Глава XII. Как дается покаяние

Вернемся еще раз к прекрасному свидетельству апостола Петра: „Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». Наш Господь Иисус Христос вознесся, дабы сошла на землю благодать, Его слава служит большому распространению благодати. Возносясь на небо, Господь все время имел в виду одну цель: вознести с Собою верующих грешников. „Он возвышен, дабы дать покаяние»; это мы понимаем, если вспомним несколько великих истин.

Дело, которое совершил наш Господь Иисус Христос, сделало покаяние возможным и приемлемым. Закон не упоминает о покаянии, он ясно говорит: „Душа, которая согрешит, должна умереть». Если бы Господь Иисус Христос не умер, и не воскрес, и не вознесся к Отцу, что значило бы твое и мое покаяние? Мы можем чувствовать угрызение совести с его ужасами, но не покаяние с его надеждами. Раскаяние как обыкновенное естественное чувство — всеобщий долг, не заслуживающий особой похвалы. На деле оно обыкновенно смешивается с эгоистическим страхом наказания. Если бы за нас не вступился Иисус Христос богатством Своих заслуг, которые Он приобрел, то слезы нашего раскаяния не имели бы большего значения, чем обыкновенная вода, пролитая на землю. Иисус Христос возвышен, дабы наше покаяние, благодаря силе Его заступничества, имело доступ к Богу. Он сделал наше покаяние приемлемым Богом, чем оно само по себе никогда не могло бы быть. Когда Иисус Христос был возвышен, излился Дух Божий, дабы произвести в нас все необходимые блага. Святой Дух творит в нас покаяние, обновляя нашу природу сверхъестественным образом и удаляя из нашей плоти каменное сердце. О, не старайся с поникшей головой напрягать напрасно силы, чтобы вызвать слезы. Покаяние не свойственно нашей строптивой природе, оно дар свободной неограниченной благодати. Не ищи напрасно оди- ночества и не бей себя в грудь, чтобы извлечь из каменного сердца чувства, которых в нем нет. Взойди на Голгофу и посмотри, как умер Христос. Возведи очи к горам, откуда приходит помощь твоя. Святой Дух пришел с целью осенить души людей и произвести в них покаяние, так же, как Он в начале веков носился над хаосом и произвел гармонию. Вознеси к Нему молитву: „Дух Святой, сотвори обитель во

мне. Сделай мое сердце мягким и кротким, дабы я ненавидел грех и искренне каялся в нем». Он услышит крик твоей души и даст ответ.

Вспоминай и о том, что наш Господь Иисус Христос, будучи возвышен, дал нам не только покаяние, послав Духа Святого, но и посвятил все Свое творение и провидение великой конечной цели нашего спасения. Каждое из них может призвать нас к покаянию: будь то пение петуха (напомнившее многое Петру) или сотрясение темницы, приведшее к покаянию темничного сторожа. Иисус Христос, находясь одесную Бога, правит всем и всеми на земле, заставляя их действовать совместно ко спасению Его искуплен-ных. Он использует горькое и сладкое, страдания и радости, чтобы произвести в грешниках лучшее отношение к Богу. Будь благодарен предопределению, сделавшему тебя бедным, больным или печальным; этим Иисус творит жизнь твоей Души и привлекает тебя к Себе. Благодать Господа часто приближается к двери нашего сердца на черном коне скорби и печали. Иисус Христос использует весь запас нашего опыта, чтобы оторвать нас от земли и приобрести для небес. Он вознесен на небесный престол, дабы Своими Божественными заботой и провидением подводить твердые сердца под смягчающее, милосердное влияние покаяния.

Иисус Христос действует и сейчас, говоря тихим голосом нашей совести: через инспирированное Священное Писание, через молящихся друзей… Он может послать тебе слово, которое поразит твое каменное сердце, как жезл Моисея — скалу, и потоки покаяния потекут из него. Он может запечатлеть в твоем сердце потрясающее изречение, которое тебя сразу победит. Он может смягчить тебя таинственным образом и создать в тебе святое настроение, когда ты его менее всего ожидаешь. Будь уверен, что в руках Иисуса, вошедшего в Свою славу, вознесшегося к великолепию и величию Отца Небесного, бесчисленное множество средств, могущих произвести покаяние в тех, которым Он дает прощение. Он и сейчас ждет, чтобы дать тебе покаяние. Читатель, не медли, проси Его о покаянии.

