Глава V. По благодати через веру

„Ибо благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8).

Я считаю полезным немного отступить от темы, чтобы читатель мог рассмотреть первоисточник нашего спасения, т. е. благодать Божью, —

„Благодатью вы спасены». Грешные люди получают помилование — обращаются, очищаются и спасаются только по милосердию Божьему. Не потому что в людях что-то есть или могло бы быть, а только по безграничной любви, доброте, милосердию и благодати Божией. Остановитесь на мгновение на первоисточнике. Взгляните на прозрачный поток живой воды, исходящей от престола Бога и Агнца!

О, какая бездна — благодать Бога! Кто измерит ее? Как и все другие свойства Бога, она бесконечна. Бог полон любви, ибо „Бог есть любовь», Бог полон благодати. Беспредельная любовь и благость являются сущностью Божества. Люди еще не покинуты, потому что „вовеки пребывает милость Его»; грешники приходят к Нему и получают прощение только потому, что милосердию Его нет конца.

Вспоминайте об этом, иначе вы можете впасть в заблуждение, направляя свои мысли только на веру, которая является проводником, каналом спасения, и забывая благодать — источник и начало веры. Вера — дело Божьей благодати в нас. Никто не может назвать Иисуса Христом без содействия Святого Духа. Иисус Христос говорит: „Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Таким образом, вера, которая есть не что иное, как приближение ко Христу, — результат Божественного привлечения. Благодать — первая и последняя побудительная причина спасения. Вера же, как она ни существенна, только важная часть того орудия, которое употребляется благодатью. Мы спасаемся „через веру», но спасение наше „по благодати». Пусть слова „благодатью вы спасены» звучат, как из трубы архангела. Какая радостная весть для недостойных!

Вера играет роль канала или проводника. Благодать же — источник и поток. Вера — канал, или провод, по которому течет поток милосердия, чтобы освежить жаждущих сынов человеческих. Печальное зрелище представляют развалины арочных пролетов — некогда красивых строений для акведуков (желобочные водоводы) вокруг Рима. Этот водопровод вышел из строя, потому что и желоба, и арки, на которых они пролегали, разрушены, и великолепные постройки превратились в

руины. Чтобы водопровод действовал, он должен быть исправным. И вера наша должна быть истинною и здравою, направленною ввысь — к Богу, а от Него к нам, вниз, идет канал милосердия.

Я еще раз напоминаю, что вера — только канал или провод, а не источник. Нельзя строить исключительно на вере, ставя ее значение выше того благословения, которое в благодати Бога. Не делайте никогда из вашей веры Христа; не думайте о своей вере, что она независимый источник вашего спасения. Мы должны взирать на Иисуса, а не на свою собственную веру. Благодаря вере для нас все становится возможным. Только сила не в вере, а в Боге, на Которого полагается вера. Благодать можно сравнить с локомотивом, а веру — со сцепом, которым прицеплен вагон нашей души к великой движущей силе. Праведность веры не в нравственном ее превосходстве, а в праведности Иисуса Христа, которую вера берет от Него. Душевный мир достигается не рассматриванием нашей собственной веры, он приходит к нам от Того, Кто есть наш мир, до края одежды Которого дотрагивается вера и от Которого вливается сила в нашу душу.

Дорогой друг, слабость твоей веры не погубит тебя! Дрожащая рука’может принять золотой дар. Мы можем получить спасение, даже если наша вера мала, как горчичное зерно. Сила — в благодати Господа, а не в нашей вере. Великие вести можно рассылать по тонким проводам, свидетельство о мире во Святом Духе может дойти до твоего сердца через веру, подобной паутине, через веру, которая не в состоянии выдержать даже собственной тяжести. Думай больше о Том, на Кого ты взираешь, чем о своем собственном взоре. Ты должен отрешиться от своих взоров и видеть только Иисуса и открытую в Нем благодать Бога.

Что такое вера?

Что это за вера, о которой апостол Павел говорит в Послании к ефесянам: „Благодатью вы спасены через веру»? Существует много описаний веры, но почти все объяснения, которые мне приходилось слышать, производили обратное действие: до объяснения я понимал веру яснее, чем после.

Вера — самая наипростейшая вещь, и, может быть, как раз благодаря этой простоте ее так трудно объяснить.

