13. «Все беды от „Наполеона»»

«Раньше я был христианином, но теперь потерял веру… Бывают времена, когда я хочу порвать с ней, потому что что-то не так. Тогда я спрашиваю себя, в чем причина — в „абсолюте» или „наполеоне»?»

Михаэль Б., 16 лет, старшеклассник

Уважаемый господин Тробиш!

Недавно я начал читать Ваши книги. Они очень хороши. Но мне нужно кое-что Вам объяснить, прежде чем я перейду к главной теме своего письма.

Мне шестнадцать лет, раньше я был христианином, но теперь потерял веру.

Вот уже десять недель и пять дней у меня есть симпатичная девушка. Мы с ней очень нравимся друг другу. Мы часто бываем вместе, но не только целуемся, а и обсуждаем разные проблемы, даже те, о которых Вы пишете в своих книгах. Можно сказать, что у нас чудесная дружба.

Проблема моя вот в чем. Как я сказал, Сузи мне очень нравится. Но бывают времена, когда я хотел бы порвать с ней, потому что что-то не так. Тогда я спрашиваю себя: в чем причина— в «абсолюте» или «наполеоне» («абсолют» обозначает мою руку в самом интимном ее месте, «наполеон» — мою руку у нее на груди)?

Это случается очень редко, потому что она такого не позволяет. Она говорит: « Мне это нужно только тогда, когда я в психологической яме». Но такое бывает нечасто.

Иногда я думаю порвать с ней после того, как позвоню по телефону. Мы болтаем часами. Это ужасно!

Однако я не могу с ней разойтись, потому что, когда она рядом со мной, мне хорошо и я обо всем забываю. Вот так обстоят дела у нас с Сузи.

Ну вот, я загрузил Вас своей проблемой и надеюсь, что Вы дадите мне совет.

Ваш Михаэль Р.S. Я— «холоден» (Откр. 3:16)

Дорогой Михаэль!

Спасибо тебе за письмо. Я должен сказать, что наши чувства «нравится — не нравится» переменчивы.

К счастью, опора любви не только чувства, но также, в некоторой степени, и воля. Любить во что бы то ни стало, в любой ситуации, всю жизнь, несмотря на приливы и отливы чувств — это акт воли.

Вы оба, однако, слишком молоды для такого решения. Не думаю, что ты созреешь для этого раньше своих двадцати — так что у тебя еще есть время.

Ваш разлад с Сузи вызван тем, что вы неправильно выражаете чувства друг к другу. Те интимные ласки, которые ты описываешь, не соответствуют вашим взаимоотношениям. Я думаю, ты прав — что-то тут не так. Ты должен принять во внимание это ощущение. Это хорошая и здравая мысль.

Мне кажется, тебе опасно играть роль психотерапевта для Сузи, когда у нее что-то не ладится. Ты вообще не должен помогать ей таким способом. Все эти прикосновения только увеличивают твое желание пойти дальше, а если ты удовлетворишь и его, то желание только сильнее разгорится и противостоять ему будет совсем трудно. Может оказаться также, что Сузи «понравится» пребывать в «психологической яме», чтобы получать подобное утешение.

Я уверен, что ты сделаешь лучше, если откажешься от этого сомнительного способа. Она определенно станет больше уважать тебя и спокойнее себя чувствовать в твоем присутствии. Еще бы я сократил длительные телефонные разговоры — они вам мешают.

Я думаю, ты должен научиться держаться того, что сам считаешь правильным. На твоем месте я спросил бы себя: откуда эта мысль о расставании, не свыше ли? Сейчас тебе больше необходима мужская дружба.

Твоя коренная проблема, однако, в том, что ты утратил веру. Думаю, именно этот факт омрачает твои отношения с Сузи.

Вы с ней уже привычно переступаете границу, и это разрушает не только ваши отношения, но и твои отношения с Богом.

Так что во всем виноват «абсолют» — но не в том смысле, в каком ты использовал это слово. Сузи стала для тебя важнее, чем Бог. Бог, однако, ревнив. Он хочет быть абсолютом в твоей жизни. Ты или всецело принадлежишь Ему, или не принадлежишь вовсе. Святой Августин писал: «Кто не любит Бога превыше мира, тот не любит Бога».

Может быть, расставание с Сузи — это способ вернуть Бога на Его место в твоей жизни. И, может быть, для Сузи полезнее научиться более конструктивному способу справляться с «психологическими ямами». Подумай об этом.

С сердечным приветом, В. Т.

Размышления

Михаэль — обычный молодой человек. Он считает дни и недели, и я совершенно уверен, что для него интимные ласки важнее, чем «обсуждение проблем». Однако он не утратил зоркости. Он чувствует, когда что-то идет не так. Кроме того, он знает, что его личная вера вступает вразрез с его действиями. Я высоко оцениваю Михаэля, потому что он не соглашается на компромисс и сознает последствия своих действий. Он сам больше не считает себя христианином.

С другой стороны, ему недостает воли изменить свое поведение.

Не знаю, помогло ли ему мое письмо. Но ясно одно — перспектива его отношений с Сузи зависит от того, какую роль получит в них физическая сторона. Это касается не только данной пары, но и любых юношу и девушку их возраста. В следующей главе речь пойдет о той же проблеме, но с точки зрения девушки.