17. И плакал Христос…

«Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева» (Ам. 5:1—3). О чем мы чаще всего плачем в своей жизни? При кончине наших друзей и родственников, от физической боли. Бывают и слезы радости, когда в нашей жизни происходит какое-либо знаменательное событие. Но бывают слезы и другого вида: слезы от злости, когда кто-то обошел нас, когда мы не получили что-либо очень желаемое, от того, что кто-то имеет то, чего не имеем мы — одежду, дом, машину и т. д. Бывают слезы от бессилия, от утраченной надежды; бывают слезы и над выдуманными историями из фильмов. Словом, мы склонны плакать тогда, когда дело касается нас, наших планов, родственных связей и амбиций, а также плакать и страдать над выдуманными историями несуществующих людей, при этом за них, за всех этих Педро и Марий, мы переживаем намного больше, чем за реальных людей. Многие склонны прослезиться над бедным котенком и открыть лечебницу для собак, чем обратить внимание на нужду ближнего. Спросим же себя, как давно мы плакали за своих врагов: за тех, кто не любит нас, кто говорит о нас плохое, кто подводит нас, кто претендует на наше место. Как давно мы плакали за их беды, проблемы. А как давно мы плакали просто за людей, которые могут просто погибнуть, в том числе, из-за нашего равнодушия к ним. Просто погибнуть потому, что мы не раскрыли им истину. Именно просто, хотя это выражение, на первый взгляд, несовместимо с понятием ценности жизни. Но мы именно относимся очень просто, невнимательно к участи других людей. Пророк Иезекииль пишет: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст

121Сайт А. А. Опарина

Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез. 33:7). То есть мы поставлены стражами, ответственными за наших ближних. Эту ответственность и страх за участь людей очень хорошо понимали апостолы, они молились и плакали о их грехах. Удивительный пример явил нам Христос, когда подходил к Иерусалиму перед Голгофой. «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41—44). Он заплакал о тех, кто отвергал и гнал Его, кто смеялся над Ним, кто порочил Его. Он плакал над теми, кто долгие столетия отвергал Его. Наконец, Он плакал над теми, которые, как Он знал, должны были распять Его. Он плакал не о Себе, Своих страданиях, а за тех, которые стали Его палачами. Этот Великий плач Бога прекрасно отображен в стихотворении адвентистской поэтессы первой трети XX века Евгении Шарыпановой «И плакал Христос».

И плакал Христос

И плакал Христос… Из Божественных глаз,

Как самый прекрасный, чистейший алмаз,

Катилась слеза за слезой…

На город великий, на город святой

Взирал Он с душевной тоской,

И нежным укором, и страстной мольбой,

С любовью звучал Его глас:

«О, если познать ты бы мог, хоть в сей час,

Что служит тебе ко спасенью и миру.

Но ты… Ты кадишь золотому кумиру,

А сердце твое от Творца далеко…

О, город несчастный! О, сколько раз Я,

Как птица сбирает птенцов под себя,

Хотел и твоих чад собрать всех с любовью…

Но ты, обагривший персты свои кровью

Пророков невинных, ты сам не хотел…

И будет за то твой печален удел»…

И ныне опять горько плачет Христос…

О чем? Вы хотели бы знать,

Что снова Его заставляет страдать,

Какая причина тех слез?

Там, в вечно ликующем Царстве Творца,

Где нет ни скорбей, ни тревог,

О чем только может Он плакать, твой Бог,

Что слезы стекают с лица?…

Скажу тебе, мир, развращенный и злой,

Мир, полный обмана, неверья, пустой,

Он дорог душе Всеблагого…

Христос его любит, Он хочет спасти

И в Царство Отца Своего привести

Всех, всех к послушанью готовых.

Иисусу прискорбны злодейства людей.

С небес Он с тоскою взирает

И взором безмолвный Он мир вопрошает:

«Тому ли учил Я всей жизнью Своей,

Тому ли учил Я! За то ли страдал,

Чтоб видеть вас снова в греховных цепях?

За то ли Я кровь на кресте проливал

И гвозди пробили Мне раны в руках»?

И плачет Христос… Из Божественных глаз,

Как самый чистейший, прекрасный алмаз,

Катится слеза за слезой…

Какою любовью Он любит тебя!…

Мы смертные тоже умеем рыдать:

Ведь в жизни приходится много страдать

И сердце не камень, конечно…

Но мы лишь жалеем себя бесконечно,

Да добрых друзей и знакомых порой.

