen» in Kirche, Staat und Mensch (Geneva: 1937); «Миф первородного греха», Путь, 34, 1932. См. информацию Christian Social Ethics, infra.

[28] Бердяев, наиболее известный русский мыслитель на Западе всегда возражал против его идентификации с официальным православным богословием. Его философия, однако, близко связана с главными темами русской богословской мысли. См. B. Зеньковский, История русской философии, том II.

[29] О месте о. Флоровского в современном русском богословии, см. G. H. Williams: «G. V. Florovsky: His American Career,» The Greek Orthodox Theological Review, XI, 1 (1965), pp. 7-107; также Y. N. Lelouvier, Perspectives Russes Sur L’Eglise. Un Théologien Contemporain: Georges Florovsky (Paris: Editions Du Centurion, 1968)..

[30] «Тварь и тварность», Прав. мысль, 1, 1928.

[31] «О смерти крестной», Прав. мысль, 2, 1930; «The Lamb of God,» Scottish Journal of Theology, IV, 1951, pp. 13-28.

[32] . «The Work of the Holy Spirit in Revelation,» The Christian East, XIII, 2 (1932). См. также «Богословские отрывки», Путь, 31, 1931.

[33] «The Resurrection of Life,» Bulletin of the Harvard University Divinity School, XLIX, 8 (1952), pp. 5-26.

[34] The Mystical Theology of the Eastern Church (London: 1957).

[35] The Vision of God (London: 1963). См. также его монументальную докторскую диссертацию: Théologie négative et Connaissance de Dieu ches Maître Eckhart (Paris, 1960). О Лосском, см. «Memorial Vladimir Lossky,» Le Messager du Patriarche Russe en Europe Occidentale, 30-31 (1959).

[36] Бог и человек, (N. Y.: 1953); см. также «Procession of the Holy Spirit According to the Orthodox Doctrine of the Holy Trinity,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, Fall, 1953, pp. 12-26; «Some Theological Reflections on Chalcedon,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, Winter, 1958, pp. 2-12

[37] См. P. Stanislas Jaki, Les tendances nouvelles de l’ecclesiologie (Rome: 1957); R. Slenczka, Ostkirche und Okumene (Die Einheit der Kirche als dogmatische Problem en der neuern ostkirchlichen Theologie), (Gottingen: 1962). Also, A. Gratieux, A. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, 2 Vols., (Paris: 1939).

[38] Наиболее важные работы Афанасьева: «Каноны и каноническое сознание», Путь, 1933; » Две идеи вселенской церкви», Путь, 45, 1934; » Неизменное и временное в церковных канонах», Живое предание, (Париж: 1936); Трапеза Господня, (Париж: 1952); Служение мирян в Церкви, (Париж: 1955), Церковь Святого Духа, (Париж: 1972).

[39] См. особенно, «The Catholicity of the Church,» The Church of God, An Anglo-Russian Symposium (London: 1934); «The Limits of the Church,» Church Quarterly Review, 97, 1933; «The Sacrament of Pentecost» (A Russian View on Apostolic Succession), The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1934; «The Ethos of the Orthodox Church,» Orthodoxy, A Faith and Order Dialogue, Faith and Order Papers, No. 30 (Geneva: World Council of Churches, 1960); «The Church: Her Nature and Task,» The Universal Church in God’s Design, Vol. I (London: 1948), pp. 42-58; «Le Corps du Christ Vivant: une interprétation orthodoxe de I’Eglise,» La Sainte Eglise Universelle (Neuchâtel-Paris: 1948); «Scripture and Tradition,» Dialog, II, 1963, pp. 288-293; «The Function of Tradition in the Ancient Church,» The Greek Orthodox Theological Review, IX (1963), pp. 181-200. См. также Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View, Collected Works of George Florovsky, Vol. I (Belmont, Mass.: Nordland, 1972).

