Эпилог

Письмо моему читателю

Прямо сейчас ты должен сделать кое-что необычное. Ты прочитал письма, которые изначально не предназначались для твоих глаз. Я хотел бы понять, действительно ли ты осознаешь, как много доверено тебе, какая ответственность возложена на тебя?

Надеюсь, ты, так же как и я, благодарен этим молодым людям за то, что они в некотором смысле раскрыли перед тобой свою душу.

Но что сделаешь ты, прочитав эти письма? К каким выводам придешь?

Быть может, тебя посетит мысль тоже найти кого-нибудь постороннего, с кем можно было бы откровенно поговорить. Однако я был бы рад, если бы ты сначала попробовал иной путь.

Возможно, ты заметил, что в подавляющем большинстве писем родителям отведена не слишком положительная роль. Многие из моих юных корреспондентов не смогли найти у них понимания. У меня сложилось впечатление, что диалог «отцы и дети» так и не состоялся или был грубо оборван.

Тебе когда-нибудь приходило в голову, что в помощи нуждаются не только подростки, но и их родители? Не думал ли ты, что мог бы помочь своим родителям, как и они могли бы помочь тебе?

В любом случае, я хочу сделать тебе весьма деловое предложение — попытайся вступить в диалог с ними.

Я имею в виду не случайный разговор, который происходит спонтанно. Нет, я подразумеваю тщательно спланированный диалог. Начни с отца или с матери, словом, с того, с кем чувствуешь себя более непринужденно. Позднее ты сможешь поговорить и с тем, кто для тебя дальше, а еще позже — сразу с обоими. Может быть, когда-нибудь ты привлечешь к разговору своего брата или сестру, так что у вас состоится настоящий семейный совет. Но начать лучше один на один.

Вот как следует к этому подойти.

Попроси уделить тебе пятнадцать минут. Удобно устройтесь — в креслах или прямо на полу. Сидя на полу, на одном уровне, вы ощутите особое чувство товарищества. Каждому из вас понадобится маленькая записная книжка. Вам нужно будет избрать какой-нибудь вопрос для обсуждения (мои предложения вы найдете в конце, но можете придумать вопросы самостоятельно). Он должен затрагивать важный аспект вашей жизни.

Каждый из вас запишет этот вопрос в свой блокнот и в течение пяти минут будет отвечать на него письменно. Затем вы обменяетесь блокнотами и молча прочитаете то, что написал другой. Поговорите об этом в течение следующих десяти минут, но не более. Если вы отведете на это больше времени, то никогда не доберетесь до сути.

Очень важно, чтобы ваш разговор был не спором, а диалогом. Не стремитесь сразу прийти к соглашению, найти решение или убедить другого в своей правоте. Важно понять, что думает и чувствует другой человек и принять его мнение или чувства, даже если вы не согласны с ними и не можете их разделить.

Полезно помнить, что чувства никогда не бывают правильными или неправильными. Они просто есть. Требуется немалая смелость, чтобы доставить другому человеку заведомое огорчение или самому выдержать душевную боль. Не пытайтесь защититься или перейти в наступление. Если вы найдете в себе эту смелость, награда вам будет обеспечена.

Таким диалогом вы скажете друг другу: «Я бесконечно верю тебе, и осмеливаюсь сказать правду, даже если она будет болезненна для тебя».

Через десять минут вы останавливаете ваш разговор. В конце можно условиться относительно вопроса, который будете обсуждать в следующий раз. Пусть нерешенные проблемы останутся пока так, как есть. Острота их в любом случае станет меньше, потому что они были высказаны вслух. С ними уже можно будет справиться.

Возможно, тебе захочется незаметно подсунуть эту книгу родителям, и они ее нечаянно прочитают… Возможно, в один прекрасный день они решат, что пришло время им самим поговорить друг с другом… Кто знает,

что может случиться?

Я желаю тебе отваги и радости в этой работе. А это работа!

Искренне твой, Вальтер Тробиш

Ниже предлагаются вопросы для диалога (большинство из них взяты из «Семейных диалогов» Бетси Лар-сон, которые публиковались в журнале «Брачная и семейная жизнь» за октябрь—ноябрь 1977 года). Это пример того, как можно говорить о своих чувствах.

— Что мне больше всего нравится в моей семье, и какие чувства это у меня вызывает?

— Что я ощущаю, когда слышу похвалу от кого-нибудь из моей семьи?

— Как я чувствую себя, когда слышу похвалу от чужого человека?

— Что значит для меня мой День рождения? Какие чувства он у меня вызывает?

— Какие чувства испытываю я, когда кто-нибудь присоединяется ко мне за обеденным столом?

— Какие чувства вызывает у меня отъезд в летний лагерь?

— Что значат для меня и какие чувства вызывают памятные даты родителей?

— Какие чувства вызывает у меня начало нового учебного года?

— Что я чувствую, когда вынужден отказаться от своего мнения или от необходимой вещи?

— Когда я ощущаю себя ближе всего к семье, и какие чувства это у меня вызывает?

— В чем наша (ваша) вина как родителей, и какие чувства это у меня вызывает?

— В чем мы (вы) хороши как родители, и какие чувства это у меня вызывает?

— Чем могут дети помочь родителям, и наоборот? Какие чувства это у меня вызывает?

— Как мы можем сделать нашу семейную жизнь лучше, и какие чувства это у меня вызывает?

— Как я чувствую себя, когда мама огорчена?

— Как я чувствую себя, когда папа сердится?

— Как я чувствую себя, когда мама болеет?

— Как я чувствую себя, если приходится просить у отца денег или разрешения воспользоваться автомобилем?

— В чем заключается мое лучшее качество, и какие чувства это у меня вызывает?

«Человек путешествует по всему миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это».

Джордж Мур