Глава II. Бог оправдывает

(Рим. 8:33)

Дивно сделаться праведным, или быть оправданным. Если бы мы никогда не преступали заповедей Бога, мы не нуждались бы в оправдании — мы сами по себе были бы праведными. Кто всю жизнь исполнял, что надлежало исполнять, и никогда не делал того, чего не следовало делать, тот праведен на основании закона. Но ты, дорогой читатель, не из числа этих людей, в этом я вполне уверен. Ты слишком честен, чтобы утверждать обратное, поэтому ты нуждаешься в оправдании.

Если ты станешь сам себя оправдывать, то это будет попросту самообманом, от которого лучше всего отказаться — он совершенно не заслуживает затраты труда.

Если бы ты обратился к обыкновенным смертным с просьбою оправдать тебя, что бы они сделали? За определенную сумму, быть может, некоторые станут хорошо отзываться о тебе, зато другие за гораздо меньшее вознаграждение будут злословить тебя за спиною. Людские толки не имеют большой цены.

В Библии сказано: „Бог оправдывает» — и это гораздо важнее. Это оправдание — поразительный факт, который следовало бы тщательно рассмотреть. Во-первых, читатель: никто, кроме Бога, никогда не подумал бы оправдать виновных. Они принимали участие в открытом возмущении; обеими руками творили зло; переходили от одного злого дела к другому; возвращались ко греху даже после того, как страдали из- за него, вынужденные на известное время оставить его. Они нарушали закон и попирали Евангелие ногами. Они отталкивали от себя весть о благодати и пребывали в безбожии. Возможно ли их помиловать и оправдать? Ближние их отчаиваются и говорят: „Они безнадежны». Даже христиане смотрят на них скорее с печалью, чем с надеждой. Но не так Бог. Он, избравший некоторых из них „в похвалу славы благодати Своей», прежде нежели было положено основание миру, не почиет, пока не оправдает их и не облагодатствует в Возлюбленном. Ты видишь? Следовательно, некоторых Господь желает оправдать. Почему бы мне и тебе не быть в их числе?

Никто, кроме Бога, никогда не подумал бы меня оправдать. Я сам себе удивляюсь и не сомневаюсь, что влияние благодати так же заметно и в других. Взгляните на Савла из Тарса, который восставал против детей Божьих. Как голодный волк, рыскал он повсюду и терзал ягнят и овец; и все-таки Бог сокрушил его сердце на пути в Дамаск и

оправдал его совершенным образом. Вскоре Савл сделался величайшим проповедником оправдания через веру, который когда-либо существовал. Он, наверное, часто удивлялся тому, что был оправдан через веру в Иисуса Христа, потому что до этого он был усердным ревнителем спасения делами закона. Только Бог мог оправдать такого человека, как Савл-гони-тель. Но Господь Бог дивен в Своей благодати.

Но если бы даже кто и подумал оправдать нечестивых, то не смог бы совершить этого. Человек не вправе прощать обиды, которые не ему нанесены. Предположим, что кто-нибудь причинил тебе большое зло. Ты можешь простить обидчика, и я надеюсь, что ты так и поступишь. И никто другой, кроме тебя, этого сделать не может. Если обида нанесена тебе, то только от тебя можно получить прощение. Если мы согрешили против Бога, то простить нас может только Он, ибо грех совершен против Него. Царь Давид говорит в 50-м псалме: „Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». Следовательно, Бог, против Которого совершено преступление, может и снять его. Наши долги Богу может отпустить только великий Заимодавец, если Ему это будет благоугодно. И если Он отпустит нам долги наши, то они отпущены. Никто, кроме великого Бога, против Которого мы согрешили, не может изгладить наши грехи. Будем поэтому обращаться к Нему и искать милосердия только из Его рук. Будем осторожны, чтобы не попасть наложную дорогу, на которую нас ведут люди, требующие от нас, чтобы мы исповедовали им свои грехи. Они не могут обосновать своих требований на Слове Божьем. Но если бы даже были люди, которые имели бы власть отпускать во имя Бога грехи, то все же лучше самому прийти к Господу через Посредника Иисуса Христа, просить и получить прощение у Него. Мы с уверенностью можем сказать, что это правильный путь (1 Тим. 2:5-6). Слишком опасно доверять другим попечение о твоей вере; лучше тебе самому позаботиться о состоянии твоей души и не передавать его человекам.

Только Бог может оправдать нечестивых. Он совершенно изглаживает наши грехи. Он говорит, что если бы мы и стали искать их, то не найдем. Исключительно по бесконечной Своей милости Он приго- товил дивное средство, которым багряные грехи может сделать белыми, как снег, и удалить от нас преступления наши, подобно тому, как утро удалено от вечера. „Не вспомню более грехов ваших», — говорит Он. Он желает положить конец греху. Один из Древних пророков с восхищением и удивлением восклицает: „Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступление остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать».

Мы говорим сейчас не о справедливости или о том, что Бог

обращается с людьми по их заслугам. Если ты желаешь иметь дело с праведным Богом на основании закона, то тебе грозит вечный гнев: большего ты не заслуживаешь. Но благословенно имя Его: Он поступил с нами не по нашим грехам, Он ведет с нами дело на основании свободной благодати и бесконечного милосердия. „Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению». Верьте (это поистине так), что Бог может обращаться с виновными с необыкновенным милосердием; да, Он может обращаться с безбожниками так, как будто бы они всегда были богобоязненными людьми. Прочтите внимательно притчу о блудном сыне: отец принял возвратившегося заблудшего сына, как будто тот никогда не уходил из дому и не осквернял себя блуд- ницами. Отец принял его с такой любовью, проявил такую милость, что старший брат даже возроптал. О мой брат, как бы ты ни был виновен, если ты только желаешь возвратиться к своему Богу и Отцу, то Он готов обойтись с тобою так, как будто ты никогда не творил неправды. Он будет смотреть на тебя, как на праведного, и соответственно поступать с тобой. Что ты ответишь на это предложение, читатель?

