28. Просеянные в решете

«Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись. Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо. Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, — и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская» (Ам. 9:1—5). Господь показывает Амосу, что отступивших израильтян похоронит воздвигнутое ими же Вефильское святилище. Сделанный грех рано или поздно хоронит своих создателей. Исследуя историю народов земли, мы четко видим, как исповедуемые ими религии и культы приводили их к трагедии. Так, религии доколумбовой Америки через культовую жестокость, каннибализм, магию привели к деградации индейские племена. Религии племен Андаманских островов и Центральной Африки через каннибализм, кровосмешение, ранние половые связи и т. д. привели не только к духовной, но и к физической деградации, приведя к появлению пигмеев (см.: Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. Харьков: Факт, 2003). Манихейство, религия древних уйгуров, через свою философию жизнененавистни-чества привела к исчезновению данного народа. Индуизм, религия индусов, через свою кастовую систему сформировал статический образ жизни всего общества, убив какие-либо попытки и тягу к знаниям, прогрессу, радости. Древние народы — фини-

191Сайт А. А. Опарина

кийцы, вавилоняне, ассирийцы, римляне, филистимляне, парфяне, мидийцы, египтяне — все, в конечном итоге, пали, будучи раздавлены воздвигнутыми ими самими храмами, в которых не было Бога. Так и в последние дни миллионы людей будут духовно раздавлены созданными ими же святилищами и храмами, в которых есть все — и золото, и мрамор, и фимиам, но нет Живого Бога. Мы ни в коей мере не хотим оскорбить ничьих религиозных чувств, прекрасно понимая, что Божьи дети есть во всех религиях, но у Бога религия может быть только одна. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). И эта одна религия проповедует истину. Слово же Божье называет истиной: «А Господь Бог есть истина» (Иер. 10:10); «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17); «Все заповеди Твои — истина» (Пс. 118:86); «Истина во Иисусе» (Еф. 4:21); «Дух есть истина» (1 Ин. 5:6). Руководствуясь этими пятью критериями, которые должна исповедовать Божья церковь, нам будет не трудно найти ее и не оказаться погребенными под развалинами человеческих святилищ. Ибо в День Суда никто из отступивших от Бога не сможет скрыться. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:12—17). «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему. Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?» (Ам. 9:6— 7). В этих стихах Господь через Амоса показывает, что сама по себе принадлежность к Божьей церкви не спасет от суда. «Амос учит, что Иегова не только Бог Израиля, но в равной мере и Бог всех других народов: «Он устроил Свою обитель на небесах, свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские и заливает ими поверхности земли, Иегова имя Ему. Не таковы ли, как сыны эфиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? — глаголет Иегова. Не Я ли извел Израиль из Египта, как филистимлян из Кафтора

192

и арамеев из Кира?» (9:6, 7). Он судит и казнит различные народы, смотря по их преступлениям (гл. 1 и 2). Израиль и Иуда среди этих народов занимают лишь по одному из равных мест, а грехи их едва ли не более тяжки (гл. 2). Они неблагодарны, отступники, утесняют бедных, мздоимствуют и приносят жертвы на то, что отняли у несчастных. За то они лишаются права на особое покровительство Божие: для них «день Иеговы» будет днем суда. «Горе желающим видеть день Господень, — он мрачен, а не светел. Возненавидел Я праздники ваши и не обоняю жертв во время торжеств ваших… Удали от Меня гул песней твоих, звуков гуслей твоих Я не стану слушать. Пусть лучше течет, как вода, правосудие и правда, как неиссякающий поток»… (5:18—25). Пророк видел, что отсутствие ассириян — временное. В лице их явится кара и руками их Бог переселит Израиля «далеко за Дамаск» (5:27) и разгромит, подобно другим народам: «пройдите в Кальне и посмотрите оттуда, перейдите в великий Хамат и спуститесь в Геф Филистимский — лучше ли они этих царств, обширнее ли пределы их пределов ваших? Горе тем, которые день бедствия считают далеким и близко держатся седалища неправды, возлежат на одрах из слоновой кости, едят лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, бренчат на гуслях, думая, что владеют ими, как Давид, пьют вино из больших кружек, мажутся лучшими мазями и не соболезнуют о несчастии Иосифа. За то ныне пойдут они в плен впереди пленных… (6:2—7). Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы они взошли на небо, и оттуда изведу их. И хотя бы они сокрылись на вершине Кармила, и там отыщу их; хотя бы утаились от очей Моих на дне моря, и там повелю змию уязвить их» (9:2—3). Итак, Иегова — Бог всего мира и всех народов. Он требует не обрядов культа, которые иногда могут даже быть для Него мерзостью, а правды. Этика выше культа; Иегова — не столько естественный защитник Израиля, сколько правосудный и благой Владыка мира, Который не остановится пред уничтожением Своего народа, если последний окажется недостойным Его. Это были совершенно новые идеи, и тем более для нас непонятно, как мог Амос и следовавшие за ним пророки так смело идти с ними, по-видимому, совершенно не предполагая, что они возвещают не что-либо разумеющееся само собой, а нечто неслыханное и неприемлемое. Проповедь Амоса может быть с полным правом названа ступенью к христианству»1. При этом мы