[40] The Primacy of Peter in the Orthodox Church с эссе Иоанна Мейендорфа («St. Peter in Byzantine Theology»), Александра Шмемана («The Idea of Primacy in Orthodox Ecclesiology»), Н.Афанасьева («The Church Which Presides in Love»), и Н. Куломзина («Peter’s Place in the Early Church»), (London: 1963).

[41] Toward An American Orthodox Church: The Establishment of an Autocephalous Orthodox Church, (New York: 1963). Экклезиологические статьи, вызванные юридическими и каноническими спорами в пределах русской диаспоры очень многочисленны и рассеяны в различных епархиальных изданиях. Они требовали бы специального изучения. Общие вопросы также рассмотрены в: «Perspectives Ecclesiologiques» В. Лосского и О. Клемана, Contacts, Revue Française de l’Orthodoxie, 42, 1963; А. Шмеман: «Theology and Eucharist,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, V, 4 (1961); «Towards a Theology of Councils,» ibid. VI, 4. (1962); и в важном собрании эссе И. Мейендорфа Orthodoxy and Catholicity (New York: 1966).

[42] Цитируется у Киприана Керна, Les Traductions Russes des Textes Patristiques (Chevetogne: Guide Bibliographique. Editions de Chevetogne, 1957), p. 11.

[43] К. Керн, op. cit., дает полную историю и полный список патристических переводов в России.

[44] Восточные Отцы IV- V века, (Париж: 1931).

[45] Византийские Отцы V-VIII века, (Париж: 1933). См. также «Patristics and Theology,» in Procès-verbaux du Premier Congrés de Théologie Orthodoxe à Athènes (Athens: 1939), pp. 238-242; «Origen, Eusebius and the Iconoclastic Controversy,» Church History, XIX, 2 (1950), pp. 77-96; «Patristic Theology of the Church,» The Greek Orthodox Theological Review, II, 1 (1956), pp. 121-123.

[46] «The Ascetic and Theological Teaching of Gregory Palamas,» The Eastern Churches Quarterly, 4, 1938.

[47] Антропология Св. Григория Паламы (Париж: 1950).

[48] Более современные достижения в исследовании Паламы, см. Grégoire Palamas, Défense des Saints Hésychastes, Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Meyendorff, Spicilegium Sacrum Lovaniense, 30-31 (1959); J. Meyendorff, A Study of Gregory Palamas (London: 1964), and St. Grégoire Palamas et la Mystique Orthodoxe (Paris: 1959).

[49] Наиболее важными являются: Л.П. Карсавин. Святые Отцы и Учители Церкви, (Париж: 1925); Myrra Lot-Borodine, Un Maître de la Spiritualité Byzantine au XIV-e siècle: Nicolas Cabasilas (Paris: 1958); «La Mystagogie de St. Maxime Ia Confesseur,» Irenikon (1936), pp. 466sq; V. Lossky: «Darkness and Light in the Knowledge of God,» Eastern Churches Quarterly, VIII (1950), pp. 460-471, «Le probleme de la vision ‘face à face’ et la tradition patristique de Byzance,» Studia Patristica, II (Berlin: 1957), «La notion des Analogies chez Denys,» Archives Doctrinales du Moyen Age (1930); В.Д. Сарычев, «Святоотеческое учение о Богопознании>», Богословские труды, 3. Изд. Московского патриархата М., 1964.

[50] См. особенно Sources chrétiennes, 96 (1963), где приведена дополнительная библиография. . Архиепископ Василий Кривошеин часто пишет по различным богословским темам в Вестнике русского Патриаршего экзархата во Франции.

[51] Igor Smolitsch: Leben und Lehre der Starzen (Vienna: 1936); Das alt Russische Mönchtum (Wurzburg: 1940); Russisches Mönchtum (Wurzburg: 1953).

[52] Сергий Четвериков: Оптина пустынь, (Париж: 1926); Паисий Величковский (Печеры, Эстония: 1938).

