III. Ранняя церковь

24. Богословие Деяний: проблема критики

Литература: F. F. Bruce, «The Speeches in Acts — Thirty Years After», in Reconciliation and Hope, ed. R.Banks (1974), 53–68; C. J.Hemer, «Luke the Historian», BJRL 60 (1977–78), 28–51; W.W.Gasque, «The Book of Acts and History», in Unity and Diversity in NT Theology, ed. R. A.Guelich (1978), 54–72; M. Hengel, Acts and the History of Earliest Christianity (1979); E.Richard, «Luke — Writer, Theologian, Historian: Research and Orientation of the 1970’s», BTB 13 (1983), 3–15; F.F.Bruce, «Paul’s Apologetic and the Purpose of Acts», BJRL 69 (1987), 379–93; R.W.Wall, «The Acts of the Apostles in Canonical Context», BTB 18 (1988), 16–24; W.W.Gasque, «A Fruitful Field: Recent Study of the Acts of the Apostles», lnt 42 (1988), 117–31 (see this entire issue of lnt); C.J. Hemer, The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History (1989); W.W.Gasque, A History of the Interpretation of the Acts of the Apostles (19892).

В Книге Деяний описывается история церкви с момента ее возникновения в Иерусалиме до прибытия величайшего из ее героев — Павла — в столицу Римской империи. В книге изображается жизнь и проповеди раннехристианской общины Иерусалима и прослеживается путь Благой Вести из Иерусалима в Самарию и Антиохию, а потом — в Малую Азию, Грецию и, наконец, Италию. В Деяниях приведен ряд проповедей Петра, Стефана и Павла, показывающих нам, какой была вера ранней церкви. Эти речи, в особенности речи Петра, являются основным источником сведений о вере иерусалимской церкви, поэтому следует установить, достоверны ли исторически эти записи апостольских проповедей.

На рубеже столетия появились труды англичанина З^М.Рэмси и немца Адольфа Гарнака. Они доказывали, что Деяния были написаны в 60–е гг. I века Лукой, спутником Павла, и что рассказ его компетентен и исторически достоверен. Рэмси основывал свои выводы на результатах географических и археологических исследований,[1040] Гарнак — на литературной критике Деяний.

Самый объемный труд по Деяниям (пять томов) — это «The Begin nings of Christianity», ed. F. J.Foakes–Jacksonand K.Lake(1920 — 1933). Г.Дж.Кэдбери писал: «Со времен Фукидида речи в изложении исто риков — чистая игра воображения… Если в них и есть какое–то зерно истины, оно представляет собой вымученную гипомнемоническую схему».[1041] Ганс Виндиш возражает против авторства Луки, потому что автор недостаточно хорошо знает историю и богословие Павла.[1042]

Современный период изучения Деяний в Германии начал Мартин Дибелиус, применивший к их изучению метод критики форм.[1043] Он допускает, что автор книги — Лука и что его можно назвать историком, но интересовала его не столько история Деяний, сколько жизнь и богословие церкви в конце I века, когда были написаны Деяния.

Вслед за Дибелиусом к Деяниям обращались многие другие не мецкие ученые. П.Вилхауэр отстаивает следующую идею: богословие Деяний — это скорее «ранний кафолицизм», т.е. христианство II века, а не изначальное иудейское христианство.[1044] Ганс Концельман в своей знаменитой книге доказывает, что автор Евангелия от Луки и Деяний[1045] полностью отходит от апокалиптических ожиданий раннего христианства, заменяя их богословием Heilsgeschichte («истории спасения»), что предполагает широкую историческую перспективу. Это значит, что Лука уже не историк, а богослов; богослов послеапостольского периода, стоящий у истоков раннего кафолицизма. В другом своем очерке Концельман утверждает, что так называемого «апостольского века» никогда не существовало. Это идея, которая позже была разработана церковью для обоснования своего предания.[1046] Такую же точку зрения развивает Э.Хенхен в своем фундаментальном комментарии, вышедшем в знаменитой серии Мейера. Он признает, что источники Луки были историческими, но прежде всего его волновала не история, а создание церкви.[1047]

