8. Божья любовь к миру

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанна 3:16

Ключом к пониманию этого чудесного места обычно считается слово «всякий». Это слово дало тысячам людей смелость сказать: «Всякий. Значит, и я. Любовь, Сын, жизнь – все это для меня.» И многие искренние служители, молясь о самом безнадежном случае, находили силу в уверенности, что «всякий» не означает ничего иного, чем «все». Никто не исключается; я могу дерзнуть сказать каждому, что для него любовь, для него Сын и для него жизнь.

Это индивидуальный смысл этого слова, но он также включает и более широкий смысл – всеобщий. Оно говорит о каждом чаде в этом мире, что для него любовь и жизнь. Поэтому мы, утверждая, что верим в эту истину, должны не только иметь веру, чтобы возвещать ее каждому нуждающемуся, с которым мы встречаемся, но и позволить ей в полной силе проявиться на нас во всем своем божественном величии, так как она провозглашает право каждого на любовь и жизнь Сына Божьего. И мы не начнем по–настоящему понимать ее, пока каждая мысль об этой любви не будет в нашем сердце неразрывно связана с той благословенной истиной, что любовь принадлежит всем.

Когда мы ожидаем, что Дух Святой откроет нам, как жаждет эта любовь овладеть всеми – для кого она предназначалась, – мы обнаружим в этом слове «всякий» настоятельную мольбу о жизни, всецело отдающейся исполнению этой любовью и находящей свою единственную радость и славу в жизни для того, для чего живет Бог: чтобы возлюбить и спасти мир.

Применительно к отдельным людям мы употребляли это слово исключительно в качестве призыва к ним прийти и принять Христа и вечную жизнь. Бог же имел в виду, что в полном своем значении это должно быть призывом к искупленным Им – тем, кто действительно понимает смысл этого и верит в эту истину – рассматривать каждого собрата как одного из этого множества «всяких». И мы не должны успокаиваться, пока все не познают ту любовь, в которой есть и их доля.

Эта мысль подводит нас к некоторым из великих тайн искупления. В откровении любви Божьей говорится об уделе, в который Христос взял Своих людей; о том, что Он поставил Себя в зависимость от них в продолжении и завершении Его дела; и – величайшая тайна из всех – об их ужасной неверности к этому, к их святому призванию. Прошло почти девятнадцать веков с тех пор, как Он изрек славное слово, сочетающее в себе указание и привилегию: Евангелие для всей твари. Однако две трети рода человеческого никогда не слышали о Нем. А их оставшейся трети более половины живут в неведении о чудесной любви и жизни, которые Он явил нам, чтобы мы могли одарять ими других, могли принести их всем.

С небес Божьих это слово «всякий», как солнце в его безграничной и безмерной славе сияет на каждую душу, умирающую во тьме. Нам оказана честь – как тем, кому препоручена любовь, кто живет, наслаждаясь его силой и благословением – иметь общение с Тем, кто изрек великое слово «всякий», и, подобно Ему, жить и умереть, чтобы она стала известной. А большинство из нас довольствовались принятием слова для себя и держали эту любовь взаперти в своих собственных эгоистичных сердцах. Но лучшие из нас жаждали, молились и жертвовали всем, чтобы мы ничего кроме этой любви не знали, чтобы наше сердце и жизнь могли всегда быть переполнены ею, чтобы и другие пили ее.

Если должно прийти пробуждение – более великое, глубокое и широкое, чем любое из прежних – одна великая часть его силы будет заключаться в том обличении, которое он с собой принесет. Многие из нас будут обличены в грехе и стыде всей плотской легкости, удобства и потакания своим желаниям, в которых мы жили – в то время, как умирающий, погибающий мир, порученный нам, ждал нас, а бесконечная любовь, отдавшая себя нам, скорбела о том, что мы были так медлительны, не шли к людям и не рассказывали им о ней. Обличение в грехе должно быть больше. глубже, шире, чем раньше. Суд должен начаться с дома Божьего. Великие глубины должны расторгнуться. Формальность и мирская суета, эгоизм, самоуверенность и самодовольство большей части нашего христианства вынуждены будут выйти на свет реальной жизни, поклонения, самоотверженности и самопожертвования в силе Духа, к которому призвал нас Бог.

Прежде всего, грех, заключающийся в том, что Божья любовь к миру дана нам в сердца с одной целью – чтобы мы возвещали о ней другим, а мы поздравили себя с малыми дарами серебра и золота, на которые мы попытались обменять наше личное служение, станет для нас таким обжигающим, что наше покаянное исповедание и наш плач о прощении и избавлении вызовут целую революцию. Мы действительно будем сокрушаться и ожидать, что Дух Святой пробудит в нас жизнь Христа Иисуса, и каждый из нас, как и Он, в требуемой от него мере сможет жить исключительно для славы Божьей в спасении заблудших.