[53] Николай Арсеньев: Жажда подлинного бытия, (Берлин: 1922); Mysticism and Eastern Church (London: 1927); Из жизни духа, (Варшава: 1935); Преображение мира и жизни, (Нью-Йорк: 1959); Revelation of Life Eternal, (New York: 1963); Russian Piety (London: 1965). Полная библиография работ профессора Арсеньева была издана Свято-Владимирской семинарией в 1965.

[54] Nadejda Gorodetzkaya: The Humiliated Christ in Russian Literature (London: 1938); St. Tikhon Zadonsky, Inspirer of Dostoyevsky (London: 1951).

[55] См., например, исследование М. Курдюмова: В. Розанов (Париж: 1929), (по-русски), и Сердце смятенное (о Чехове), (Париж: 1934); L. Zander, Dostoyevsky (London: 1948); P. Evdokimov, Gogol et Dostoyevsky (Paris: 1961).

[56] Его многочисленные письма теперь собираются. Появились два тома: я. I. Листья Древа, (Сан-Франциско: 1964); II. Книга Свидетельств, (Сан-Франциско: 1965).

[57] Дневники и записи о. Александра Ельчанинова (+ в Париже в 1934): Записи, (Paris: 1935), английский перевод, The Diary of a Russian Priest (London: 1967).

[58] П. Иванов, Смирение во Христе, (Paris: 1925).

[59] Archimandrite Sofrony, The Undistorted Image, Staretz Silouan (London: 1958). См. также Александр Семенов — Тян-Шанский, Отец Иоанн Кронштадтский, (N. Y.: 1955). Archbishop Antony Bloom: Living Prayer (Springfield, Ill.: Templegate, 1966); Meditations (Denville, N. J.: Dimension Books, 1971); God and Man (London: Danton, Longman and Todd, 1971).

[60] Киприан Керн, Евхаристия, (Париж: 1947).

[61] Б. Сове, «Евхаристия в древней церкви и современная практика», Живое предание, (Париж: 1936), pp. 171-195; Н. Арсеньев, Таинство Евхаристии, (Париж: б.д.).

[62] , Киприан Керн, Крины молитвенные — Эссе о суточном круге), (Белград: 1928); В.Н. Ильин. Всенощное бдение.

[63] В.Н. Ильин. Запечатленный гроб — Объяснение Страстной недели и Пасхи); A. Schmemann, Sacraments and Orthodoxy (New York: 1965). См. ряд интересных литургических статей в Журнале Московской патриархии: Епископ Исидор, «Рождество Девы» 5, 1947; Д. Боголюбов, «Богоявление», 1, 1952; «Сретение», 2, 1953; В. Никонов, «Пост», 2, 1953; А. Ястребов, «Преображение», 8, 1953; С. Савинский, «Пасха», 4, 1953; Н. Попов, «Введение во Храму, » 11, 1953. На более популярном уровне — эссе Valentina Zander: La Fête de I’Epiphanie (Troyes: 1947); La Pentecôte (Troyes: 1948); La Fête de Noël (Troyes: 1949).

[64] В.Н. Ильин, «Основные проблемы символизма Креста Господня» Прав. мысль, 1, 1928; Ф. Спасский, «Святое предание в богослужебных книгах», Богословская Мысль, (Париж: 1942); Русское литургическое творчество, (Париж: 1951); A. Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, (London: 1966); A. Kniazev: «La Lecture de l’Ancien et du Nouveau Testament dans le Rite Byzantin,» La Prière des Heures, Lex Orandi 35 (Paris: 1963), «La Place de Marie dans la piété orthodoxe,» Mariologie et Ecumenisme, Bulletin de la Société Française d’Etudes Mariales (Paris: 1962), «La Theotokos dans les offices byzantins du temps pascal,» Irénikon, 1, 1961; Mariologie Biblique et liturgie byzantine (Chevetogne: 1955); P. L’Huillier, «Théologie de l’Epiclèse,» Verbum Caro, 56, 1960.

