13. Огненная мантия

(Автор — Кузьменко С.)

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк 16:15—18).

Дождались?…

Первоапостольская церковь была наделена невероятной силой Святого Духа; повсеместно шла проповедь Благой Вести на языке слушателей, больные исцелялись, звучали великие пророческие наставления. Атмосфера в этот период была живой, действенной, пропитанной любовью и освящена Истиной. Однако, уже, буквально спустя столетие, качество проповеди потускнело, и заметно реже стали проявляться духовные дары. В это время формируется ряд лжеучений, и откалываются небольшие группы людей, возглавляемые «новыми» апостолами. Проходят столетия, и церковь превращается в некую формалистическую, фанатическую машину. В библейское учение вкрадываются вопиющие суеверия и языческие обряды, правда, в несколько стилизированном варианте. В средневековье «во имя Христа», сжигают десятки тысяч «еретиков», под религиозной личиной творятся гнуснейшие дела, в церкви прочно обосновался мирской дух, на долгие времена. На протяжении многих веков миллионы верующих христиан, жили надеждой на духовное пробуждение. Они верно и смиренно готовили себя к принятию силы Божьего Духа, во время излития Позднего Дождя накануне Второго Пришествия Спасителя. Множество христиан знали и знают сейчас, что это будет невиданное возрождение, когда Церковь Остатка — последняя церковь на Земле, примет силу и славу от Святого Духа, как и в апостольские времена. И вот в последние несколько десятилетий многим людям показалось, что обетование о Позднем Дожде уже исполнилось. Они утверждают, что пережили «духовное обновление», доказательством чему являются некоторые феномены. Давайте посетим одну из церквей, пробуждённых Святым Духом, как они говорят о себе, а вообще подобное направление в религиозном мире называют харизматическим. Атмосфера на служении насыщена чувствами и эмоциями, царит воодушевление, все радостно поют хвалебные гимны, подняв руки вверх и покачивая ими в такт музыке. Искренность переживаний не может вызывать сомнений, а потому каждая улыбка, каждый взгляд действуют притягательно и завораживающе.

«Начните высвобождать хвалу, радостно, свободно» (Кеннет и Глория Коупленд). [1].

«…двигайтесь так, как вам говорит Бог, а получив направление от Него, вы начнёте течь в сверхъестественном…» [2].

«…поднимите руки и возвысьте свой голос к Богу. Хвалите!» [3].

Глаза людей несомненно отражают возбуждение, но вместе с тем ощущается некое спокойствие и умиротворение. «Святой Дух может дать верующему ощущение переполнения миром. Это будет служить для него свидетельством, подтверждающим, что он принял правильное решение, свидетельствующее о воле Божьей. При таком переполнении миром очень трудно удержать улыбку, а иногда даже смех» [4]. Темп и ритм музыки нарастают, следуют по нарастающей, и проявление эмоций. Раскатистой волной по залу шествует волна благодарности и хвалы Богу. Некоторые начинают раскачиваться из стороны в сторону и если прислушаться, что они поют или произносят, то можно прийти в изумление — они говорят на каком-то непонятном языке. «Когда мы молимся на иных языках, мы активизируем Святой Дух внутри нас…» [5]. Через некоторое время на сцену поднимается довольно молодой проповедник и объявляет, что сейчас будет происходить «служение исцеления», что Дух укажет и исцелит кого-либо, что в этом проявляется воля Бога. Молодой человек представляет более пожилого мужчину, который по всей видимости и будет исцелять. Уже седой проповедник с некоторым юношеским задором предлагает громче и «лучше» хвалить Бога, чтобы призвать особую силу Святого Духа. Зал отвечает шквалом оваций, повсюду слышны возгласы Аллилуйя! Слава Богу!, проповедник подзадоривает собравшихся: «Наш Бог любит, когда Ему возносят хвалу, а Диавол этого не может терпеть, Славьте, славьте, славьте…Аллилуйя!» Звучит довольно бодрая и энергичная хвалебная песня, атмосфера эмоционально «наэлектризована». Вдруг два человека с первых рядов повергаются на пол, такое впечатление, что их свалил внезапно пронесшийся поток ветра. Через несколько секунд, эти двое начинают смеяться, а затем надрывно хохотать, лёжа на полу. Позже удаётся выяснить, что это: «священный хохот» победителя и, что в таком состоянии люди смеются прямо в лицо Диаволу. «Посреди ночи, в армейском бараке, я провёл более часа на полу, лёжа на спине, когда моё тело стало содрогаться от конвульсий, а затем у меня вырвались реки смеха, которые становились всё громче и громче». [6]. «В первых рядах начали смеяться, потом засмеялся кто-то в другом месте… Примерно за 10 минут эта радость во Святом Духе распространилась на весь зал. Я просто никак не мог остановиться. В конце концов, я не смог устоять на ногах! Я упал и катался из стороны в сторону, держась за бока от смеха… Я хохотал на протяжении где-то минут сорока пяти». [7]. Пожилой проповедник неожиданно объявил, что сейчас самое время для покаяния, так ему сказал Дух, и он сделал призыв к залу. К сцене подошло множество людей, все они подняли руки, после чего была произнесена краткая молитва, после чего ещё несколько человек неожиданно упали, а один из них начал хохотать. «Научитесь быстро каяться, а потом встаньте и рассмейтесь Диаволу в лицо». [8]. Спустя некоторое время музыка стихла и старший служитель начал проповедь. Она была небольшой и сводилась к идее, что Бог никого и никогда не наказывает, что Он желает освободить каждого, и сегодня мы станем свидетелями этого.

