Глава III. Оправданный и оправдывающий

Мы видим, что нечестивые получают оправдание и что только Бог может оправдать человека. Зададим себе вопрос: каким образом праведный Бог может оправдывать виновных людей? Обстоятельный ответ на этот вопрос дает апостол Павел в Послании к римлянам (3:21- 26): „Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания праведности Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божьего, к показанию праведности Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».

Позвольте мне привести пример из своего личного опыта. Когда я под руководством Святого Духа пришел к осознанию своих грехов, то ясно и отчетливо почувствовал праведность Божию. Грех, — чем бы он ни был для других, — для меня сделался бременем. Меня не столько ужасал ад, сколько грех. Я сознавал, что ужасно виновен, и чувствовал — это я хорошо помню, — что, хотя Бог меня и не наказал за грехи, Он, Судия всего мира, все-таки должен был бы это сделать; должен был бы предать проклятию такие грехи, как мои. Я поставил себя на место судьи и присуждал к погибели, ибо я признавал, что если бы я был Богом, то ничего другого не мог бы сделать с таким грешным, как я, созданием, как только отослать его в преисподнюю. Все время мое сердце было озабочено, как бы не пострадала честь имени Бога и нерушимость Его нравственного закона. Моя совесть не была бы удовлетворена, если бы можно было простить меня каким-либо несправедливым образом. Грех, соделанный мною, требовал наказания. Тогда я задал себе вопрос: каким образом Бог, оставаясь справедливым, может оправдать меня, виновного? Я спросил себя: „Как Он может быть справедливым и в то же время оправдывающим?» Меня сильно мучил этот вопрос, но я не находил на него ответа. Без сомнения, я никогда бы не нашел ответа, который бы удовлетворил мою совесть.

Учение о примирении для меня одно из самых верных доказательств того, что Священное Писание написано по Божественному внушению. Кто мог бы предположить, что праведный Владыка отдаст Свою жизнь за неправедных возмутителей?! Это не учение религий, изобретенных

людьми, и не пылкая фантазия поэтического воображения. Такого рода примирение знакомо людям только потому, что оно является фактом: творческое воображение не изобрело бы его. Бог Сам предопределил его; этого примирения никто не мог бы себе вообразить.

Еще в ранней юности я слыхал о плане спасения через жертву Иисуса Христа. Но в тайниках своей души я не знал о нем более, чем дикий готтентот из Южной Намибии. Свет существовал, но я был слеп. Надо было, чтобы Господь Сам мне разъяснил дело спасения. И оно показалось мне новым откровением, настолько новым, как будто я никогда не читал в Писании, что Иисус Христос был предложен в жертву умилостивления, дабы Богу остаться справедливым. Я думаю, каждому новорожденному чаду Божьему, столкнувшемуся с этим фактом (я говорю о чудном учении о заместительстве Иисуса Христа), он кажется откровением, исходящим от Бога. Я научился понимать, что спасение возможно, благодаря заступнической жертве; что такое заместительство было принято изначально. Я понял, что Тот, Который есть Сын Божий, равный по сущности и по вечности Отцу, сделан главою завета избранных до создания мира, дабы Он как глава завета пострадал за них и спас их. Так как наше падение, во-первых, не личного характера, ибо мы пали в нашем общем представителе — первом Адаме, то наше спасение сделалось возможным, благодаря второму представителю — Тому, Который добровольно стал главою завета Своего народа, второму Адаму. Я увидел, что из-за греха моего праотца я пал еще прежде, нежели фактически согрешил; и я радовался, что мне была дана возможность справедливым образом через второго Главу и представителя опять подняться. Выход из падения в Адаме остается: второй Адам может от погибели, которая пришла через первого, избавить. Меня мучил вопрос: возможно ли, чтобы праведный Бог меня простил? И глазами веры я увидел и понял, что Сын Божий сделался Человеком, чтобы вознести мой грех Своим телом на древо. Я увидел, что наказание было на Нем, дабы я имел мир и исцелился Его ранами.

Дорогой друг, понял ли ты, что Бог может быть вполне справедливым, не оставляя наказания, не притупляя лезвия меча, все же оставаться бесконечно милосердным и оправдывать нечестивых, обращающихся к Нему? Так как несравненный преслав-ный Сын Божий взялся дать удовлетворение закону тем, что понес на Себе наказание, то Бог может пройти мимо моих грехов. Закон Бога смертью Христа был полнее исполнен, чем если бы все преступники были низвергнуты в ад. То, что Сын Божий пострадал за грешников, было более величественным свидетельством Божьего господства, нежели страдание всего человечества.

