2. День Господень

Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти свое предание? Устраняя слово Божье преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Марка 7:9,13).

Этими словами Иисус обличал фарисеев, религиозных вождей израильского народа того времени. А не относится ли это Христово обличение и к нам сегодня? Не следуют ли христиане человеческому преданию, отказываясь от соблюдения заповеди о субботе?

Да, те, кто называют себя христианами, не осознают, что посягают на Божественное повеление: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли» (Исаия 58:13,14).

Читая эти слова, обратили ли вы внимание на то, что Бог называет субботу Своим святым днем, святым днем Господним? Это значит, что когда мы не желаем помнить этот день, чтобы святить его, мы бросаем вызов авторитету Божественного установления! Согласно Библии, все было сотворено через Христа, и без Него не было создано ничего (Иоанна 1:3). Сразу после сотворения человека Бог на пользу Своему творению установил субботу (Бытие 2:1-3). В Новом Завете, в Евангелии от Марка, Иисус подтвердил Свое владычество над этим днем: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:28).

Как же могло такое множество христиан обмануться, полностью отказавшись от святой Божьей субботы? Как в христианском мире смогло глубоко укорениться это небиблейское установление?

Первый аргумент — астрономический. Давайте на минуту представим, будто четвертой заповеди, призывающей помнить седьмой день субботу и святить ее, не существует. Тогда мы быстро обнаружим, что если бы не эта заповедь, никакими физическими или астрономическими причинами нельзя было бы объяснить существование недельного цикла, которому следует все человечество. В отличие от астрономического деления времени на годы, месяцы, дни, часы и т. д., выделение из потока времени недельного цикла не имело бы никакого основания. Ведь неделя не имеет ничего общего ни с положением Солнца, ни с орбитами Земли и Луны и их вращением.

Человечество вполне могло бы ввести пятидневную, шестидневную или десятидневную неделю. Отдельными государствами такие попытки действительно предпринимались. Но все они быстро уходили в небытие. И поныне весь мир соблюдает семидневный недельный цикл.

Никакой земной причиной этого объяснить невозможно. Но существует небесная причина! При сотворении мира и установлении его законов Бог постановил, что, кроме астрономических оснований, время будет также разделяться на семидневные недели, и седьмой день, завершающий каждую неделю — суббота — будет днем благословенным и освященным. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал», — говорится в начале Библии (Бытие 2:2,3). И затем в Десяти Заповедях Бог обращается к человеку с установлением о субботе как дне, посвященном Ему, — дне покоя в Господе, дне святого перерыва в круговороте жизни, дне отдыха от ежедневных трудов и забот. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (Исход 20:8-10).

Итак, суббота свята по той причине, что Бог авторитетом Своего Слова благословил и освятил этот день, назвав его Своим святым днем. Разве этого недостаточно, чтобы почитать субботу?

Следующие аргументы — богословские. Многие считают, что днем Господним в христианскую эру стал первый день недели — воскресенье, потому что в этот день воскрес Христос. В истории так и произошло: постепенно святым днем Господним стали считать воскресенье, а не субботу (подробнее об этом читайте в 4-й главе). Но это началось лишь во второй половине II века н.э., более чем через сто лет после смерти и воскресения Иисуса Христа, Который не отменял заповеди о субботе, и по меньшей мере через семьдесят пять лет после завершения написания Библии, где также нет ни слова о переносе святости субботнего дня на воскресный.

Все тексты Священного Писания, в которых так или иначе упоминается день Божий, или день Господень, говорят о седьмом, а не о первом дне недели, о субботе, а не о воскресеньи. Если эта истина трудна для вашего восприятия, призываем вас самостоятельно и глубоко исследовать эту важную тему. И если вы обнаружите какие-то библейские свидетельства, противоречащие тому, что представлено в нашей книге, очень просим вас известить об этом авторов. Информация о том, как нас можно найти, содержится в конце книги.

Итак, будучи Творцом и Господом Вселенной, Бог управляет всеми днями недели. Но лишь на один из них Он указывает как на особо благословенный и освященный день, и этим днем является суббота.