Что такое вера? Она состоит из трех составных -знания, уверенности в правде и доверии. Сначала приходит знание: „Как веровать в Того, о Ком не слышали?» Я могу поверить только после того, как мне сообщат факт. „Вера от слышания». Сначала мы должны услышать, чтобы знать, во что верить. „Будут уповать на Тебя знающие имя Твое». Известная доля знания для веры необходима, поэтому так

важно иметь это знание. „Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша». Вот слова пророка Исайи, слова, которые все еще служат евангелием, т. е. благой вестью. Исследуйте Писание и изучайте, что Святой Дух учит о Христе и спасении Им. Ищите познание Бога. „Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Пусть Святой Дух дарует вам дух знания и страха Господнего!

Изучайте Евангелие, чтобы познать, в чем состоит благая весть; что она говорит о даровом прощении, перемене сердца, принятии в число детей Божиих и о бесчисленных других благословениях, чтобы постичь истину об Иисусе Христе, Сыне Божием, Спасителе людей, Который соединен с нами Своей человеческой природой и все-таки един с Богом и поэтому в состоянии быть посредником между Богом и людьми и соединительным звеном между грешником и Судией всего мира. Старайтесь приобрести больше знаний о Христе, особенно понять учение о жертве Христовой. Тот пункт, на который главным образом направлена спасающая вера, выражен следующими словами: „…потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их». Знайте, что „Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)». Глубоко усвойте учение о заместительной жертве Иисуса Христа. Это самое сладостное утешение, какое только могут получить виновные люди, ибо Господь Его «сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Вера начинается с знания.

И душа, убедившись в истинности сказанного ей, верит, что есть Бог и что Он слышит крик искреннего сердца, что Евангелие от Бога, что оправдание верою есть та великая истина, которую Бог открыл в эти последние дни Своим Святым Духом яснее, чем когда-либо. Сердце верит, что Иисус Христос -воистину наш Бог и Спаситель, Искупитель людей, Пророк, Первосвященник и Царь Своего народа. Это принимается как непоколебимая истина, без тени сомнений. Я молю Бога, чтобы вы, не сомневаясь, приняли эту истину. Твердо верьте, что

„кровь Иисуса Христа, Сына Божьего, очищает нас от всякого греха», что Его жертва за людей всецело принята Богом, так что верующий в Иисуса не судится. Верьте этим истинам так же, как вы верите другим утверждениям. Разница между обыкновенной и спасающей верой заключается главным образом в предметах веры, т. е. в предметах, на которые направлена вера. Верьте свидетельству Бога точно так же, как вы верите свидетельству своего собственного отца и друга: „Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше» (1 Ин. 5:9). Теперь вашей вере, чтобы она была совершенною,

недостает одного, а именно — соединения с доверием. Доверьте себя милосердному Богу. Стройте вашу надежду на благодатном Евангелии. Доверьте свою душу умершему и живому Спасителю. Омойте грехи ваши в Его примирительной крови и примите Его совершенную праведность — и ваша вера станет совершенной. Доверие — жизненный сок веры, нет спасительной веры без доверия. Пуритане объяснили слово „вера» словом „прислонение». Прислониться всей своей тяжестью ко Христу или пасть всем своим телом на скалу спасения. Бросьтесь всею своею тяжестью на Иисуса, покойтесь в Нем, вручите себя Ему — и вера ваша будет спасительной. Вера не слепа, она начинается со знания. Вера не умозрительна, она опирается на факты, в которых вполне уверена. Вера практична и не мечтательна, ибо она доверяет свою судьбу и рискует ею на основании истины откровения. Вот первое пояснение сущности веры.

Позвольте мне продолжить. Вера состоит в следующем: люди верят, что Иисус таков, как о Нем сказано в Писании, — Он исполнит, что обещал, — и ожидают от Него исполнения обещанного. Писание говорит об Иисусе Христе как о Боге во плоти, как о совершенном по Своему характеру, как о жертве за наши грехи, как о вознесшем наши грехи телом Своим на древо. Писание говорит также, что Он не до- пустил нарушения закона, запечатал грех и принес вечную справедливость. Далее, что „Он воскрес из мертвых» и „всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас», что Он вошел в славу Бога Отца, чтобы приготовить место для Своего народа, и что Он вскоре опять придет,

„чтобы судить вселенную по правде и народы по истине Своей». Мы должны твердо верить, что все это так, ибо вот свидетельство Бога Отца: „Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте!» И Дух Святой свидетельствовал о Христе через богодухновенное Слово, многие чудеса и Свои действия в сердцах людей. Мы должны верить этому свидетельству.

