Мольба Илии

Да познают… что я… сделал все по слову Твоему.

Третья книга царств 18:36

Действия Илии были весьма необычными. От сотворения не было такого, чтобы человек на три года лишил землю дождя. Илия же внезапно появляется, объявляет о решении Господа и сразу же исчезает. Когда же он появляется вновь во исполнение повелений Бога, то приказывает Ахаву собрать всех пророков Ваала и проверить, кто же истинный Бог: Ваал или Иегова. Для этого Илия предложил рассечь двух тельцов и положить их на дрова, не зажигая огня. Тот бог, который разожжет под жертвой огонь, будет признан единым, живым и истинным Богом, Господом Израиля. Вы можете спросить: а какое право имел пророк лишать землю дождевых туч и испытывать верность Бога? А если бы Бог не захотел ответить на его прошение и не зажег бы огня под жертвой? Имел ли Илия право ставить славу Божию в зависимость от своих предложений? Ответ на этот вопрос таков: Илия все сделал по слову Господа. Не по своей прихоти он подвергнул израильскую землю засухе. Не сам он придумал, что чудесным образом разгоревшийся огонь под жертвой докажет, кто истинный Бог: Иегова или Ваал. Нет, это было не его изобретение! Посмотрите на жизнь Илии и вы убедитесь, что пророк и шагу не ступал, если не слышал “слово Господне к Илии Фесвитянину”. Он никогда не действовал самостоятельно — за его спиной всегда стоял Бог. Он делал только то, чего желал Бог, и говорил только то, чему учил его Бог. И поэтому он обращается к Всевышнему со словами: “Все это я сделал по слову твоему, да узнают все сейчас, что это так”. Эти слова характеризует Илию не как безрассудного храбреца, а как здравомыслящего человека. Вера в Бога — вот истинная мудрость; детское упование на слово Божие — вот самый лучший здравый смысл. Верить тому, кто не может лгать, доверять тому, кто никогда не подведет, — это настоящая мудрость, и только глупцы смеются над ней. А мудрые люди согласятся, что нужно полагаться на того, кто надежен, и верить тому, кто не может обманывать. Илия верил тому, кому можно верить, и поэтому предложил провести испытание. Естественно, что теперь он ждал, когда же его надежды оправдаются. Не может царь отречься от слов своего полномочного посла. Если человек действует по вашему поручению, ответственность за его действия лежит на вас, и вы не можете его подвести. Если же вы посылаете кого-то с поручением и после того, как этот кто-то верно исполнил его, вы говорите, что вы его не посылали, то поступаете просто отвратительно. Бог так никогда не делает. Если мы доверяем Ему и исполняем Его волю, Он никогда не подводит нас; Он доведет начатое до конца, даже если ад станет у вас на пути. Может быть, это случится не сегодня и не завтра, но это обязательно произойдет, ведь Господь жив, и придет время, когда тот, кто верил Ему возрадуется о своем уповании.

Мне кажется, что мольба Илии для верных святых — это твердое основание, чтобы молиться, а для тех, кто не поступает по слову Божьему, — это повод задать себе важный вопрос.

I. Во-первых, мольба Илии — это твердое основание для молитвы. Вы служите Богу и делу Христа, вы идете и проповедуете Евангелие со многими слезами и молитвами, вы пользуетесь всеми средствами, которые заповедал Христос, и спрашиваете сами себя: “А будет ли плод от моей деятельности?” Конечно, будет. Бог не послал вас с бессмысленным поручением и не дал вам сеять старые семена, которые никогда не взойдут. Но если все же беспокойство одолевает ваше сердце, скажите Богу: “Господи, я все сделал по слову Твоему. Дай же мне увидеть, что это так. Я проповедовал Твое слово, а Ты сам сказал, что слово Твое не возвращается тщетным. Я молился об этих людях, а Ты сам сказал, что много может усиленная молитва праведного. Так яви же, что все это по слову Твоему”. Если же вы учитель, проповедник в церкви, скажите Богу: “Я приношу Тебе, Боже, в мольбе своих детей. Я, исследовав Слово, учил их пути спасения, стараясь изо всех сил. