Послушание лучше жертвы

Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.

Первая книга царств 15:22

Бог повелел Саулу уничтожить амаликитян и их скот полностью. Вместо этого, Саул сохранил жизнь царю и позволил народу взять лучшее из волов и овец. Когда он был призван к ответу, ответил, что он поступил так, чтобы принести жертву Богу. Самуил тут же уверил его, что подобные жертвоприношения не могут быть оправданием откровенного непослушания Богу, и объявил Саулу приговор, который заслуживает самого пристального внимания современного поколения людей: “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”. Я думаю, что эти слова обращены как к верующим, так и к неверующим, и именно об этом мы сегодня и будем размышлять, уделив большую часть нашего времени второй группе людей.

I. Во-первых, я обращаюсь к вам, мои братья и сестры во Христе Иисусе, к вам, исповедовавшим свою веру в Него.

Всегда помните о том, что повиноваться, строго следовать заповедям вашего Спасителя лучше, чем быть напоказ религиозным человеком; внимательно относиться к Его повелениям лучше, чем приносить в жертву откормленных тельцов или приносить что-либо еще на Его алтарь. Возможно, кто-то из вас уже некоторое время уклоняется от какой-то своей обязанности. И это не ново: так бывает, что христианин знает о своем долге, его совесть просвещена, но в то же время он его не выполняет. Если вы не исполняете малейшую заповедь Христа, данную Его ученикам, я прошу вас, не упорствуйте в непослушании. Например, некоторые из вас знают, что, как верующие люди, вы должны принять крещение. Я не говорю сейчас о тех, кто считает крещение необязательным. Но я хочу сказать тем, кто убежден в необходимости крещения и не крестится, что ваша преданность Господу стоит под вопросом, и ваши другие дела перечеркиваются этим непослушанием. Послушание даже в малейшем и незначительнейшем лучше жертвоприношения, и старательное исполнение заповедей Господних лучше тука тельцов. Быть может, некоторые из вас, называющие себя христианами, занимаются нечестным бизнесом. Ваша совесть не раз говорила вам: “С этим надо покончить”. Вы поступаете не так, как должен поступать христианин, но успокаиваете себя тем, что заработаете немного денег, отойдете от дел и потратите заработанное на добро. А! Богу не нужны ваши откормленные тельцы, Он не требует от вас жертвы, которую вы намереваетесь принести. “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”. Возможно, вы принадлежите к христианской церкви, в которой, как вы видите, многое делается неправильно, и вы знаете, что к этому нельзя относиться терпимо, но вы все-таки проявляете терпимость. Вы говорите: “Мое положение позволяет мне приносить много пользы, если я его потеряю, я не смогу быть настолько же полезным”. Мой брат, ваша полезность — это тук тельцов, послушание намного превосходит ее. Христианин должен идти по тому пути, который угоден Господу, и предоставлять последствия Всемогущему. Ваша полезность заключается в том, чтобы, несмотря на риск и нежелательные последствия, соблюдать заповеди Господа. “Советую тебе исполнять повеления Царя”, и “все что он скажет тебе, сделай”. Сядь у Его ног вместе с Марией и научись у Него, а когда встанешь, не забудь произнести эту молитву:

С тропы Твоих уставов

Вовек дай не свернуть.

Когда же я устану,

Дай сил продолжить путь.

