Глава XIV. Утверждение в спасении

Я хотел бы показать то утверждение в спасении, которое апостол Павел с такой уверенностью ожидал для всех святых. Он говорит:

„Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Вот то укрепление, которое более всего желательно. Вы видите: предполагается, чтобы люди творили правду и чтобы были утверждены в этой правде. Было бы ужасно утверждать человека в путях греха и заблуждения. Представьте себе человека, утвержденного в пьянстве, воровстве и обмане. Было бы очень печально, если бы человек был утвержден в неверии и безбожии. Божественным утверждением могут пользоваться только те, которым знакома Божья благодать. Это утверждение — дело Святого Духа. Дарующий нам веру укрепляет ее; Дарующий нам любовь охраняет и увеличивает ее пламя. Чему Он нас научил, то Святой Дух дальнейшим наставлением яснее и с большей уверенностью дает познать. Святые действия утверждаются Им в нас до тех пор, пока не перейдут в привычки, а святые чувства — пока не перейдут в непреходящее состояние. Опыт и упражнение укрепляют наши убеждения и решения. Радость и горе, успехи и неудачи освящаются для одной и той же цели, подобно тому, как дерево крепче укореняется, благодаря легкому веянию и суровому ветру. Разум получает наставления и с возрастающим познанием видит все больше оснований для пребывания на добром пути. Сердце утешается и поэтому еще крепче держится за утешительную истину. Человек сам делается решительнее и крепче, более основательным. Это утверждение — не простой естественный рост, но точно такое же дело Святого Духа, как и обращение. Господь, несомненно, даст это утверждение тем, которые ожидают вечную жизнь из Его руки. Своей работой в нашем сердце Он освобождает нас от непостоянства и утверждает наше основание. Он укрепляет нас во Христе и заставляет нас пребывать в Нем. Эта работа составляет часть нашего спасения. Дорогой читатель, ты вправе ежедневно ожидать эту помощь от Господа, в этом ты не обманешься. Тот, Которому ты доверяешь, сделает тебя подобным дереву, находящемуся у потоков воды, листья которого не увядают.

Какая сила для церкви — утвержденный христианин! Он есть утешение печальным и помощь слабым. Не желаешь ли ты быть таким христианином? Утвержденные верующие — столпы в доме нашего Бога. Они не поддаются всевозможным ветрам учений и не падают от внезапного искушения. Они -большая опора для других и служат

якорем в неспокойное время. Ты, только еще начинающий святую жизнь, еле осмеливаешься надеяться быть им подобным! Но не страшись! Милосердный Господь будет в тебе так же действовать, как в них. И со временем ты, дитя во Христе, станешь отцом в церкви. Надейся на такой великий конец, но надейся на него, как на дар благодати, а не как на награду за твои дела или как на результат твоей энергии.

Вдохновленный Духом Святым, апостол Павел говорит о таких людях, что они будут утверждены до конца. Он уверен, что благодать Бога сохранит их до конца или до пришествия Господа Иисуса Христа и что вся Церковь Божия, на всяком месте, останется сохраненной до прихода Господа Иисуса Христа как приготовленная Ему невеста. Все, которые во Христе, будут утверждены в Нем к этому славному дню. Не сказал ли Он: „Я живу, и вы будете жить»? И еще: „Я даю им (овцам) жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Начавший в нас доброе дело и совершит его ко дню при- шествия Христа. Дело благодати в душе — не поверхностное улучшение. Зароненная в нас жизнь при возрождении происходит из живого и непреходящего семени, которое живо и всегда пребывает. Нас соблюдает сила Божия через веру к вечному блаженству. Праведный сохранит путь свой. Верующие „соблюдаются во Христе Иисусе» не вследствие собственных заслуг и силы, а по дару свободного и неза- служенного благоволения. Иисус не желает потерять из своего стада ни одной овцы, ни один член Его тела не должен умереть, ни одна драгоценность из Его богатства не должна отсутствовать в тот день, когда Он будет считать Свои драгоценные камни. Дорогой читатель, спасение, которое мы получаем через веру, дается не на месяцы и не на годы. Ибо Господь Иисус Христос „приобрел вечное искупление» для нас, а то, что вечно, не имеет конца.

