Глава VII. Бессилие

После того, как устрашенное сердце приняло учение о примирении и поняло великую истину, что спасение получает человек через веру в Иисуса Христа, оно часто испытывает сильное беспокойство от чувства неспособности к добру. Многие вздыхают, говоря: „Я ничего не в состоянии делать». Они не извиняют себя этими словами, они чувствуют на себе как бы ежедневную тяжесть. Они хотели бы, если бы могли. Всякий из них мог бы честно сказать: „Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу».

Это чувство как будто уничтожает значение всего Евангелия. Что пользы голодному в знании о пище, если он ее не может получить? Что пользы в потоке живой воды, если ее нельзя пить. Всем, наверное, известна история о докторе и ребенке бедной женщины. Мудрый доктор сказал матери, что ее ребенок при правильном уходе выздоровеет, но необходимо, чтобы ребенок регулярно пил лучший портвейн и провел несколько недель на минеральных водах. Это было сказано бедной вдове, имевшей лишь кусок хлеба для пропитания. Обеспокоенному серд-Цу временами кажется, что простое Евангелие, выраженное словами „верь и будь жив», в сущности Далеко не так просто, ибо оно требует от бедного грешника, чтобы он творил то, чего не в состоянии сделать. Истинно пробужденному, но только наполовину наставленному кажется, что недостает связующего звена: спасение Христово налицо, но как его Достичь? Душа не имеет сил и не знает, что делать. Она находится возле вольного города, но войти в него не может.

Уделено ли внимание этому бессилию в плане спасения? Да! Дело Господнее совершенно. Оно начинается там, где мы бессильны, и не требует от нас решительно ничего Для своего совершенства. Когда милосердный самарянин увидел лежащего при дороге израненного и полумертвого путника, он не велел ему встать, сесть на осла и поехать в гостиницу. Нет! Но „самарянин… подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на осла, привез его в гостиницу». Так поступает с нами Господь в нашем жалком, плачевном состоянии.

Итак, Бог оправдывает; оправдывает нечестивых; оправдывает через веру в драгоценную кровь Иисуса. Рассмотрим состояние, в котором находятся нечестивые, когда их спасает Иисус. Многих про-

бужденных беспокоят не только их грехи, но также и нравственные слабости. Они не имеют сил вырваться из тины, в которой погрязли, или держаться от нее подальше. Они сожалеют не только о том, что сделали, но и о том, чего не в состоянии сделать, чувствуя себя бессильными, беспомощными и духовно безжизненными. Может быть, читателю покажется странным, если мы скажем, что они чувствуют себя мертвыми, но это действительно так. Они, глядя на себя, ощущают свою полную неспособность к чему-либо доброму; не могут направить свой путь к небесам, потому что их кости сокрушены: „И не нашли все мужи силы рук своих» (Пс. 75:6). Они действительно „бессильны». Но, к нашему счастью, в Священном Писании в доказательство великой любви Бога к нам говорится: „Ибо Христос, когда еще мы были немощны (в английском переводе „бессильны», в греческом оригинале — и то и другое), в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

Здесь мы видим поддержку в нашей беспомощности — поддержку через вмешательство Господа Иисуса Христа. Наша беспомощность не поддается описанию. В Писании не сказано: „…когда мы были еще сравнительно слабыми» или „…когда мы имели мало силы», — оно дает очень простое и ясное описание: „…когда мы еще были бессильны» (без силы). Безусловно, мы не имели никакой силы, которая могла бы содействовать нашему спасению. Слова нашего Господа вполне справедливы: „Без Меня не можете делать ничего». Можно пойти еще дальше вышеприведенного текста и напомнить о великой любви, ко- торою возлюбил Господь нас, когда мы были „мертвыми по преступлениям и грехам нашим». Быть „мертвыми» еще хуже, чем быть

„бессильными» („немощными»).

Единственно, к чему должна стремиться душа бедного, бессильного грешника и за что она крепко, как за единственное основание своей надежды, должна держаться, — Божественное свидетельство, что

„Христос в определенное время умер за нечестивых». Верь этому, и вся неспособность пропадет. Все, к чему только прикасается вера, превращается в золото для души. Даже наши нужды и слабости пре- вратятся в благословения, если они придут в соприкосновение с верой.