[65] Святой Филипп Метрополит Московский, (Париж: 1928); » Св. Женевьева и Симеон Столпник», Путь, 8, 1927; «Св. Мартин Турский — подвижник аскезы», Прав. мысль, 1, 1928; «Житие и терпение св. Авраамия Смоленского», Прав. мысль, 2, 1930; Святые Древней Руси, (Париж: 1921).

[66] » Трагедия древне-русской святости», Путь, 27, 1931; Стихи духовные, (Париж: 1935); «Мать Земля», Путь, 46, 1935, (по-немецки, Orient und Occident, 3, 1936).

[67] The Russian Religious Mind, Vol. I, Kievan Christianity (Cambridge, Mass.: 1946); Vol. II, The Middle Ages (Cambridge: 1966). See also A Treasury of Russian Spirituality (New York: 1950).

[68] Наиболее важные работы: В.Н. Ильин. Св. Серафим Саровский, (Париж: 1925); Н.А. Клепинин, Св. князь Александр Невский, (Париж: 1927); N. M. Zernov, St. Sergius, Builder of Russia (London: 1939).

[69] См., например Г. Звенигородский, «Русские святые» 11, 1953; В. Ганецкий, » Св. Димитрий Ростовский» 6, 1953; Н. Волнянский, «Св. Серафим» 8, 1953.

[70] А. Карташев. Очерки по истории русской Церкви, 2 тома (Париж: 1959), и Вселенские Соборы, (Париж: 1963).

[71] Igor Smolitsch, Geschichte der Russischen Kirche 1700-1917, Т. 1, (Лейден: 1964).

[72] Г.В. Флоровский, Пути русского богословия, (Париж: 1938).

[73] В.В. Зеньковский, История русской философии, английский перевод Kline, 2 тт. (N. Y.: 1953).

[74] N. М. Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century, (N. Y.: 1963); см. также: Moscow the Third Rome (London: 1937); The Russians and Their Church (London: 1945).

[75] О русских миссиях, см. G. Florovsky, «Russian Missions: A Historical Sketch,» The Church Overseas, 6, 1933; S. N. Bolshakov, The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church (London: 1943). Общее историческое введение в православие: A. Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy (New York: 1963); J. Meyendorff, The Orthodox Church, Its Past and Its Role in the World Today (New York: 1962). On the Church in Soviet Russia: N. S. Timashev, Religion in Soviet Russia, 1917-1942 (New York: 1942); А.А. Боголепов, Церковь под властью коммунизма (Munich: Institute for the Study of the USSR, 1958); . И.М. Андреев. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней, (Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Monastery, 1952); N. A. Struve, Les Chrétiens en USSR (Paris: 1963).

[76] О Хомякове, в этом отношении, см. P. K. Christoff, An Introduction to Nineteenth Century Russian Slavophilism, Vol. I, A. S. Xomjakov (S. Gravenhage: 1961). О Соловьеве, см. К.В. Мочульский. Владимир Соловьев (Париж: 1936). О Федорове см. A. Schmemann, Ultimate Questions, An Anthology of Russian Religious Thought (New York: 1964), pp. 173sq.).

[77] См. N. Zernov, The Russian Religious Renaissance, pp. 111 sq.

[78] Его наиболее важные книги в этой области — The Destiny of Man (London: 1937) и Freedom and the Spirit (London: 1935). См. O. F. Clarke, Introduction to Berdyaev (London: 1950), и Зеньковский, История. Т. II.

[79] Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного эроса, (Париж: 1931).

[80] См. С.В. Троицкий, Философия христианского брака, (Париж: 1933); P. Evdokimov: Le Mariage, Sacrement de I’Amour (Lyon: 1944); La Femme et le Salut du Monde (Tournai-Paris: 1958); Sacrement de l’Amour (Paris: 1962).