Иисус дает покаяние людям, которые, по-видимому, менее всего благочестивы. Пусть это будет утешением для тебя. Он возвышен и для того, чтобы дать Израилю покаяние. Израилю? В те дни, когда апо- столы это писали, Израиль особенно тяжко согрешил против света и любви и завершил свою вину тем, что распял Господа и осмелился сказать: „Кровь Его на нас и на детях наших». Евреи были убийцами Иисуса, и, несмотря на это, Он возвышен, дабы дать им покаяние. Какое чудо благодати! Читатель, если ты воспитан в самом ярком христианском свете и все-таки оттолкнул Его от себя, то для тебя еще остается благодать. Если ты и грешил против своей совести, против Святого Духа и против любви Христовой — еще возможно покаяние.

Если твое сердце так же жестко, как у древнего неверующего Израиля, оно может быть смягчено, ибо Иисус Христос возвышен и облечен безграничной властью. Он дает покаяние и прощение тем, кто совершил особенно много злодеяний, тяжко согрешил. Я счастлив, что имею возможность провозглашать такое полное, совершенное Евангелие! А ты, читатель, счастлив, что слышишь это Евангелие?

Сердца детей Израилевых сделались жесткими, как алмаз. Лютер даже считал, что обратить еврея невозможно. Мы далеки от такого мнения, и все-таки нужно признать, что семя Израилево в течение многих столетий очень упорно отвергало Спасителя. Господь сказал о них: „Израиль не покорялся Мне». И это действительно так. Христос

„пришел к своим, и свои Его не приняли». Но, несмотря на это, наш Господь Иисус Христос возвышен, дабы дать Израилю покаяние и прощение. Вероятно, мой читатель — не еврей, но все-таки он может иметь очень упорное сердце, много лет противившееся Господу Иисусу, — и Господь может произвести в нем покаяние.

Он может превратить льва в агнца, ворона — в голубя. Будем просить Его, чтобы Он произвел в нас эту великую перемену. Созерцание смерти Христа -самое действенное средство к покаянию. Не пытайся, читатель, напрасно извлекать покаяние из сухого колодца твоей испорченной природы. Принудить душу стать в такое благодатное положение про- тивно законам духовного мира. Лучше с молитвою принеси твое сердце Тому, Который его понимает, и скажи: „Господи, очисти мое сердце, обнови его и произведи в нем покаяние». Чем более ты будешь стараться извлечь из своего сердца чувства раскаяния, тем более убедишься в бесплодности своих попыток. Но если ты с верою станешь думать об Иисусе, умершем за тебя, то покаяние само собою пробьет себе дорогу в твоем сердце. Созерцай Спасителя, проливающего Свою кровь из любви к тебе. Пусть перед твоим духовным взором пройдут смертельный ужас и кровавый пот, крест и страдания. И в то время, как ты будешь смотреть, Он, несущий эти страдания на Себе, взглянет на тебя, и этот взгляд сделает с тобою то же, что он некогда сделал с Петром: ты выйдешь и станешь горько плакать. Христос, умерший за тебя, Духом Своей благодати может тебя заставить умереть для греха. Он, вознесшийся ради тебя в славу небесную, может повлечь за собою твою душу — прочь от зла к святости.

Дорогой читатель, я хотел бы, чтобы после прочтения этой книги ты запомнил следующее: не ищи огня подо льдом, не ищи покаяния в своем плотском сердце — его там нет. Взгляни на Живого, если ты желаешь жить. Взгляни на Иисуса: от Него ты получишь все необходимое, чтобы избежать врат ада. Не ищи в другом месте того, что охотно может дать только Христос.