Но кто б неподдельно оплакал слезой

Врага своего, ненавистника злого?

Поистине нет, не найдется такого,

Я знаю, наверно, друзья…

Но наш Иисус, Он Себя не жалеет,

Он к миру участьем горит,

Любовью к врагам Своим Он пламенеет

И всем Он прощенье сулит.

Он плачет о том, что народ не желает

Принять дар спасения Его,

Упорно, со злобой слепой отвергает

Созданье Творца своего…

Сегодня… Сейчас еще плачет Христос…

Но вечно не может так быть, —

Иссякнет источник святых Его слез

За всех, не желающих Богу служить.

И в гневе на мир непокорный и злой

Сойдет Он с небес в чудной славе Своей

122

123Сайт А. А. Опарина —

Конец положить беззаконию…

Над миром тогда Его глас прогремит,

И в страхе земля перед Ним задрожит,

И рухнут дома и строения, —

Под грудами камней, обломков, досок

Искать станут люди себе уголок,

Чтоб скрыться от Божья явления.

О, сколько тогда будет пролито слез.

И вспомнят, как плакал когда-то Христос…

Сегодня, как мы уже отмечали во введении, сотни миллионов людей носят имя Христа, но как мало из них и нас плачут, как Он. Бог никогда не был сторонним наблюдателем людской жизни. Это только в языческих религиях Востока, философских учениях Бог рисуется как равнодушный абсолют. Это только в отступивших церквях Он рисуется как жестокий Судья, безжалостно карающий всех и вся и спокойно, подобно средневековым инквизиторам, взирающий на мучения Своих жертв и пафосно говорящий: «Каждому — свое», как говорили те, кто считал себя очистителями Божьей церкви. И пророки Господни выступают не как сторонние наблюдатели страшных событий земной истории, выступают не как равнодушные оракулы и сивиллы, изрекающие свои пророчества, но выступают как те, кто не отделяет себя от людей, кто их боль, горе воспринимает как свои собственные. Пророк Амос плачет над Израилем. Его скорбь усиливается тем, что он оплакивает еще живых людей! Израильтяне еще живы, они живут в своих домах, в своем независимом царстве, васанским телицам подносится вино, пахари работают на полях, кузнецы — в кузницах, купцы торгуют на рынках, смеются и играют дети, словом, все идет своим чередом. И вот на фоне всей этой обыденности, всего течения жизни, с ее правдой и кривдой, радостью и болью плачет пророк! Плачет потому, что он пророческим взором видит, что этих смеющихся детей, беззаботную молодежь ждет ужасная участь. Они еще живы, но уже и мертвы. Мертвы не потому, что так им предопределено, ибо предопределения нет, а мертвы потому, что сами избрали себе эту участь, предопределив своим выбором свой собственный финал. Вид плачущего пророка, оплакивающего их, лишь на мгновение заставил остановиться привычный ход жизни израильтян. Но стоило пророку умолкнуть, как жизнь потекла в своем русле по принципу суеты сует. Спустя века Христос скажет притчу о горчичном зерне, представив в ней характеры и поведение людей, слышавших Благую весть, которая проходит лишь мимохо-

124

дом в их жизни. Сегодня многие люди, посетив храм, поставив свечку, плачут о своих грехах, но, выйдя из церкви, начинают вести прежнюю жизнь. Сегодня миллионы людей плачут о своих грехах на евангельских программах, принимают крещение, а затем в подавляющем большинстве покидают церкви. Сегодня многие плачут, открывая Библии, но, закрывая их, забывают, что плач покаяния должен вести к обращению, к преобразованию характера и жизни. Сегодня со страниц Библии звучит все тот же плач Амоса, обращенный к нераскаявшимся грешникам, в числе которых, быть может, и мы. Он плачет над теми, кто отвергает Божий призыв, он оплакивает живых, которые отвергли Божий призыв. В числе кого сегодня мы? В числе тех, кто плачет о своих грехах и сопереживает горю другого, или мы в числе тех, кого уже живыми оплакивает пророк? Но даже если мы в числе вторых, у нас, пока еще мы живы, есть возможность спастись, и эту особую весть, этот особый путь Бог открывает нам через пророка Амоса: «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы» (Ам. 5:4). Но как сегодня мы можем взыскать Бога? Об этом мы узнаем в следующей главе.