Вера также принимает, что Иисус Христос исполнит то, что обещал. Она уверена, что Он нас не изгонит, если мы к Нему придем, ибо Он сказал: „Приходящего ко Мне не изгоню вон». Вера убеждена в истинности слов: „Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную», — потому что их произнес Иисус Христос. Она убеждена, что если мы получим эту живую воду от Христа, то эта вода останется в нас и из нас потекут потоки святой жизни. Христос желает исполнить то, что обещал, а мы должны верить этому. Таким образом, мы ждем от Него прощение, оправдание, охрану и вечную славу, которые Он обещал верующим в Него.

Затем следует необходимый шаг. Иисус Христос таков, как о Нем сказано в Писании. Он исполнит, что обещал. Поэтому каждый должен

Ему доверять: „Он будет для меня тем, чем Он, по Его словам, есть на самом деле. Он сделает для меня то, что обещал сделать. Я предаю себя в руки Того, Кто предопределен спасать, дабы Он меня спас. Я строю свое спасение на Его обетовании — Он исполнит все так, как сказал». Кто имеет такую спасительную веру, имеет жизнь вечную. Кто так верит во Христа, какие бы опасности и трудности, мрачные времена и искушения, слабости и грехи ни выпали на его долю, тот не осужден и никогда на суд не придет.

О если бы это объяснение принесло тебе, читатель, пользу. Я надеюсь, что Дух Божий воспользуется им, чтобы привести тебя к душевному миру. „Не бойся, только веруй». Уповай и будь спокоен.

Я опасаюсь, что читатель удовлетворится только одним пониманием того, что нужно делать, а в дело никогда это понимание не претворит. Лучше иметь бедную, но настоящую веру, претворенную в дело, чем высокий идеал веры, остающийся только в мире умозрений. Сущность дела состоит в непосредственной вере в Иисуса Христа. Важно уверовать в Иисуса Христа сразу после слышания о Нем. Не заботься о различении и определении понятий. Голодный ест, хотя он и не знаком с химическим составом пищи, анатомическим строением своего рта или процессом пищеварения. Он ест, чтоб жизнь не оборвалась. Иной человек, может быть, основательно знает науку о питании, но если он не будет есть, то, несмотря на все свои знания, умрет. Без сомнения, в аду будут многие из тех, которые понимали учение о вере, но не верили. Между тем, никто из тех, кто доверял Иисусу Христу, никогда не был Им изгнан, хотя, возможно, что они не в состоянии объяснить своей веры сообразно своему разуму. О дорогой читатель, прими Иисуса Христа в свое сердце, и ты будешь жив вовеки:

„Верующий в Меня имеет жизнь вечную».

Как объяснить сущность веры?

Чтобы еще яснее объяснить сущность веры, приведу несколько примеров. Хотя только Дух Святой может дать видение читателю, все- таки моя обязанность (а также и удовольствие) пролить столько света, сколько я могу, и просить Господа Бога, чтобы Он отверз слепым глаза. О если бы читатель молился за меня той же молитвою!

Вера спасающая имеет свои аналогии в нашем теле. Она подобна глазу, который видит. Посредством глаза в нашу душу входит то, что далеко от нас. Одним взглядом мы можем „перенести» солнце и звезды в нашу душу. Точно так же посредством доверия мы приближаем к себе Иисуса Христа. И хотя Он далеко, на небесах, Он все-таки приходит в наше сердце. Взирай на Иисуса, ибо поистине:

В едином взгляде на Того, Кто в муках на кресте висит,

Есть жизнь — жизнь для тебя…

Вера подобна берущей руке. Рука, которая берет что-то нужное, делает то же самое, что делает вера, присваивая себе Христа и благословения Его искупления. Вера говорит: „Мой Иисус». Вера слышит о крови прощения и восклицает: „Я принимаю ее, чтобы получить прощение». Вера присваивает себе завещания умирающего Иисуса; они ей и принадле-*ат, ибо верующий — наследник Христа. Иисус Христос Самого Себя даровал верующему. Прими, друг, то, что благодать приготовила для тебя! С твоей стороны это не будет хищничеством — ты имеешь Божественное разрешение: „Желающий пусть берет воду жизни даром». Кто имеет возможность получить сокровище, протянув только руку, и все-таки остается бедным, тот поистине безумец.

