3. Создана для человека

Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27). Что имел в виду Иисус, произнося эту фразу?

Бог есть податель всех благ и совершенных даров. Он сначала создал человека, а потом увенчал Свое творение тем, что подарил людям Свою вечную субботу. Она стала проявлением Его любви, которой Он желал нас благословить!

Вот что говорит Ф. У. Робертсон (1816-1853), поборник христианского возрождения, известный как «совесть викторианской эпохи»:

«Я все более и более убеждаюсь на личном опыте, что причина соблюдения субботы сокрыта в глубинах извечных потребностей человеческой природы и что до тех пор, пока человек остается человеком, благословение от ее соблюдения не только как дня отдыха, но и как дня духовного покоя, никогда не исчезнет. Я на личном опыте чувствую важность соблюдения субботы в силу ее вечной необходимости.

Душа чахнет без субботы и процветает в зависимости от того, насколько ревностно суббота соблюдается. Суббота была создана Богом для людей, так как они в ней нуждались. Следовательно, потребность эта глубоко сокрыта в человеческой природе. Иисус Христос,будучи воистину святым и духовным, соблюдал субботу. А те из людей, кто, будучи несвятыми и бездуховными, отмахиваются от субботы, тем самым утверждают, будто они умнее своего Создателя».

Господь установил для нас субботу как предвкушение небесного покоя. Он определил нам один день из семи, чтобы мы, оставляя на это время отвлекающие нас обыденные дела и собираясь вместе, ближе узнавали Его.

Когда мы каждую неделю входим в Его покой, Бог позволяет нам ощутить то дело, которое Он в нас совершает, освящая нас Своей праведностью. Он дает нам силы и желание жить в послушании Его Слову, руководствоваться любовью к Богу и к ближнему.

Соблюдение субботы — это построение взаимоотношений с любящим Богом. Подумайте об этом! По сути дела, даря нам этот святой день, наш Творец говорит нам:

«Из всех дней недели Я избрал особый день, чтобы ты полностью проводил его со Мной. Я благословил и освятил его. Это Мой святой день. Забудь свои тревоги и заботы и приди ко Мне, потому что только Я могу разрешить их. Я помогу тебе преодолеть все, что пытается делать в твоей жизни сатана — лжец и отец всякой лжи.

В этот особый день присоединитесь ко Мне, верующие люди, чтобы мы вместе святили наши взаимоотношения и радовались им. Если вы будете пребывать перед лицом Моим, исчезнет ваша подавленность и разочарование. Я буду возводить вас на духовные высоты, и вы увидите в этом мире лучший мир. Я восстановлю вашу радость и с преизбытком наполню вас надеждой. Вы будете наслаждаться Моим неизреченным покоем, превосходящим всякое человеческое разумение.

Придите же, дети Мои, Я люблю вас и хочу провести с вами это время!»

Вот история одного из соавторов этой книги. «С какой радостью я впервые узнал, что Бог создал субботу для моего блага! К сожалению, церковная община, к которой я в годы моей юности принадлежал, формально относилась к соблюдению субботы. В основном, она учила людей, чего нельзя делать, а не тому, что можно делать в этот прекрасный день.

Мои родители точно так же формально относились к субботе, и я страдал из-за тех ограничений, которые в субботние дни на меня накладывались. Честно говоря, я был тем христианином, который гораздо больше ждал вечера субботы, когда этот день завершался, нежели вечера пятницы, когда он начинался. В последующие годы, в результате трагедии, которую я пережил, Бог открылся для меня по-настоящему, и я обрел истинную веру. Только тогда мои отношения с Ним и Его Словом стали действительно глубокими, и Он Сам пролил на четвертую заповедь столь нужный для меня свет.

Когда я узнал, что суббота есть выражение Божьей любви к людям, это произвело в моем сознании переворот. Я больше не пытался умилостивить Бога своим формальным послушанием. Вместо этого я стремился почувствовать Его присутствие, ведущее к покаянию, радости и освобождению от власти греха. Я стал выражать свою любовь к Господу в молитвах, песнопениях, участии в богослужениях, чтении Его слова, помощи другим людям».

А вот опыт обнаружения истины о субботе у второго соавтора: «Я выросла в семье, которая требовала от меня совершенства. Церковь, которую я посещала в юные годы, рисовала в моем воображении картину разгневанного Бога, также требовавшего моего совершенства. Мне казалось, что Небесный Отец наблюдает за мной, за каждым моим шагом, чтобы тут же наказать меня, если я в чем-то не буду соответствовать Его требованиям.

Всю свою жизнь я хорошо себя вела, и это только ради того, чтобы быть принятой моей семьей и Богом. И лишь когда Господь в среде церкви, соблюдавшей воскресенье, преподал мне Свою истину о субботе, мне удалось разорвать узы, которые сковывали меня в юности.