Возможно, также, дорогой брат, что вы не боретесь с какой-нибудь вредной привычкой и оправдываете себя такими словами: “Зато я не пропускаю молитвенных собраний, всегда принимаю участие в Вечере, отдаю большую часть своего дохода на дело Божие”. Очень хорошо, что вы все это делаете, но как бы я хотел, чтобы вы оставили свой грех! Я молю вас, разрубите его на куски и выбросьте прочь, ибо если вы этого не сделаете, все ваше показное жертвоприношение будет ненавистно Господу. Первое, чего Бог требует от вас как от Своего возлюбленного — послушания. И даже если вы будете проповедовать языками ангельскими и человеческими, даже если вы отдадите свое тело на сожжение, а имение раздадите бедным, но не послушаетесь Господа и нарушите Его волю, не будет вам от всех ваших свершений никакой пользы. Блажен тот, кто учителен, как дитя, и кто желает быть наученым Богом, но блаженнее тот, кто, быв научен, сразу же идет и исполняет услышанное от Господа. Сколько замечательных христиан возлагают немалую часть своего стада на жертвенник Господу и в то же время спотыкаются, не повинуясь слову Господа. Посмотрите на список тех людей, кто поддерживает наше Миссионерское Сообщество, и задайте себе вопрос: “Помогают ли все эти люди распространению Евангелия соблюдением заповеди: ‘Идите по всем миру и проповедуйте Евангелие всей твари’?” Денежный вклад — это жертва, но послушание намного лучше. Это должно быть соединено, но из двух послушание лучше пожертвования. Жертвоприношение Ноя было приятным благоуханием для Бога, но с точки зрения Всевышнего, послушание, благодаря которому Ной построил ковчег и ввел в него свою семью, намного ценнее. Именно поэтому имя Ноя вписано в книгу героев веры и почитается среди нас, как имя человека, достойного уважения. Кроме того, братья, послушание лучше, чем забота о больных и бедных. Мы радуемся тому, что множество больниц украшают наш город. Они — завоевание нашей святой веры. На них мы торжествующе указываем как на достижение христианства, которое несет исцеление народам: главным образом духовное, но также и физическое. Нет более прекрасных слов в нашем языке, чем те, что есть на стенах многих больниц: “Содержится на добровольные пожертвования”. Мы хвалимся ими. Римские арки, греческие скульптуры, египетские гробницы и ассирийские монолиты кажутся примитивным проявлением человеческой гордости и тщеславия по сравнению с этими величественными и возвышенными символами богоданной любви к ближнему. Но все эти дома милосердия и исцеления существуют во зло нам, хотя и на благо нуждающимся, если мы ограничиваемся пожертвованием части нашего богатства и совсем не заботимся о том, чтобы лично поддерживать сирот и вдов, кормить голодных, ухаживать за больными, одним словом, если мы не уподобляемся нашему Господу, который ходил, делая добро. Давайте, ибо вам дано от Бога, но помните, что Бог не только дает, но и делает. “Иди и делай также”. Жертвуй, но также повинуйся. Чаша холодной воды, поданная ученику во имя ученика и ради послушания Господу, — это золотое деяние, ценнее которого ничего нет в глазах нашего Господа, это деяние ценнее серебра и даже очищенного золота. Позвольте мне обратиться со страстными словами к членам этой церкви, да, пожалуй, и ко всем, кто почитает себя последователем Христа. Есть ли что-нибудь, чем вы пренебрегаете? Есть ли грех, с которым вы не боретесь? Не заглушаете ли вы голос своей совести? Есть ли отрывок из Писания, который вы боитесь читать, потому что не повинуетесь ему? Тогда услышьте голос Самуила и начните искать большей благодати, ибо “послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”.

II. Но главным образом сегодня вечером я хотел бы обратиться к неверующим. И пусть Господь даст нам благодати, чтобы звучали серьезные, страстные и истинные слова!

