1. Собиратель сикомор

В один из осенних дней 767 года до х. э. в городе Вефиле, одном из городов Израильского царства, собрались десятки тысяч людей, к которым с каждой минутой присоединялись все новые и новые группы, непрерывно входившие через распахнутые настежь ворота Вефиля. Общее, что объединяло всех этих

5Сайт А. А. Опарина

людей, была радость, ибо шли они на поклонение к Богу вместе со своими семьями, ведя с собой также животных, специально предназначенных для жертвоприношения. Вефиль для жителей Израиля был особым городом, ибо именно здесь более тысячи лет назад патриарху Иакову во сне Богом была явлена лестница. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз» (Быт. 28:12—13, 16—19). Итак, Вефиль в понятии израильтян был Домом Божьим, Вратами Небесными, местом явления Бога (Быт. 31:13). И именно потому в Вефиле был построен один из великих храмов того времени, где, как верили израильтяне, они служили Богу. И вот в этот торжественный день в этом святом для каждого израильтянина месте появляется человек, одетый в пастушью одежду, который изрекает: «Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова» (Амос 5:1—2; 7:9). Эти слова, ударившие подобно набату, выглядели кощунственными на этом служении. Эти слова оскорбляли религиозные чувства собравшихся десятков тысяч людей, однако никто из толпы, включая и священников, суетившихся у алтарей, не посмел применить силу к этому возмутителю порядка и святотатцу. Не посмели, хотя это было время, когда жизнь человека практически ничего не стоила, тем более человека, который посягал на самое сокровенное — веру. Но такое поведение толпы и священников в Вефиле не было случайным, ибо этот человек, столь внезапно появившийся в Вефиле, не был для них неизвестным, они уже привыкли к этому пастуху-пророку, уже само имя которого — «тяжесть» (перевод имени Амос с евр.), будто бы говорило о тяжести тех слов и обличений, которые он изрекал. Они ненавидели его и одновременно трепетали перед ним. Кем же был этот человек, осмелившийся выступить против общественного мнения, осмелившийся обличить религию большинства, не побоявшийся сказать подобные слова перед многотысячной толпой. Итак, будущий пророк Амос родился в городе Фекое, располагавшемся в 15 км к югу от Иерусалима и 10 км к югу от Вифлеема. Фекоя располагалась на территории Иудейского царства. Сам городок находился в гористой местности, но уже всего лишь в нескольких километрах от него к востоку начинала простираться огромная Иудейская пустыня. Вот как один из средневековых жителей этих мест описывает ее: «Далее от Фекои нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи лачуг, которые африканцы называют «мапалия». Это столь обширная пустыня, что она простирается до Красного моря и пределов Персии, Эфиопии и Индии. На этой сухой песчаной земле совсем не родится никаких плодов, поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие земли вознаграждается обилием скота»1. Эта пустыня стала первой академией жизни для Амоса, который подобно Моисею, Иоанну Крестителю увидел Бога через рассматривание Его творений. Тяжелая жизнь пастуха приучала Амоса не к ропоту или зависти к богатым, не к рутине и безысходности, а к размышлениям о жизни, о ее смысле. Одновременно профессия пастуха приучала Амоса к смелости, ибо ему не раз приходилось защищать стада от нападения водившихся там в те времена львов. Весной же Амос нанимался к богатым жителям Фекои для сбора в их садах сикомор. Сикомор (фикус, sucamorus) представляет собой огромное дерево, достигавшее более 15 м в высоту, имевшее толстый ствол и раскидистые ветви (окружность ствола достигает шести и более метров). Его плоды, грязновато-белого цвета с зелеными полосками, напоминают чем-то вкус инжира. Завязавшиеся плоды, чтобы они окончательно созрели и стали сочными, надрезают, чтобы тем самым дать вытечь горькому соку. Дерево приносит плоды четыре раза в год, причем эти плоды располагаются гроздьями по всему дереву и на молодых, и на старых его ветвях, и даже на его стволе. Уход за сикоморами был очень тяжелым, и обычно для этой работы нанимали бедняков. Одновременно с этим это было очень популярное дерево: во-первых, за счет своих плодов, которые занимали видное место в рационе, особенно бедняка, а во-вторых, благодаря своей древесине, которая отличалась прочностью и легкостью одновременно, благодаря чему она часто использовалась при различных постройках. Более того, древние египтяне использовали сикоморы для изготовления гробов для

1 Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Амоса. Творение. Киев, 1908. Т. 13. С. 1.Сайт А. А. Опарина

своих мумий, и эти гробы, сделанные из сикомор более 3000 лет назад, хорошо сохранились до нашего времени. Также сикоморы, благодаря своей большой кроне, дают хорошую тень и потому, начиная со времен Амоса и до наших дней их высаживают вдоль дорог для создания тени. Итак, с одной стороны, Амоса окружала в жизни лишь природа с ее пустыней, величественным звездным небом и не менее величественными сикоморами. Но одновременно с этим близ Фекои пролегали большие караванные пути, ведущие в Сирию, по которым почти круглый год двигались толпы разноязычных людей — представителей почти всех стран Древнего Востока. Перегоняя с холма на холм свои стада, Амос постоянно мог не только их видеть, но и беседовать с этими людьми. Безусловно, он, конечно же, бывал в очень близко расположенном от Фекои Иерусалиме, наблюдая воочию, с одной стороны, величественные богослужения в храме, а с другой — насилие, обман и грех, царившие на улицах этого священного города. Он хорошо знал историю израильского царя Озии (Амасии), блестяще начавшего свое правление победами над врагами Израиля и благочестивой политикой и закончившего его страшным финалом, когда после почти пятидесятилетнего правления, обуянный своим величием и гордыней, он решает взять на себя роль и первосвященника, войдя в храм и начав курить пред Богом. За это невиданное святотатство царь был поражен проказой и был вынужден остаток своих дней прожить в отдельном доме без права посещения храма. Безусловно, Амос слышал и даже мог знать пророков Иону, Илию и Елисея, чьи вести, обращенные к людям, пытались остановить их на пути в погибель. В его сердце отзывались живым эхом их вдохновенные слова. И вот в один из дней своей жизни Амос получает особое откровение. «Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Амос 7:15). Это был призыв Самого Бога, призыв оставить родное ему Иудейское царство и идти в Израиль. Идти, пусть и в родственную по истории и языку, но все же в чужую страну. Идти заведомо против подавляющего большинства. Незадолго до Амоса со схожим призывом Бог обратился к пророку Ионе, который отверг Божье повеление и решил бежать от Бога. Но Амос не бежал от Бога. Он глубоко верил своему Богу, потому что хорошо Его знал. Амос сразу откликается на этот Божественный призыв и, пройдя около 20 километров, пересекает границу Израильского царства, которое переживало один из самых блестящих периодов своей истории, когда на его престоле восседал Иеровоам Второй.