5. Дух откровения

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от 1Бога, дабы знать дарованное нам от Бога. 1–е Коринфянам 2:11–12

В Послании к Римлянам Павел проповедовал Евангелие, соотнося его с законом, людям, которые возводили закон на такое место в мире, которого у него прежде никогда не было. Влияние таких людей по–прежнему могущественно в современном мире. Евангелие было откровением праведности Божьей и открывало, как был праведен Он сам и как он мог праведно принять нечестивых как таких же праведных, как и Он. Для коринфян мудрость значила все. В Послании к Коринфянам Павел показывает, что точно так же, как людям абсолютно необходима божественная праведность, так же им необходима божественная мудрость. Поскольку никто не знает ничего о Боге, кроме Духа Божьего, мы принимаем Дух Божий, чтобы мы могли познать то, что нам даром дает Бог. В Послании к Римлянам мы узнаем, какое Евангелие нужно проповедовать в Послании к Коринфянам – как его нужно проповедовать.

Церковь Реформации всем обязана истине божественной праведности. К сожалению они не были такими же ревностными по отношению к доктрине божественной мудрости как единственной надежде человека познать Бога. Проповедь крайней недостаточности человеческой праведности не сопровождалась, как это должно было бы быть, проповедью крайней недостаточности человеческой мудрости. Последствия были самые катастрофические. И ничто не пострадало от этого больше, чем доктрина божественной праведности. Слишком часто будучи проповедуемо не в силе Духа Святого, а в силе человеческой мудрости, Евангелие не было силой Божьей ко спасению и не приводило верующего к тесному и полному общению с Богом, к чему было призвано. Восстановление истины о том, что руководство Духа Святого так же незаменимо, как и прощение через кровь Христову на самом деле принесет нам вторую Реформацию, новую Пятидесятницу.

После того, как мы в предыдущей главе говорили о мудрости человеческой, было бы правильно, чтобы первой нашей темой стал бы Дух Святой, как вестник истины Божьей – и по нескольким причинам. Вначале он покажет нам, как можно излечить великое зло, о котором мы говорили, если мы увидим, насколько надежное и достаточное лекарство дал нам Бог. Он также поможет нам испытывать всю проповедь и жизнь вокруг нас по стандарту Писания. Он придаст смысл и силу нашей молитве, когда Христос, как всегда, спросит у нас: «Чего ты хочешь от Меня?» Мы будем знать то, что нам нужно знать и чего ожидать в ответ на нашу молитву. Мы будем учиться призывать для себя полное благословение пробуждения – жизнь, ежедневно и полностью руководимую Духом. И поэтому, даже читая эту книгу, мы будем сдерживаться от того, чтобы доверяться впечатлениям, какими бы глубокими они ни были, или убеждениям, какими бы сильными они ни были и на каждом шагу будем просить Дух Божий открыть нам истины Божьи.

Вот какой будет наша молитва в самом начале предстоящего пробуждения. Одним росчерком пера в простой фразе Павел открывает нам необходимость в водительстве Духа Божьего: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» Никто, кроме самого человека, не знает, что в его сердце. Насколько же еще более верно должно быть если мы представляем себе Бога бесконечным, святым, духовным и непостижимым, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия и того, кому Дух открыл это?» Он – сама жизнь Божья. Он проницает глубины Божьи, потому что Бог есть Дух; через Дух Бог есть то, что Он есть. Лишь Он может открыть Божье. В одном смысле Христос открыл Отца. Но это было лишь объективное откровение. При всем том, чему Христос учил Своих учеников, их понимание божественных истин было неясным и недейственным. Христос обещал им, что Дух Святой придет, чтобы показать им все, чему Он учил их, и все, что в Нем было. Дух мог это сделать, потому что Он был сокровенной жизнью в Боге и мог проникнуть в их сокровенную жизнь и принести туда истинное участие Божье в виде жизненной силы и блаженства.

Мысли и рассуждения порождают в разуме лишь знание о чем–то; они не дают сердцу реального опыта и счастья того, что они представляют. Истинное знание, будь то о земном или о небесном, это всегда жизнь, опыт и обладание. Разум может дать нам обильное знание о Боге; он не может дать нам Самого Бога или того знания о Нем, которое есть жизнь вечная. Дух – это сама жизнь и сила Божья; все, что Он открывает, это истина и сила. Он понуждает нас познавать Бога, потому что Он входит в жизнь и сообщает именно то, что говорит слово, в духе и истине. Через Него мы познаем Бога по тому, что Он есть, что Он дает и делает в нас. Мысли могут дать лишь образы духовного. Иногда они могут быть прекрасными и восхитительными образами, вызывающими самые приятные впечатления. Они могут пробудить в сердце сильные желания и побудить волю к крайним усилиям, но они никогда не могут дать или явить жизнь. Это прерогатива Духа Божьего.