[81] Только несколько наиболее важных работ можно здесь упомянуть: N. A. Berdyaev, NThe Origin of Russian Communism (London: 1937); Н.В. Спекторский, Христианство и культура, (Prague: 1925); С.Л. Франк. Духовные основы общества, (Paris: 1930); Н.Н. Алексеев, Религия, право и нравственность, (Paris: 1930); В.В. Зеньковский, Наша эпоха (Paris: 1955); И.А. Ильин. Основа христианской культуры, (Geneva: 1937); F. A. Stepun, The Russian Soul and Revolution (London: 1936); Г.П. Федотов, Христианин в революции, (Paris: 1957); С.С. Верховский, ред. Православие в жизни, (New York: 1953).

[82] См. V. Weidle, The Dilemma of Arts (London: 1948); Н.К. Метнер, Муза и мода, (Париж: 1935).

[83] G. Florovsky, «Orthodox Ecumenicism in the 19th Century,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, IV, 3-4 (1956). Это расширенная глава из: A History of The Ecumenical Movement, ed. by R. Rouse and S. C. Neill (London-New York: 1954), pp. 169-215.

[84] N. Zernov, «The Eastern Churches and the Ecumenical Movement in the 20th Century,» A History of the Ecumenical Movement, pp. 667sq.

[85] S. Bulgakov: «By Jacob’s Well» (On the Actual Unity of the Divided Church in Faith, Prayer and Sacraments), Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 22, 1933; «Ways to Church Reunion,» Sobornost, 2, 1935; «Spiritual Intercommunion,» Sobornost, 4, 1935.

[86] L. Zander: Vision and Action (London: 1952); «Let us in unity praise the All-Holy Spirit,» Student World, 2, 1937, pp. 157-168; «What is Unity,» Student World, 2, 1939, pp. 153-164; «Mouvement Ecuménique,» Irénikon, 6, 1937, pp. 1-53.

[87] N. Zernov, The Reintegration of the Church (London: 1952); Orthodox Encounter (The Christian East and the Ecumenical Movement), (London: 1961).

[88] P. N. Evdokimov, «Notes preliminaires pour une théologie oecuménique,» Foi et Vie, 6, (Paris: 1947), pp. 541-570, and L’Orthodoxie (Neuchâtel-Paris: 1959), pp. 334sq.

[89] Florovsky: «Une Vue sur l’Assemblée d’Amsterdam,» Irénikon, XXII, 1 (1949); «The Orthodox Church and the WCC,» St. Vladimir’s Seminary Quarterly, II, 4 (1954); «The Challenge of Disunity,» ibid., III, 1-2 (1955), pp. 31-36; «Obedience and Witness,» The Sufficiency of God: Essays in Honor of W. A. Visser ‘t Hooft, ed. R. C. Mackie and Charles C. West (London: 1963); «Confessional Loyalty in the Ecumenical Movement,» Student World, 43, 1; «The Eastern Orthodox Church and the Ecumenical Movement,» Theology Today, VII, 1 (1950); см. также обзор Флоровским книги Зандера Vision and Action in St. Vladimir’s Seminary Quarterly, I, 2 (1953), pp. 28-34.

[90] См. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных православных церквей 8-18 июля 1948 года. Т. I-. II. М., 1948. Также: J. Meyendorff, ed., Les Relations Extérieures du Patriarchat de Moscou (1945-51), Notes et Etudes Documentaires, No. 1, 624 (Paris).

[91] См., например: The Russian Orthodox Church, Organization, Situation, Activity (Moscow: 1958), и множество докладов на экуменических конференциях и встречах в Журнале Московской патриархии, особенно начиная с Нью-Дели, 1961.

[92] См. A. Schmemann, «Moment of Truth for Orthodoxy,» Unity in Mid-Career, An Ecumenical Critique, ed., K. R. Bridston and W. D. Wagoner (New York: 1963), pp. 47-56, and «‘Unity,’ ‘Division,’ ‘Reunion’ in the Light of Orthodox Ecclesiology,» Theologia, XXII, 2 (Athens: 1951), pp. 242-245.