Грех этого пренебрежения в церкви Божьей – неприятия и непровозглашения этого великого слова «всякий» применительно к Божьей любви, жизни не для того, чтобы говорить людям о Божьей любви – имел и имеет такие ужасные последствия, что даже христиане не могут осознать, что имеется в виду. Нам говорят, что каждый год 3О миллионов неверующих переходят в полную тьму. Подсчитаем годы и подумаем, что это продолжалось века с тех пор, когда Христос дал эту великую заповедь Своей церкви как девиз. Разум отказывается понимать это. Вроде бы эта чудесная любовь Божья могла вмешаться, могла сделать больше. Нам кажется, что слишком ужасно возлагать на церковь и на нас, сегодняшних христиан, тяжесть и вину за эти погибающие толпы людей. Но это так. Вечная любовь послала Сына, чтобы явить себя на земле. Сын поручил ее Своим ученикам, Своему телу, церкви, в самых простых словах: Несите эту любовь всей твари, всем народам, до края земли. Это единственное, для чего церковь была послана в мир – так, как был послан Он. Ни для чего больше.

И не выполнена эта святая миссия лишь из–за эгоизма, неверности и пренебрежения со стороны церкви. Многие говорили: «Мы играли в миссионерство.» Однако как мы поздравляем себя с любым пробуждением интереса к миссиям! А тем временем количество верующих, действительно идущих путем Христа, – считающих своей радостью отдавать все свое сердце и силы, жить и умереть, в молитве ли, в труде ли для славы Божьей в спасении других – так мало.

Ничто не может изменить этого, кроме такого пробуждения, какого мы еще не знали. Пробуждения, которое божественной силой Духа Святого откроет глаза верующим, и они увидят, какими неверными и заниженными были их представления о жизни, которой Бог хочет, чтобы они жили. Пробуждения, которое оживит последнюю заповедь Христа в сердце каждого истинного верующего. Пробуждения, которое потрясет и воздвигнет наши церкви, которое отделит для неэгоистичной и немирской жизни всех, кто желает полностью жить для Бога. Пробуждения, которое свяжет воедино всю церковь энтузиазмом для Христа и Его царства. Пробуждения, в котором истинное следование и подражание жизни Христа в том, чтобы жить исключительно для того, чтобы передать любовь Божью гибнущим людям, станет приметой нормальной христианской жизни.

Будет задан вопрос, и он крайне необходим и естественен. Как же так? Если Бог действительно хотел, чтобы дети Его несли Его любовь своим братьям так, как ее нес Христос – живя и умирая за ее – как же могла церковь так явно не справиться со своей миссией? Действительно ли учит Слово Божье такому самоотвержению и требует его ? Достижима ли на самом деле такая степень благодати, такое состояние? Не нужно ли нам принять во внимание слабость человеческой природы и рассматривать нынешнее состояние церкви как все, чего можно действительно ожидать? Да, мы действительно должны принять во внимание слабость человеческой природы, но только в гораздо большей степени, чем это обычно делается.

Нужно видеть, что человеческая слабость – это такое крайнее бессилие, что жизнь Божья на земле абсолютно невозможна, если только не ожидать и не испытать сверхъестественной силы действия Духа Божьего. И если снова задать вопрос, как же можно, если Слово Божье все так просто излагает, больше не искать и не познавать этой силы Духа Божьего, ответ снова приводит нас к тому, что мы назвали корнем зла в низком уровне состояния церкви. Это происходит потому, что чудесные заповеди и обетования Божьи понимаются и принимаются в каком–либо человеческом смысле, а не в их божественном живительном значении и силе.

Давайте снова обратимся к нашему тексту и посмотрим, что изменилось бы, если бы Дух Божий действительно открыл нам истинный божественный смысл этих слов. Посмотрите на три великие тайны, о которых здесь говорится: гибнущий мир, любящий Бог и Христос, дающий жизнь.

Задумайтесь и попросите Бога – серьезно, настойчиво, с верой – открыть вам глаза и дать увидеть гибнущий мир, а затем сосредоточьтесь на том, чтобы в свете Бога и вечности, правильно увидеть состояние этого мира. Может быть, стоит начать с цифр. Известно, что как минимум 100000 человек каждый день переходят из тьмы, неозаренной Евангелием, в кромешную тьму вечности. Это больше одного человека в секунду. Пока мы наслаждаемся, они секунда за секундой срываются в пропасть в полном неведении о Боге и Его любви. И в мире миллиард таких людей, они все живут и умирают в этой тьме. Библия говорит: «дабы всякий верующий не погиб»! Без Христа они погибнут.

Поразмыслите некоторое время о всех невероятных грехах и всем несчастье, которые подразумевает жизнь на земле, а затем – о всей безнадежности будущего этого мира. Прочитайте книгу какого–нибудь миссионера, рассказывающую о конкретном поле деятельности, четко определяющую нужды людей, живущих там, и скажите Богу, что вы действительно хотите познать тот мир, в котором вы живете, частью которого вы являетесь, для которого вы должны жить. Если мы не изучим этот мир и не осознаем его положение, мы никак не сможем познать Божью любовь к нему или свое призвание.