Апостол Павел высказывает надежду, что святые из города Коринфа будут утверждены „до конца, дабы быть неповинными». Эта неповинность — драгоценная часть нашего сохранения. Быть сохранен- ным в святости — это прекрасно. Печально видеть религиозных людей, которые спотыкаются, делая одну ошибку за другой. Они не верят в силу Божию, могущую их сделать неповинными. Жизнь таких христиан представляет собой ряд спотыканий, они и не совсем падают, но и не крепко стоят на ногах, что не приличествует верующему. Ему предложено совершать свой путь с Богом, и через веру он может достичь постоянного пребывания в святости. Господь может нас спасти не только от ада, но и сохранить от падений. Мы можем не поддаваться искушению, ибо написано: „Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле». Господь охраняет пути Своих святых, и Он желает это сделать, если мы доверяем Ему. Его благодатью мы можем

сохранить себя незапятнанными от мира. И мы обязаны это сделать, ибо без святости никто не увидит Господа.

Апостол предупреждает верующих и увещает стремиться оставаться

„неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Правильный перевод слова, которое переведено как „неповинными», —

„неприкосновенными». Да даст Бог, чтобы мы в тот последний день стояли свободными от всяких обвинений, чтобы никто во всей Вселенной не мог осмелиться оспаривать наши притязания — быть искупленными Господом. Мы сокрушаемся о грехах и слабостях, но это не такие ошибки, которые доказывали бы, что мы не сокрыты во Христе. Мы должны быть свободными от лицемерия, обмана, ненависти и любви ко греху. Эти пороки могут послужить поводом к таким обвинениям, которые ввели бы нас в погибель. Несмотря на наши недостатки, Святой Дух может так действовать в нас, что мы будем перед людьми без пятна и порока, так что злые языки не смогут нас ни в чем обвинить, разве только в делах веры, подобно тому, как это было с Даниилом. Многие богобоязненные люди ведут кристальной чистоты жизнь, в полном согласии с их исповеданием, и никто не может сказать о них что-либо дурное. Господь о многих верующих скажет то же, что Он некогда сказал, когда сатана стоял перед Ним, об Иове: „Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Вот к чему должен стремиться читатель; вот чего ожидать от руки Господней. Триумф святых — постоянное следование Агнцу, куда бы Он ни повел, и сохранение своей непорочности перед живым Богом. Остерегайся сворачивать с дороги и идти кривыми путями, не давай повода врагам поносить тебя. Об истинно верующем сказано: „Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18). Пусть это относится и к нам!

Друг, вступающий в святую жизнь, Господь может тебя сделать беспорочным. Даже если ты в своей прошлой жизни много грешил, Господь может освободить тебя от власти прежних привычек и сделать образцом добродетели. Он может тебя сделать не только высоконравственным человеком, но и вселить в тебя отвращение ко всякому ложному пути, так что ты будешь следовать всему тому, что свято. Не сомневайся в этом. Первый из грешников может стоять наравне с самым чистым святым. Верь этому, и будет тебе по вере твоей.

О, какая радость в день суда оказаться неповинным. Мы можем тогда петь:

Христова кровь и праведность —

Вот мой покров, моя краса;

Лишь в них могу я устоять, Когда войду я в небеса, Пред ликом Господа Отца!

Какое блаженство иметь эту непоколебимую смелость, когда небо и земля скроются от лица Судьи Вселенной! Это блаженство для каждого, уповающего исключительно на благодать Божью во Христе Иисусе и решившего вести в этой святой силе борьбу с грехом.

Глава XV. Почему святые пребывают в вере?

Большим утешением для тех, которые с трепетом глядят в будущее, является надежда, которая была у апостола Павла относительно коринфских братьев. Но почему он верил, что братья будут сохранены до конца?

Апостол имел на это свои основания. Я обращаю на них твое внимание. Вот они: „Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9).

Апостол не говорит: „Вы верны». О, верность человеческая — очень ненадежная вещь! Она только суета. Он и не говорит: „Вы имеете верных проповедников, которые вас ведут и направляют, поэтому я надеюсь, что вы будете в сохранности». О, нет! Если нас охраняют люди, то наша охрана ненадежна. Он говорит: „Бог верен!» И если мы окажемся верными, то это только потому, что Бог верен. Наше спасение полностью покоится на верности нашего Бога. От этого дивного свойства Бога зависит все дело. Мы переменчивы, как порыв ветра, слабы, как паутина, так непостоянны, как зыбкая поверхность воды. На наши естественные свойства и духовные преимущества совершенно нельзя полагаться, но Бог остается верным. Он верен в Своей любви. Ему чужды изменения, Он не ведает и тени перемены. Он верен Своему намерению. Он не оставляет неоконченным начатое дело. Он во всех обстоятельствах верен: как Отец — Он не откажется от Своих детей, как Друг — Он не отречется от Своих, как Творец — Он не оставит дело рук Своих. Он верен Своим обетованиям, и каждое обетование обязательно исполнится для всякого верующего. Он верен Своему заве- ту, который Он заключил с нами во Христе Иисусе. Он верен Своему Сыну и не допустит, чтобы Его драгоценная кровь была пролита напрасно. Он верен Своему народу, которому Он обещал вечную жизнь и от которого не отвратит лица Своего.