Иисус Христос ради нас претерпел смертную казнь. Смотрите: Он висит на кресте! Это величественное зрелище. Сын Божий и Сын Человеческий терпит невыразимые муки — Праведный за неправедных, чтобы примирить нас с Богом. Невиновный наказан! Святой осужден! Вечный и всеславный Сын Божий сделался проклятьем! Бесконечно Дивный умирает позорной смертью. Чем более я взираю на страдания Сына Божьего, тем более убеждаюсь, что эти страдания служат моему исцелению. Для чего Он страдал, если не для того, чтобы отвратить от нас наказание? Если Он Своею смертью отвратил от нас наказание, то оно действительно отвращено, и тем, которые верят в Него, нечего бо- яться. Как только принесена примирительная жертва, Бог может прощать, не колебля основания Своего престола и не делая ни малейшего пятна в книге Своего закона. Следовательно, моя совесть получает совершенно удовлетворительный ответ на свой важнейший вопрос. Гнев Божий на наши преступления, каковы бы они ни были, должен быть невероятно страшным. Еще Моисей сказал: „Кто знает силу Твоего гнева?» Но когда мы слышим, как Господь славы восклицает:

„Зачем Ты Меня оставил?» — и видим, как Он испускает Свой дух, тогда чувствуем, что справедливости Бога дано полное удовлетворение. Этим совершенным послушанием и этой ужасной смертью Бог Сам подчиняется Своему закону. Можно ли сделать что-нибудь большее? Заслуга в примирении нас с Богом превышает вину всех человеческих грехов. Самопожертвование Иисуса по великой и неизреченной любви к нам, людям, может поглотить все горы наших грехов. Этот единствен- ный Заступник человеческого рода приносит так бесконечно много добра, что Бог ради Него может благосклонно взирать на людей, не обращая внимания на то, насколько недостойны они сами по себе. Произошло чудо из чудес: Иисус Христос сделался нашим заместителем. За нас Он понес справедливый гнев Божий, чтоб нам не нести этого гнева никогда: „Совершилось!» Бог желает пощадить греш- ника, поэтому не пощадил Своего собственного Сына. Бог не вспоминает преступлений наших, потому что девятнадцать веков назад возложил их на Своего единородного Сына. Если ты веришь в Иисуса Христа (а в этом вся суть), то твои грехи унесены Им, подобно тому, как в Ветхом Завете грехи уносились „козлом отпущения» в пустыню.

Что значит верить в Него? Это не значит только говорить: „Он мой Бог и Спаситель», но вполне доверять Ему и принять Его отныне и навеки как свое совершенное спасение, как своего Учителя и Господа. Если ты желаешь иметь Иисуса, то Он уже владеет тобой. Если ты веришь в Него, то ты никоим образом не можешь попасть в ад, — уверяю тебя, ибо это значило бы сделать недействительною жертву Христову. Невозможно, чтобы после принятия жертвы могла погибнуть

душа, за которую принесена эта жертва. Если бы можно было погубить верующую душу, то к чему была бы тогда жертва? Если Христос умер вместо меня, к чему же мне умирать? Всякий верующий может доказать свои права на то, что жертва была принесена действительно за него. В вере он возлагает свои руки на эту жертву и делает ее своим достоянием. Благодаря этому он может быть вполне уверенным, что никогда не погибнет. Бог не стал бы принимать жертву, принесенную за нас, а потом присуждать нас к смерти. Бог, читая наше прощение, написанное в крови Его собственного Сына, не может нас наказать. Это невозможно! О если бы тебе была дарована благодать теперь же взглянуть на Иисуса Христа и начать новую жизнь с Ним — Первоисточником благодати для виновного человека!

„Он оправдывает нечестивых», „Бог оправдывает», поэтому, и только исключительно благодаря этому, может совершиться оправдание, а оправдывает Бог через примирительную жертву Своего Божественного Сына. Поэтому это оправдание справедливо, и справедливость его не подлежит никакому сомнению. Оно настолько верно, что в последний ужасный день, когда прейдут небеса и земля, не найдется никого, кто бы стал отрицать это оправдание. „Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33).

Бедная душа! Желаешь ли ты вступить в спасательную ладью таковою, как есть? В ней ты найдешь прибежище от кораблекрушения. Прими верное освобождение. „Я ничего не имею с собою», — отвечаешь ты. Но от тебя и не требуется принести что-нибудь с собою. Люди, желающие спасти свою жизнь, оставляют даже свои одежды. Войди в ладью таким, как есть.

Скажу немного о себе самом, чтобы ободрить тебя. Моя единственная надежда на вечное блаженство опирается исключительно на примирительную жертву, принесенную на кресте Голгофском за нече- стивых. На это я полностью полагаюсь. В чем-либо другом я и тени надежды не вижу для себя. Ты, читатель, находишься в таком же положении, как и я, потому что никто из нас не имеет чего-либо собст- венного, на что бы он мог смотреть как на основание своего упования. Пойдем вместе к подножью креста и доверим там раз и навсегда свои сердца Ему, пролившему Свою кровь за виновных. Пусть нас спасет один и тот же Спаситель. Если ты доверишься Ему и погибнешь, то погибну и я. Могу ли я иначе доказать тебе свое собственное упование на Евангелие, на которое указываю?