Остановимся на некоторых формах этого бессилия. Иногда люди говорят, что не имеют достаточно сил собраться своими мыслями и сконцентрироваться на серьезных предметах, касающихся спасения: краткая молитва — и то будто слишком много Для них. Это, пожалуй, отчасти от природной слабости, отчасти потому, что они повредили себе развлечениями и, кроме того, измучили себя мирскими заботами, так что не способны к восприятию благой вести, являющейся предпосылкой спасения. Это очень обыкновенная форма греховной слабости. Но, прошу внимания! Ты слаб в этом пункте, и многие

подобны тебе. Они не могут сконцентрироваться на ряде последовательных мыслей, даже если бы от этого зависела их жизнь. Есть много несчастных, невежественных и необразованных душ, кото- рые пришли к заключению, что глубокое мышление -тяжелая работа. Другие имеют от природы такой легкомысленный, ребяческий характер, что скорее в состоянии летать, чем проследить длинный ряд доказательств и умозаключений. Они никогда бы не могли проникнуть в суть глубокой тайны, если бы даже всю жизнь мучились над этим. Поэтому тебе нечего отчаиваться: для спасения необходимо не последовательное мышление, а простое доверие к Иисусу Христу. Твердо опирайся на тот факт, что „Христос в определенное время умер за нечестивых». Эта истина не требует основательного исследования или глубокомысленных и убедительных доказательств. Она очень проста —

„Христос в определенное время умер за нечестивых». Держись этой истины и покойся на ней.

Пусть этот великий, благодатный и славный факт пребудет в твоей душе и сделает тебя радостным, хотя ты сам и „бессилен», ибо Господь Иисус Христос — твоя сила, твой псалом и спасение.

„Христос в определенное время умер за нечестивых», когда они были еще бессильными. По Писанию, это факт, данный нам через откровение. Ты, может быть, сотни раз слыхал эти слова и все-таки до сего дня не понимал их значения. Неправда ли, в этих словах есть что-то ободряющее? Иисус Христос умер не за нашу праведность, но за наши грехи. Он пришел нас спасти не потому, что мы достойны спасения, но потому, что мы совершенно недостойны, разбиты и испорчены. Он пришел на землю исключительно по причине Своей собственной Божественной любви к людям. В определенное время Он умер за тех, которые, по Его же словам, не были богобоязненными, а нечестивыми людьми. Слово „нечестивые», неоднократно повторяющееся в Новом Завете, подчеркивает безнадежное состояние людей. Направь весь свой разум на эту истину, которая способна ободрить самое унылое сердце. Пусть этот стих лежит под твоим языком, как лакомый кусок, пока он не растворится в твоем сердце и не проникнет во все твои мысли. Не беда, если они и рассеянны, как осенние листья. Люди, не сделавшие никаких научных открытий и никогда не выказывавшие особой оригинальности ума, тем не менее были вполне в состоянии принять учение о кресте Господнем и спастись им. Почему бы тебе не сделать тоже самое?!

Другие утверждают, что недостаток силы выражается у них главным образом в том, что они не могут в достаточной мере каяться. Своеобразное представление о покаянии! Многие воображают себе, что необходимо пролить известное количество слез, прийти в меру

отчаяния. Откуда такое неразумное представление? Неверие и отчаяние

— грех, поэтому я никак не могу понять, каким образом они могут относиться к истинному покаянию? Многие же смотрят на них как на необходимую принадлежность настоящего христианского опыта. Такие люди заблуждаются. Но я знаю их образ мыслей. Во дни своей духовной слепоты я чувствовал то же самое. Я Желал каяться, но думал, что не могу каяться, а между тем все время уже каялся. И как это ни странно, я Даже чувствовал, что не могу чувствовать. Я отыскивал укромный уголок и плакал о том, что не могу плакать; горько скорбел о том, что не могу скорбеть о своих грехах. Какая путаница в наших мыслях, когда мы, будучи неверующими, начинаем разбираться в своих настроениях: мы похожи на слепого, старающегося рассмотреть свои глаза. Мое сердце почти расплавилось от страха перед мыслью о том, что оно твердо, как алмаз. А оно было сокрушено, потому что я думал, что оно не может сокрушаться. Теперь я вижу, что делал как раз то, что, по моему мнению, не мог делать, но тогда я этого не знал.

О если бы я мог помочь другим увидеть тот свет, которому я теперь радуюсь! Я хочу сказать несколько простых слов и молю Утешителя запечатлеть их в твоем сердце.