Он может это сделать не только потому, что Он – Дух Божий, но потому что Он может войти в самый дух человеческий и действительно входит туда. Дух человеческий дан ему Богом; мы Его потомки. Как Дух Бога Творца Он обладает таинственной силой войти и поселиться в духе человеческом. Как Дух Бога Искупителя Он дал нам новый дух, в котором пребывает и действует, тайно вдохновляя в его всей жизнью и всеми благодатями господа Иисуса. Вот почему Павел говорит в словах вслед за нашей цитатой, что о Божьем нужно судить духовно и что только духовным христианам может принести пользу духовное учение; пока есть мирские настроения и поведение, они не могут этого понять (см. 1Кор.2:14; 3:1,3). Дух сообщает божественную жизнь таким образом, что не только душевный, необращенный человек неспособен ее принять, но даже и обращенный, пока он покоряется плоти, грехам зависти, споров и разногласий, не может этого понять. Нужно духовное ухо, духовное око, открытое Духом Божьим, духовная сущность, которая желает больше узнать о Боге, Его любви, Его воле. Дух Святой дан всем, но лишь те, кого я только что описал, действительно учатся у Него. Лишь они могут сказать на своем опыте «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.»

Учительство Духа Святого нераздельно от двух других Егофункций: освящающей и укрепляющей. Они все взаимосвязаны. Он учит, чтобы освящать, Он учит, освящая и приспосабливая таким образом святое сердце к принятию Его духовного наставления. Его учение укрепляет; оно всегда сопровождается божественной помощью в осуществлении того, что было явлено Им. Иногда или на определенном этапе та или иная из этих трех функций в разных членах тела может выделяться больше. Он вечно один Дух, в котором все они вместе и который, какая бы часть Его действия ни выделялась более отчетливо в нашем сознании, действует в нас как Дух истины, Дух святости, Дух силы. Он – все это. потому что Он – Дух жизни, с помощью которого мы действительно живем божественной жизнью.

Это действие Духа сегодня стало великим признаком новозаветной церкви, истинного христианства. Печать или небесный знак, которым Бог пометил каждого верующего и Свою церковь, – это Дух Святого, который знает Божье и дан в сердца, чтобы т люди знали это. Недостаточно, чтобы ребенок родился от здоровых родителей; его будущее в большой мере зависит от учителя, которому его отдадут, и от образования, которое он получит. Для чада Божьего все зависит от его знания, покорности, ожидания и осуществления учения Духа Святого. Хрупкость церкви вытекает из ее незнания, неверия и неисполнения этой истины. Пробуждение в церкви – это ничуть не меньше, чем все это. Служители и члены церкви вместе придут к тому, чтобы предоставить Духу Святому, божественному и единственному учителю, то место, которое Ему предназначил Бог.

Давайте подумаем, что будет значить в христианской жизни вера в благословение этой истины и опыт этого благословения. Задумайтесь, какое влияние окажет полное понимание этого на верующего, который стремится отдавать Богу все десятины, все свое сердце и жизнь. Он начинает познавать не разумом, а верой и силой, что Дух Божий в нем. Это не что–то, что сопровождает и дополняет его собственную жизнь, частично и время от времени влияя на нее – а сокровенная жизнь самой природы нашей. Она не только направляет нас и помогает нам, но это нечто гораздо большее, движущая пружина и сила нашей сущности, вдохновляющая и побуждающая нас во всем, чем мы являемся и что мы делаем.

Он начинает видеть, что ему нужно. Во–первых, он глубже чувствует собственное духовное невежество, крайнее бессилие и великую опасность простого рассудочного знания с его прекрасными образами и впечатлениями. Потом он склоняет колена в великой покорности души пред Богом, отрекаясь от собственной мудрости так же начисто, как и от собственной праведности, и просит, чтобы Сам Отец дал сознание божественного пребывания Духа. Он постигает, что в каждой молитве или общении со Словом Божьим, в каждом желании или намерении, связанном с божественным, его первой обязанностью является ожидание в смиренной зависимости от Бога, сдерживание и умерщвление естественной активности и вырабатывание в сердце привычки веры в то, что Дух научит и сделает.