В первую субботу, которую я соблюдала, я испытала освобождение от показного поведения. Я осознала, что в день Господень у меня есть возможность получить удивительную радость и покой, что на меня не давит груз повседневных обязанностей и забот. Я почувствовала силу и обновление, уверенность и спокойствие, дарованные мне Богом.

Внезапно я поняла: бесполезны мои усилия «быть хорошей»! Но Он Сам, наделяя меня Своей праведностью, делает меня тем идеалом, к которому призывает. Ничего лучшего нет и быть не может! Вот почему мой любимый библейский текст о субботе находится в книге Исход: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я господь, освящающий вас» (Исход 31:13). Суббота для меня — это знамение того, что Бог работает над моим характером, что в каждый момент жизни, когда я нахожусь в гармонии с Ним и Его великим законом, Он меня, греховного по своей плотской сути человека, делает святой и совершенной (Ефесянам 1:4, Колоссянам 1:28, 4:12).

Зачастую я вновь поневоле начинаю руководствоваться стандартами «образцового поведения». Мне снова кажется, что я недостаточно делаю для Бога. Но когда, отвлекаясь от повседневности, я опять приветствую Его субботу, Бог напоминает мне слова, записанные в Послании к Галатам: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Галатам 3:3). Суббота напоминает мне, что без Христа я не могу делать ничего, но что в Нем я могу все (Иоанна 15:5, Филиппийцам 4:13)!

Когда я начала святить субботу, мой духовный опыт кардинально преобразился. Я стала понимать, что значат слова: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). Его сила становится совершенной в моей слабости, поскольку делает меня, слабую грешницу, сильной во Христе.

Я поняла, что из любви к Нему я не хочу больше быть Ему непокорной. А когда это все же случается, то осознав свою измену, я переживаю душевную боль. Но Он не позволяет мне ее долго испытывать, ибо искреннее покаяние всегда завершается Его удивительным прощением, которое сразу же приносит с собой успокоение свыше, мир и покой (2 Коринфянам 7:8-11, 2 Тимофею 2:25,26). Празднование субботы помогло мне по-новому прочувствовать любовь Христа».

Именно для празднования наших с Ним отношений, для прославления имени Его, для того, чтобы мы не забывали, что Он наш Жизнедатель, Бог благословил и освятил субботу!

Древнееврейское слово «кадаш», которое употреблено в тексте «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Бытие 2:3), переводится как «освящать». «Кадаш» означает «отделять что-либо от обычного, повседневного употребления для особого», «объявлять нечто святым или объявлять, что нечто будет использоваться исключительно для прославления Бога».

Седьмой день был отделен от других дней и объявлен святым днем, предназначенным для прославления Бога! Во время недели творения Бог установил субботу ради человечества. Адам и Ева были в то время единственными людьми на земле. И Бог сотворил особое время, чтобы праздновать Его со Своей человеческой семьей, чтобы полнее развивать отношения с теми, кого Он сотворил.

После упоминания о том, что в завершение недели творения Бог установил благословенный и освященный седьмой день (Бытие 2:2,3), Библия вновь говорит о субботе лишь в 16-й главе книги Исход. На основании этого некоторые христиане не соглашаются, что Бог установил субботу при творении для всего человечества и утверждают, будто она была дана лишь иудеям.

Давайте более подробно остановимся на этом вопросе. Для начала проведем такую параллель. Никто не отрицает, что сразу после сотворения мужчины и женщины Бог установил институт брака. Все согласны с тем, что Господь учредил бракосочетание в Едеме. Вы от кого-нибудь слышали, что до явления Бога Моисею на горе Синай брака не существовало или что он предназначался только для иудеев? Звучит нелепо, не правда ли? Однако от бракосочетания Адама и Евы в Едемском саду (Бытие 2:24) до горы Синай (Исход 20:14) вы не найдете в Библии ни одного повеления Господа относительно брака. Тем не менее, в Новом Завете слова Бога, произнесенные на том первом бракосочетании, повторяются трижды как вечное установление для всех вступающих в брак (Марка 10:8; 1 Коринфянам 6:16 и Ефесянам 5:31).

И подобно тому, как при творении Бог установил узы супружества, благословив и освятив бракосочетание Адама и Евы (Бытие 2:24), Он также «благословил седьмой день и освятил его» (Бытие 2:3).

Почему не все соглашаются с тем, что суббота — это дар, который Бог дал людям при творении? Неужели, несмотря на то, что при сотворении мира Бог отделил и благословил седьмой день, первая супружеская чета и многие последовавшие за ней поколения не получали благословение от освященной Богом субботы, а затем Он вдруг стал напоминать о ней и призывать к ее соблюдению во время странствования народа по Синайской пустыне?Иисус Христос сказал, что суббота была создана для человека. Как Творец, через Которого «все начало быть» (Иоанна 1:3), Он знал, что когда Святая Троица трудилась над сотворением мира, седьмой день был благословлен и освящен как особый дар для сотворенных Богом людей. И ничто даже отдаленно не говорило о том, что Он собирался приостановить действие собственной заповеди до времен Моисея или до образования еврейской нации.