Во-первых, мои слушатели, в Евангелии Бог дал вам повеление. Исполнение этого повеления несет вечную жизнь, а пренебрежение им ведет к вечной гибели. Вот это повеление: “Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты”. Евангелие, в отличие от закона, не говорит: “Делай то-то и то-то и будешь жить”. Оно сообщает вам, что всякий верующий в то, что Иисус есть Христос, рожден от Бога и побуждает глашатаев креста восклицать: “Верующий и крестящийся спасен будет, а неверующий осужден будет”. Или ясными словами возлюбленного апостола Иоанна: “А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа”. Верить — значит довериться, довериться всем своим сердцем. Всякий доверяющий Господу Иисусу Христу всем сердцем имеет обещание вечной жизни; если доверие истинное, то оно само уже результат данной вечной жизни. Бог праведен, Он должен наказать грех, поэтому Он должен наказать вас. Но Иисус Христос стал человеком, занял место грешника и страдал вместо него, ради того, чтобы всякий доверяющий Ему не страдал, ибо Бог уже наказал Христа вместо каждого, кто приходит ко Христу и успокаивается в Нем. Таким образом, доверие Иисусу — это первая и самая великая заповедь Бога для спасения. А теперь послушай внимательно, грешник! Бог повелевает тебе соблюсти эту заповедь и, конечно, имеет на это полное право. Если Он желает спасти, то Он имеет право единовластно выбрать путь спасения. Если какой-нибудь человек желает подать милостыню, он может сделать это так, как захочет: он может положить деньги у одной двери или другой или бросить их в окно. Так и Бог пожелал использовать дверь простой веры, как единственную дверь, у которой Он подает милость сынам человеческим. И дело не только в том, что Бог имеет право выбирать путь спасения, но и в том, что это единственный путь, который вам подойдет. Если бы Бог решил спасти только тех, кто соблюдает Его закон, что бы с вами стало? Если бы Он давал благодать только святым и добрым, где бы вы оказались? Но путь веры годится, и очень прекрасно годится, для тех, кто нарушил заповеди Божьи. Пускай грешник на пороге смерти, подобно разбойнику на кресте, но поскольку спасение дает простой взгляд на Христа, даже для человека в его последний час есть надежда взглянуть на Христа и жить. Зачем вам сходить с Божьего пути, если он лучше всего подходит вам, если нет ничего проще? Он избрал этот путь, потому что Он чтит Своего дорогого Сына. Ваше доверие Иисусу прославляет Иисуса, поэтому Богу так угодна ваша вера. Этот путь несет благословение вашей душе. Доверие Христу само по себе уже является большим приобретением. Оно смиряет, но и утешает. Оно опустошает вас, но и наполняет, оно раздевает вас, но и одевает. Вера всегда действует подобно обоюдоострому мечу. Она ранит гордость, но в то же время исцеляет нанесенную рану, наполняя грешника доверием Иисусу. Надежда на Иисуса — это самый лучший способ, который я только могу вообразить себе, примириться с Богом посредством крови великого Искупителя. Я прошу вас, не сердитесь на то, что Бог милостив, не противьтесь тихому голосу, шепчущему вам: “Посмотри, грешник, посмотри на Того, кто умер на древе — этот взгляд спасет тебя”.

Коль скоро эта первая мысль о Божьей заповеди ясна, обратим внимание на то, что большинство людей вместо того, чтобы повиноваться Богу, пытаются приносить Ему жертвы. Они полагают, что их собственный путь спасения намного лучше придуманного Всемогущим Богом, поэтому они приносят тук тельцов. Разные люди делают это по-разному, но все следуют одному принципу. Кто-то говорит: “Ну что же, я откажусь от всех удовольствий. Вы больше не увидите меня ни на балу, ни в театре. Я забуду дорогу в концертный зал, я не буду общаться с негодными людьми. Я откажусь от всего, что дорого моему сердцу. Разве это не спасет меня?” Нет, ни в коем случае. Когда вы все это совершите, мне придется сказать только одно: “Послушание лучше жертвы”. “Ладно, предположим, я стану ходить на богослужения. Допустим, я буду приходить в церковь всякий раз, когда ее двери открыты. Допустим, я буду посещать и утреню и вечерню. Допустим, я буду посещать церковь ежедневно, не пропуская ни одного колокольного звона. Допустим, я приму крещение и буду участвовать в таинстве. Если предположить, что я выполню все церковные предписания и строго буду соблюдать все обряды, неужто этого будет мало для спасения?” Мало, это не приблизит вас ко спасению ни на шаг. Все это не может спасти вас, точно так же как нельзя насытиться шелухой. Вам нужна не шелуха, а сердцевина. Поэтому, блудная душа, тебе нужны не обряды, а внутренняя суть, а ее можно обрести только одной верой во Христа Иисуса. Было время, когда истину ценили намного больше, чем сегодня. Можно нередко встретить тех, кто оценивает других людей их вкладом в церковную казну, а не правильностью их веры. Но если бы я вообще взялся судить людей, я бы оценил человека, слушающего голоса Божьего, намного выше того, кто приносит “тук тельцов” на жертвенник дома Божьего. Богатого еретика я бы отверг и сторонился, но принял бы с распростертыми объятиями бедного, но богобоязненного ученика. Ухо, приклоненное для слушания гласа Божьего, сердце, открытое для наставления Божьего, — намного ценнее, чем горсть серебра или золота, чем уста, много обещающие. Ибо “…повиновение лучше тука овнов”. Все дорогие подарки, положенные в сокровищницу, ценны главным образом как выражение внутреннего посвящения Богу. Без внутреннего живого духа, который и придает дару ценность в глазах Бога, пожертвование превращается в обряд. Поэтому мы должны так воспитывать свою душу, чтобы в нас жил священный дух полного подчинения, дух, который жил в Том, кто не только принес Себя в жертву на кресте, быв послушным до смерти, но и постоянно жил в состоянии, которое Он однажды облек в молитву: “Впрочем, не Моя, но Твоя воля да будет”. Сделаются ли жители дома чистыми от того, что помоют его окна? Станут ли они более здоровыми или святыми от того, что фасад их дома выкрасят в радужный тон? Мы читаем о бесах, которые поселяются в выметенном и убранном доме, и такой конец для того человека бывает хуже первого. Что толку протирать прутья клетки, в которой живут нечистые птицы? Или белить гробы, полные гнили и костей? Можно сколько угодно мыть корзину с грязным бельем с внешней стороны — ее содержимое от этого не станет чище. Поэтому помните, что все обряды, которые вы совершаете, всего-навсего — тук тельцов. “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”.