Если Деяния — прежде всего богословский труд, отражающий жизнь и богословие церкви около 90 г. по Р.Х., книгу эту трудно воспринимать как учебник истории раннего христианства. На основании некоторых недавних обзорных работ можно заключить, что только «передовые» немецкие критики способны сказать что–либо веское об историчности Деяний.[1048] Но это очень односторонний взгляд.[1049] На самом деле многие ученые по–прежнему считают, что Лука был другом Павла и компетентным историком, который писал на основании собственного опыта[1050] и самостоятельных исследований. Во вступлении к евангелию, предваряющем и Деяния, он утверждает, что получил информацию от «бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1:2) и сам тщательно изучил то, о чем пишет.[1051]

Кэдбери считает, что использование слова parekolouthekoti («исследовав») в Лк. 1:3 подразумевает личное участие автора в описываемых событиях.[1052] Но обычное значение этого слова в данном контексте — «изучать или исследовать что–либо». Если Лука был вместе с Павлом во время его заключения в Кесарии (Деян. 21:18; 24:27; 27:1), у него была масса возможностей встречаться и беседовать с людьми, знавшими Иисуса и принимавшими участие в жизни ранней церкви.[1053] Более того, не менее вероятно, что раннюю церковь интересовало не только предание об Иисусе, но и предание об апостолах и первых руководителях.[1054] Хотя с мнением Кэдбери о роли воображения при передаче историками–эллинистами чьих–то речей согласны очень многие, есть и те, кто возражает против этого. Фукидид утверждает, что сам присутствовал при произнесении некоторых из передаваемых им речей. В любом случае, он старался передать «общий смысл сказанного как можно точнее».[1055] Не только Фукидид стремился к исторической точности при передаче речей своих dramatis personae.[1056] Хотя все речи Деяний составлены по определенному образцу, они достаточно разнообразны,[1057] что служит аргументом в пользу исторической достоверности.[1058] Подтверждает это и присутствие семитизмов в первой половине Деяний, что только с натяжкой можно объяснить старанием Луки имитировать греческий язык Септуагинты при пересказе арамейского предания.[1059] Помимо этого, в первых речах Деяний «Лука, как нам кажется, чрезвычайно точно описывает не разработанное еще богословие первых христиан».[1060] Там, где мы можем сравнить текст Луки со сведениями, почерпнутыми из светских источников, он, по свидетельству Рэмси, поразительно точен. Недавно эту традицию продолжил один ученый классик, пришедший к выводу: «Историчность Деяний потрясаю щая».[1061] Поэтому не стоит удивляться тому, что многие хорошие критики считают: картина жизни и религиозной мысли Иерусалим ской церкви у Луки достоверна.[1062]

Ценное суждение высказал Уильяме: «Иные из современных трудов, пытаясь провести границу между апостолами и их обращенными или опровергнуть ссылку Луки на «очевидцев и служителей Слова» (Лк. 1:2), читаются как исследования по исторической невероятности».[1063]

Таким образом, мы приходим к выводу, что первые главы Деянии можно считать достоверным источником для изучения богословия иерусалимской церкви. Это не значит, что проповеди, которые передает Лука, записаны дословно; они слишком коротки для этого. Не должно нас смущать и то, что Лука — автор этих речей в их теперешней форме. Мы полагаем, что Лука приводит краткое, но точное со держание самых ранних проповедей апостолов. Он тщательно отбирает события для описания; вводит некоторые важные факты, не объясняя их (Деян. 11:30); его герои появляются и исчезают со сцены неожиданно (Деян. 12:17).[1064] Но все историки более или менее избирательны, а Лука выбирает материал из источников, которые были ему доступны, как письменных, так и устных, сообщая нам о самых важных, по его мнению, событиях, связанных с распространением церкви от малой иудейской общины в Иерусалиме до общины обращенных язычников в столице Римской империи.