1 Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. Л.: ОГИЗ, 1935.

193Сайт А. А. Опарина

должны помнить, что на Последнем Суде будет рассматриваться дело каждого человека. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9—10). Апостол Петр добавляет, что время начаться суду с Дома Божьего, т. е. с Его церкви: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не-покоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петра 4:17). «Вот, очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!»» (Ам. 9:8—10). Но перед тем, как будет оглашено окончательное решение Суда, в церкви произойдет просеивание. Во время своего земного служения Христос говорил о том, что вплоть до самого последнего времени плевелы будут расти вместе с пшеницей. Они растут вплоть до самой жатвы, ибо вырывая до нее плевелы, можно повредить пшеницу. Под пшеницей представлены верные Божьи дети, а под плевелами — формальные христиане, не позволившие Святому Духу произвести изменения своего характера. Сегодня многие люди, порой, говорят о том, что иногда сталкиваются в церкви с грехами отдельных людей — гордыней, корыстолюбием, черствостью, нетерпимостью, фанатизмом. Все это — как раз черты характера плевел, хотя, порой, «плевелы» кажутся весьма респектабельными и теми, на которых можно положиться, кому можно довериться, с кого можно брать пример. Часто плевелы производят впечатление самой хорошей пшеницы, а «пшеница», на первый взгляд, смахивает на «плевелы». Это еще раз доказывает то, что мы — люди и видим только внешнее, сердца же и намерения сердечные знает только Бог. Поэтому Господь и не дал людям права делить людей на праведных и грешных, плевелы и пшеницу. Он сказал, что это Его жатва, и в качестве Жнеца выступает Он Сам. Хотя в истории, особенно папского Рима, часто делались попытки делить людей на праведных и на грешных, и, в частности, для этого была создана святая инквизиция, призванная как раз очищать церковь от скверны, контролируя и проверяя даже разум и душу человека.

194

История нам сохранила один из старых методов инквизиции — о том, как проверять, является ли человек колдуном, отступником или верным Божьим дитем. Человека бросали в реку, и если он всплывал, то это значило, что помогли ему злые силы и он — колдун и отступник. Если же он тонул, то это значило, что он был верным Богу. Другим способом, который использовался папскими подручными, был метод, когда при массовых вырезаниях в городах еретиков монахи объявляли: «Убивайте всех, Господь разберет Своих». Во все времена находились люди, берущие на себя право последней инстанции в определении святости человека или его духовного уровня. Но все эти люди являют собой страшный пример плевел. Однако Господь говорит, что плевелы с пшеницей будут расти не всегда. В последнее время «в каждой церкви должно произойти очищение и просеивание, ибо в нашей среде находятся нечестивые люди, которые не любят истины и не почитают Бога… В это время золото в церкви отделится от шлака, истинное благочестие будет явно отличаться от показного блеска подделки»1. Так будет испытана каждая душа. Ко многим будут относиться те же слова, которые Бог начертал Вавилонскому царю Валтасару: «Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27). Просеивание будет идти через преследования, беспечность, ложные учения, несправедливую критику, через отвержение прямого свидетельства. Первое — через преследования. Когда исповедание веры не связано с перенесением гонений, преследований, то многие идут в церковь. Но когда на церковь Божью обрушиваются гонения и появляется необходимость в отстаивании библейских истин путем жертвования работой, благосостоянием, отношениями с друзьями — то многие не выдерживают этого. И потому присоединившиеся к церкви лишь формально отпадут от нее, будучи просеяны через гонения. Второе — через беспечность. Сегодня мы живем в особое время, которое нам дано для подготовки нашего характера к вечности, для возвещения вести Евангелия людям. Но, к сожалению, огромный процент людей относится беспечно к этим великим задачам. Наше внешне псевдоспокойное время делает их духовно беспечными. Подобно неразумным девам из притчи Христа они не запасаются духовным маслом. Беспечность и равнодушие стали сегодня одними из символов тех, кто часто именует себя именем Христа, — такие люди будут просеяны через свою беспечность. Третье — через ложные учения. В конце дней