[93] См. Г. Флоровский в Vers l’Unité Chrétienne, 12, 1959, pp. 33-36; глава И. Мейендорфа о Втором Ватиканском соборе в его Orthodoxy and Catholicity (New York: 1966); N. Afanassiev, «Una Sancta,» Irénikon, 4, 1963, pp. 436-475.

[94] Для В.В. Зеньковского (История русской философии, т. II) Франк — <величайщее достижение, высшая точка в развитии русской филосовии>. Биографию, полную библиографию и общую оценку см. в: С.Л. Франк 1877-1950, под ред., В. Зеньковского (особенно эссе Флоровского»Религиозная метафизика С.Л. Франка»), (Munich: 1954).

[95] О Н.О. Лоском см. В. Зеньковский, История, Т. II.

[96] Бердяев хорошо известен и почитаем на Западе. См. биографию и библиографию в: D. A. Lowrie, Rebellious Prophet, A Life of Nicholas Berdyaev (New York: 1960). Русские обычно более критичны: см. Зеньковский, История, и Флоровский, Пути.

[97] В. Зеньковский дал систематическое представление своей философии в: Основы христианской философии. Т. I, (Frankfurt/Main: 1960), и т. II (Христианская космология), (Paris: 1964). О религиозном вдохновении и темах в русской философии см. также Б.П. Вышеславцев. Временное и вечное в русской философии, (New York: 1955).

[98] Жизнеспособность даже «официального» богословия может быть замечена по шести томам Богословских трудов, изданных Московской патриархией: Т. I (1959), т. II (1961), т. III (1964), т. IV (1968), т. V (1970), т. VI (1971).

[99] См. английский перевод этого письма в St. Vladimir’s Seminary Quarterly, X, 1-2 (1966), pp. 67ff.

[100] См. Nikita Struve, Christians in the USSR; см. также Situation des Chrétiens en Union Soviétique, II, Documents, published by Comité d’ Information sur Ia situation des Chrétiens en Union Soviétique and distributed by Esprit (Paris: 1965); Studies on the Soviet Union, Institute for the Study of the USSR, Munich, New Series, V, 4 (1966).

[101] О православии в Америке см. специальный выпуск St. Vladimir’s Seminary Quarterly, «The Orthodox Church in America, Past and Future,» V, 1-2 (1961), и также мои статьи о проблемах православия в Америке: «The Canonical Problem,» ibid., VIII, 2 (1964), «The Liturgical Problem,» ibid.,

[102] Замечательный пример этого роста единства — работа Комиссии православного христианского образования, чьи руководства и материалы охватывают фактически всю область религиозного образования.

[103] Два богословских периодических издания, издаваемых в Америке, St. Vladimir’s Seminary Quarterly (с 1952) (переименован в St. Vladimir’s Theological Quarterly в 1969), и The Greek Orthodox Theological Review (с 1954), никогда не ограничивали себя работами православных богословов никакой определенной национальной группы.

[104] Среди них, Timothy Ware (Eustratios Angenti, и The Orthodox Church [Baltimore: 1963]), и Olivier Clément (Transfigurer le Temps [Neuchâtel-Paris: 1959]).

[105] Так, в сентябре 1966 была проведена первая конференция православных богословов Америки, в результате было основано православное богословского общество Америки — см. мою статью «Задача православного Богословия в Америке сегодня», «St. Vladimir’s Seminary Quarterly, X, 3 (1966). Вторая такая конференция состоялась в Свято-Владимирской семинарии в сентябре 1972. Статьи, которые читали и обсуждали на первой конференции, были изданы в The Greek Theological Review, XVII, 1 (Spring, 1972).. Материалы второй конференции будут изданы в St. Vladimir’s Theological Quarterly, XVII (1973).