Послушай! Человек, истинно кающийся, никогда не будет доволен своим покаянием. Мы так же неспособны к совершенному покаянию, как и к совершенной жизни. Как бы чисты наши слезы ни были, в них все-таки найдется немного мути. Даже в самом искреннем покаянии будет кое-что, в чем следовало бы каяться. Но слушай! Каяться значит изменить свой взгляд, свои помышления относительно греха, и Христа, и всех великих дел Божиих. Покаяние связано с болью, но сущность его состоит в том, чтобы сердце отвернулось от греха и повернулось ко Христу. Если такой поворот есть, то сущность истинного покаяния налицо, даже если страх и отчаяние никогда не бросали свою тень на твою душу.

Если ты не в состоянии каяться так, как тебе хотелось бы, то хорошо было бы попытаться каяться, твердо веруя, что „в определенное время Христос умер за нечестивых». Думай об этом постоянно. Может ли твое сердце остаться черствым, зная, что Христос умер из любви к нечестивым? Позволь мне уговорить тебя, чтобы ты обратился к самому себе со словами: „Я нечестивец. Хотя мое жесткое, как сталь, сердце не может смягчиться, несмотря на то, что я в отчаянии бью себя в грудь, Он все-таки умер за таких, как я, ибо Он умер за нечестивых. О если бы я мог верить этому и испытать в своем сердце силу этой смерти!»

Удали все другие мысли и целыми часами глубоко раздумывай над чудной, несравненной и незаслуженной нами любовью — „Христос умер за нечестивых». Внимательно читай повествование о смерти Господа в

четырех Евангелиях. Если что и сможет смягчить твое бесчувственное сердце, то это вид мучений Иисуса и размышление о том, что Он их претерпел за врагов Своих.

Те узы и то бичеванье, Что принял за нас Иисус, Тот ужас и то наказанье Моя заслужила душа.

Без сомненья, крест Господен — тот чудный жезл, который может извлечь воду из скалы. Если ты глубоко проникнешься в значение Божественной жертвы Иисуса Христа, ты должен каяться, что противо- стоял Тому, Кто так полон любви к тебе. Написано: „И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12.10). Не покаяние приведет тебя к лицезрению Христа; наоборот, взирая на Иисуса, ты получишь от Него покаяние. Не делай из своего покаяния Христа, но надейся, что Христос даст тебе покаяние. Святой Дух, направляя нас ко Христу, отводит нас от греха. Отрывай свои взоры от действия и направляй их на причину, от собственного покаяния — на Господа Иисуса Христа, Которого Бог возвысил десницею Своею, дабы дать покаяние.

Некоторые говорят: „Меня мучат ужасные мысли, в мою душу вкрадываются хуления. Часто во вре-мя работы меня преследует страшное наваждение, и даже на ложе моем нашептывания лукавого тревожат мой сон. Я не могу освободиться от этих ужасных искушений». Друг, я знаю, о чем ты говоришь. Меня когда-то тоже преследовал этот волк. Скорее человек справится мечом с роем мух, чем сделается господином своих собственных мыслей, когда их поджигает дьявол. Бедная искушаемая душа, соблазняемая сатанинским наущением, подобна путешественнику, на которого напал целый рой раздраженных пчел. Он не может ни защититься, ни убежать. Пчелы со всех сторон его жалят, и ему грозит смерть. Я не удивляюсь, что ты не чувствуешь в себе силы сопротивляться этим гадким и мерзким мыслям, внушаемым твоей душе сатаною. Но, несмотря на это, я все-таки напомню тебе предыдущий текст: „Ибо Христос, когда еще мы были немощными (бес- сильными), в определенное время умер за нечестивых». Иисус Христос знал, где мы были и где мы будем. Он видел, что мы не в состоянии победить князя, господствующего в воздухе. Он знал, что мы будем терпеть сильное искушение со стороны сатаны, но, несмотря на это, Он все-таки умер за нечестивых. Брось якорь твоей души на этот факт. Даже сам сатана не может утверждать, что ты не нечестивец! Итак, веруй, что Христос умер за таких, как ты. Вспоминай, как Мартин

Лютер поражал сатану его же собственным оружием. Сатана нашептывал ему: „Ты — грешник». „Да, — отвечал Лютер, — Христос умер. чтобы спасти грешников». „В определенное время умер Христос за нечестивых» — скройся в этом прибежище и пребывай в нем. Если ты крепко будешь держаться этой истины, то твои богохульные мысли, которых ты не имеешь сил отогнать от себя, сами собою отойдут, ибо сатана увидит, что бесполезно тебя мучить ими.