«Господь сказал мне в моём сердце: „Достигай тех, кто страдает. Скажи им, что не я виноват в их страданиях. Скажи им, что я их освободил!» [9].

«Во время служения, в момент прославления, я вдруг услышал в своём духе слова, имеющие отношение к физическим проблемам: „левое ухо“, „почечная недостаточность“ и т.п.». [10].

«…Святой Дух сказал мне, что исцелил у кого-то родимое пятно. На следующее утро, подойдя к зеркалу, молодая двадцатитрёхлетняя женщина была потрясена, увидев, что от её родимого пятна на лице, которое она гримировала все эти годы, не осталось и следа». [11].

Закончив слово, проповедник «смачно» поблагодарил Бога и попросил на сцену подняться нескольких людей. Выбрав из них одного, он попросил его стать на колени. Все как бы затаились, всё стихло, в воздухе металось напряжённое ожидание. «… Продолжайте возлагать руки на больных, что бы они выздоравливали». [12]. Пожилой проповедник закрыл глаза и стал молиться. Он перечислил некоторые библейские обетования, касающиеся исцеления и вдруг громко и очень властно приказал злому духу болезни покинуть человека. «…тогда возьмите эти обетования и вышибите ему (диаволу) мозги». [13]. После этой процедуры человек, от которого только что удалили беса, встаёт с колен и со слезами на глазах, заикаясь и с волнением в голосе, начинает свидетельствовать. Он говорит, что у него исчезло ощущение тяжести и жжения в желудке и что, по всей видимости демон гастрита покинул его, затем рассказ прерывается хвалебной тирадой. Голос исцелённого становится громче и уверенней, он говорит: «Господь меня освободил, теперь я смогу есть, что захочу! Слава Господу!, Аллилуя! я свободен!». Зал, просто взрывается овациями и восклицаниями, многие падают, иные что-то непонятное произносят, а скорее даже распевают. «…И в тот момент, когда они подняли руки, они (5 тысяч человек) сразу же начали славословить Иисуса. Это было подобно взрыву бомбы. Приблизительно за три секунды все пять тысяч лежали плашмя на земле…». [14]. «…будто что-то взорвалось посреди них. За несколько секунд все, кто только что стоял, лежали пластом на земле. Все они молились на новых языках». [15]. «Кэтрин вызвала на платформу всех священнослужителей: католиков, протестантов и иудеев… Она дважды протянула руки вправо-влево — и все эти мужи пали на пол вперемешку, словно куча дров…». [16]. Всё это действо невероятно. Окинув взглядом всех, а это более полутысячи человек, можно заметить некую неразбериху, однако неясные внутренние импульсы призывают присоединиться к ликующей толпе и игнорировать чувство дискомфорта. Возникает почти непреодолимое желание раствориться в хвале, шуме, слиться с Божеством, ощутить «духовное обновление». «Я посмотрел на свои руки и подумал: Ведь теперь Его пальцы в моих пальцах! Я посмотрел на свои ноги. Его ноги — в моих ногах. Его ступни — в моих ступнях!… и теперь, когда некоторые люди говорят: „мои молитвы не поднимаются выше потолка!“ Выше потолка? Они не должны подниматься даже выше вашего носа. Он внутри вас!». [17]. Проповедник со сцены приглашает на следующей неделе на подобное служение и призывает молиться, чтобы дух в этот раз указал на них. Затем он как-то, не кстати, но очень эмоционально и торжественно воодушевляет: «… Мы всё ждали, а когда это Бог наведёт порядок здесь на земле. Мы сидели и думали, почему это Иисус так долго не возвращается… Иисус ждёт нас с вами. Он ждёт, пока мы выступим с Его силой, поставим диавола на место и завоюем весь мир для Бога». [18]. Ликование потихоньку затихает, у многих на глазах слёзы, а некоторые и вовсе рыдают навзрыд. Через некоторое время все расходятся, служение окончено. Теперь, если попросить кого либо объяснить некоторые явления, то как правило, отвечают с некой таинственной улыбкой, что то вроде: мол, разве ты сам не чувствуешь присутствие духа, к чему слова… «… давайте оставим религиозную традицию…, давайте произведём впечатление на этот мир». [19]. Если предложить прочитать (1 Ин. 4:1) «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». То вам весело прочитают следующие два стиха и несколько иронично произнесут: «Иисус-Господь!».