Возможно, слабому и ограниченному человеческому разуму трудно понять, почему Богу угодно, чтобы мы отделяли Ему субботу как день покоя от повседневных трудов и забот и поклонялись Ему в этот день. Но это с нашей, человеческой точки зрения. Всеведущий Бог знает, почему Он установил именно такой закон и такую заповедь. И если мы пренебрегаем Святым Писанием и отказываемся соблюдать заповедь Всемогущего Бога, то тем самым ставим под сомнение Его высочайший авторитет как Жизнедателя! Суббота отделена Богом для богослужений в церквах: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Левит 23:3).

Некоторые думают, будто в Новом Завете есть доказательства того, что ученики после распятия Иисуса Христа стали поклоняться Богу в первый день недели — воскресенье. Во всей Библии можно найти лишь 8 случаев употребления фразы «первый день недели». Что же касается седьмого дня — субботы — то она упоминается в Ветхом Завете 77 раз и в Новом Завете 48 раз.

Прежде чем мы рассмотрим тексты, в которых упоминается первый день недели, будет полезно уяснить библейское определение дня и его границ. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие 1:5). Библейский день начинался вечером, при заходе солнца. Описание этого метода расчета времени мы находим в книге Левит 23:32: «… от вечера до вечера празднуйте субботу вашу». Еженедельное соблюдение субботы начиналось при заходе солнца в пятницу и заканчивалось при заходе солнца в субботу.

Пять из восьми библейских упоминаний первого дня недели (Матфея 28:1; Марка 16:2,9; Луки 24:1; Иоанна 20:1) связаны с утром воскресения Христова, когда женщины пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса. В этих текстах говорится, что в первый день недели, рано утром, они принесли ароматные масла, но не нашли Христа во гробе. Ангел Господень сказал им: «Что вы ищете живого среди мертвых? Он воскрес». Женщины поспешили сообщить об этом ученикам Христа, но апостолы им не поверили.

После распятия Христа, произошедшего в пятницу, эти преданные Его ученицы «приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано … пришли они ко гробу» (Луки 23:56-24:1). Хотя для женщин было важно помазать Его мертвое тело специальным составом из благоухающих масел, они, согласно заповеди, провели время с вечера пятницы до вечера субботы в покое и отправились ко гробу только ранним утром в воскресенье. Ведь Господь никогда не учил их, что четвертая заповедь будет больше не важна, и Сам был для них примером в ее соблюдении.

Теперь давайте проанализируем три оставшихся библейских упоминания о первом дне недели.

Одно из них мы находим в Евангелии от Иоанна, 20-й главе, где рассказывается о дрожавших от страха учениках Христа, которые после распятия собрались в первый день недели, вечером (Иоанна 20:19). Их встреча проходила за крепко запертыми дверьми из-за страха перед иудеями, которые только что распяли Христа и могли обратить свою месть на них, Его учеников. Можно ли сделать вывод, что они собрались на богослужение? Едва ли!

Ученики тогда еще не понимали Писаний и свидетельств Самого Христа о том, что после распятия Он должен был воскреснуть из мертвых. Они не верили словам тех, кому Иисус уже являлся: женам-мироносицам и мужам, вернувшимся после встречи с Христом на дороге в Еммаус. Это было мрачное собрание, на котором царили уныние и страх. Подробнее об этом событии можно прочитать в Евангелии от Марка, 16-й главе, с 9-го по 14-й тексты, и в Евангелии от Луки, 24-й главе, с 33-го по 49-й тексты.

Но и после того, как воскресший Иисус был узнан учениками и понято сказанное о Нем в Писаниях, после того, как они приняли от Него силу Духа Святого, чтобы свидетельствовать и благовествовать о Нем по всему миру (Матфея 28:16-20, Марка 16:14-20, Луки 24:44-53), нигде в Библии не говорится, что день Его воскресения был объявлен как святой день, изменивший заповедь о субботе.

Еще одно библейское упоминание о первом дне недели находится в книге Деяния Апостолов (Деяния 20:7-12). В Троаде ученики собрались с апостолом Павлом в первый день недели для преломления хлеба и для прощания с ним. О преломлении хлеба как о вкушении пищи с благодарностью Богу, а не как о составляющей богослужения, можно многократно прочитать в Новом Завете (Матфея 14:19; Деяния 2:46; 20:11 и др.) Пробыв в Троаде семь дней, Апостол Павел готовился к тому, чтобы отправиться в свое заключительное миссионерское путешествие. Похоже, ему хотелось многое сказать верующим, поэтому в тот день он продолжил свою встречу с ними до рассвета. Во время продолжительной беседы юноша Евтих, сидевший на окне, задремал и, к несчастью, свалился с третьего этажа, разбившись насмерть. Бог совершил чудо, воскресив молодого человека. Возможно, автор книги Деяния Апостолов, евангелист Лука, подробно описал эту встречу именно для того, чтобы рассказать о чуде воскрешения юноши апостолом Павлом.

Наверняка, на этой встрече апостол Павел давал своим ученикам духовные наставления и беседовал с ними о всех волновавших их вопросах. Но сделать на основании этого отрывка Священного Писания вывод о том, что первый день недели был для них днем богослужения, невозможно.

И наконец, еще одно библейское упоминание о первом дне недели мы находим в 1 Послании апостола Павла к Коринфянам. Апостол наставляет братьев систематически, каждую неделю, откладывать денежные средства, чтобы помочь голодающим верующим в Иерусалиме. Он просит каждого члена коринфской церкви в первый день недели откладывать у себя столько, сколько позволяет ему состояние. Павлу хотелось, чтобы пожертвования были приготовлены ко времени его возвращения в Коринф и вместе с его письмами отправлены на поддержку иерусалимской церкви (1 Коринфянам 16:2).

Мы завершили рассмотрение всех упоминаний Священного Писания о первом дне недели. Из них ясно, что при всей значимости такого великого события как воскресение нашего Господа, первый день недели ни в самый день воскресения Христа, ни после того, как ученики поняли значение Его крестной смерти и воскресения, не стал праздноваться раннеапостольской церковью как день, заменяющий субботу.

Следующий аргумент — исторический. Некоторые могут возразить: «История говорит, что еще с незапамятных времен в календарь вносились изменения. Можно ли быть уверенными, что последовательность библейских дней недели не менялась?» Это хороший вопрос, и его стоит внимательно рассмотреть. Является ли день недели который мы называем «суббота» тем же днем недельного цикла который соблюдал Христос?

Этот вопрос был задан Джеймсу Робертсону, директору отдела астрономического и навигационного календаря при Вашингтонской обсерватории Военно-морского ведомства США. Вот как он ответил в письме, датированном 12 марта 1932 года: «За все прошедшие века в нашем календаре не было сделано никаких изменений, которые повлияли бы на недельный цикл»Это утверждение основано на приведенном ниже обзоре основных исторических фактов, касающихся изменений в календаре. Из него видно, что какие бы изменения ни вносились, последовательности дней недели они не касались.

В 45 году до н.э., когда Юлий Цезарь ввел юлианский календарь, ученые, исчислявшие время, считали, что солнечный год (т.е. период обращения Земли вокруг Солнца) составляет ровно 365 1/4 дня. С целью учета 1/4 дня в юлианском календаре был введен високосный год. Он образовывался путем прибавления одного дня к февралю каждого четвертого года. Это изменение не затрагивало порядок дней в недельном цикле.

Юлианский календарь был введен в 45 году до н.э., но когда историки датируют события, происходившие ранее, они обычно продлевают юлианский календарь назад во времени. Этот продленный календарь известен как «юлианский предваряющий календарь». Таким образом, и в предваряющем календаре продолжается тот же порядок дней недели.

Недельный цикл юлианский календарь заимствовал из еврейского календаря, который составлен на основе первой книги Библии — книги Бытие. При этом известно, что иудаизму всегда была свойственна чрезвычайная скрупулезность в подсчетах дней для определения каждого седьмого дня — Шаббата (субботы).

Сегодня нам известно, что солнечный год равен 365 1/4 дней минус приблизительно 11 минут и 14 секунд. При исчислении дней в солнечном году по юлианскому календарю в расчетах древних ученых обнаружилась небольшая ошибка. Эта легкая погрешность привела к тому, что точки равноденствий и солнцестояний перемещались назад относительно календарных дат со скоростью примерно 3 суток за каждые 400 лет. За этот же период накапливались три дополнительных високосных года.