“Но предположим, — скажет кто-нибудь еще, — я сполна накажу себя за все то, что творил. Я буду воздерживаться от того-то, буду отказывать себе в том-то, буду умерщвлять свою страсть, буду сторониться зла”. Друг! Если тебе надлежит уклониться от какого-то зла — сделай это, но, сделав это, не полагайся на совершенное, ибо ты должен сделать это, но и другого не оставлять. Бог повелевает: “Веруй!”, поэтому, если даже ты принес в жертву все свои похоти, так что они будут истекать кровью на алтаре, как целое стадо волов, я вынужден сказать тебе те же строгие слова, которые Самуил сказал Саулу: “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”.

Однако некоторые думают, что если ко всему этому добавить еще изрядную долю щедрости, то тогда можно спастись. “Предположим, я буду помогать бедным, построю много домов милосердия и возведу церковь, предположим, я истрачу даже больше, чем позволяют мне мои средства, неужто это не поможет мне?” Грешник, для чего ты задаешь такие вопросы? Бог открыл перед тобой дверь и повесил над ней надпись: “Веруй и живи”, а ты бродишь неизвестно где в поисках другой двери! Чего стоит все твое золото, человек? Мостовые небес вымощены им! За все золото, что у тебя есть, не купишь и одного камня из небесной мостовой, так как же ты надеешься войти туда при помощи своих бедных пожертвований? Если бы Бог был голоден, Он бы не сказал тебе, ибо все стада Его на тысячах холмов, Ему принадлежат серебряные рудники и золотые прииски. Все алмазы, топазы, хризолиты — Его, и Он видит их, хотя они и скрыты в подземных залежах, и неужели ты думаешь подкупить Вечного своим жалким кошельком? Понимаешь ли ты, что “послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”?

“Да, — соглашается грешник, — но что если я помимо всего прочего буду искать помощи тех добрых людей, которых мир почитает за священников? Что если буду искать защиты у них? Я не пойду к римским католикам, потому что они мне не нравятся, но ведь я могу пойти в англиканскую церковь, там тоже есть священники, там младенцев окропляют святой водой, там хоронят нечестивых ‘в твердой и непоколебимой надежде на славное воскресение в вечную жизнь’ — неужели там мне не помогут? Или я даже могу попросить о помощи баптистского служителя, он наверняка мне поможет, не так ли?” Нет, сударь, в нас нет ничего, что хоть как-то помогло бы вам. Мы ненавидим саму мысль о том, что можем оказаться священниками. Мы священники только в том смысле, что и все верующие — священнику Богу. Позвольте мне объяснить свои строгие слова. Нет худшего обмана на земле, чем обман того, кто утверждает, что может дать другому человеку благодать и быть посредником между его душой и Богом. Возлюбленные, мы ваши служители ради Христа, а что касается притязаний на священническую власть изливать на вас благодать, то мы отбрасываем их подобно тому, как Павел сбросил ехидну со своей руки в огонь. Мы говорим с другими людьми как с равными, мы обращаемся к вам от всего сердца, но мы только можем сказать вам: “Не полагайтесь на нас, ибо это было бы очень глупо с вашей стороны. Не полагайтесь ни на одного человека, ибо, так поступая, вы можете принести в жертву свой разум, но не забывайте, что “послушание лучше жертвы”. Бог не требует от вас подчинения вашим ближним, кем бы они ни были, Он не призывает вас слушать органную музыку или посещать пышные церемонии, во время которых воскуряется благовоние во дворцах, построенных для поклонения Ему. Он повелевает вам веровать в Господа Иисуса Христа и обещает, что вы будете жить. Доверьтесь Спасителю и вы не погибнете, никто не похитит вас из руки Его. Но если вы откажетесь от этого пути, то другого для вас не остается, и вы погибнете во грехах ваших.

“Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”. И теперь пришло время продемонстрировать это. Люди постоянно придумывают свои пути спасения. Они готовы идти куда угодно, только не к Христу, делать что угодно, только не то, что повелевает Бог. Позвольте показать вам, почему послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.

Послушание лучше само по себе. Оно свидетельствует о вашем смирении. Некоторые люди утверждают, что доверить Христу свое спасение — значит быть не достаточно смиренным. Но разве не благодаря своему смирению дети повинуются родителям, не задавая лишних вопросов? Думаю, что это именно так. Некоторые паписты ползают на коленях и даже лижут пыль, выполняя епитимью, и думают, что тем самым они проявляют смирение. Представьте себе, что ваш ребенок обидел вас, а вы говорите ему: “Подойди, малыш, я прощаю тебя. Подойди, обними твоего папочку, и мы все забудем”. А ребенок качает головой и отвечает: “Нет, я не могу обнять тебя”, — и убегает в свою комнату. Вы стучитесь в его дверь и говорите: “Открой. Давай обнимемся и все забудем”. Но ребенок только повторяет: “Нет, никогда”. Он сидит, закрывшись, в своей комнате и думает, что так лучше успокоить ваш гнев, чем просто исполнив вашу просьбу. Тогда вы строго говорите ему: “Сын, я снова накажу тебя за непослушание, если ты не выйдешь и не примешь мое прощение, которое я тебе предлагаю при условии, что ты обнимешь меня”. Ребенок упрямо отвечает: “Нет, отец, я должен совершить нечто более смиряющее”. И разве у нас не возникает чувства, что этому ребенку неведомо смирение, ибо если бы он был смиренным, он бы тут же сделал то, что говорит ему отец, не ища более смиряющих способов примирения. Смирение заключается в том, чтобы сделать то, что сказал ему отец, и если бы ребенок это понимал, он бы повиновался своему отцу. Возможно, вы думаете, что проявляете большое смирение, когда желаете испытать сильное чувство вины за свои грехи, пролить много слез и сказать множество молитв, но самое смиренное дело, которое вы только можете сделать — выполнить то, что требует от вас Господь. “Доверься Мне, — говорит Он, — не уходи прочь весь в слезах. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Зачем стоять у свиного корыта и говорить: “Я не встану и не пойду к моему Отцу, потому что я не достоин вернуться, пока не пострадаю в полной мере”. Услышьте голос, зовущий вас: “Встану, пойду к Отцу моему, и если мне надо что-то сказать, я скажу это Ему, если мне надо рыдать, я буду рыдать у Него на груди, в объятиях Его любви”. Приди, грешник, не восставай своим гордым смирением против Бога, но коль скоро Он призывает тебя взглянуть и жить, оставь свои молитвы и даже свои слезы, и свое покаяние, и свое чувство вины — отбрось все это как основание для уверенности и смотри на Иисуса Христа и только на Него.