Вера подобна устам, принимающим Христа, как пищу. Прежде, чем пища может нас питать, она должна быть принята нами. Мы охотно принимаем пищу, зная, что она проходит в наши внутренние органы, где переваривается и усваивается нашим организмом. Апостол Павел говорит в Послании к римлянам: „Близко к тебе слово, в устах твоих». Итак, вся твоя работа состоит только в том, чтобы проглотить слово и дать ему пройти в душу. О, как я желал бы, чтобы люди чувствовали голод. Ибо голодного, видящего перед собою пищу, не приходится учить, как есть. Без сомнения, сердцу, жаждущему и алчущему Христа, достаточно только знать, что Христос — свободный дар, и оно Его тотчас же примет. Если ты, читатель, находишься в подобном положении, то не медли принять Иисуса. Знай, что порицания за этот шаг не будет, ибо „тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Всем приходящим Он дает право вечно быть Его чадами.

И на обыденном житейском примере можно пояснить сущность веры. Земледелец зарывает доброкачественное семя в землю с надеждою, что оно принесет многократный плод, и его вера не остается без награды.

Купец отдает свои деньги банкиру на сохранение, полагаясь исключительно на его честность и надежность. Он доверяет свой капитал чужим рукам и чувствует себя гораздо спокойнее, чем если бы он дер- жал его запертым в собственном сейфе.

Золотых дел мастер подвергает драгоценный металл действию огня. Кажется, будто огонь жадно пожирает металл, но мастер получает его из печи очищенным действием огня.

Какую бы сторону жизни мы ни взяли, везде встретим проявление

веры человека к человеку или к законам природы. Точно так же мы должны доверять Богу, открывающемуся нам во Христе Иисусе.

Вера у различных людей разная — по мере познания или роста в благодати. Часто вера есть не что иное, как простая привязанность ко Христу; чувство зависимости и готовности находиться в такой зави- симости. Если вы были у моря, то, наверное, видели раковины, которые как бы приросли к скалам. Подойдите тихо к скале и ударьте быстро палкой по раковине — она сейчас же отвалится. Но попробуйте то же проделать над следующей раковиной. Звук вашего первого удара

„предупредил» соседнюю раковину, и она всеми силами прикрепляется к скале. Ваша попытка не удастся, вы никогда не отобьете следующую раковину. Бейте, бейте — легче разбить скалу, чем отбить ее. Наша маленькая раковина на скале немного знает, но она прикрепляется. Она ничего не знает о геологической структуре скалы, но она прикрепляется к ней. Все свое знание она употребляет для своей безопасности и спасения. Смысл жизни раковины — быть прикрепленной к скале; и жизнь грешника в том, чтобы быть прикреп- ленным ко Христу. Тысячи из народа Божьего имеют такую веру; они знают только необходимое, чтобы всем сердцем и всею душою быть привязанными к Иисусу. Этого достаточно и для душевного мира в настоящее время, и для вечной безопасности. Иисус Христос для них сильный и могущественный Спаситель, незыблемая, непоколебимая скала. Они прикреплены к Нему ради своей жизни, и эта привязанность их спасает. И ты, читатель, можешь так укрепиться во Христе. Прошу — не медли.

Вера проявляется еще в том, что один человек полагается на другого, зная о превосходстве в чем-либо последнего над собою. Это более высокая форма веры, знающей основание своей зависимости и сообразно с этим и поступающей. Я не думаю, что раковина много знает о скале. Но по мере роста вера становится разумнее. Слепой доверяется своему вожатому, потому что знает, что его друг видит. Имея это доверие, он всегда следует ему, куда бы тот ни повел. Если этот слепой еще и слепорожденный, то он не знает, что означает „видеть», но он знает, что существует такая способность и что его друг обладает этой способностью, поэтому он охотно дает свою руку зрячему и следует ему. „Ибо мы ходим верою, а не видением». „Блаженны не видевшие и уверовавшие». Вот прекрасный образ веры, лучше которой и желать нельзя. Мы знаем, что Иисус Христос имеет заслуги, силу и благословение, которых мы не имеем, и потому мы радостно доверяемся Ему, дабы Он для нас был тем, чем мы сами для себя не можем быть. Мы доверяем Ему так, как слепой доверяет своему вожатому. Он никогда не обманет наших надежд, ибо Он „сделался для нас премудро-

стью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением».

