Глава 3. Две крайности

Откровение не имеет никакой ценности без мудрости и характера, которые позволяют жить в соответствии с ним.

За считанные мгновения Дух Божий может излить Свое богатство в ваш дух. Но откровение ничего не стоит, если у вас нет мудрости и характера, чтобы жить в соответствии с ним. Когда Святой Дух показал мне места Писания, разоблачающие робость, Он показал и две крайности, которые могут вывести жизнь верующего из равновесия. Первая крайность — это жажда власти, вторая — лжесмирение. Нужный баланс мы находим в жизни Тимофея, который воспитывал благочестивый характер вместо лжесмирения, и взгревал Божьи дары, а не искал влияния.

Чистое сердце

В Листре апостол Павел впервые встретил Тимофея. Мать этого молодого человека была еврейкой-христианкой, а отец — греком.

Павел захотел, чтобы Тимофей присоединился к ним и сопровождал в путешествии. Он должен был заботиться о различных нуждах Павла (Деян. 19:22).

Прошло время, и верность Тимофея была испытана. Его повысили в чине и доверили служение проповеди Евангелия, а именно он стал пастором в Ефесской церкви. Во втором послании Тимофею Павел писал:

Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий (2Тим. 1:5-6).

Видите, Павел отмечает, что вера Тимофея была нелицемерной. У этого молодого человека было чистое сердце. Он не был каким-нибудь шарлатаном. В другом послании Павел пишет: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисус Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу служил мне в благовествовании» (Фил. 2:19-22).

Отсюда видно, что претензий к характеру Тимофея не было. Характер для христиан должен быть главным приоритетом и стремлением. Наш Отец ищет не силу, но характер. Грустно, но факт: многие христиане стремятся к помазанию и силе Духа, оставляя в стороне развитие благочестивого характера. Первое послание к Коринфянам учит нас: «достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных». Однако мы извратили эту заповедь. Мы стремимся к дарам и помазанию, и просто желаем, чтобы плод любви присутствовал в нашей жизни. Бог есть любовь, и пока мы не ходим в любви, мы не достигнем Его природы.

Крайность первая: поиск власти, а не характера

Некоторые христиане готовы преодолевать огромные расстояния, сотни миль, чтобы получить чудо, попасть на пророческое помазанное служение, но они не готовы разбираться с гневом, непрощением и горечью в собственных сердцах. Очевидно, что они делают ударение на силе, а не на характере. Духовные проявления на таких служениях, вероятно, от Бога, но мы должны работать и над нашим внутренним человеком. Даже если церковь переживает освежение, с грехом нужно разбираться. Чудесно, что люди так голодны по Божьей силе, но давайте не будем пренебрегать и чистотой сердца.

Мы видели, как падали многие служители. Но они упали не потому, что однажды совершили аморальный поступок. Нет, их падение началось раньше, — в тот день, когда успех служения стал важнее, чем их личные близкие отношения с Богом. И мы видели это не только среди служителей, но также и в их общинах.

Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Он не сказал: «Блаженны те, кто имеет успешное служение». Он сказал, что без чистого сердца, вы не увидите Бога! И конечно, только Иисус может дать нам чистое сердце. Мы не можем его заработать. Это одновременно и бесценно и бесплатно. Бесценно, потому что стоило смерти Сына Божьего. Бесплатно, потому что ничего не стоит всем тем, кто ищет Его.

Обычно я молился так: «Бог, используй меня для приобретения потерянных душ. Используй меня, чтобы исцелять и освобождать толпы людей». Я молился так снова и снова, — таков был уровень моих исканий Бога. Моя высшая цель заключалась в том, чтобы быть успешным служителем.

Но однажды Иисус показал мне, что мое отношение было неверным. Он шокировал меня, сказав:

«Джон, Иуда изгонял бесов, исцелял больных и проповедовал Евангелие. Он оставил свой бизнес, чтобы стать Моим учеником, но где он сегодня?» Это ударило меня, как тонна кирпичей! И Бог продолжил:

«Смысл великого призвания христианина — не сила Божья или служение; цель — знать Меня» (см. Фил. 3:10-15).

Позже, когда моя жена молилась, чтобы Бог использовал и ее таким же образом, Иисус задал ей вопрос: «Лайза, тебя когда-нибудь использовал друг?»