«Мы сразу обнаружили, что она говорит „на языках“, но для нас обоих было очевидно, что это были фальшивые „языки“… Мы убеждали её исповедать то, что Иисус-Господь, но она была не готова или не в состоянии сказать это. Таким образом, я заключил, что она имела „живого духа“». [20]. Попробуйте убедить «духовно обновлённого», что всё проверяется Словом. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис.8:20). Несколько невнятно вам предложат не мудрствовать и заключат, что необходимо всё воспринимать «проще» и не зацикливаться, а расслабиться. «…Вместо того, чтобы просто стоять на Слове Божьем, позвольте радости Господа заставить вас немного потанцевать на Нем». [21]. И, наконец, если предостеречь словами апостола Павла (2 Кор. 11:14, 15) «…потому, что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды…». Можно услышать в свой адрес обвинения в «хуле на Духа» или вопрос: «Ну что плохого в исцелениях?» и т. п. Как правило, на этом всякие обсуждения прекращаются, вас приглашают на «служение прославления», чтобы на себе ощутить «неизречимое» присутствие Святого Духа, пообещают, что после этого «вы никогда не останетесь прежним». И всё же трудно себе представить Петра и Павла с поднятыми руками, танцующих под там-там и цитру, восклицающих то понятное — «Слава Богу!», то никому не понятные слова. Трудно представить, что рядом с этим действом от смеха корчится в конвульсиях молодой апостол Иоанн, а Андрей объясняет окружающим, что он хохочет, чтобы «разозлить сатану», «вывести его из равновесия». Трудно себе представить Иакова и Фому, стоящих на торговой площади в Иерусалиме и представляющих шоу-программу: «Служение исцеления». Трудно представить, чтобы Матфей распахивал ворота своего «евродворца» с целью популяризации Евангелия, а в это время Иуда, не Искариот, демонстрируя благословения Господа, объезжает всю Иудею на своей «шестисотой колеснице». И, наконец, совершенно невозможно представить, чтобы апостолы предлагали, как бы танцевать на Слове Божьем. Трудно представить?… Да и не нужно, такого никогда не было, и быть не могло. Народ Божий несомненно совершал песни и танцы, но не для плясок. Иисус излил Святой Дух в день Пятидесятницы и скорее всего ученики это понимали, они помнили слова Христа: «…когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии даже до края земли» (Деян. 1:8). Естественно ни один из апостолов и знать не знал, что «священный хохот» — это дар Божий. Павел, говоря: «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16), совершенно очевидно не велел заливаться хохотом: «Ибо вы — слава наша и радость» (1 Фес. 2:20) или «Они же пошли из Синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41) «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 4). Иаков и Фома никогда бы не использовали фразу: «Во имя Иисуса Христа», как это делала «святая инквизиция», подобно тому, как сегодня это делают в харизматических церквах, по сути это великое обращение бессовестно унижено до обычного магического заклинания. Иисус предупреждал: «…берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим…»(Лук. 21:8). Конечно же не было у Матфея «евродворца», а у Иуды — колесницы, но даже если бы и были, никто бы из них не стал их наличием хвалиться, намекая на благословение от Бога. Христос никогда бы не одобрил такой метод евангелизации. Он не обещал богатств и не ставил в зависимость их наличие от святости, освящённости, напротив: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь; Я победил мир» (Ин. 16:33). Апостол Павел после длинного списка своих «благословений» (2 Кор. 11:25—29) заключает: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моей» (2 Кор. 11:30) «..ибо когда я немощен, тогда силён» (2 Кор. 12:10). И, наконец, никто из апостолов не собирался, даже «как бы» танцевать на Святом Писании, они чётко осознавали, что это Слово Творца, что это Истина. «…в начале словом Божьим небеса и земля составлены…» (2 Петр. 3:5). «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась…» (1 Ин. 2:5). «Всё Писание богодухновенно…» (2 Тим. 3:16). Так что же это за современное движение «духовного обновления»? Как видим, его природа несколько отличается от природы явлений, происходящих в апостольские времена. Последуем указанию Иисуса Христа и обратим внимание на плоды харизматического обновления. Анализ их, в свете библейских пророчеств, дан в последующих статьях.

