Глава 7. Дух робости

Духовное сопротивление требует духовного отношения

Чтобы выявить робость и разобраться с ней, мы должны утвердиться в двух вещах. Во-первых, страх, или робость, — это дух, а во-вторых, он — не от Бога.

Ибо Бог не дал нам духа страха (2Тим. 1:7).

По-гречески «дух» — пневма. В соответствии с симфонией Стронга, это то же самое слово, которое используется для обозначения Святого Духа, духа человека или демона. Робость, пугливость, застенчивость — это не просто отношение или темперамент. Это — дух.

А так как робость — дух, мы не можем сражаться с ней на интеллектуальном или волевом уровне. Позитивное мышление не победит робость. Духовное сопротивление требует духовного отношения. Мы должны действовать в сфере духа.

Подумайте сами: почему интеллигентные люди, сильные физические, часто сражаются с запугиванием со стороны кого-то, кто слабее их и в теле и в разуме? Даже если все в порядке, они постоянно боятся, что обстоятельства могут измениться к худшему. Они тратят все свое время и энергию, беспокоясь и стараясь оградить себя от того, что никогда не случится. Они не могут наслаждаться чем-то в настоящем, потому что боятся будущего. И как бы ты ни старался взывать к их здравому смыслу, страх все равно остается. Они связаны духом страха или робости. Им нужно воевать не с естественными слабостями, а с духовными.

Или представьте себе мужчину или женщину, которые, как кажется, всегда делают все по-своему. Не важно, какой у них статус и образование. Может быть, они не занимают никакой позиции власти, но все вокруг отступают и уступают им. Почему? Все очень просто. Они контролируют других через дух робости и запугивания. Они научились использовать его для своей пользы.

Я завтракал с одним господином, владельцем очень процветающего бизнеса. Он рассказал мне, как жил и действовал до того, как принял спасение. Он говорил: «Нагоняя страх на людей, я мог заполучить все, что мне нужно для моего бизнеса. Я буквально мог ощущать эту силу на себе, когда заходил в здание мэрии. Мне нравилось, что люди боятся меня. Я получал все, что нужно, даже от городского совета». У него был этот дух робости и запугивания.

Даже руководители города, хотя и имели достаточно высокое положение, не осмеливались противиться ему.

Контролирующий дух Илия не испугался израильского народа, поклонявшегося Ваалу. Какая потрясающая смелость, — один человек против целой нации! Его не побили даже 850 лжепророков. Какая решимость, — один пророк против почти тысячи религиозных лидеров! В конце концов, его даже не интересовал гнев царя Израиля. Большинство людей не смогло бы справиться с такой ситуацией. Однако он позволил одной единственной женщине запугать себя до такой степени, что убежал и захотел умереть! Бессмысленно.

Психологи сказали бы, что он просто боялся женщин. Но это слишком слабый аргумент. Израильский народ состоял не только из мужчин! Нет, это был духовный конфликт такой силы, что вся нация, царь и лжепророки бледнели по сравнению с ним. В лице Иезавели Илия встретился с сильным контролирующим духом робости и запугивания. Этого духа не было у царя и лжепророков.

Давайте выясним, что говорит Писание о природе этого духа. Посмотрите на обмен мнениями между Ииуем и сыном Иезавели Иорамом.

И когда увидел Норам Ииуя, то сказал: с миром ли, Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? (4Цар. 9:22).

Не преткнитесь на слове «колдовство». Не ошибетесь, представляя себе тетку с бородавкой на носу, летающую на метле, насылающую чары, подсыпающую яд. Человек колдует, когда хочет контролировать других людей. Да, есть такие формы контроля или колдовства, когда вызывают демонических духов. Однако только этим колдовство не ограничивается. Павел упрекал церковь в Галатии: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине» (Гал. 3:1). Они не были приворожены какими-то снадобьями и зельями. Павел поминает учителей, убедивших их не слушаться Бога в том, что Он открыл им. Эти учителя не были мастерами оккультных дел, но у них был контролирующий дух. И это повлияло на всю церковь.

Иезавель имела настолько сильный контролирующий и запугивающий дух, что и царь, и лидеры, и весь народ Израиля подчинялись ей. Даже Илия уступил и побежал спасать свою жизнь. Когда вы позволяете страху войти в ваше сердце, вы теряете мир, доверие, смелость, твердость, героизм, решимость и безопасность. Список можно продолжить.

Я наблюдал, как люди пытаются сами вырваться из мучительного страха через позитивное мышление. У них не получается, потому что они сражаются с последствиями страха, а не с источником. Вы можете собрать плоды с дерева, какое-то время оно будет без плодов, но затем плоды снова вырастут. Дерево будет приносить плод до тех пор, пока его корни сильны. Поэтому, чтобы разбить силу робости, вы должны пойти против духовной силы, стоящей за ней.