Или задумайтесь о том, что говорит Писание о боге века сего, об ужасной силе, которая обладает абсолютной властью и владычеством над этими людьми и держит их во тьме и в нищете. Найдите, в чем заключается сила заблудших в поле деятельности миссии и ужас их положения. Или обратите взор ближе, на безбожные массы населения в каждой христианской стране. Некоторое время поразмыслите над состоянием необращенных, которых вы знаете, друзей, которых вы любите, людей с которыми вы имеете дело, тысячи знакомых вам лиц, и представьте, что все они составляют вместе этот гибнущий мир – посреди которого вы должны быть сияющим светом, струящимся источником жизни. Тогда вы начнете видеть, что нужно время, силы, желание и молитва, чтобы воспринять божественный смысл слова «мир» и слова «всякий», единственную надежду этого мира.

Потом подумайте о любящем Боге и этом мире, который Он сотворил для Себя, чтобы он был Его радостью и славой. Грех его – это такое огорчение для Него, что Он едва не раскаялся в том, что его создал. Страдания и мучения Его созданий – такое горе для Него, что Он сделает все, что только возможно, не забрав у них свободной воли и способности к самоопределению, которыми Он одарил их как часть образа Своего. Он доказал это, отдав Своего собственного Сына. В любви, превосходящей разумение, любви, представление наше о которой так неадекватно, сердце Его изливается в бесконечном сострадании и желании спасать и благословлять. Любовь Божья покоится на каждом из этих гибнущих миллионов. Разум не может этого воспринять, но Дух Святой мог бы дать сердцу понять это, если бы мы только отдались ожиданию того, что Бог исполнит нас этой любовью.

Любовь Божья доказана тем, что Он отдал Сына, Себя. Послав Христа, чтобы Тот стал человеком, Бог доказал, что Он желал, чтобы человек стал с ним единым целым, вся Его жизнь и любовь Божья предназначены для того, чтобы человек мог стать соучастником божественной сущности. И это чудесное, благословенное слово «всякий» из нашего отрывка указывает, что любовь дана всякой твари. Самый низкий, самый опустившийся, отверженный и совершенно отчаявшийся человек – любовь для него, любовь стремиться к нему и способна восторжествовать над ним. Иисус Христос пришел в мир с одной единственной целью – явить эту любовь. Он говорит о ней, Он жил ради нее, Он умер, чтобы принести ее нам. Это была Его единственная цель, Его единственная слава, страсть и сила Его жизни. Это была сама Его жизнь: она обладала Им, и Он не знал никакой другой радости. И когда Он молился, чтобы «любовь, которую Ты возлюбил Меня, в них да будет», Он имел в виду Своих учеников точно так же, как и Себя. Он хотел, чтобы у них она была, чтобы они жили ради нее, находили свою славу и блаженство, неся и возвещая ее.

А теперь подумайте об этом Христе, дающем жизнь. Бог дал Ему, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Слова «всякий» и «верующий» связаны неразрывно. «Но как можно верить в того, о ком не слышал?» Так что же, Христос здесь ошибся? Неужели, явив любовь и завоевав жизнь. Он не позаботился о том, чтобы Его весть стала известной? Истинно нет. Он позаботился об этом. Он сделал так, чтобы всякий верующий, всякий член Его тела разделил с Ним славу и блаженство возвещать людям о божественной жизни и любви. Сила самораспространения, являющаяся признаком всякой жизни и любви, должна была найти свое высшее проявление в Его церкви. Жизнь каждого верующего должна была стать семенем, порождающем плод по роду его.

Увы, как мало понимает это церковь и учить этому – что каждый верующий, точь в точь как каждая ветвь дерева, существует только для того, чтобы приносить плод и благословения для славы владельца сада и для жизни людей. Христос поручил любовь Божью народу Своему, вверил им Себя и вечную жизнь, чтобы каждый, кто верит в великое слово «всякий», мог слышать и жить. И христиане утверждают, что верят в том, что сотни миллионов людей переданы на их попечение, и они должны проповедовать им Евангелие, исполняя самое неотложное и важное дело в мире, но однако довольствуются тем, что из своего изобилия выделяют несколько фунтов в год. А умы, сердца и силы свои они предают интересам времени. Они не представляют себе истинной христианской жизни, призвания, славы и блаженства жить, как Христос, чтобы передавать любовь Божью гибнущему миру.

Нам действительно нужно великое, мощное пробуждение. Давайте молить Бога о том, чтобы оно началось незаметно с нас. Оно откроет нам силу трех великих слов: гибнущий мир, спасающая любовь Божья и Христос, через членов Своих несущий жизнь в этот мир. Как бы мало мы ни осознавали, что нам делать, или как бы бессильны мы ни были сделать то, что видим из этого великого труда, давайте непрестанно предлагать себя Богу, жить не для чего иного, чем для того, для чего живет Он. Он вдохновит нас, направит и даст дерзновение. Когда великое пробуждение начнется в наших собственных сердцах, оно уже начнется и пойдет дальше. Мы обретем новую уверенность в молитве и новую силу в труде. И наш труд будет иметь новую радость, когда мы поймем, что это верность великому делу, берущему начало в любви Божьей, закон – в жизни Христовой, силу – в силе Духа Святого, объединяющего нас с Ним в деле завоевания мира для Бога.