11. Можно ли влиять на будущее?

С давних времен люди стремились узнать свое будущее. В различные эпохи для этого предлагались разные методы: гадания по печени, по полету птиц, составление гороскопов, участие в спиритических сеансах, изучение так называемого четвертого измерения и возможности создать машину времени. Однако при этом каждая из религий и философий как древности, так и наших дней, претендуя на саму возможность заглянуть в будущее, отвергала саму идею возможности изменения этого самого будущего. Через каждую из языческих религий, да и не только языческих, проходит идея предначертанности, судьбы, рока, которые нельзя преодолеть и которые часто, как проклятия, тяго-

74

теют над человеком, вся жизнь которого, даже несмотря на его отчаянные попытки, представляет собой цепь запрограммированных событий. Совершенно иная картина нам предстает в Библии. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7—10). Это удивительно! Ведь наша жизнь, наше будущее, наша, как мы называем, судьба зависят от нашего выбора. Наш выбор Бог настолько уважает, что при нашем искреннем покаянии готов изменить Свои планы. Библейские пророчества делятся на две большие группы: условные и безусловные. К безусловным относятся пророчества, касающиеся, как правило, глобальных событий земной истории: пророчества о Христе (Луки 24:44—48), пророчество о знамениях Второго Пришествия (Матф. 24:33— 35), а также пророчества о тех городах и народах, которые, отвергнув в свое время Божий призыв покаяться, встали на путь греха и порока. К этой группе относятся пророчества о Моаве, Аммоне, филистимлянах, Дамаске, которые мы исследовали выше. Другая группа библейских пророчеств относится к условным, то есть данным на определенных условиях, выполнение или невыполнение которых зависит от нас, о чем и пишет пророк Иеремия в цитируемой нами выше 18 главе, 7—10 стихах. Когда Иеремия произносил эти слова, израильский народ находился на пороге вавилонского вторжения и плена. Но даже в этот момент Бог, взывая к ним, говорил: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов» (Иер. 7:3—7). Исследуя Библию, мы видим, что «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Как в жизни отдельных людей, так и целых государств, Бог раскрывал Свою волю и планы по отношению к ним, предлагая им самим выбрать свое будущее. Мы можем вспомнить историю гибели Со-

75Сайт А. А. Опарина

дома и Гоморры. Представим себе обреченные города и Ангелов, явившихся к Лоту, призывающих его покинуть эту проклятую землю. И, конечно же, в этот момент Лот больше всего думал о своих родных и близких. «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Мы можем только себе представить, с какой настойчивостью он убеждал своих будущих зятьев покинуть обреченный город, но те сочли его слова за шутку. Но ведь у Лота явно был вид не шутника, да и по его жизни в городе он был известен как здравомыслящий благочестивый человек. Нет, зятьям показалось шуткой, нелепостью то, во что верил Лот, то есть в гибель столь богатого и процветающего города. Его зятья считали себя прагматичными людьми и не хотели идти на поводу каких-то религиозных фантазий, в которые верил Лот. Путь зятьев Лота повторяли на протяжении истории миллионы людей, причем людей, которые себя считали прагматичными и рассудительными. Людей, которые смотрели на мир чисто с материалистической точки зрения, о которых в свое время апостол Петр писал: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петра 3:3—4). В последние дни, т. е. в наши дни, также много живет «зятьев Лота», которые с усмешкой слушают библейские пророчества о конце мира. Они отказываются принять Божье предупреждение, сами определяя свое же будущее. Они напрямую влияют на свое будущее самым страшным образом, хуже любого своего врага. Не узнаем ли и мы периодами себя в «зятьях Лота»?.. В связи с влиянием на свое будущее мы можем вспомнить и египетского фараона, при котором состоялся исход евреев из Египта. Этот человек планомерно уничтожал шаг за шагом свое будущее. Он обрекал сам себя на болезни, стихийные бедствия, экономические проблемы, наконец, на гибель собственного сына (Бытие 7—12 главы). Его упорству в уничтожении собственного будущего можно только удивляться. Но как часто и мы идем этим путем! Екклесиаст, обращаясь к каждому из нас, восклицает: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17). Воистину, это безумие, когда мы губим сами себя, свое будущее, готовим себе скорую смерть. Сегодня в мире отмечается небывалый рост нервно-психических заболеваний, но болезнь греха является куда опаснее шизофрении или эпилепсии, и главная ее

76

опасность состоит в том, что люди не считают себя больными и, тем более, безумными. Не менее страшный пример избрания собственной зловещей участи являет нам пример прокуратора Понтия Пилата. «Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Матф. 27:17—19). Итак, он знал, что Христос невинен. Он колебался в вынесении приговора, и в этот самый момент ему, казалось, была протянута Божья рука, когда он получил от своей жены послание не делать зла Христу, потому что это приведет к горьким последствиям, как ей было открыто. Ему было дано ярчайшее знамение, знак с неба. Казалось, оно должно было перевесить его сомнения в том, что предпринять. Тем более и сомнений-то этих было немного, ибо он видел всю злобу и зависть иудеев и невинность Христа, но Божий знак предупреждения, реальные факты перевесил страх перед тем, что может быть. Страх перед тем, что иудеи могут донести Тиберию, что Пилат пощадил того, кто именовал себя иудейским царем. В страхе за свое будущее он уничтожил свое будущее. Вскоре после распятия Христа Понтий Пилат был сослан в Галлию и там, терзаемый совестью и опустошенный вконец, закончил жизнь самоубийством. Страшное будущее, избранное им самим. А какое будущее выбираем сегодня мы? Хотим ли мы будущего Пилата?.. Бог сегодня призывает нас беречь свои души, причем связывает это с соблюдением субботы. «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления. И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иер. 17:21—25, 27). Что изберем

77

мы — благословение или огонь для своего дома? Как мы распорядимся своим будущим?… Подходя в последний раз в Своей земной жизни к Иерусалиму, Христос сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:37—38). А как часто мы в своей жизни отвергали Божьи призывы к покаянию? Да, быть может, мы, по примеру древних иудеев, не побивали пророков камнями, но верили ли мы им? Или, быть может, избирали себе другое — других учителей, или смеялись, или нам было просто некогда, или, или, или… Но на все эти «или» будет только один ответ: дом, наш дом будет пустым. Итак, какое же мы изберем себе будущее? Как будем влиять на него? Сегодня Бог сделал все для нашего спасения, раскрыв нам тайны Своих пророчеств. Пророчеств, которые даны нам для того, чтобы: • сохранить надежду: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Римл. 15:4); • знать будущее, чтобы быть духовно готовыми к грядущим событиям (Амос 3:7); • укрепить веру: «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Иоан. 13:19); • достичь спасения: «…достигая наконец верою вашею спасения душ. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Петра 1:9—11). Сегодня Бог очень любит каждого из нас. Он хочет, чтобы мы стали Его друзьями. Он открывает нам будущее, чтобы мы были спасены. Он говорит, как много веков назад: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Этим Авраамом сегодня может стать каждый из нас. Итак, вновь спросим себя: какого будущего мы желаем сами себе?