Контроль и дух запугивания в церкви

В наших церквях есть люди, чье сердце не право перед Господом. Такие верующие запугивают лидеров, чтобы получить то, что им нужно. Они подчиняются только, когда все идет так, как хочется им. Когда лидеры слабые, именно такие люди правят церковью. Я езжу по церквям и часто встречаюсь с запугиванием и робостью, и даже порой не знаю, почему мне приходится с этим сражаться и откуда все это приходит. Причина в том, что запугивание и робость — дух, проявляющийся через уступающих ему людей. Даже через верующих. Библия предостерегает верующих не давать места дьяволу (Еф. 4:27).

Я должен поделиться некоторыми переживаниями. Делая это, я рискую получить ярлык «супердуховного» или «охотника за бесами». Я понимаю, что некоторые люди ищут дьявола в каждой проблеме, с которой сталкиваются: если можно обвинить дьявола, тогда мы не несем ответственности за свои действия. Такое отношение концентрирует наше внимание больше на дьяволе, чем на Иисусе. Но Библия учит смотреть на Иисуса, а не на дьявола. Он — автор и совершитель нашей веры (Евр. 12:2).

Насколько я понимаю, мы должны жить, направив взор на Иисуса. А если дьявол появляется на нашем пути, то следует поразить его Словом Божьим, и продолжить стремление к Господу! Аллилуйя! Однако чтобы эффективно преодолеть робость и запугивание, мы должны понимать, что этот дух не уйдет, пока он не разоблачен. Произойдет прямо противоположное.

Атака

Сейчас я хочу обратиться к одному из многих случаев, подтверждающих, что робость и запугивание — это дух. Я проповедовал несколько служений подряд в одной церкви на Юге. Первое собрание было в воскресенье утром и прошло очень мощно. В течение нескольких лет мы использовали запись этого служения в выпусках наших кассет. После служения никто ничего не сказал пугающего или негативного. И в самом деле, люди вокруг меня были настроены очень позитивно. Но позже, где-то в пол день, я обнаружил, что сражаюсь с разочарованием и смущением. Я знал, что что-то не так, но не мог понять что. Но я узнал симптомы: они были такими же как и тогда, когда я сражался против робости. В тот вечер Господь побудил меня проповедовать о власти в церкви, и многие были благословлены.

После служения пастор затащил меня в офис. «Ты даже не знаешь, как точно ты попал в цель в своей проповеди», — сказал он. Он продолжил и рассказал, как одна женщина, член церкви, позвонила ему в полдень и сказала: «Пастор, я знаю, что вы не согласны с тем, что проповедует этот человек. Он слишком жесток с людьми. Я знаю, что после сегодняшнего вечера вы прервете служения, потому что вы не такой, как он. Я не приду вечером, я останусь дома и буду молиться против этого человека».

Теперь я точно знал, откуда пришло все это разочарование. Я спросил пастора, поправил ли он ее. Он — очень милостивый человек, и сказал, что не сделал этого. Он попросил ее предать все в Божьи руки. Если бы пастор поправил эту женщину и остался в своей власти, я уверен, у меня был бы совсем другой день. То, с чем мы не сражаемся, — не изменится. Если зло игнорировать, оно становится сильнее! Мы оба вынесли уроки из этого инцидента. Господь использовал это переживание, чтобы показать, как остаться в духовной власти и не склониться перед духом робости и запугивания.

Хвала Богу за Дух Святой. Он знал, что происходило, и заставил меня пойти против этого духа прямо из-за кафедры, хотя сам я и не понимал, в чем дело. Пастор знал, и проповедь открыла ему глаза. Эти служения стали самыми сильными моими служениями в том году. Я еще приезжал в ту церковь, а с пастором мы стали хорошими друзьями.

Еще одна схватка с робостью: контролирующий дух

В другой раз меня попросили проповедовать на одном семинаре за границей, где были зарегистрированы около тысячи человек. По два собрания проходили каждый день и еще одно вечером. Два первых служения были очень сильными. Я проповедовал о святости и покаянии, и почти на каждом собрании мог чувствовать сопротивление в атмосфере. После второго служения я провел весь полдень в своей комнате, сражаясь с тяжестью и безнадежностью. Я знал, что это был запугивающий контролирующий дух, но опять никто ничего против меня не говорил. Однако к тому времени я уже понимал, что сражаюсь не с плотью и кровью, но со злым духом.

