8. Второе пришествие Иисуса Христа

Как вы помните, мы говорили о том, что, в отличие от исторического толкования пророчеств, для защиты католического вероучения иезуитский священник Франциско Рибера особым образом интерпретировал хронологию пророчества о семидесяти седминах из Даниила 9:24-27. Он оторвал от него последнюю, семидесятую неделю, и переместил ее в конец времени. Это отвращало от папства обличительный перст библейского пророчества, представляя малым рогом, зверем и антихристом не папскую религиозную систему, а какого-то конкретного человека, нечестивого правителя, который появится в будущем.

Это учение было очень широко распропагандировано во все мире. Его последователи настолько затуманили ясное учение Библии о Втором пришествии Христа, что большинство современных христиан верят в теорию тайного восхищения. Согласно этой теории, Христос тайно явится на землю, незаметно возьмет всех верных Богу людей, живущих на земле, и лишь после этого наступят тяжкие времена, когда всем жителям земли будет навязано начертание зверя.

Подобное заблуждение очень опасно, ведь оно может усыпить верующих людей в уверенности, что пока они на земле, тяжких времен и навязывания начертания зверя, обещанных в Библии (Даниил 12:1-4, Откровение 13:14-17), не произойдет. Это может привести их к тому, что они не отличат того времени, когда Господь призовет верных Ему людей выйти из духовного Вавилона (Откровение 18:1-20), и, таким образом, примут начертание зверя.

Через учение о тайном пришествии Христа сатана опасно дезориентирует искренне верующих христиан. Это учение является ничем иным, как колыбельной Люцифера, усыпляющей нашу бдительность с целью отвести наши взоры от планов сатаны.

Мы надеемся представить вам достаточно ссылок на Священное Писание и доказать, что это популярное истолкование — опасная подделка под истину.

Важно хорошо понимать предначертанные в Библии события Второго пришествия Христа. Одна из причин, по которой религиозное большинство пропустило Первое пришествие Христа, заключалась в том, что люди неправильно представляли себе, как Он придет.

Итак, вернется ли Христос во второй раз втайне, а затем, согласно теории Риберы, еще и в третий раз, по окончании семилетнего времени скорби? Предоставит ли Бог после Второго пришествия еще один шанс грешникам?

Второе пришествие Христа

Позвольте представить вам подробное библейское описание Второго пришествия, как оно было показано в видении Иоанну Богослову. Начнем с 11-го текста 19-й главы книги Откровение:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие «.

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих «.

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

(Откровение 19:11-21:8).

Какое удивительное по своей масштабности событие! Это очищение Вселенной от греха даже более величественно, чем само ее сотворение. Ведь ему предшествовала великая Голгофская жертва Иисуса Христа, позволяющая каждому раскаявшемуся грешнику не погибнуть второй смертью. И мы с вами удостоены чести знать о Втором пришествии, понимать его смысл и участвовать в нем!

На какой же стороне мы окажемся? В каком воскресении примем участие? Чтобы не совершить судьбоносной ошибки, давайте исследуем тексты Священного Писания, которые углубят наше понимание торжественного и славного Второго пришествия Христа на землю.

1. Христос грядет во второй раз!

«Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:28).

2. Никто не знает времени Его пришествия.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матфея 24:36-39).

3. Праведные должны быть готовы к любому времени Его возвращения.

«Ибо вы сами достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно тому, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фессалоникийцам 5:2-4).

4. Сначала придут обольстители, ложно называющие себя Христом.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят… Тогда, если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот, там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё» (Марка 13:5,6, 21-23).

5. Христос придет с громким гласом и с трубным звуком.

«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фессалоникийцам 4:16).

6. Его славное явление будет видимо для всех людей. Всякое око узрит Его. Одни затрепещут от страха, а другие — от радостного волнения.

«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матфея 24:27). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око… и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откровение 1:7). «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо сипы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великой. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:26-28).

7. Христос возвратится со Своими святыми ангелами и воздаст каждому человеку по делам его.

«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матфея 16:27). «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12).

8. Все, находящиеся в могилах, услышат Его глас. Он вышлет Своих ангелов, чтобы они собрали тех, кто Ему принадлежит.

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоанна 5:28,29). «И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матфея 24:31).

9. Умершие во Христе воскреснут, затем они вместе с живыми праведниками будут восхищены на небо и там встретятся со Христом.

«…и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:16,17). «И блажен будешь… ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Луки 14:14). «…Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откровение 20:5,6).

10. Христос увенчает праведных.

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12). «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:7,8). «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:4).

11. Нечестивым не будет предоставлено второго шанса.

«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи, Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды»» (Луки 13:25-27). «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матфея 24:40-42).

12. Беззаконники погибнут в огне, пламенеющем от лица Господа и от славы Его могущества.

«…в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фессалоникийцам 1:7-9). «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, на небеса — и нет на них света» (Иеремия 4:23).

Можно ли найти хотя бы одно место в Библии, которое бы давало основание полагать, что Второе пришествие Христа произойдет втайне? Согласно библейской летописи, ослепительное сияние даже одного единственного ангела было настолько ярким, что заставляло смертных людей трепетать.