Бог впервые заключил завет спасения благодатью через веру с Авраамом (Бытие 22:16-18, Иакова 2:23), и это было задолго до возникновения еврейского народа. Он это сделал потому, что, как Он сказал, «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5). Из этого текста видно, что, Авраам знал Закон Божий и был ему послушен. И Бог хранил Свой завет с Авраамом, как и со всеми теми, кто любит Его и соблюдает Его заповеди (Второзаконие 7:9; Даниил 9:4; Неемия 1:5).

При прочтении 16-й главы книги Исход становится очевидным, что Бог до горы Синай напоминал Своему избранному народу о необходимости соблюдать субботу. Это означает, что люди о ней уже знали.

Когда потомки Иакова отправились на временное жительство в Египет, израильский народ насчитывал всего семьдесят человек. За время пребывания в Египте Бог размножил их, сделав многочисленными, как «звезды небесные» (Второзаконие 10:22). Но страна, которая когда-то была для них благословенным и щедрым прибежищем, со временем превратилась в затхлый притон для рабов.

За несколько веков рабства фараоны лишили Израиль возможности соблюдать Закон Божий в том виде, в котором он был передан им предками. Обратите внимание на то, что Бог сказал Моисею в пустыне после того, как вывел Израиль из египетского рабства и приготовился питать Свой народ манной небесной.

«Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исход 16:4). Какой закон имел в виду Бог?

Моисей объяснил это повеление народу, сказав: «Шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота, не будет его в этот день»(Исход 16:26). Некоторые пренебрегли указаниями Моисея и вышли собирать хлеб небесный в седьмой день. Но вернулись разочарованными с пустыми корзинами.

Теперь посмотрите, как на это отреагировал Господь: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день» (Исход 16:28,29). Люди серьезно отнеслись к Божественному порицанию и начали покоиться в седьмой день (Исход 16:26-30).

Итак, Бог испытывал Свой народ, будет ли он исполнять Его закон или нет, до того, как объявил Моисею Десять Заповедей на горе Синай. Не следует ли из этого, что святой субботний день был установлен при сотворении человека, а затем передавался из поколения в поколение в устной форме?

Это возможно, в том числе, и потому, что Адам, сотворенный Богом с величайшими возможностями, прожил 930 лет (Бытие 5:5) и еще отец Ноя, Ламех, знал Адама 65 лет своей жизни. Таким образом, Адам, лично общавшийся с Богом в Едемском саду, донес до многих поколений своих потомков истину Божью из первых уст.

Библия говорит о том, что и в вечности, из субботы в субботу, всякая плоть будет приходить на поклонение Господу (Исаия 66:22,23). Неужели возможно допустить, что Бог сначала при сотворении мира благословил и освятил субботу, затем устранил ее, затем снова дал ее израильтянам на горе Синай, затем опять отменил ее для христиан, чтобы вновь возродить ее после воскресения праведников? Нет, это не так! Благословенный и освященный Богом седьмой день суббота есть Его вечный завет любви к людям.

Бог закрепил Свой закон, написав его на горе Синай на двух каменных скрижалях собственным перстом. Затем Он повелел хранить его в постоянном месте — внутри ковчега завета, который во Святом Святых земного храма символизировал Его небесный престол (3 Царств 8:6-9; Евреям 9:1-5).

Как вы думаете, где сегодня находится Божий престол? Конечно, на небесах! «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откровение 11:19). Но ведь у настоящего ковчега небесного должно быть то же содержимое, что и у символическогоковчега на земле (Евреям 8:5). Значит, он должен содержать в себе Закон Божий!

Когда Бог написал Свои заповеди на камне, только четвертую, о седьмом дне субботе, Он начал словом помни. Почему же сегодня эта заповедь является единственной, которую христиане забыли?

Бог не меняется. «Я Господь, Я не изменяюсь», — говорит Он (Малахия 3:6). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8).

Бог сказал: «Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Псалтирь 88:35). Бог не менял Свой закон, открывающий Его характер любви и выражающий Его совершенную волю о человеке. Однако человек захотел изменить Закон Божий по своей воле!

Знаем ли мы своего Бога, святого и праведного Творца Вселенной? Если мы утверждаем, что знаем Его, Библия говорит нам: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Его совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:4-6).

Если вы искренне желаете, чтобы любовь Божья была в вас совершенна, если вы жаждете пребывать во Христе и познавать Господа на собственном опыте, придите к Нему со смирением и скажите:

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце»

(Псалтирь 39:9; см. также Евреям 10:7).

Примете ли вы наставление Слова Божьего ходить Его путями, исполнять Десять Божьих Заповедей и дорожить седьмым днем субботой, которую Он создал специально для вас?

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да изливаются на вас по-новому, величественно и обильно, каждую неделю — в тот день, который Господь сотворил для вашего блага!