Верующим нужно научиться жить в духе. Дух Божий откроет, против чего нужно выступить. Без такого различения мы будем обращать внимание на сторонние эффекты. Если бы я не понял, с чем мне нужно иметь дело, я бы начал думать: «А почему это я борюсь с депрессией? Нужно ли вообще мне было приезжать? Зачем я оставил жену и детей? Может, я упустил свое призвание? Может, надо перестать ездить и проповедовать?» Если бы я последовал за такого рода мыслями, я бы не был способен служить, и именно этого хотел контролирующий, запугивающий дух. Я бы сосредоточил свое внимание на самом себе, а не на том, что у Бога было для людей.

Итак, я сражался весь день. Когда за мной приехали, чтобы отвести на служение, в разговоре с переводчиком я упомянул, что весь день воевал с робостью. Переводчик сказал: «И я тоже!». Выяснилось, что мы оба боролись с одинаковыми симптомами. В тот вечер я проповедовал о духе робости и запугивания, и многие получили освобождение.

На следующее утро, когда я стоял за кафедрой, не было никакого помазания. Казалось, что Бог молчит. Ожидая услышать слово от Господа, я постоял на сцене несколько минут. Я молился и просил людей молиться, но все равно не было ни водительства, ни помазания, ни впечатления, что нужно вообще что-либо делать. Глубоко в сердце я понимал, что участвую в какой-то битве и эта атака направлена против меня. Я знал, что мне нужно разбить слова, высказанные конкретно против меня. Слово Божье говорит:

Ни одно орудие, сделанное против тебя не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобой ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь (Ис. 54:17).

Я начал разбивать эту атаку робости и устрашения. Я повелел каждому слову, сказанному против меня, быть осужденным. Я не заботился о том, что подумают люди. Я уже бы научен, что когда Дух говорит, лучше всего слушать свое сердце. Сразу же слово Божье пришло ко мне, как выстрел из пушки. Бог сказал мне в точности, что должны были делать люди. Через две-три минуты сила Божья буквально обрушилась. Люди так наполнились Духом, что начали неконтролируемо смеяться. Движение Духа Божьего было таким сильным, что я почти и не проповедовал. Даже к трем часам дня все еще оставались люди, и они свидетельствовали. Произошел великий прорыв, и мое сердце радовалось. Если бы я не противостал этому духу, ничего бы такого не случилось.

Позже я узнал от переводчика, что на служении была одна женщина-служитель, и когда расписание собраний было составлено, она подошла к руководителю семинара и сказала: «Почему люди должны слушать только Джона Бивера на всех служениях? Нам нужны и другие служители-проповедники». Она сама хотела выступить.

Я слышал и другие странные отзывы об этой женщине. Она практиковала освобождение не библейскими методами: использовала глазные капли, втирала вино в кожу. И никто не обличал ее. Фактически лидер даже позволял ей ограниченно служить таким образом. Грустно признавать, но церковные лидеры чаще решают пойти на компромисс, чем на конфронтацию, — они думают, что так будет удобнее. Но пойти на компромисс никогда не проще, — обернется себе дороже.

После собраний я поговорил с лидером. Я спросил, правдивы ли те истории, что я слышал об этой женщине. Он подтвердил. Я поделился своим предположением, о том, что она поставила под вопрос выбор проповедников, уже после того, как лидер определил Божье направление для собраний. Я сказал, что, очевидно, она хочет контролировать его. (Она не являлась ни лидером, ни даже членом этой церкви).

Я спросил: «Почему ты позволяешь этой женщине устраивать здесь служения?»

Он сказал: «Джон, я говорил ей, что она не может практиковать здесь такие вещи».

Я объяснил: «Ты можешь приостановить использование этих небиблейских методов, но дух, который стоит за этим, все равно останется. Состояние ее сердца не изменилось. Как лидер ты хотел поддерживать мир и поэтому поставил человека с контролирующим, запугивающим духом на позицию служения и власти. Это дало духу робости и пугливости законное право воевать против меня и любого человека, который не соглашается с желаниями этого духа».

Чтобы пастор ясно увидел, что происходит, я рассказал ему случай из своей жизни. В один особенный вечер, (я тогда служил пастором в колледже), мы вошли в сильное поклонение. Слезы текли по лицам многих молодых людей. Божий мир и присутствие наполнили помещение. Мы поклонялись почти сорок минут. В один момент все замолчали, и только некоторые тихо плакали.

И вдруг молодой человек, которого я никогда не видел раньше начал говорить на ином языке. Пока он говорил, чувство суетливости и непонятности происходящего окутало комнату. Затем девушка, стоявшая рядом с ним, которую я также никогда не видел раньше, выступила с каким-то странным истолкованием.

