Глава XI. Покаяние идет рука об руку с прощением

Из вышесказанного ясно, что покаяние и прощение грехов тесно связаны друг с другом. В 5-й главе, 31-м стихе, Деяний апостолов сказано: „Его возвысил Бог десницею Своею… дабы… дать покаяние и прощение грехов». Эти два дара получаем из той святой руки, которая некогда была пригвождена ко кресту. Покаяние и прощение связаны вечным предопределением Бога, а что Бог сочетал, то человек да не раз- лучает.

Покаяние идет рука об руку с прощением — ты увидишь, что это действительно так, если немного задумаешься над этим вопросом. Нераскаянному грешнику нельзя простить грехи. Простить его значило бы поддержать его на злых путях его и научить легко относиться ко злу. Если бы Господь сказал грешнику: „Ты любишь грех и живешь в нем, ты переходил от одного злодеяния к другому, но, несмотря на это, Я тебя прощаю», — то это значило бы объявить полную свободу преступлениям. Этим были бы подорваны основы общественного порядка, а затем воцарилась бы нравственная анархия. Я не могу перечислить всех худых последствий, которые произошли бы, если бы можно было отделить покаяние от прощения, то есть простить грех, между тем как грешник пребывал бы и дальше в грехе. Если мы верим в святость Бога, то не должны УДИВЛЯТЬСЯ, что нам по самой природе вещей не может быть прощено пребывание во грехе и нежелание в нем раскаяться. В этом случае мы должны пожать плоды нашего упрямства. Нам дано обетова- ние сообразно бесконечной благодати Божьей: если мы перестанем грешить, исповедуем грехи свои и примем верою предложенную во Христе Иисусе благодать, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Но нет обетования благодати тем, которые продолжают идти по злым путям и не желают сознаться в своей неправде. Всякий мятежник, принимающий участие в открытом восстании, не может рассчитывать на то, что король простит ему измену. Вряд ли найдется такой безумец, который вообразил бы себе, что Судия всего мира станет снимать грехи с людей, которые не желали освободиться от них.

Кроме того, покаяние и прощение неразрывно связаны ради полноты Божьей благодати. Благодать, которая простила бы грешника и позволила бы ему все-таки жить во грехах, была бы уродливым явлением, с хромою ногою и засохшею рукою. Что, по- твоему, более великое благо: очищение от вины греха или освобождение от власти греха? Я не стану класть на чаши весов два таких

несравнимых дара. Ни один из них не мог бы сделаться нашим досто- янием, если бы не драгоценная кровь Иисуса. Но мне кажется, что больший из этих даров, если уж сравнивать, — быть освобожденным от власти греха, сделаться святым и подобным Богу. Получить прощение — огромная милость. Это прощение мы воспеваем в одной из лучших песен: „Тот, Кто грехи тебе прощает». Но если бы после прощения нам было позволено любить грех, жить в пороках и похотях, было бы пользы от такого прощения? Это повлияло бы на нас, как отравленная сладость, и содействовало бы нашей погибели. Быть омытым и все-таки валяться в грязи, быть прощенным и носить на челе следы ужасной проказы — это насмешка и издевательство над благодатью. Что пользы, если вынем человека из гроба, а он остается мертвым? Но благодарение Богу, что Он, прощающий беззакония наши, исцеляет также и недуги наши. Он, смывающий с нас пятна прошлого, помогает нам выбраться из грязи в настоящем и сохраняет от падения в будущем. Примем же с радостью и покаяние, и прощение — их разделить нельзя. Разделить дело благодати значит рассечь пополам живое дитя, и допускающие такое деление не имеют части в этой благодати.

Я желаю предложить тебе, ищущему Господа, вопрос: был бы ты доволен только одним из этих даров? Будешь ли ты удовлетворен, читатель, если Бог простит тебе грехи, но позволит оставаться таким же мирским и плохим человеком, как и раньше? О, нет, оживотворенный дух боится греха больше, нежели наказания за него. Из твоей души не раздается крик: „Кто освободит меня от наказания?» Она восклицает:

„Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Кто даст мне силу быть выше всех искушений и сделаться святым, подобно тому, как Бог свят?» Так как единство покаяния и прощения соответствует желанию благочестивых и необходимо для спасения и святости, то можно быть уверенным, что оно останется навсегда.

Покаяние и прощение составляют также нечто Целое и в духовном опыте всех верующих. Всякий, кающийся искренно и с верой, получает прощение; с другой стороны, некающийся в своих грехах прощения не получает. Скажу откровенно, что под небом еще никогда не бывало, нет и не будет такого случая, когда грех смывался бы без того, чтобы в то Же время сердце не было приведено к покаянию и вере во Христа. Ненависть ко греху и полученное прощение одновременно вселяются в душе и остаются в ней всю нашу жизнь.

Покаяние и прощение взаимно действуют друг на друга. Человек, которому прощено, кается, и, наоборот, человек, который кается, без всякого сомнения, получает прощение. Обратите прежде всего внимание на то, что прощение ведет к покаянию. Как говорится в одном гимне:

Пока царит закон и страх, Черствеет лишь душа;

Прощенье же через кровь Христа Расплавит все сердца.