: Уайт. Указ. соч. С. 157.

195Сайт А. А. Опарина

земной истории дьявол будет пытаться внедрить в Божью церковь различные лжеучения, чтобы поколебать ими как можно большее количество людей. «Враг будет изобретать ложные теории, в частности, доктрину, согласно которой святилища не существует вовсе. Это один из вопросов, по которому произойдет отступление от веры»1. Сегодня одни из псевдобогословов говорят о том, что святилища не существует вовсе, другие — о том, что оно существует лишь в сердце человека, третьи говорят о том, что в земном и небесном святилищах были разные предметы, четвертые утверждают, что мы вообще не можем знать, как обстоит дело со святилищем на самом деле. Другим объектом нападок служат пророческие периоды. Эти же псевдобогословы, одни из которых претендуют на новый свет, другие — на лучшее во всем мире знание древнееврейского и древнегреческого языков, отрицают 538 год, как дату начала папского владычества, другие говорят, что число 666 не имеет никакого отношения к папскому титулу. При этом ими совершенно пренебрегаются прямые исторические свидетельства. Через эти и другие лжеучения дьявол хочет поколебать доктринальный фундамент Божьей церкви. И сегодня мы видим расцвет этих лжеучений. Четвертое — через несправедливую критику. Дух критиканства, клеветы, лжи, который поддерживает дьявол, является сегодня уловкой для очень многих. Вместо того, чтобы исследовать себя и свое сердце, многие заняты выискиванием соринки в глазу другого. Дух клеветы и лжи незаметно съедает человека изнутри, подготавливая его к просеиванию. Пятое — через отвержение прямого свидетельства. Сегодня многие отвергают прямое Божье свидетельство к Лаодикийской церкви2. Они отвергают Божий призыв обновить духовную жизнь, пробудиться от духовного сна, исповедать свои грехи. Они предпочитают жить, не видя и не слыша этого. Нам не дано знать дату начала просеивания, но это, наверное, не самое важное. Главное — это готовить себя уже сейчас к великому кризису, чтобы ни гонения, ни лаодикийская теплота, ни ложные учения, ни дух критики и осуждения, нежелания принимать Божьи обличения не стали для нас теми путями, через которые мы можем быть просеяны. Глядя на развивающиеся вокруг нас события, усиление религиозной и политической власти Ватикана, рост всемирного могущества Америки, великие природные катастрофы, социальные кризисы, расцвет ок-

1 Уайт. Указ. соч. С. 160.

2 Уайт. Указ. соч. С. 159.

196

культизма и магии, попытки дьявола создавать и внедрять различные лжеучения, мы можем говорить о том, что, видимо, уже очень близко подошли к событиям Великого просеивания. Но действительно ли мы сознаем это? Как часто мы задумываемся над вопросом, насколько готовы наши характеры для вечности, имеем ли мы живую связь с Богом, познали ли мы Великую Формулу Жизни — «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Пока у нас еще есть время узнать лично нашего Бога, принять Его, как нашего личного Спасителя. Пока у нас есть время подготовиться к Великому Просеиванию. Но время бежит незаметно, часто обманывая нас самих. Обманывая нас по нашему же желанию и по нашему нежеланию смотреть на пророческие часы истории. Так где же будем мы в день Великого Просеивания?…