Глава XIII. Страх перед отпадением

Многих, приходящих ко Христу, преследует страх, что они не претерпят до конца. Ищущие иногда говорят: „Что если я положусь на Иисуса, а потом не хватит выдержки и я буду увлечен в погибель? У меня и раньше были добрые чувства, но они заглохли. Добрые чувства мои были подобны утреннему облачку и ранней росе. Они неожиданно появлялись, некоторое время пребывали во мне, много обещали и… исчезли».

Читатель, я думаю, что этот страх часто порождает исполнение того, чего ты боишься. Многие, старавшиеся довериться навсегда Иисусу, потерпели поражение, потому что вера их была временной, никогда не доходившей до того, чтобы иметь спасительную силу. Они в известной степени доверились Иисусу, но выдержку и постоянство на пути к небес- ному блаженству они ждали от самих себя. И естественным следствием этого было скорое отпадение. Если мы свое доверие возложим на самих себя, то мы не устоим. Если мы даже часть нашего спасения станем ожидать от Иисуса, а в другой части понадеемся на себя, то мы потерпим полную неудачу. Цепь не может быть крепче своего слабейшего звена. Если Иисус — наша надежда во всех пунктах, исклю- чая одного, то мы потерпим неудачу, потому что в этом именно пункте мы должны быть постыжены. Я убежден, что ложное понятие о пребывании в вере повредило многим, которые некогда „хорошо шли». Что помешало им продолжить путь? Они уповали на самих себя. Если ты в начале своего поприща уповал на Христа, то берегись в конце уповать на себя. Он Альфа, смотри, чтобы Он был и Омегой для тебя. Начав духом, не думай завершить свое спасение плотью. Начинай свой путь так, как намерен дальше идти, иди так, как начал, и пусть Господь будет для тебя все во всем. О если бы Бог Дух Святой дал нам ясное представление о том, откуда приходит сила, могущая нас сохранить до дня явления нашего Господа!

Апостол Павел в Послании к коринфянам пишет: „Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердил вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:7-9). Эти слова говорят о заботе Господа о Ко- ринфской церкви. Мы можем быть вполне уверенными, что все меры, принимаемые Господом, необходимы, — в Завете благодати нет ничего

лишнего. У Соломона могли висеть без всякого употребления золотые щиты, но в Божьем арсенале таких лишних вещей нет. То, что Бог приготовил, без сомнения, необходимо нам. Всякое обетование Божье, всякая мера, принятая Заветом благодати, начиная с этого часа и до совершения всех дел, будут необходимы. Верующей душе для сохранения веры особенно необходимы укрепление, выдержка, постоянство. В этом нуждаются даже самые преуспевающие верующие. Апостол Павел написал вышеприведенные слова святым в Коринфе, которые были глубоко верующими людьми и о которых он мог сказать:

„Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе». Такими людьми бывают как раз те, которые постоянно чувствуют нужду в новой благодати, если желают крепко стоять, выдержать борьбу и выйти победителями. Если бы вы не были святыми, то не имели бы благодати и не чувствовали бы, что вам нужно все больше и больше благодати. Но так как вы мужи Божьи, то имеете ежедневную потребность духовной жизни. Мраморная статуя не нуждается в пище, живой же человек алчет, и жаждет, и радуется, если он обеспечен хлебом и водой, без них он истомился бы на своем пути. Личные потребности верующего делают необходимым ежеднев- ное черпание из великого источника всякого блага. Что стал бы он делать, если бы не мог прибегать к своему Богу?!

Великая потребность берет свое начало главным образом в нашем собственном „я». Некоторые люди, зная свое непостоянство, очень боятся, что не устоят в благодати. Непостоянство — природная черта характера многих людей. Одни от природы консервативны, даже, пожалуй, упрямы, другие имеют изменчивый и непостоянный характер. Подобно бабочкам, порхают они по жизни, нигде не пуская корни. Такие люди никогда не остаются достаточно долго на одном месте, чтобы успеть сделать доброе, основательное. Так же они относятся и к своим занятиям и духовным стремлениям. Они, вероятно, с затаенным страхом думают: „Десять, двадцать, тридцать, сорок, может быть, даже пятьдесят лет постоянного религиозного бодрствования — это слишком большое требование ко мне». Мне приходилось встречаться с людьми, которые переходят из одной церкви в другую, пока совсем не потеряют своего направления и не разочаруются. Такие люди должны особенно молиться, чтобы их Господь укрепил и помог стать постоянными, иначе они не будут расти в деле Господнем.