Всякий ученик, посещающий школу, упражняется в вере во время обучения. Учитель, обучая его географии, рассказывает ему о форме Земли, о реках, океанах, государствах и др. Ребенок знает, что это действительно так, только потому, что он верит учителю и книгам, по которым он занимается. Если ты желаешь спастись, то поступай так же. Строй свое знание просто на основании слов Иисуса Христа. Верь, потому что Он убеждает тебя в истинности того или другого, доверься Ему, потому что Он обещает, что результатом этого доверия будет твое спасение. Почти все, что мы знаем, исходит из веры. Мы уверены, например, в каком-нибудь научном открытии. На основании чего мы верим этому открытию? На основании авторитета известных ученых. Мы никогда не проделывали и не видели их опытов, но мы верим их свидетельству. Верь так же Христу. Он учит тебя истинам, и потому ты должен быть Его учеником и верить Его словам. Он творил чудесные дела, поэтому ты должен доверяться Ему. Его превосходство над тобою бесконечно. Он рекомендует Себя твоему доверию как Учитель и Господь. Если ты примешь Его и Его слова, то спасешься.

Другая, еще более высокая форма веры, есть вера, вырастающая из любви. Почему ребенок доверяет отцу? Да потому, что он любит отца. Причина этого доверия — любовь. Благословенны и счастливы те, которые имеют сладостную веру во Христа, проникнутую глубоким расположением к Нему, ибо такое доверие полно душевного покоя. Любящие такой любовью Иисуса не могут не доверять Ему, ибо они сильно восхищаются Им, чтят Его, радуясь в Нем.

Полное любви доверие к Спасителю можно пояснить следующим примером. Жена одного из известных врачей нашего времени заболела опасной болезнью, но остается удивительно спокойной. Муж ее уже вылечил тысячи людей, страдавших этой болезнью. Она нисколько не беспокоится, она чувствует себя в безопасности в руках того, который ей так дорог и в котором объединены хорошее знание, большое умение и огромная любовь. Ее вера разумна и естественна. Ее муж, безусловно, заслуживает этого доверия. Такова и вера во Христа, которую имеют самые радостные верующие. Нет врача, равного Иисусу, никто не может так спасать, как Он. Мы любим Его, и Он любит нас, и поэтому мы отдаем себя в Его руки, принимаем, что Он нам предписывает, и делаем, что Он приказывает. Мы чувствуем, что если Он будет руководить нами во всех делах и обстоятельствах, то мы будем живы. Он слишком любит нас и потому не даст нам погибнуть и не допустит ни одного бесполезного страдания.

Вера — корень послушания, это ясно видно в повседневной жизни. Капитан, доверяющий свой корабль лоцману, чтобы провести его в

гавань, направляет корабль по указаниям лоцмана. Путешественник, доверяющий себя проводнику, чтобы пройти через опасное ущелье, идет по той дороге, которую ему указывает проводник. Если пациент доверяет врачу, то он тщательно следует его предписаниям и постановлениям. Вера, противящаяся повиновению Спасителю, — только пустая, формальная вера; она никогда не спасет душу. Мы доверяем Иисусу, Он нас может спасти. Он дает нам указания отно- сительно пути к спасению, мы следуем им — и спасены. Читатель, не забывай этого. Доверяй Иисусу и докажи свое доверие исполнением всего того, что Он тебе повелевает.

Вера, достойная особого внимания, проистекает из опыта познания, познание же происходит от роста в благодати. Это вера, доверяющая Иисусу, потому что знает Его, испытала Его непреложную верность. Одна старая христианка после того, как получала исполнение какого- либо обетования, писала на полях Библии буквы „О» и „И». Как легко доверять испытанному Спасителю! Ты еще не в состоянии так верить, но со временем и ты будешь так верить. Все должно иметь свое начало. Со временем твоя вера окрепнет. Такая зрелая вера не требует ни зна- ний, ни чудес, а смело верит. Взгляните на веру хорошего моряка — я часто удивлялся ей. Он поднимает якорь и уходит в море или океан. Дни, недели, даже месяцы он не видит ни паруса, ни берега, но плавание его продолжается, пока в одно прекрасное утро он не окажется как раз в той гавани, к которой направлялся. Как он находит путь в безбрежном водном пространстве? Он доверился своему компасу, корабельным инструментам и небесным светилам и следует им. Удивительная вещь — плавание в беспредельном океане. В духовном отношении благое дело — совершенно оставить берега видения и чувствования и сказать

„прощай» ободряющим обстоятельствам, признакам, приметам и т. д. Дивно быть в открытом океане Божественной любви, верить в Бога и по руководству Слова Божьего направлять свой путь прямо к небесам.

„Блаженны не видевшие и уверовавшие», ибо им откроется свободный вход и надежный путь в вечное царство. Не желаешь ли и ты, читатель, довериться Богу во Христе Иисусе? Я жду тебя с радостной надеждой. Брат, пойдем со мной и поверь нашему Отцу, нашему Спасителю.