Введение

В силу своих буквалистских исходных предпосылок, современные истолкователи апокалипсических пророчеств зачастую не видят связанных с пророческим истолкованием герменевтических проблем. Наша цель заключается не в том, чтобы попытаться исчерпывающе изъяснить все библейские пророчества и вопросы эсхатологии, но в том, чтобы раскрыть и использовать богословские принципы, или основы, являющиеся основополагающими для верного пророческого истолкования. Правильные библейские принципы истолкования в конечном счете куда более важны, чем экзегеза отдельно взятых текстов и слов, не только в силу того, что ЭТИ принципы оказывают влияние на экзегезу в целом и направляют ее, но и потому, что они определяют, как откорректировать неверную экзегезу и ложное истолкование.

Сегодня широко признается то, что изначальные философские и богословские предпосылки существенно влияют на выводы исследователя. Поэтому чрезвычайно важны его представления о Божественном вдохновении и характере пророческой передачи Божественного откровения независимо от того, исходит ли он из буквалистских предпосылок, касающихся библейских терминов, или допускает, что Бог может передавать Свое откровение через «заимствованные» из культуры символы и идеи данного времени, придавая дополнительную глубину и новое содержание старым словам.

Наши намерения сосредоточены на выявлении взаимосвязи между ветхозаветными пророчествами и их новозаветным исполнением или дальнейшим приложением. Мы желаем раскрыть те богословские принципы, которые лежат в основе подхода новозаветных авторов к истолкованию еврейского Писания, и установить новозаветные модели его исполнения. Мы стремимся проанализировать, как ветхозаветные пророчества уже исполнялись в прошлой истории, с тем чтобы использовать эти принципы в качестве руководства и нормы для истолкования еще не исполнившихся пророчеств. (15)

Принимая Библию как единое целое, сосредоточенное на Христе, мы прежде всего стремимся восстановить верный исторический взгляд на возникновение и развитие пророческих откровений Израиля. Восстановление исторического контекста важно для утверждения экзегетической основы всякого пророческого истолкования. Историю и пророческое истолкование нельзя ни разделять, ни членить на части.

Основная проблема, связанная с приложением древних пророчеств к нашему времени, заключается в том, что многие современные истолкователи демонстрируют полное пренебрежение важнейшими богословскими, особенно христологическими измерениями ветхозаветных пророчеств. Пророческое видение истории никогда не было обращено на светские события политического характера, не имеющие отношения к Мессии и Его народу.

Каждый библейский пророк твердо и последовательно удерживает свои обетования благословения или угрозы погибели в русле искупительной истории. Истолкование пророчеств как лишь предсказаний, касающихся текущих социально-политических событий на Ближнем Востоке, в значительной степени низвело бы Бога Израиля до роли предсказателя. Задачей предсказателя всегда являлось предвозвещение будущих события вне всякой связи с истинным Мессией и мессианским народом. Когда говорит Бог, Он отвечает Своим именем за соответствие Своих слов Его святому завету, средоточием и подтверждением которого является Иисус Христос как единственный Посредник между Богом и человеком, между Богом и Израилем. Бог никогда не пытается убедить человека в истинности Своего Божественного существования посредством одной лишь демонстрации Своего знания будущего в отрыве от плана спасения. От Книги Бытие до Книги Откровение все библейские пророчества последовательно фокусируются на вечной Божьей цели — примирении небес и земли через Иисуса Христа (см. Еф.1:4-19). Пророки и апостолы едины в признании верховенства Бога во всем, что связано с историей спасения, и в частности в признании последовательного исполнения намерения Божьего через Христа. «Ибо все обетования Божии в Нем «да»» (2Кор.1:20). (16)

Настоящее исследование основывается на той исходной предпосылке, согласно которой Ветхий и Новый Заветы представляют собой не исключительно исторические документы, но религиозные писания, вдохновленные Духом Божьим и, следовательно, представляющие собой Слово Божье. Мы ставим перед собой задачу — истолковывать древние тексты Священного Писания такими, какими мы их видим; то есть мы концентрируем внимание на каноническом тексте в его современной форме как на законченном литературном произведении. Мы применяем к этим текстам индуктивный принцип аналогии Писания, который тщательно соотносит те библейские тексты, которые содержат одинаковые термины, образы или сопоставимые события искупительного характера, и признает, что один лишь Христос является истинным Толкователем Священного Писания Израиля.

Такая основа побуждает нас следовать традиционной христианской позиции, суть которой заключается в том, что Новый Завет является полномочным и авторитетным истолкователем Ветхого Завета. Наше исследование можно также воспринимать и как продолжение диалога с богословами-диспенсационалистами и их эсхатологией, которая, основываясь на строгом следовании принципу буквализма, уделяет исключительное внимание еврейскому народу и территории Ближнего Востока. (17)