Связанные одной целью, скованные одной цепью

Первые опыты говорения на иных языках относят к началу 20 века, так образовались пятидесятнические общины. Однако спустя два десятилетия, постепенно это движение начало угасать и уже к концу 50-х годов практически считалось обречённым. Во второй половине 60-х годов что-то происходит, и невероятная волна нового пятидесятнического обновления пронеслась по всему миру (исключая социалистические страны). Повсеместно происходили «чудеса и знамения», явления, наблюдаемые с начала 70-х годов и по сей день, уже не вписываются в понятие о классическом пятидесятничестве и их стали именовать харизматическими, а движение, соответственно, харизматическим. Что же произошло во второй половине 1960-х годов? В 1967 году римско-католическая церковь созывает ІІ Ватиканский собор. На нём собирается вся «верхушка» РКЦ, присутствуют наблюдатели от русской православной церкви и много протестантских церквей. Решения, которые были приняты на этом собрании, имели эпохальное значение и тогда современниками не были оценены. Колоссальный импульс был дан экуменическому движению, поставлена цель объединения, но, кроме того, было решено и то, каким методом склонить различные церкви сплотиться под знаменем папы. Цитата из папского документа: «…через харизматическое богослужение, проникающее во все церкви, чтобы объединить их и вернуть в одно стадо, где один пастырь — Папа…, приведите всё человечество в одно стадо!…». Как результат этой ватиканской цели в католической церкви начали с громкой музыки, а вскоре этому последовали харизматические и пятидесятнические церкви. Старый метод внедрения иезуитов в протестантские церкви заменён новым видом проникновения посредством католической философии «Любовь и единство». Второй ватиканский собор дал своё благословение на то, чтобы протестантов не называть больше «еретиками», а «отделёнными от матери-церкви братьями». Этот собор сразу же начал проводить программы пробуждения, особенно среди монахов и монашек. Результат оказался удивительным. Десятки тысяч пасторов и монашек заговорили «на языках». [22]. Как уже отмечалось, в начале 70-х годов происходит нечто феноменальное: исцеления, пророчества, говорение на «иных языках». Подобные явления проникают во все протестантские церкви и ярко проявляются в католической. По началу «конференции католических епископов» относились к такому «духовному обновлению» довольно сдержанно, но спустя несколько лет, стала очевидна объединяющая, экуменическая роль харизматического опыта, а потому для Ватикана «духовное обновление» стало той идейной мантией, которой он покрывает сегодня множество церквей. Папа Иоанн Павел ІІ однозначно поддерживает харизматическое обновление. Приведём ряд высказываний римского епископа по этому поводу: «…В этом году движению харизматического обновления в католической церкви исполняется 20 лет. Силу и плодоносность движения обновления несомненно подтверждает присутствие в нём Святого Духа, действующего в церкви на протяжении всех этих лет после Второго Ватиканского собора». [23]. «Как вы празднуете 25-ю годовщину католического харизматического обновления, то и я присоединяюсь к вам (…) В этот момент церковной истории харизматическое обновление может играть важную роль в обеспечении чрезвычайно необходимой защиты христианской жизни в обществе, где секуляризм и материализм ослабили способности многих людей…». [24]. «Исследование 30-летней истории католического харизматического обновления показывает, что вы помогли людям заново открыть присутствие и силу Святого Духа». [Послание Папы Ин. Павла ІІ участникам 8-ой встречи CFCCCF, Рим, 1 июня 1998 год.]. «Да! Обновление в духе может рассматриваться как особый дар Святого Духа для церкви в наше время. Рождённое в церкви и для церкви, ваше движение следует за светом Евангелия…». [25]. Соответствующую информацию можно обнаружить на сайтах: iccrs.org, crusader.org.ru, Catholic.net.ru. Интересно отметить, что у истоков католического харизматического движения стояли «верные слуги Папы» иезуиты: доктор богословия Гербет Мюлен, доктор богословия Норберт Баумер, пастор Фред Рицхадпт. В начале 21 века «духовное обновление» коснулось и православия. Так во вполне каноническом братстве св. Симеона Нового Богослова в Греческой Православной церкви в Америке сегодня исповедуют харизматические опыты (подробней, www.Stsymeon.org). Братья-монахи совершают совместные литургии, ограничения касаются лишь обряды евхаристии. Реакция вселенского Патриарха — осторожное, выжидательное молчание. Однако не нужно забывать, что когда первые адвентисты в начале 50-х годов 