На примере притчи о блудном сыне мы видим бесконечное милосердие Божие. Никто, кроме Бога, не подумал бы оправдать нечестивых, и никто, кроме Бога, этого и не смог бы сделать. Господь желает совершить это оправдание. Обратите внимание на слова апостола Павла: „Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их». Если Бог оправдывает, то человек истинно оправдан, сообразно правде и справедливости, и это оправдание совершено навеки. Я недавно прочел статью, язвительно настроенную против Евангелия и проповеди его, что мы держимся особого рода теории, следуя которой, воображаем себе, что возможно снять с людей грехи. Мы не создаем теорий, мы проповедуем факты. Величайший факт под небесами есть тот, что Христос Своей драгоценной кровью снимает грех, и что Бог ради Иисуса Христа обращается с людьми милосердно. Он прощает виновных и оправдывает их не потому, что видит в них что-то хорошее, а исключительно по богатству Своего милосердия, которое находится в Нем Самом. Это мы проповедовали, проповедуем и будем проповедовать всю нашу жизнь. „Бог оправдывает» — оправды- вает нечестивых. Он не стыдится нас оправдывать, а мы не стыдимся проповедовать это оправдание.

Оправдание, исходящее от Самого Бога, — выше всяких сомнений. Если судья меня оправдал, кто может меня осудить? Если высший суд во всей Вселенной меня оправдал, кто будет обвинять? Божье оправдание — ответ, удовлетворяющий пробужденную совесть, и Святой Дух дает нам Свой мир, и мы более не страшимся. Имея Божье оправдание, мы, не страшась, отвечаем на рев и издевательство сатаны.

Имея это оправдание, мы в состоянии спокойно встретить свой смертный час. Имея это оправдание, мы смело предстанем пред великим последним судом.

Друг! Господь может изгладить все твои грехи. Поэтому я не зря трачу слова, говоря: „Всякий грех и хула простятся человеку». Если ты и погряз в преступлениях, Он может одним словом снять нечистоту и сказать: „Хочу, очистись». Господь прощает великодушно.

„Я верю в прощение грехов», — ты согласен, читатель, сказать это Богу?

И Господь произнесет: „Прощаются тебе грехи твои; иди с миром». И никакая власть на небесах, на земле или под землею не в состоянии навлечь на тебя подозрение, а тем более гнев. Не сомневайся в силе всемогущей любви. Возможно, ты не простил бы своего ближнего, если бы он тебя оскорбил, как ты Бога, но к Богу нельзя применять человеческую мерку. Его мысли и пути настолько выше твоих, насколько небо выше земли.

„Это так, — соглашаешься ты, но сомневаешься: -Это было бы большое чудо, если бы Господь меня простил». Безусловно, это большое чудо, и потому вероятно, что он простит тебя, ибо Господь творит великие „дела, которые неисследимы», которых мы не ожидаем.

Я некогда также был подавлен ужасным чувством вины, которое делало мою жизнь несчастной, но когда я услыхал повеление: „Ко мне обратитесь (в английском переводе Библии: „взгляните на Меня»), и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного», — тогда я взглянул на Него, и в одно мгновение Господь меня оправдал. И один взгляд на Того, Кто сделался ради меня грехом, дал душе моей покой. Когда укушенные ядовитыми змеями в пустыне взирали на медного змея, они тотчас же исцелялись; то же случилось и со мной, когда я взглянул на распятого Спасителя. Дух Святой, даровавший мне силу верить, дал мне и мир через веру. Я был так же глубоко убежден в прощении, как раньше был уверен в осуждении, потому что это объявляло мне Слово Божие, и моя совесть мне то же самое подсказывала. Когда Господь меня оправдал, то те же свидетели (т. е. Слово Божие и моя совесть) дали мне уверенность в оправдании. Слово Божье говорит: „Верующий в Меня не будет осужден». Совесть моя подсказывает, что я уверовал и что Бог, будучи праведен, меня прощает. Итак, я имею свидетельство Святого Духа и моей собственной совести, и оба они свидетельствуют об одном. О, как я хотел бы, чтобы читатель принял при таком свидетельстве Бога и тоже имел бы свидетельство в самом себе!

Я осмеливаюсь утверждать, что грешник, оправданный Богом, стоит на более крепком основании, чем праведник (если бы такой существовал), оправдывающийся своими собственными делами. Послед-

ний никогда не мог бы быть уверенным, что сотворил достаточно добрых дел; совесть постоянно беспокоила бы, не окажется ли он в конце концов неготовым. Но Бог Сам оправдывает, и Святой Дух об этом свидетельствует, даруя нам мир с Богом. И мы чувствуем уверенность в спасении, знаем, что оно непоколебимо, и успокаиваемся. Ни один язык не может изъяснить глубины того спокойствия и тишины, нисходящие на душу, получившую мир Божий, мир, который превыше всякого разума. Друг, не медли с поисками этого мира!