Мы все, даже если по характеру склонны к постоянству, должны чувствовать свою слабость, если нас действительно оживил Бог. Дорогой читатель, не замечаешь ли ты, как часто спотыкаешься? Ты, желающий жить в совершенной святости (надеюсь, что ты это и исполняешь), ты, видящий пред собою великий идеал того, каким

должен быть христианин, — не замечал ли, что еще прежде, нежели успели убрать со стола после утреннего завтрака, уже успел проявить столько безумия, что в тебе поневоле должно проснуться чувство стыда? Если бы мы и удалились в одинокую келью отшельника, иску- шение последовало бы за нами, ибо пока мы не в состоянии убежать от самих себя, мы не избежим и соблазна греха. В нашем сердце есть что- то, что должно бы сделать нас бодрствующими и смиренными пред Богом. Если Он нас не укрепит, мы будем так слабы, что споткнемся и упадем. Господь, будь нашей силой! Мы сами — воплощенная слабость.

Когда мы начинаем свое христианское поприще, то „поднимаем крылья, подобно орлам». После мы „бежим и не устаем». Но в самое лучшее плодотворное время мы идем и не утомляемся. Наш шаг стал медленнее, но зато увереннее, и мы начинаем оказывать большее влияние на окружающих. Я молю Бога, чтобы у нас осталась энергия молодости, поскольк это энергия духа, а не волнение гордой плоти. Кто уже давно находится на пути к вечному блаженству, знает, что хорошо обосновано то обетование, в котором сказано, что ноги будут обуты в железо и медь, ибо путь очень суров. Он знает, что существуют

„холмы затруднения», „долины унижения» (Д. Буньян „Путешествие пилигрима»), знает, что существует „долина смертной тени» и, что еще хуже, „торжище житейской суеты». Через все это должен пройти странник. Если есть „горы отрады» (и слава Богу, такие существуют), то существуют также „замки отчаяния , которые хорошо знакомы страннику. И то, что некоторые, пройдя через все это, до конца останутся на пути святости, можно считать чудом.

„О мир чудес — иначе не могу тебя назвать!» Числу дней христианской жизни соответствует равное число алмазов благодати, нанизанных на золотую нить Божьей верности.

На небесах мы будем рассказывать ангелам, „начальствам и властям» о неисследимых богатствах Христовых, которые были нам даны и которые мы вкушали, будучи на земле. Мы были на краю смерти и остались живыми! Наша духовная жизнь была пламенем, горевшим в средине моря, она была подобна камню, парившему в воздухе. Вся Вселенная будет поражена и удивлена, когда увидит нас, входящими в жемчужные врата непорочными в день пришествия Господа нашего Иисуса. Каждый благополучно прожитый час должен бы вызывать в нас благодарное восхищение.

Если бы этим кончилось дело, и то у нас было бы достаточно основания беспокоиться. Но в действительности этим дело не кончается. Вспомним, где мы живем. Мир для многих из народа Божьего — пустыня, населенная воющими шакалами. У некоторых жизнь идет хорошо, благодаря Божьему предопределению, но другие проходят

через тяжелую борьбу. Мы начинаем день молитвою и часто слышим звуки священного пения в наших домах, но многие благочестивые люди едва успеют подняться утром со своих колен, как их начинают

„приветствовать» руганью, злословием. На работе их весь день мучают грязными разговорами, подобно тому, как праведного Лота мучили в Содоме. В наше время нельзя пройти по улицам, не услышав сквернословия. Мир никогда не был другом благодати. Лучшее, что мы можем сделать, как можно скорее пройти через него, как через вражью страну. За каждым кустом нас поджидает разбойник. Повсюду мы должны ходить с обнаженным мечом, иметь при себе оружие — постоянную молитву. Нам приходится каждый вершок своего пути брать с бою. Не заблуждайтесь в этом, иначе горькая действительность грубо разобьет ваши нежные иллюзии. О Боже, помоги нам, держи нас крепко в руке Своей до конца наших дней. Что с нами будет, если Ты не поможешь?!

Истинная вера сверхъестественна в своем начале, сверхъестественна в своем продолжении и сверхъестественна в своем конце. Она с начала до конца -дело Божье. Мы нуждаемся в том, чтобы рука Господняя была простерта над нами. Это чувствует сейчас и мой читатель. И я рад этому: теперь он будет ожидать своего сохранения от Господа, Который один в состоянии сохранить нас от падения и преобразить в Своем Сыне.