19 века, ссылаясь на библейские пророчества, начали говорить о восстановлении могущества папства, на них смотрели, мягко говоря, снисходительно. «Смертельная рана» ещё кровоточила. В то время говорить о том, что РКЦ вновь обретёт политическую власть в мире, было совершенно безосновательно, но уже в 1951 году президент США Гарри Трумэн назначил посла в Ватикан, и это вызвало у американских протестантов бурю возмущения. Трумэн быстренько отменил назначение. В 1983 году президент США Рональд Рейган утвердил в сенате дипломатические отношения с Ватиканом. Американские протестанты не проронили ни звука. (Использован материал из книги Марвина Мура «Кризис последнего времени»). Да, сегодня представляется невероятным, что, например, Московский патриархат признаёт харизматические опыты истинными, но, по всей видимости, реформа православия не за горами. Уже сейчас, просмотрев сайты РПЦ, можно заметить огромное количество «дискуссионных клубов» и интернет-конференций именно на эту тему. Идеи, адаптация, стилизация, реформация созрели и скоро мы станем свидетелями рождения нового обновлённого православия. На протяжении нескольких лет существует «Реформаторская Православная Церковь», исповедующая харизматический опыт. Основатель — бывший православный священник Сергей Журавлёв был рукоположен Сандеем Аделаджи, видным деятелем движения «духовного обновления» в Украине, в сан епископа. И хотя всё происходящее напоминает маскарад, не исключено, что со временем только такой вид православия останется жизнеспособным. Здесь мы сталкиваемся с некой двойственностью этого явления. С одной стороны «духовное обновление» раскалывает и разрушает, но с другой стороны, именно они призывают к единству всех церквей. Как это понимать? Если присмотреться, можно заметить, что, собираясь под «харизматической мантией», церкви теряют свою идентификацию — учение. Доктрины становятся далеко не принципиальными и в большей степени символическими. Эти церкви, этих людей объединяет опыт. Харизматическая идеология аналогична девизу римских императоров «Разделяй и властвуй», она-же по сути ничем не отличается от коммунистического призыва: «Весь мир до основанья мы разрушим…, а затем, мы наш, мы новый мир построим». И это не только внешняя схожесть, это скорее проявление той же природы. «Вторжение и экспансия — вот главная стратегия для последнего времени» (А. Ледяев «Что дальше?»). «Божественная реальность — это церковь, полная чудес, славы, денег и популярности» (А. Ледяев, там же). За предоставленный материал авторы благодарны Марине Сельдиной, бывшему лидеру церкви «Новое поколение», где пастор, — один из известнейших деятелей харизматического движения на территории СНГ, А. Ледяев. Марина, став лидером, получила доступ к некоторым «руководствам» и «пособиям». Она была удивлена: «…церковь направляется видениями и откровениями господина Ледяева…, основные цели — это содействие образованию Нового мирового Порядка во главе с Христианским правительством». Также интересна идея А. Ледяева о скором «единстве поколения». Методы для достижения подобной харизматической гармонии нам уже известны, — это «вторжение и экспансия». По иному и невозможно. Ведь если, например, говорение на «иных языках» появляется и у католиков с православными, и у лютеран с пресвитерианами, логично, что Святой Дух не делает различий, т. е. Бог, проявляя харизматические явления в различных церквах, демонстрирует своё пренебрежение доктринами. Это звучит несколько обескураживающе, но это так, если принять точку зрения харизматов. Таким образом, несёт ли церковь весть о «спасении делами» и поклонении Марии со святыми «Матерь Божья стала ближе мне после крещения Духом. Я стал молиться с чётками… Таинства, в особенности покаяние и причастие, приобрели для многих новый смысл… Я обнаружил в себе глубокое благоговение перед Марией» (цитата по книге Вольфанга Бюне., «Игра с огнём»), либо о спасении верой и поклонении только Христу, не имеет никакого значения, ведь Дух не делает различий. Эта чудовищная непоследовательность ещё раз показывает нам, что говоря о харизматическом движении, мы имеем дело с неким идейным франкиштейном. Как понимать, что католики с православными, отмечая успение пресвятой, имеют проявления «даров», а харизматические протестанты, считая поклонение Деве Марии ересью, испытывают те же «дары» и к тому же признают католическое обновление. «Если вы знаете, как слышать голос Божий, то вы можете услышать, как сегодня он обращается к Телу Христову. Он призывает к единству. Он призывает отказаться от наших разногласий и объединиться в подготовке к пришествию Иисуса…».