По мере, того как верующий постепенно осознает, что Дух Святой действительно внутри него, он склоняется не только с глубоким благоговением и страхом, но и с более полным доверием и уверенностью перед Отцом, дающим Дух. И он постигает то, чего сначала не понимал, – что Дух совсем не просто та сила в нас, которую мы можем использовать или к которой можем прибегнуть, но что Его присутствие делает нас полнее и по своей воле зависимыми от Отца. Так же, как наш Господь, получивший Духа без меры, не осмеливался произнести слова или сделать что–то без силы Духа, даруемой Ему Отцом каждую минуту, так и истинная вера в исполнение Духом заставляет нас склониться в полнейшем бессилии к подножию престола Божьего. Когда Бог создавал человека, Он делал это, чтобы жить в нем, наделяя Своим личным присутствие человека всем добром, на которое Он был способен, и творя в его воле и характере то, что человек должен был делать и чем быть.

Пятидесятница восстановила то, что потерял рай. Верующий с доверием подчиняется тому, чем хотел его сделать Бог, потому что теперь Он знает, что Дух, знающий мысли Божьи, открывает ему и творит в нем дарованное нам от Бога.

Чтобы правильно понять, в чем заключается это водительство Духа, мы должны особенно помнить три существенных элемента.

Во–первых, все это извне. Дух дарует познание Божьи истин на опыте влияя на жизнь, обновляя и очищая ее. Из света жизни, данного нам в чувства, волю и действия, рождается духовная мудрость и понимание.

Во–вторых, эта сила и энергия Духа даются при одном условии – безраздельном Его господстве. Так же, как учитель не может учить, если внимание его ученика чем–то отвлечено, Дух Святой требует полного контроля над нашей жизнью. Много молитв о разумении исполнения Духом тщетны, так как молящийся не проявляет верности послушания той мере Духа, которая у него уже есть. Дух требует Себе нас целиком.

В–третьих, это сообщается и принимается только верой. Водительство Духа нельзя осознать или почувствовать, пока мы не начинаем действовать. Его водительство и сила познаются нами только тогда, когда мы, ощущая свою слабость, верим в тайное Его присутствие и силу в нас и начинаем действовать. Вера в Его присутствие в нас и в то, что он наверняка руководит нами, много веры в Отца, который действует через Дух, неиссякающая вера в Господа Иисуса, в единении с Которым мы позволяем Духу истекать через нас – эта вера получит полному Духа. Вот к какому пробуждению мы должны стремиться: восстановить Дух Святой на Его месте внутреннего учителя, безраздельно владеющего и управляющего сердцем и жизнью.

Как изменилась бы церковь, если бы какое–то количество людей отдались бы этому научению и водительству Духа Божьего! А как изменились бы наши собрания для поклонения или труда в церквях и советах, если бы люди рассматривали самой выдающейся характерной чертой своих отношений друг с другом то, что Дух Божий уже научил и учит их час за часом Божьему! А какая еще большая перемена наступила бы, если бы мы узнали, что большинство наших служителей – люди, обучаемый Духом, которые могли бы сказать: «Бог открыл нам это Духом Своим, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.»

Какая радость была бы, если бы церкви пробуждались и в наших колледжах и учебных заведениях по подготовке служителей первой целью было бы отныне помочь людям стать истинными служителями Нового Завета, служителями Духа – людьми, живущими, учась от Духа Божьему, и способными поэтому вести других к истинно духовной жизни. Да, какая наступила бы перемена.

Человеку это невозможно! Но Богу все возможно! О, давайте молиться с верой за возрожденную церковь и возрожденное служение. Если что–то можно сказать наверняка, так это то, что Отец дает Духа Святого тем, кто просит Его. Можете в этом не сомневаться. Если Христос вознесен для чего–то на престол, так это для того, чтобы Он мог крестить Духом Святым и изливать потоки живой воды из каждого, кто верит в Него. Не смейте в этом сомневаться. Если Бог предназначил Свою церковь для исполнения чем–то, это – о, послушайте! – это Дух Святой. Опасаться ли нам и пребывать в неверии? Боже сохрани! Будем верить, что Бог в ответ на молитвы Его народа про–

изведет могущественную перемену.


Глава 6 из 16« Первая«567»Последняя »