Когда небо свернется, как свиток (Откровение 6:14), и Христос обогнет наш земной шар с быстротой молнии, с тьмами тем и тысячами тысяч святых ангелов Своих (Откровение 5:11), неужели кто-то сможет не заметить этого грандиозного события? Одни жители земли побегут от этого страшного для них явления и попытаются скрыться от лица Его. Другие будут с благоговейным трепетом и великой благодарностью взирать на пришествие своего Избавителя, ожидая встречи с Ним лицом к лицу!

Великая радость наполнит сердца верных Богу людей. Можно представить себе мощный хор прославления, который будет возноситься от земли, когда воскресшие и живые праведники начнут подниматься навстречу своему Господу!

Если мы откажемся от футуристского толкования Риберы, то сможем отказаться от идеи тайного восхищения праведников и теории о тех, кто будет оставлен на великую скорбь.

Книга Откровение ясно показывает, что начертание зверя будет навязываться людям до возвращения Христа, до воскресения праведных, до того, как Его ангелы соберут избранных Его, чтобы они встретились с Ним на воздухе, и до того, как мы проведем с Ним на небесах тысячу лет. Грешникам после Второго пришествия не будет предоставлен еще один шанс!

В 20-й главе книги Откровение со 2-го по 7-й текст говорится о тысячелетнем царстве. В рамках тысячелетнего периода произойдет воскресение праведников и воскресение нечестивых. Об этих двух всеобщих воскресениях Библия говорит неоднократно:

Иисус сказал: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоанна 5:28,29).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2).

«…Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15).

Давайте более подробно рассмотрим каждое из этих воскресений.

Воскресение праведников

Как явствует из приведенных выше 19-й и 20-й глав книги Откровение, воскресение праведников произойдет в начале тысячелетнего царства. Они пробудятся из праха, восстанут из своих могил и получат награду встречи с Господом. Библия объясняет, что во время первого воскресения они облекутся в бессмертие и не вкусят второй смерти, навеки разлучающей человека с Богом, Подателем жизни.

• «…Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними и смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откровение 20:5,6).

• «И блажен будешь… ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Луки 14:14).

• «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Коринфянам 15:22,23).

• «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»» (1 Коринфянам 15:52-54).

Воскресение нечестивых

Воскресение нечестивых произойдет в конце тысячелетнего царства. Они воскреснут для того, чтобы предстать на заключительный суд, а затем их ожидает вторая смерть.

• «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откровение 20:5).

• «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откровение 20:12-14).

• «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая» (Откровение 20:15; 21:8).

• «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей… И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Малахия 4:1,3).

Если Бог есть любовь (Исаия 43:4; Иеремия 31:3; Иоанна 3:16; 1 Иоанна 4:7-21), как Он сможет уничтожить нечестивых и беззаконных?

Библия говорит, что по Своей безграничной любви Бог не желает, чтобы кто-либо погиб: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Но Бог сотворил человека свободным существом, наделенным правом выбора, как ему жить и за кем следовать.

Давая каждому человеку возможность получить все знания для спасения, вкладывая в каждое сердце понимание всего трагизма греховной жизни, Бог тем не менее никогда не принуждает следовать за Ним. Он ожидает от человека свободного волеизъявления. Только осознанный выбор, только глубокое понимание грешной души, что лишь в Боге ее освобождение, может сделать человека подлинно счастливым.

Нечестивые сами себя губят. Делая в угоду себе неправильный выбор или проявляя постоянное равнодушие к тревожащему их голосу Святого Духа, они отвергают любовь Бога, Его призыв к покаянию, Его прощение и даруемую свыше силу побеждать грех. Господь сказал:«Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?.. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе» (Иеремия 2:17,19).

Свет не может смешаться с тьмою, и праведность — с грехом. Грех не может существовать во Вселенной вечно. Ко времени Второго пришествия каждому будет предоставлена возможность увидеть всю его пагубность и разрушительную силу. Все поймут, что если его не остановить, он погубит все и вся.

Во время Второго пришествия Свет Лица Божьего подобно всеочищающему огню поглотит зло, которое не сможет существовать в Его присутствии. В то время, как праведные воспримут это с благоговейным трепетом и благодарностью за освобождение, нечестивые не смогут находиться в присутствии этого огня и погибнут. Для них он будет настолько чуждой и ужасающей стихией, что, согласно Библии, они «…начнут говорить горам: «падите на нас!», и холмам: «покройте нас!»», — лишь бы скрыться от славы Божьей (Луки 23:30, см. также Откровение 6:15-17).

В то же время вся Вселенная с восхищением прославит Бога, Который невероятной жертвой Своего воплощения и крестной смерти предоставил спасение каждому, кто этого желает.

Сегодня у каждого человека есть надежда. Бог принял смерть за грехи всех людей. Если бы вы были единственным человеком, живущим на земле, Христос умер бы за вас, чтобы вас спасти. Таков был план Спасения от начала мира на тот случай, если человек выберет погибель вместо жизни (Откровение 13:8). И поэтому Бог говорит нам сейчас: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать?.. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иезекииль 18:31,32)

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит cue» (1 Фессалоникийцам 5:23,24).