Ко времени Никейского собора, проходившего в 325 году н.э., в большей части тогдашнего мира использовался юлианский календарь. На этом соборе была установлена официальная дата празднования Пасхи — первое воскресенье после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Однако, учитывая тот факт, что средняя продолжительность юлианского календарного года несколько больше солнечного года к1582 году дата весеннего равноденствия постепенно переместилась на 11 марта.

Такое положение дел было исправлено с легкой руки папы Григория XIII. Он издал официальное постановление выбросить из календаря 10 дней. В 1582 году он ввел в обиход григорианский календарь, который сегодня широко распространен по всему миру. Ошибка в летосчислении была исправлена посредством простого исключения из календаря 10 дней. Данное изменение привело к тому, что за четвергом 4 октября 1582 года сразу шла пятница 15 октября 1582 года. Таким образом, переход на григорианский календарь также не нарушил последовательности дней в недельном цикле.

По поводу данного исправления, внесенного папой Григорием, и его более позднего английского аналога в «Католической энциклопедии» сказано следующее: «Стоит отметить, что в христианскую эпоху порядок дней недели никогда не менялся. Таким образом, в 1582 году, когда Григорий XIII провел реформу календаря, за четвергом 4 октября следовала пятница 15 октября. Также и в Англии, в 1752 году, за средой 2 сентября шел четверг 14 сентября» (Хронология, том 3, с. 740).

Вот что говорит по вопросу того, можно ли быть уверенным, что сегодняшняя суббота по-прежнему соответствует субботе, учрежденной Богом, доктор Фрэнк Джэфрис, почетный член Королевского астрономического общества, директор отдела исследований при Королевской обсерватории в Гринвиче, Англия:

«Странно, но и поныне существует много путаницы по вопросу так называемого «утерянного времени». Изменения, которые в прошлом были внесены в календарь, создают впечатление, что время на самом деле было утеряно. Однако в действительности эти корректировки были произведены с целью приведения календаря в более точное соответствие с естественным (солнечным) годом. К сожалению, в настоящее время аргумент о предполагаемом «утерянном времени» по-прежнему приводится с той целью, чтобы поставить под сомнение нерушимое место, которое в недельном цикле занимает суббота, седьмой день, учрежденный при творении Самим Богом. Я рад использовать свои научные познания для свидетельства в пользу незыблемости недельного цикла.

Занимаясь в течение многих лет исчислением времени в Гринвиче, я могу подтвердить, что земное время находится под полным контролем Бога, постоянно измеряясь суточным вращением Земли вокруг своей оси. Расхождение суточного периода вращения не превышает и тысячной доли секунды за тысячу лет. Год также состоит из вполне определенного количества дней. Это дает основания утверждать, что, несмотря на вносимые в календарь поправки, со времени творения в недельном цикле не было сделано ни одного изменения и ни один день не был утерян».

Итак, суббота, день, установленный и освященный Богом в начале сотворения мира, остается все той же субботой, которую чтут христиане, придерживающиеся библейских установлений Закона Божьего. Его также соблюдают разбросанные по всему миру иудеи. Бог не допустил, чтобы человек забыл о недельном цикле, установленном Им при творении, и о святом дне, его завершающем. Соблюдение же воскресного дня — это человеческое предание или церковная традиция. С этим соглашается большинство исследователей Библии.

При помощи каких еще доводов верующие пытаются обойти Закон Божий?

Многие в принципе согласны с тем, что необходимо выделять один день недели для Бога и отдыха. Однако они утверждают, что не так уж важно, какой именно это будет день. Это классический пример того, как сотворенные существа считают себя умнее своего Творца. Творение бросает своему Создателю вызов, что Тот не может быть Автором дня, определенного Им для отдыха и поклонения. Да, повеления вечного Бога не всегда укладываются в ограниченном человеческом сознании. Но это не означает, что можно пренебрегать Его установлениями и учить так других (Матфея 5:19).