Кроме того, послушание лучше жертв, потому что оно более свято. Среди нас сегодня вечером есть солдаты. Предположим, один из них получил приказ командира охранять такую-то дверь. Неожиданно этому солдату приходит в голову мысль: “Мне очень нравится мой командир, надо сделать для него что-нибудь приятное”. Он ставит свою винтовку в угол и отправляется на поиски цветочной лавки, чтобы купить букет цветов. Все это время, естественно, его нет на посту, и когда он возвращается, узнает, что его отсутствие не осталось незамеченным. Он говорит: “Вот букет цветов, за которым я ходил”. Но я слышу ответ офицера: “Повиновение важнее цветов. Наша военная дисциплина не позволяет оставлять пост по вашему любому желанию и капризу, нельзя покидать караул, потому что это может привести к беде”. Как бы красиво ни выглядел поступок этого солдата, но в армии ему придется быстро научиться тому, что “послушание лучше жертвоприношения”. Более свято выполнить свой истинный долг, чем придумать себе долг, а затем выполнять его. И разве нас не впечатляет, когда человек надевает длинную рясу с большим желтым крестом на спине и с чем-то еще розовым и украшает себя другими, уж я и не знаю какими, разными цветами, и разве нам не кажется, что когда он ведет богослужение в зале, украшенном множеством цветов, и воскуряет благовоние из серебряной кадильницы, а хористы, одетые во все белое, поют песни, что он на самом деле служит Богу? Когда он проповедует, он не говорит: “Веруйте и живите”, но начинает беседу о “благословенном таинстве алтаря” или о чем-то подобном — разве он не служит Богу, когда делает это? Я ищу ответа и помощи в этой древней Книге. Где в ней говорится хотя бы слово о воскурении этого благовония? Говорил ли Христос хоть что-нибудь об этом? Где сказано об украшенной купели? О кафедре, которая стоит так дорого? Люди просто устроили свой собственный духовный театр и полностью забыли о сущности вещей. Они забыли о Христе, поэтому не выполняют своего долга. Эти люди делают двадцать других дел, я не сомневаюсь, очень искренно и с чистыми мотивами, но в конечном итоге они проявляют полное незнание этого отрывка: “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов” — лучше, чем воскурение благовония, лучше цветов, позолоченных крестов, риз, стихарей, далматиков и всех подобных вещей вместе взятых. Если бы все это было основано на Слове Божьем, то это было бы замечательно, но без Слова Божьего все это является выдумкой человека, не обладающей ценностью перед Богом. Более свято сделать то, что Бог повелевает, чем то, что мы сами выдумали для себя. Если я выполнил то, что сам придумал, как бы красиво и даже благоговейно это ни выглядело, что с того? Если я поклоняюсь Богу в одной из тех дивных одежд, неужто мое поклонение Богу от этого лучше? Предположим, я вернусь сегодня вечером домой, стану на колени и так проведу всю ночь до утра, думая, что угождаю Богу. Что я приобрету, кроме боли в коленях? Предположим, я заполню это помещение благовонием. Чего я добьюсь кроме того, что вы будете кашлять? Предположим, я украшу себя и это место, кому-то из вас это понравится, но, скажите на милость, какая связь между цветами и святостью, между позолотой, дамскими шляпками и прославлением Бога? Если бы наш Бог был из ряда мифических божеств Греции и Рима, Ему могли бы понравиться подобные декорации, но наш Бог на небесах, и когда Он являет Свою красоту, Он разбрасывает звезды по небу обеими руками, и чего тогда стоят все ваши украшения? Какое дело до вашей музыки и театра Тому, кто создал небо и сотворил землю с ее неисчерпаемой красотой лесов, гор и рек? “Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов”.