Если мы уверены в прощении, мы гнушаемся грехом. Когда вера в вас достигнет совершенства, так что вы нисколько не будете сомневаться в том, что кровь Иисуса Христа омыла вас белее снега, то и покаяние достигнет в вас наивысшей степени! Покаяние увеличивается с ростом веры. Не заблуждайтесь: покаяние — не дело нескольких дней, недель или временное чувство угрызения совести, с которым должно покончить как можно скорее. Нет, покаяние — благой дар на целую жизнь, так же, как и вера. Покаяние — неразлучный спутник веры. Пока мы живем верою, а не видением, в глазах веры дро- жат слезы покаяния. Покаяние не истинно, если оно вызвано не верой, и, наоборот, вера в Иисуса Христа не истинна, если она не связана с покаянием. Вера и покаяние, подобно сиамским близнецам, тесно сращены друг с другом. В той мере, в какой мы верим в Иисуса, мы и каемся, и в той мере, в какой мы раскаиваемся в своих грехах и ненавидим зло, мы радуемся полноте прощения, которое нам дарует Христос. Ты никогда не будешь ценить помилования, если не испытаешь покаяния; ты никогда не выпьешь до дна чашу покаяния, пока не будешь знать, что ты помилован. Как это ни странно, но горечь покаяния и сладость прощения соединяются в жизни каждого помилованного и вместе образуют несравненное блаженство. Из этих двух даров Завета каждый служит порукой другому. Если я убежден, что действительно каюсь, то я знаю, что мне прощено. И, наоборот, могу ли я иметь уверенность в прощении, не обращаясь от своего прежнего грешного образа жизни? Быть верующим значит иметь постоянную готовность к покаянию. Вера и покаяние — две спицы одного и того же колеса, две рукоятки плуга. Сердце, сокрушающееся о своих грехах и порвавшее с ними, — вот истинное покаяние. Покаяние также можно назвать поворотом и возвратом. Покаяние — самая основательная и радикальная перемена мыслей, связанная с болью за прошедшее и с решением исправиться в будущем. Кто искренне кается Богу в грехах И сердцем болеет за них, Грехи оставляет, хотя и, быть может, Их раньше всем сердцем любил.

Если это отражает наше состояние, то мы можем быть уверенными, что имеем прощение. Господь прощал каждое сердце, сокрушавшееся о своих грехах и порвавшее с ними. С другой стороны, если мы радуемся прощению, полученному через пролитую кровь Иисуса Христа, если мы оправданы верою и имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, тогда мы знаем, что наше покаяние — истинное покаяние, и

наша вера — истинная вера.

Не смотрите на покаяние, как на причину помилования, а как на следствие из последнего. Не ждите способности к покаянию раньше, чем узрите благодать Господа Иисуса Христа и Его готовность уни- чтожить ваши грехи. Пусть и покаяние, и прощение занимают каждое свое место. Рассматривайте их в их взаимоотношении. Покаяние и прощение – это Иахин и Воаз спасения. Этим я хочу сказать, что они подобны двум большим колоннам Соломоновым, стоявшим перед храмом Господним и образовавшим величественный вход во святилище. Человек не может прийти к Богу, не пройдя между колоннами покаяния и прощения. В твоем сердце во всей своей красоте засияет радуга Завета благодати, когда слезы раскаяния пронзит сияющий свет полного прощения. Раскаяние в грехах и вера в Божье прощение -уток и основа в ткани истинного обращения. Прощение и покаяние текут из одного источника и даются одним и тем же Спасителем. Иисус Христос в Своей неизреченной славе дарует покаяние и прощение людям всегда и везде. Ни от кого другого ты не получишь этих даров. Они наготове у Иисуса Христа. Он хочет дать их бесплатно всем, желающим принять их из Его руки. Пусть люди никогда не забывают, что Христос дает все необходимое для нашего спасения. Покаяние поистине такое же дело благодати, как примирительная жертва, которою уничтожается грех. Спасение с начала до конца совершается исключительно по благодати. Надеюсь, читатель, что ты меня правильно поймешь. Не Святой Дух кается, Он никогда не делал чего-либо, достойного покаяния. Мы сами должны каяться в своих собственных грехах, иначе мы не спасемся от власти греха. И не Иисус Христос кается. В чем бы Ему каяться? Мы сами каемся с полного согласия нашего духа. Воля, склонности, чувства — все согласно действует в благодатном деле покаяния. И все-таки за всем нашим покаянием стоит тайное, святое влияние, размягчающее сердце, дающее сокрушение и производящее полную перемену в нас. Дух Божий освещает наше сердце, и мы начинаем понимать, что такое грех. Этим самым Он вселяет в нас отвращение ко греху. Дух Божий направляет нас к святости, так что мы начинаем ценить и любить ее всем сердцем и желаем ею обладать. Таким образом, Он дает нам толчок, который вводит нас в святость от одной ступени к другой. Дух Божий производит в нас хотение и действие по Своему благоволению. Склонимся сейчас перед этим добрым Духом, чтобы Он нас повел к Иисусу, Который охотно дает двоякое благословение: покаяние и прощение по богатству Своей благодати. „Благодатью вы спасены».