Эти мысли, если ты их ненавидишь, не твои, они внушение сатаны, и ответственность за них лежит не на тебе, а на нем. Если ты борешься против них, то они не твои мысли, так же, как не твои проклятия, слышные с улицы. Посредством этих мыслей дьявол желает привести тебя в отчаяние или по крайней мере удержать тебя от доверия к Иисусу. Бедная, больная женщина не могла подойти к Иисусу, потому что ее теснили со всех сторон; и ты находишься приблизительно в таком же положении из-за натиска этих ужасных мыслей. Но женщина все-таки протянула руку, коснулась края одежды Господа и исцелилась. Поступи и ты так же.

Иисус Христос умер за виновных „во всяких грехах и хулениях», поэтому я уверен, что Он не оттолкнет от Себя тех, которые против своей воли пленены худыми мыслями. Положись на Него, и Он спасет тебя. Он может даровать тебе душевный мир особым, свойственным Ему одному способом. Доверься только Ему в этом, как и во всем другом.

Иные жалуются: „Моя слабость состоит в том, что я не могу долгое время оставаться постоянным. Я слышу Слово Божье по воскресеньям, оно производит на меня впечатление, но в течение недели я нахожусь в сообществе нечестивых, и тогда все мои добрые дела ни к чему. Мои товарищи ни во что не верят и говорят ужасные вещи. Я не знаю, как им отвечать, и терплю поражение».

Я хорошо знаю этих „податливых людей» и трепещу за них. Знаю также, что Бог может изгнать злого Духа человекобоязни. Он может трусливого сделать храбрым. Подумай, мой бедный непостоянный друг: ведь тебе нельзя оставаться в таком положении. Никогда не должно унижаться или нищенствовать. Выпрямись и погляди на себя: разве ты для того сотворен, чтобы лежать под бороной, подобно пре- смыкающемуся, не смеющему из страха за свою жизнь шелохнуться? Имей свое собственное мнение. Это важно не только в духовном отношении, но и в проявлении обыкновенного мужества в жизни. Я мог бы сделать многое в угоду своим друзьям, но попасть ради их удовольствия в ад было бы слишком. На это я не решился бы. Никогда не следует терять дружбы с Богом ради того, чтобы остаться в добрых отношениях с людьми. „Я это знаю, — отвечаешь ты, — но,

несмотря на это, не могу быть мужественным». И тебе, друг, приведу те же слова: „Ибо Христос, когда еще мы были немощными, в опреде- ленное время умер за нечестивых». Если бы здесь был сейчас апостол Петр, он сказал бы: „Господь Иисус умер за меня еще тогда, когда я был таким немощным созданием, что даже служанка, поддерживавшая огонь в костре, могла меня заставить лгать и клясться, что я не знаю Господа». Да, Иисус умер за тех, которые Его оставили и убежали. Ухва- тись крепко и уверенно за истину: „Христос умер за нечестивых, когда они были еще немощными (бессильными)». Вот путь, следуя которому, ты можешь отделаться от своей трусости. Пусть истина -„Христос умер за меня» — глубоко войдет в твое сердце, тогда и ты будешь готов умереть ради Него. Верь, что Он за тебя умер и принес этим совершенное, истинное и достаточное умилостивление. Если ты веришь этому факту, то поневоле поймешь: „Я не могу стыдиться Того, Кто за меня умер». Глубокое убеждение, что это действительно так, закалит тебя, и твоя храбрость будет неустрашимой. Вспомни святых, претерпевших времена гонения. В первые дни христианства, когда великая мысль о преизбыточной любви Христовой сияла в Церкви во всей своей новизне, люди не только были готовы умереть, но даже желали страдать; они сотнями приходили к судьям и свидетельствовали о Христе. Я не говорю, что они разумно поступали, домогаясь лютой смерти, но этот факт доказывает мое утверждение, что чувство любви Христовой ставит душу выше страха за свою жизнь. Почему бы этому чувству не оказать и на тебя такое влияние? О если бы я мог воодушевить тебя к смелому решению — стать на сторону Спасителя и быть Его последователем до конца! О если бы Святой Дух помог тебе достичь этого!