9. Перевод слова Бог

Третья, четвертая и пятая главы книги пророка Амоса начинаются с одинаковой фразы: «Слушайте слово сие!» И это не случайно, ибо каждая из этих глав содержит особые вести, каждая указывает на определенный грех Израиля перед Богом. В третьей главе Амос раскрывает первую весть, демонстрирующую отчужденность, которая теперь существует между Богом и Его народом. «Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:1—3). Последние слова можно перевести и как «пойдут ли двое вместе, не имея договора» или «пойдут ли двое вместе, если они не знают друг друга»! Идти вместе с Богом означает не случайное совпадение интересов на какой-то период, а принцип жизни. А так, идти можно лишь с тем, кого хорошо знаешь, кому доверяешь, кому веришь. А знаем ли мы Бога? Быть может, этот вопрос, особенно для верующих людей, покажется странным. Но давайте не будем спешить с ответом. Ибо можно знать о Боге, но не знать Бога! Израиль времен Моисея, при котором состоялся Исход, на который ссылается Амос, знал о Боге. Знал о Его силе и чудесах, которые совершались на его глазах. Знал о Его Законе, который был дан на Синае. Но они не смогли войти в Ханаан потому, что так и не познали Бога. Израиль времен Амоса также знал о Боге. Он знал о временах Илии и Елисея, когда Бог творил великие знамения. Знал о Божьих судах над нечестивыми Ахавом и Ие-завелью. Но он не знал Бога. Израиль времен Христа знал досконально все пророчества о Мессии. Знал всю Священную историю о Деяниях Бога. Знал горькую судьбу своих предков, не раз отвергавших Бога. Но когда Бог сошел к ним самим, они распяли Его. Распяли потому, что не приняли, не приняли потому, что не узнали, не узнали потому, что не знали! А между тем Сам Христос говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Вот она, библейская формула вечной жизни — знать Бога! Елена Уайт пишет по этому поводу: «Познание Бога и Иисуса Христа, отраженное в нашем характере, превыше всего прочего, что есть на небе и на земле. Это — наивысшее образование, это ключ, открывающий врата Небесного Града. Божья цель состоит в том, чтобы данное познание имели все, облекшиеся во Хри-

70

ста»1. Познать Бога — это и цель жизни и одновременно средство обрести полноту этой жизни, наконец, вечную жизнь. В этой связи очень примечательным является перевод слова «Бог» в древнейших семитских языках, которое «охватывает понятие Божества с такой всеобъемлющей глубиной, что одно это слово разрушает не только сказку об «удивительно бедных религиозным чувством семитах», но и столь распространенную современную теорию, доказывающую, что религия Иеговы и христианская религия выработались из своего рода фетишизма и анимизма, сходного с наблюдаемым у обитателей Огненной земли… Древнесемитское слово, обозначающее понятие «Бог» и хорошо знакомое нам из фразы «Eli eli lama arabtani», есть «el» — и значит — «цель». Существо, к которому устремляются взоры человека, которого «человек может усматривать издали» (Иов 36:25), существо, к которому человек простирает руки и по которому тоскует сердце его в сознании непостоянства и неполноты земной жизни — семиты кочевых племен называли el или Бог»2. Перевод же слова «грех» означает попасть мимо цели! Да, смысл жизни в Боге. И только познание Бога может дать настоящую жизнь, вечную жизнь. Мы же в своей жизни сколь много порой ставим себе целей, но упускаем при этом главную цель. Греша, мы не достигаем цели. Во имя достижения своих призрачных целей мы общаемся с различными людьми. Современные средства массовой информации — Интернет, сотовые телефоны, чаты призваны как можно быстрее связать между собой людей. Вдумаемся, сколько мы говорим каждый день на работе, дома, на улице, в церкви, в магазине. Современные люди предпочитают более общаться с экстрасенсами, астрологами, психологами, гуру, чем с Богом. К их словам люди испытывают больше интереса, чем к тому, что говорит Бог. Мы больше верим прогнозу астрологов или тому, что нам сказали где-нибудь в очереди. Слов начальника мы боимся больше, чем Божьего проклятия. Мы вызубриваем (и это, конечно, неплохо) институтские предметы, и спокойно, лениво пролистываем Библию. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3). Так с кем же сговариваемся сегодня мы? Каковы эти наши разговоры: по своему смыслу и содержанию? Какие слова превалируют в них? Не слетают ли с наших губ слова пошлости, зависти, пересудов, пустословия. Что наши разговоры дают нам самим и тем, с кем мы говорим. Ибо

1 Уайт Е. Свидетельства для церкви. В 9 т. Заокский: Источник жизни, 1999. Т. 8. С. 258.

2 Делич Ф. Библия и Вавилон. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1912. С. 40—41.

71

те, с кем мы говорим, с кем незримо сговариваемся, формируют нас. Итак, с кем мы сговариваемся сегодня? Осталось ли место в наших разговорах о Боге? Осталось ли место для молитвы к Господу? С кем мы идем сговорившись по жизненной дороге? Идет ли по этой дороге с нами Христос? Или наши пути, слова и попутчики столь темны, что Бога там не может быть. Израиль времен Амоса отверг великие преимущества, какими он обладал, как богоизбранный народ. В своем пути, пути греха и духовного отступления, пути компромиссов, он потерял Бога. Потерял потому, что перестал общаться, говорить с Ним. Потому, что нашел других попутчиков. Нашел другую цель. Но главная беда заключалась в том, что он продолжал считать, что Бог по-прежнему идет с ним. Хотя им было бы достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что Бога в их жизни уже нет, ибо они оставили и отвергли Его, отвергли формулу жизни. Но у них не было времени даже на то, чтобы обернуться. Они были слишком заняты собой, своими попутчиками, своей целью… И тогда Господь через Амоса, желая сделать последний призыв к Своим детям — Израилю, чтобы они наконец обернулись и увидели бы, в какой бездне греха и порока они сейчас оказались, произносит слова, раскрывающие многие механизмы бед и катастроф, обрушивающихся на нашу землю, слова, которые, пожалуй, в наши дни звучат даже более актуально, чем во дни фекойского пастуха. Слова, в которых одни видят выход, а другие проклятие. Слова, окрыляющие одних и опустошающие других…