Позвольте также сказать, что исполнение заповеди “веруй и живи” намного быстрее приводит к спасению, чем все жертвы, которые вы можете принести. И вот вам пример. Нееман был прокаженным. Он желал исцеления. Пророк сказал ему: “Иди омойся в Иордане семь раз и будешь чист”. Нееман стал размышлять: “Он сказал мне: ‘Омойся’. Неужели он думает, что я так грязен, что мне надо помыться? Он сказал “семь раз”! Он, что, думает, я так долго не мылся, что меньше, чем за семь раз мне не отмыться? Он сказал мне умыться, но я совершаю это простое действие ежедневно, и оно не принесло мне никакой пользы. Он сказал умыться в Иордане! Разве Авана и Фарфар, реки Дамаска, не лучше какого-то Иордана? Почему я не могу окунуться в них, чтобы очиститься?” Именно это некоторые из вас говорят о вере. Вы говорите: “Но ведь должна быть какая-то польза от таинств! А вера в Христа — это слишком просто. Я такой уважаемый человек. Проповедуйте спасение по вере ворам и прочим, но вы забываете, что я совершил немало добрых дел. Неужели я не могу положиться на них? Вы так настаиваете на том, что я должен веровать в Христа, что создается впечатление, что вы совсем не цените мои заслуги”. Что ж, сударь, вы не так далеко от истины: я действительно не очень их ценю, да я даже гроша ломанного не дам за целый воз ваших добрых дел. Все ваши заслуги, по словам апостола Павла, — мусор. Помните, он сказал: “…все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа”. Все ваши лучшие деяния годятся только для того, чтобы сдать их в утиль, и если вы будете полагаться на них — погибните, и все, что я могу сказать вам: “ВЕРУЙТЕ И ЖИВИТЕ”. Нееман рассердился и пошел прочь, но его слуга сказал ему: “Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: ’омойся, и будешь чист’”. Если бы мой Господь сказал вам сегодня вечером: “Отправляйтесь в Йорк босиком, и будете спасены”, то большинство из вас отправилось бы без промедления. Но звучит совсем иное повеление: “Веруй и живи”. О! Это слишком просто! Неужели только доверился Христу и тут же спасен? Этого не может быть, думаете вы. Если бы я призвал вас к великому свершению, вы бы взялись за него, но вы отказываетесь просто поверить. Если бы Нееман вернулся к Аване и Фарфару, он бы не исцелился; если бы он нашел лучших целителей Сирии и заплатил им все свои деньги, он бы по-прежнему был покрыт проказой. Ничто, кроме омовения в Иордане, не могло исцелить его. То же самое касается и вас: вы можете пойти и совершить пятьдесят тысяч разных дел, но вы так и не получите прощения грехов. Вы никогда не обретете надежду на небеса, если не исполните одну заповедь: “Веруй в Господа Иисуса Христа”, но если вы исполните ее, то обнаружите, что “послушание лучше жертвы” и что воистину “повиновение лучше тука овнов”.

Мы закончим на той мысли, которая уже не раз звучала сегодня: если грешник не повинуется Евангелию, он обязательно погибнет. Я знаю, что некоторые из вас считают ужасным, что человек обязательно должен погибнуть, если не уверует в Христа, но если вы задумаетесь на минуту, то поймете, что это правильно и разумно. Я полагаю, человек не может сохранить свои силы, если не будет есть. Если бы кто-нибудь сказал: “Я больше не буду есть и подкреплять свои силы пищей”, то даже если бы ему хватило сил добраться до местности с самым прекрасным климатом на земле, то этот прекрасный климат не смог бы спасти его от неминуемой смерти. Какой смысл после этого говорить: “Это так жестоко, что человек, отказавшийся от пищи, должен умереть”? Разве это не справедливо, что, если вы настолько глупы, что отказываетесь есть, вы умираете? То же самое касается и веры. “Веруй и спасешься”. Если вы не верите, то ваше проклятие совсем не жестоко! Было бы неправильно, если бы неверующий не был проклят. Вот человек, умирающий от жажды, а перед ним родник с водой. А он говорит: “Нет, не прикоснусь к воде, пока я жив. Не мог бы я утолить свою жажду как-нибудь иначе?” Мы говорим ему, что нет, что он должен пить, а иначе он умрет. Но он говорит: “Нет, пить воду я не буду, но какая ужасная несправедливость, что я должен умереть”. Нет, это не “ужасная несправедливость”, глупец, а непоколебимый закон природы. Или ты пьешь, или умираешь. Зачем держаться за свою глупость такой ценой? Пей, человек, пей! Подумайте о Христе. Есть путь спасения, и вы или доверяетесь Христу, или погибаете. И нет ничего “ужасно несправедливого” в том, что вы погибаете, не доверившись Христу.