Эта верность Бога — основание и краеугольный камень нашей надежды на сохранение до конца. Святые пребывают в святости, потому что Бог пребывает благодатью. Верующие пребывают в благо- словении, потому что Бог непрестанно благословляет. Он держит Своих, поэтому они исполняют Его заповеди. Вот прочное основание, на котором спокойно можно стоять. Все вышесказанное вполне совпадает с заглавием этой маленькой книги: „Благодатью вы спасены». При входе в спасение мы слышим праздничный звон дарового спасения и милосердия, мелодично звучащего весь день благодати.

Видите, единственное основание нашей надежды на сохранение

неповинными — в Боге.

Это основание, во-первых, во всем том, что Бог сотворил. Он так далеко зашел, благословляя нас, что для Него невозможен возврат. Апостол Павел напоминает нам, что Бог призвал нас в „общение Сына Его Иисуса Христа». Если Он нас призвал, то призвание Божие непреложно: „Кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Вот неизменное правило, по которому посту- пает Бог. Существует всеобщее призвание, о котором сказано: „Много званых, но мало избранных». Но то призвание, о котором мы сейчас говорим, другого рода: призвание как знак особой любви, ведущей к цели, к которой мы призваны. Призванный таким образом подобен семени Авраама, о котором Господь сказал: „Ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя».

В том, что сделал Господь, мы видим прочное основание нашего сохранения и будущей небесной славы, ибо Он призвал нас в общение Своего Сына Иисуса Христа, т. е. к сотовариществу с Иисусом Христом. Я желал бы, читатель, чтобы ты тщательно взвесил значение сказанного. Если ты действительно призван Божественною благодатью, то ты пришел к общению с Господом Иисусом Христом. Таким образом ты совладетель всего, что сотворено. Отныне ты в глазах Всевышнего един с Ним.

Господь Иисус Христос Сам вознес твои грехи Своим телом на древо, сделавшись проклятием за тебя, но в то же время и твоею праведностью. Таким образом, ты в Нем оправдан. Ты принадлежишь Христу, а Христос тебе. Как муж и жена едины, так и Христос един со всеми, соединенными с Ним верою, нерушимым союзом. Но не только это. Верующие — члены тела Христова и соединены с Ним воедино посредством любвеобильной, живой и пребывающей связи. Бог призвал нас к этому единению и совершенству, и этим самым Он дал нам знак и залог того, что мы будем сохранены до конца. Отделенные от Христа, мы стали бы жалкими, преходящими существами, которых легко увлечь в погибель. Но, будучи едины со Христом, мы причастны Его природе и одарены Его бессмертной жизнью. Наша судьба тесно связана с судьбой нашего Господа, и мы не можем быть уничтоженными, если не будет уничтожен Господь.

Размышляй чаще об общении с Сыном Божьим, в которое ты призван. Вся твоя надежда в этом. Ты не можешь быть бедным, пока Иисус богат, ибо ты принадлежишь к той же фирме. Тебе не грозит нужда, ибо ты партнер Того, Кому принадлежит небо и земля. Ты никогда не можешь сделаться неплатежеспособным, даже если бы и был должником и беднее церковной мыши, ибо твой Партнер неисчерпаемо богат! Имея такого

Партнера, ты обеспечен и можешь не страшиться худых времен и перемен в будущем. Господь призвал тебя в общение со Своим Сыном Иисусом Христом, этим Он дал тебе надежное прибежище.

Если ты действительно верующий человек, то ты един со Христом, сохранен до конца и находишься в безопасности, иначе и быть не может. Христос и верующий находятся в одной и той же ладье, и так как Иисус не может утонуть, то верующий никогда не погибнет. Иисус так тесно связал Себя со Своими искупленными, что для того, чтобы с малейшим из них могло случиться какое-либо зло, сначала Он должен быть разбит, побежден и обесславлен.

Итак, мы, будучи соединены навеки с Иисусом, бодро пойдем навстречу неизвестному будущему. Если люди из мира сего станут спрашивать: „Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюб- ленного?» — мы с радостью ответим: „Мы, опирающиеся на Иисуса и все более и более желающие опираться на Него». Бог, Который верен,- постоянный источник услады для нас, а наше общение с Сыном Божиим

— полный поток радости. Зная эти великие истины, мы не можем пасть духом. Воскликнем вместе с апостолом: „Кто отлучит нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем?»