…Библейское единство основано не на доктрине…

…В прошлом мы не понимали этого и пытались всячески объединить друг друга в доктринах. «Если вы не согласны со мной в вопросе «языков», говорили мы, или по вопросу Восхищении или по поводу полного погружения во время водного крещения, то я не приму вас. Сейчас по всему миру Дух Божий призывает церковь объединиться…». [26]. «Он (Иисус) ждал, чтобы мы отложили свои глупые споры по поводу расхождения в доктринах…». [27]. «…Мы должны оставить свои глупые споры и объединиться в Духе Божьем». [28]. В книге «Эпидемия целительства» Питер Мастерс, бывший харизматический пастор, недоумевает: «Джона Уимбера, например, нужно рассматривать в свете того факта, что он считает католических «целителей» обращенными людьми, исполненными Святого Духа, не смотря на то, что те отвергают евангельское учение о спасении. Из этого следует, что Джон Уимбер понимает обращение не так, как его понимал апостол Павел…». Фактически все харизматические идеи сводятся к тому, чтобы христиане принимали любое религиозное чувство, как достойный эквивалент обращения. Итак, мы видим, как сегодня Слово Христа противопоставляют Святому Духу. Вот по истине «хула». Скрытая, необъявленная война со Словом уже происходит в рамках «движения духовного обновления». Всё началось с разделения на написанное и исходящее Слово, а закончилось их полным противопоставлением, некоторые же полагают, что исходящее Слово значительно важней и нужней в силу своей современности, чем написанное или как его назвал Стив Сэмпсон в своей книге «Ты можешь слышать голос Бога» — «вчерашние известия». Он пишет: «…не достаточно проповедовать на какую-либо тему Писания… мы должны проповедовать то, что у Бога на сердце в конкретное время, т.е. исходящее Слово Божье… У многих проповедников даже вырабатывается такая привычка. С тех пор, как они перестали слышать голос Святого Духа, они снова и снова повторяют «старое» послание. Нельзя сказать, что это послание вредное или ложное, оно просто безжизненно устаревшее… Время этого послания прошло» (стр.14). А вот по словам Джона Уимбера, Евангелие в современном мире ослабло, устарело: «только удивлённый проявлением христианского ясновидения и волевых исцелений, мир уделит достаточное внимание вести Евангелия. Само по себе Евангелие слабо и бессильно, чтобы сломить упрямство и мятеж человеческого сердца» [29]. Примечательны и некоторые пророчества обновлённых. «В начальной стадии жатвы спасётся большое число свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов и членов других сект. Большинство из них будет приобретено для Господа не истиной, а любовью». [30]. Противопоставление Истины и Любви ещё одна характерная черта харизматической идеологии. «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2Ин. 3) говорит Писание. «Не истиной, но любовью» перечат харизматические лидеры. Как видим, чем больше игнорируются замечательные слова Иисуса, сказанные в молитве: «Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина» (Ин. 17:17) тем больше рождается различных противоречий. Выходит очевидная схема: задача харизматического течения поначалу заключающаяся во вскрытии, порождении конфликтов и противоречий, а спустя десятилетия в их разрешении, но на основании опыта «духовного обновления», поразительно схожа с марксистской идеологией. Кроме того, на примере церкви «Новое поколение» А. Ледяева, видим в законченном варианте оформление нового центра экуменического объединения — это христианский маркетинг, это самая настоящая «евангельская рыночная экономика». В ледяевском руководстве к семинарам для лидеров людей условно делят на две категории: царей и рабов, причём последним «необходимо обеспечить ощущение свободы». Вот в чём загвоздка, в ощущении. Людям обеспечивают ощущения, переживания, чувство свободы, силы, успеха. В харизматическом движении вся церковная машина направлена на то, чтобы гарантировать опыт обновления, эмоции воодушевления. «…настройтесь сегодня на это внутреннее свидетельство, на это побуждение, на эту подсказку и на это водительство, которое поднимается внутри вас». [31]. «…начните прислушиваться к Его спокойному тихому голосу внутри себя. Почитайте Его и позволяйте Ему вести вас…». [32]. И хотя людей учат прислушиваться к Богу, но как?