— Да, — сказала она.

— И как ты себя чувствовала?

— Я чувствовала, что меня предали.

Господь продолжал: «Лайза, Я не использую людей. Я помазываю, исцеляю, приспосабливаю и преображаю их в соответствии с моим образом, но Я не

использую их».

Как бы ты описал семейные отношения, когда у женщины только одно желание — рожать для мужа детей. Она вступает в интимные отношения только тогда, когда хочет произвести на свет очередного отпрыска. К своему мужу как к личности у нее нет никакого интереса.

Я знаю, звучит абсурдно. Но не походит ли это на вопли к Богу «использовать нас для спасения людей», в то время как мы сами не наслаждаемся отношениями и общением с Ним? Когда мы близки с Богом, мы воспроизведем именно то, что Он определил: «Люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (англ. перевод — «Люди, знающие Бога, усилятся и совершат великие подвиги» — прим. перев.) (Дан. 11:32).

Единственным желанием Павла было знать Его (Фил. 3:8-10). Моисей сказал: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» (Ис. 33:13). Давид плакал: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его» (Пс. 26:4). И еще: «Тебя жаждет душа моя; по Тебе томится плоть моя» (Пс. 63:1).

В Библии мужчины и женщины, жаждавшие познания Бога больше всего остального, оставались верными Ему и завершали тот бег, который Он для них определил. Они научились принципу цельной сильной посвященности.

Другие люди измеряли свою духовную зрелость только способностью пророчествовать или течь в дарах. Но помните, что дары даются, а не зарабатываются. Даже ослица пророчествовала и видела духовный мир. Петух прокукарекал три раза и обличил Петра. Делает ли это животных духовными?

Иисус сказал, что многие назовут Его Господом и будут надеяться войти в Его Царство, но будут отвергнуты. Они совершат чудеса, будут изгонять бесов и пророчествовать во имя Его. Но Он ответит:

«отойдите от Меня делающие беззаконие» (Мф. 7:23).

Божье помазание — это не Божье одобрение. Саул пророчествовал уже после того, как Бог отверг его (1Цар. 19:23-24). Каиафа пророчествовал, хотя у него была одна цель — убить Сына Божьего (Ин. 11:49-51). У нас должно быть Божье сердце, тогда мы сможем быть послушными Его воле. Без этого мы просто будем ходить в тени Его помазания, мучимые законничеством и сладострастием. Валаам пророчествовал, и его пророчества оказались истинными. Однако умер он смертью колдуна-предсказателя, — когда Израиль захватил обетованную землю, он был предан мечу.

Павел определял добродетель Тимофея чистотой его сердца и верностью служения. Мы должны установить такой стандарт в нашей среде и позволить Духу Святому взвешивать нас. Невозможно переоценить крайнюю важность этого условия, когда мы идем на битву с духом робости. Без такого понимания истина этого послания не освободит вас, и возможно, даже больше повредит, чем поможет. Потому что не сами слова несут силу для освобождения, но дух и значение, стоящие за ними.

Для объяснения ситуации, мы можем вспомнить предупреждение Петра: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2Петр. 3:15-16).

Более важно, чтобы мы стремились к правильным отношениям с Богом, чем к поиску формулы, как действовать в Его силе. В свете этого, давайте исследуем утверждения Павла во втором послании Тимо4?ею. Сказав о чистоте сердца Тимофея, Павел пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий» (2Тим. 1:6). Здесь говорится «по сей причине». Инструкции Павла Тимофею, касающиеся высвобождения Божьих даров в жизни последнего, были бы недейственными, если бы его вера не была искренней. Давайте пойдем дальше.

Вторая крайность: лжесмирение

Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим. 1:5-6).

«По сей причине напоминаю тебе». Павел обращается к своему первому письму Тимофею, в котором призывал: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Павел обращает внимание Тимофея на то, как важно не пренебрегать Божьим даром. Он пишет об этом уже во второй раз, и ставит это напоминание в начале письма.

Чтобы изучить, что значит «не нерадеть о даровании», давайте посмотрим на некоторые антонимы, слова противоположные по смыслу слову «нерадеть»:

Исполнить, достичь, действовать, уделять внимание, заботиться, совершить, принимать во внимание, довести до конца.