До этого я наслаждался присутствием Господа во время нашего поклонения, и поэтому оказался застигнутым врасплох, и ничего не сказал.

Когда девушка закончила, атмосфера была уже другой. Присутствие Господа полностью исчезло. Я решил, что слишком поздно что-либо говорить. Все уже было нарушено. Поэтому я попросил всех сесть, сделал объявления на неделю и собрал пожертвования. А потом начал проповедовать.

Во время проповеди я все время думал: «Где жизнь? Куда все идет? Почему я все это говорю?» Не было никакого помазания для проповеди, и я почувствовал, будто что-то сражается со мной. Я не понял, почему Божий дар бездействовал, и попросил всех людей молиться. Господь сказал: «Я хочу, чтобы ты противостал этому парню и девушке».

Я подумал: «Но уже прошло двадцать минут. Я не могу сделать это». Я оставил то, что сказал Бог, и подумал, что просто подольше помолюсь. Мы продолжали молиться и выступали против духовного сопротивления.

Через несколько минут, отчаявшись, я сказал: «Бог, ну что же происходит?»

В своем духе я снова услышал: «Я хочу, чтобы ты противостал им».

К этому моменту прошло еще больше времени. Я подумал: «Ни за что. Люди подумают, что я какой-то странный». Мы молились еще десять минут, но никаких изменений не происходило. Потеряв всякую надежду, я распустил собрание.

Домой я вернулся тем вечером с тяжестью на сердце. Я даже не хотел спрашивать Бога о том, что произошло. Я просто пошел спать. На следующее утро я проснулся с чувством еще большей тяжести в духе, и пошел молиться.

«Бог, что случилось вчера вечером?» — спросил я.

Он ответил: «Джон, я же сказал тебе противостать тем парню и девушке». И продолжил: «Когда Я ставлю тебя лидером над служением (или чем-нибудь еще), ты несешь ответственность за порядок на этом служении и имеешь власть для этого. Я не буду этого делать, потому что доверил тебе. Когда Я поместил человека в саду, Я сказал ему хранить его. Дьявол пришел, чтобы произвести разрушения, но Я не спустился и не выбил плод из руки Адама, хотя и знал, к каким серьезным последствиям это приведет, и для Адама, и для всего человеческого рода! Я не забираю то, что даю, и Я дал ему эту ответственность. У парня и девушки, которым я сказал тебе противостать, дух бунта. Ты не послушался, и этому духу было позволено господствовать на служении. Когда это случилось. Мой Дух отступил, потому что ты отдал свою власть».

Я немедленно покаялся, решив, что такого больше не случится.

Я рассказал эту историю тому пастору за границей, и он понял, почему должен был противостать этой взбунтовавшейся служительнице. Его лицо засияло, словно свет Божьего разумения вошел в его сердце. Я ободрил его: «Ты — пастух для этих людей, и ты призван не только кормить их, но также и защищать. Защита предполагает противостояние».

Я спросил его: «Бываешь ли ты в таких ситуациях, когда люди просят тебя о чем-то, и ты знаешь в сердце, что должен сказать «нет», но чтобы сохранить мир, ты говоришь «да»?»

Он ответил: «Да, Джон, я делаю это». Он размышлял какое-то мгновение, и затем задумчиво взглянул на меня: «Это ведь лицемерие, да?»

Я согласился. «Ты все правильно говоришь. Это лицемерие, или компромисс, рождается от робости и пугливости», — сказал я.

Он покаялся в том, что имел дух робости, и немедленно решил разобраться с теми вещами, перед которыми робел. В следующий раз, когда мы встретились, на лице пастора была большая улыбка, и он воскликнул: «Я свободен!»

Поймите, что эти примеры неудобных конфронтации представляют собой крайние ситуации. Я проповедовал буквально на сотнях служений, и там не было никакого сопротивления, просто великая свобода. Свобода — это норма; сопротивление — исключение. Однако я чувствую, что необходимо детально разобрать несколько примеров для вашей же пользы.

Хотя эти случаи касаются служения, принципы можно применить к любой сфере жизни. Робость и пугливость — это дух, и поступать с ним нужно соответствующим образом. Если мы пытаемся сражаться в духовной битве плотским оружием, в лучшем случае мы просто растеряемся, в худшем — будем ранены и поражены.

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь; ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:3-5)

Враг по имени «робость» атакует нашу душу. Его не победить психологией или позитивным мышлением. Наше оружие против робости и пугливости — меч Духа, твердое следование Божьему Слову (Еф. 0:17)1 Конфронтация с робостью пробуждает Божий дар в вас. Об этом — в следующей главе.