… Вот, например, «моя жена изучала Слово Божие, затем остановилась, чтобы послушать, что ей скажет Бог. И Святой Дух сказал: «У твоей машины включены фары». [33]. Женщина изучает Библию, Господь с ней общается, но она не слышит Его, она останавливается и прислушивается. Как вы думаете, какой дух с ней разговаривал? Или неужели сатане тяжело включить фары? Чтобы обойти Евангельские принципы православным и римо-католикам понадобились «предания старцев». Харизматы для той же цели задействовали «переживания и опыт духовного обновления»… «…Божье присутствие сходило на меня. Божье присутствие лучше любого наркотика, лучше всего, что я когда-либо переживал». [34]. Христос говорил о принципиально другом пути: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Существуют и более опасные ревизии Святого Писания. Так нами уже упомянутый католический харизмат Г. Мюлен принадлежит к школе «ревизионистов» Библии. В своей книге «Введение в элементарный христианский опыт» он пишет: «…ещё даже в прошлом столетии богословы придерживались утверждения о том, что Бог сотворил мир «в семь дней». Когда же, благодаря естествознанию, стало известно, что мир и человечество возникли в ходе продолжительного процесса развития, то богословы яростно сопротивлялись подобным утверждениям, говоря, что в Библии «дословно» записано сосем иное. Однако, целью ветхозаветного повествования о сотворении мира не является научно-естественное описание, а рассказать в народном стиле о том, что Бог сотворил всё». [35]. Теперь, если учесть, что апостолы харизматического движения с лёгкостью принимают «удобные» мнения и взгляды, лишь бы это способствовало росту церкви и расширению обновления, то можно только догадываться, что будет прятаться под харизматической мантией через несколько лет. Но в одном можно быть уверенным, маркетинговый проект римско-католической церкви под названием «Харизматическое духовное обновление» оказался успешным и задача, поставленная перед церковью вторым Ватиканским собором, практически выполнена. Сегодня из 2 млрд. христиан, около половины имели харизматические опыты. Во многих харизматических церквях, как и ряде других тоталитарных и прототалитарных организаций используется целый ряд технологий для управления и манипулирования психикой человека. Среди них ведущие исследователи выделяют следующие, которые могут быть представлены в нижеприведённом виде.

«Использование некоторыми деструктивными религиозными организациями техник контроля сознания своих адептов.

Условия для контроля мышления

Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания.

1. Завоевание контроля над временем человека, особенно его (или ее) временем размышления.

2 Создание ощущения беспомощности у новичка, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).

3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.

4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).

5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.

6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).

Техники контроля сознания

1. Групповое давление и „бомбежка любовью“ отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Термин „бомбежка любовью“ применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например, мунитами. Цель методики сверхназойливостью вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что ждали именно только его, что он — это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется „сандвич“ и требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением „сотрудничать“ с ним и вовлекать его.

2. Изоляция (отделение) создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.

3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.

4. Страх и вина вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград.

5. Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).

6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.

7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Три стадии завоевания контроля над сознанием

Можно выделить три стадии в установлении контроля над сознанием, отличающиеся следующими характерными чертами.

1. Размораживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):

* дезориентация;

* сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);

* физиологическая манипуляция (депривация (лишение) сна, депривация приватности (лишение возможности побыть одному), изменение диеты (может не иметь, а может и сопровождаться серьезными физиологическими и соответствующими психическими изменениями);

* гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное говорение (скандирование), произнесение молитв, пение);

* новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность.