Все эти слова — слова действия и власти. Большинство из них имеет как вербальную форму, так и номинальную. Они позитивные и решительные. Чтобы еще глубже проникнуть в смысл Слова Божьего, рассмотрим, что значит слово «нерадеть»:

Пробивать брешь, пренебрегать, прекращать, не обращать внимания, не принимать в расчет, игнорировать, недооценивать, презирать, упускать из виду.

Все эти негативные слова подчеркивают недостаток действия, решительности и власти. Это очень серьезно и весомо — пренебрегать тем, что нам вверено. Мы потерпим убытки, если не будем серьезны.

Крайность противоположная жажде власти — это жизнь, как я уже говорил, в лжесмирении. Люди, живущие в таком состоянии, признают важность стремления к Божьему характеру, но останавливаются на полпути. Они никогда не рискуют использовать Божьи дары в своей жизни, потому что боятся. Они избегают всего, что связано с конфронтацией, воспринимая ее как отсутствие любви или христианского характера.

Я определяю таких людей как «хранителей мира». На первый взгляд «миросохранение» может выглядеть привлекательно, но Иисус никогда не говорил: «Блаженны миросохранители». Он сказал:

«Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими» (Мф. 5:9). «Хранитель мира» поддерживает мир любой ценой. Он прогнется как угодно, только чтобы сохранить ложное чувство собственной безопасности, которое ошибочно принимает за мир.

С другой стороны, миротворец может смело идти на конфронтацию, и неважно чего это будет ему стоить, — он не заботится о себе. Напротив, его мотив -любовь к Богу и людям. Только при этом условии установится настоящий мир.

В Царстве Божьем есть мир (Рим. 14:17). Однако этот мир не приходит из-за отсутствия конфронтации. Как указал Иисус, «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). Есть насильственное сопротивление продвижению Божьего Царства.

Часто мы думаем: «Я просто не буду обращать на это внимание, и все пройдет». Но мы должны проснуться и осознать, что с чем мы не пойдем на конфронтацию, то мы и не изменим!

Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 3).

Он говорит «подвизаться», а не просто надеяться на лучшее. Подвизаться значит «драться» или «выиграть битву». Христианство — это не просто легкая жизнь! Существует постоянное сопротивление нашему стремлению к Богу и в естественном и в духовном мирах!

Павел так укреплял Тимофея: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими…» (2Тим. 2:3-4).» Мы вовлечены в войну. Мы должны относиться к себе как к солдатам. Мы не собираемся погрузиться обратно во зло, но победить его добром по благодати Божьей (Рим. 12:21).

Письма Павла пастору Ефесской церкви Тимофею напоминали приказы командующего. Тимофей встречался с вызовами. Нужно было разоблачать лжедоктрины, сражаться, прекращать ссоры, поднимать лидеров, — словом, делать все, чтобы церковь развивалась сильной и зрелой. Это лишь некоторые из многих очевидных обязанностей, с которыми ему пришлось столкнуться.

Я уверен, что было много возможностей для конфронтации. Я уверен, что обвинения и клевета распространялись против Тимофея в церкви теми, кто был нечестив и незрел. Кроме всего прочего ему нужно было победить еще одно обстоятельство — свой возраст. Он был юношей, и в церкви многие были старше. Само по себе это уже открывает дорогу для робости. И перед лицом всего этого Павел советовал Тимофею быть сильным, не забывать того, что было вложено в него. Павел постоянно напоминал Тимофею о необходимости пребывать в Богом данной власти. Может быть, Тимофей как-то раз и отступил, но Павел писал:

Проповедуй сие и учи (1Тим. 4:11).

И сие внушай, чтоб были беспорочны. (1Тим. 5:7).

Итак укрепляйся в благодати Христом Иисусом (2Тим. 2:1).

Может, Тимофей был похож на многих сегодняшних христиан, — любят Бога, но избегают конфронтации. Но страх перед противостоянием делает вас легкой добычей робости.

Если вы отождествляете себя со страхом такого рода, тогда пусть это послание принесет вам смелость и свободу. Бог хочет, чтобы вы были свободны и смогли стать всем, кем Бог вас попросит стать. Когда вы напуганы, тогда нет радости. А без радости нет силы. Когда есть страх, нет мира. Но когда вы вырветесь из препятствий, что удерживали вас, вы обретете радость и мир в избытке!