Вот человек на море, у него есть карта, и если ее хорошо изучить, то при помощи компаса можно найти путь к цели. На небе сияет Полярная звезда — еще один помощник мореплавателя. “Нет, — говорит этот человек, — мне не нужны ваши звезды, я не верю в Северный полюс, я не собираюсь следовать маленькой стрелке под стеклом, все стрелки хороши. Я не верю в вашу глупую навигацию, которую придумали предприимчивые люди, чтобы заработать денег”. Человек блуждает по морю, не может достичь порта, и жалуется на несправедливую судьбу. Некоторые из вас говорят: “Я не собираюсь читать вашу Библию, я не намерен слушать ваши разговоры о Христе, во все это я не верю”. Сударь, вас ждет проклятие! “Это несправедливо!” — отвечаете вы. Нет, совсем нет. Это так же справедливо как и то, что когда вы отказываетесь пользоваться компасом и Полярной звездой, вы навеки остаетесь блуждать по морю. Иначе быть не может, раз вы отказываетесь от всего. Над этим вы уже не посмеетесь, когда придет время умирать, когда с вашего лица будут вытирать холодный липкий пот, а ваше сердце будет стучать так, что будет казаться, что оно хочет вырваться из груди и попасть к Богу. О душа! Тогда ты поймешь, что эти воскресенья, эти богослужения, эти проповеди и эта старая Книга гораздо лучше и ценнее, чем ты думал, и ты будешь удивляться тому, как ты мог отвергать эти незаменимые путеводители к спасению, а самое главное, как ты мог пренебрегать Христом, единственной Полярной звездой, способной привести моряка в гавань мира.

Где вы живете? Возможно, по ту сторону Лондонского моста, и сегодня вечером вам придется переходить через него, чтобы попасть домой. Предположим, пока вы сидели здесь, вы потеряли веру в мосты, лодки и воду. Вы говорите: “Не собираюсь я идти по мосту, не надо меня уговаривать. И в лодку я не сяду. Если там есть река, я не собираюсь переходить через нее, я не верю в переправу через реку”. Вы идете своей дорогой, подходите к мосту и не идете по нему, к лодке — и не садитесь в нее, к реке — и не переправляетесь через нее, а потом вы говорите, что это “ужасно несправедливо”, что вы не можете попасть домой. Я думаю, что-то серьезное должно было приключиться с вашими мыслительными способностями, ибо в противном случае вы никогда не стали бы себя так вести. Если человек не делает необходимых шагов, чтобы достичь цели, я не знаю, как он может достичь ее. Вы выпили яд, и врач говорит: “Вот противоядие, примите его быстрее. Если вы его примите, я гарантирую, вы не умрете, яд будет нейтрализован”. Но вы отвечаете: “Послушайте, доктор, я не верю в это. Пусть жизнь идет своим чередом. Мне нет до вас и ваших лекарств никакого дела”. Что ж, сударь, вы умрете, и вскрытие покажет, что вы умерли от яда. То же будет с вами и в том случае, если вы, услышав Евангелие Иисуса Христа, скажете: “Да ладно! Будет вам! Я здравомыслящий человек, все это не имеет ко мне никакого отношения”. Когда вы погибнете, совесть вынесет свой приговор: “Уничтожил самого себя”. То же самое говорит старая Книга: “О Израиль! Ты погубил себя!”

Но я не могу остановиться, процитировав только первую часть этого стиха, ибо дальше сказано: “Во Мне твоя помощь”. Мой дорогой слушатель! Какая милость, что в Боге есть помощь! В Боге есть помощь для тебя. В Боге есть помощь для худших из вас. Я не знаю, кто сегодня среди нас. Может быть, присутствует кто-то, совершивший очень большой грех, но и для такого есть помощь в Том, кто “силен спасать”. Где ты, великий грешник? Вот твой Спаситель, способный снять с тебя грех. Может, вы состарились в своем нечестии? Ничего! Мой Спаситель может удалить семьдесят лет грехов одним прикосновением Своей драгоценной крови. Посмотрите, Он умирал на кресте в такой мучительной агонии, что даже ангелы рыдали, когда видели это.

Его глава и руки, ноги

Любовью скорбной истекают.

В конце Его святой дороги

Венцом из терна грех венчает.

В таких страданиях есть заслуга. Если вы доверитесь заслуге этой драгоценной крови, то однажды будете в раю. Да даст вам Бог довериться Иисусу, довериться Ему прямо сейчас, и тогда мы с вами вновь встретимся и будем петь: “Возлюбившему нас и омывшему нас от наших грехов Своей кровью слава во веки веков. Аминь”.