На протяжении многих лет вполне благонамеренные христиане пытаются внушить людям, что им вовсе не обязательно соблюдать библейскую субботу. Они убежденно говорят о «еврейской традиции», «рабстве закону», «тяжком бремени», «освобождении от ветхой буквы» и тому подобных вещах. Однако вряд ли кто из них решится утверждать, что остальные девять заповедей устарели и суть ветхая буква иудейского закона. Представьте себе, как дико звучало бы следующее: «Если вы серьезно относитесь к Божьей заповеди «не убивай», вы просто находитесь в рабстве у иудейских традиций. Вы никто иной, как законник». Неужели человека сочтут пребывающим в рабстве, если он не поклоняется кумирам, не убивает, не грабит, не прелюбодействует? Так и соблюдение Божьей заповеди о субботе делает не рабом закона, но, напротив, дает чувство свободы в Господе, чувство покоя и радости, вызванные близостью к Богу. В результате общения со своим Создателем человек как раз освобождается от страха перед одиночеством, болезнью, смертью, от рабства греху и пороку и обретает подлинную свободу.

Некоторые оппоненты закона цитируют Послание апостола Павла к Ефесянам, говоря с большим воодушевлением, что люди спасаются не соблюдением закона, а благодатью, через веру (Ефесянам 2:8). Мы полностью с этим согласны и также воодушевлены, что спасены не своими усилиями соблюсти закон, а святыми заслугами Агнца Божьего. Но надеемся, эти люди дочитали до конца данный отрывок, где апостол Павел пишет, что мы «сотворены во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Если мы во Христе, мы не можем не стремиться исполнять Его закон!

А как быть со словами апостола Иакова, который пишет в своем Послании: «Вера без дел мертва… Покажу тебе веру мою из дел моих» (Иаков 2:20,18)? Или с текстом из Послания к Евреям: Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евреям 5:9)?

Учил ли апостол Павел, что коль скоро мы спасены благодатью через веру, то можем теперь пренебрегать Божьим Законом Десяти Заповедей? Нет, он утверждал обратное: «Итак, мы уничтожаем закон верой? Никак; но закон утверждаем… Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 3:31; 7:12).

В двух других Посланиях повторяется обетование нового завета, когда Бог делает нас служителями не мертвой буквы, но живого духа закона. Тогда благодатью Христа по нашей вере Закон Божий вложен в мысли и записан в сердце человека (2 Коринфянам 3:4-9, Евреям 8:8-13).

Вера и доверие Богу делают субботу настоящим памятником Творения. Каждая суббота направляет наши помыслы к Нему, напоминает нам, что Он создал человека по Своему образу и подобию, и теперь в нас Свой образ воссоздает.

Бог знал, что груз повседневных забот и наша отчужденная от Него природа будут затягивать нас и мы будем забывать о том, чтобы воздавать Ему славу как своему всемогущему Творцу. Он учредил еженедельную субботу для того, чтобы наши помыслы возвращались к Нему, чтобы мы получали в этот день духовное подкрепление, отдыхали душой и телом, обретали покой, радость и надежду на будущее.

Каждую субботу мы можем отдыхать от бремени этого мира и сосредотачиваться на нашем Боге. И вспоминать о том, что Живущий в нас больше того, кто в мире, сильнее князя этого мира (1 Иоанна 4:4, Иоанна 16:11).

«Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас» (Исход 31:13,14).

Верой мы соблюдаем Божий седьмой день субботу как памятник, указывающий на то, что Бог освящает нас, дает нам все необходимое и потребное для жизни и благочестия (2 Петра 1:3). Верой мы принимаем, что Начавший в нас доброе дело будет верно совершать его до самого конца (Филиппийцам 1:6).

Итак, не существует земных причин, по которым нам нужно было бы соблюдать четвертую заповедь Божью. Но существует величайшая духовная причина. Суббота есть знак авторитета Бога как Творца и Искупителя! Он называет ее знамением между Им и нами, знамением того, что Он есть Господь, освящающий нас (Иезекииль 20:12). Стоит дорожить этой драгоценностью!

Готовы ли мы доверять Богу? Признают ли христиане знак Божественного авторитета, или они и дальше будут ставить человеческое предание выше святого Божьего Слова?

Суббота — это знамение нашей верности Богу. Она показывает, служим ли мы нашему Творцу или человеку, который своей традицией устранил Божью заповедь.

«Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит ГОСПОДЬ» (Исаия 66:22,23). Священная суббота вечна! Мы будем праздновать день Господень на протяжении всей вечности! Зачем же по причинам, не имеющим библейского обоснования, отказываться от радости, предназначенной нам свыше уже сегодня?