2. Изменение:

* создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально — в ходе индоктринальных занятий; неформально другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);

* использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль Среды (окружения));

* мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни „обрабатываемой“ личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);

* использование гипноза;

* использование исповедей и доносов.

3. Замораживание (консервация новых стереотипов);

* укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами);

* новое имя, новый язык, новая „семья“;

* спаривание с новыми ролевыми моделями: система „приятельства“;

* продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм).

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах:

* контроль поведения;

* контроль информации;

* контроль мышления (мыслей);

* контроль эмоций (чувств).

Контроль поведения

Контроль поведения включает в себя следующее.

* Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).

* Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

* Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений.

* Награды и наказания.

* Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль).

* Жесткие правила и предписания.

* Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

Контроль информации заключается в следующем.

1. Использование обмана (умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман).

2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним, загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов).

4. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе „приятельства“ для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).

5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).

6. Использование проповеди (информация о „грехах“ — чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

Контроль мышления

Контроль мышления включает в себя следующее.

1. Необходимость интернализации (понуждение к принятию) групповой доктрины как „Истины“, включающей в себя следующие элементы:

„схема тождественна реальности“;

„черное и белое“ (нет полутонов);

„Мы против Них“ (групповое против внешнего мира).

2. Навязывание принятия „нагруженного“ языка (характеризующегося мыслительными клише).

3. Поощрение только „хороших“ и „правильных“ мыслей (как это предписывается лидером и группой).

4. Использование техник прекращения мышления:

отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное („мышление желаниями“);

монотонное говорение (скандирование), говорение на „языках“, пение или гудение ;

медитация;

произнесение молитв.

5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными.

6. Запрет на альтернативные системы верования.

Контроль эмоций

Контроль эмоций включает следующее.

1. Осуществление манипулирования и сужение спектра чувств личности.

2. Индоктринация убеждения, что в любых проблемах адепта всегда имеется его вина.

3. Чрезмерное использование вины:

вина идентичности (личной тождественности);

социальная вина;

историческая вина.

4. Чрезмерное использование страха — индоктринируются различные фобии.

5. Создание крайностей эмоциональных пиков и спадов.

6. Использование ритуального, часто публичного признания „грехов“.

Индоктринирование некоторыми деструктивными религиозными организациями фобий в сознание адептов

Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами является индоктринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается.

Могут индоктринироваться следующие фобии:

* боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа;

* боязнь внегруппового социума („внешнего мира“);

* фобия на выход из культа;

* боязнь врагов;

* боязнь потерять свое „спасение“;

* боязнь природных бедствий.

Наличие диссоциирующих состояний у вышедших из деструктивной религиозной организации

Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами такого человека являются:

* крайнее нарушение идентичности;

* депрессия;

* проблемы с зависимостью в принятии решений;

* потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;

* расстройства, связанные с посттравматическим стрессом;

* замедленное психологическое развитие;

* потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;

* ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление личности;

* неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне культа;

* расстройства сна, кошмары;

* сексуальные проблемы.

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем состоянии („плавающем“ возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из подобных движений, возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует очень высокая вероятность того, что этот человек будет этой организацией вновь рекрутирован». [Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997].

Оценить деструктивность культа можно, в частности, по следующим критериям:

« 1. Характер лидерства:

есть ли претензии на „харизматическое“ лидерство : провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;

характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);

строгая обязанность подражать лидеру;

есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);

практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли сдержки и противовесы власти лидера (лидеров).

2. Характер и структура доктрины:

наличие „внутренних“ доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);

формулируется ли в той или иной форме убеждение, что „цели оправдывают средства“, и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;

индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром „мы/они“), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро;

утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование „фасадных групп“ (своего рода „потемкинских деревень“);

использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой „семьей“, наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека;

внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других культистов;

разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста;

ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь „внешнего“ мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения;

внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ — хороший, мир вне культа — плохой);

создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами;

отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы». [36].

В заключении данной главы хотелось бы отметить, что в ней писалось не о харизматах, среди которых есть очень много глубоко верующих и порядочных людей, а говорилось о харизматической доктрине, не имеющей с Библией ничего общего, и организациях, представляющих порой угрозу не только для духовного, но и для психического, физического здоровья человека.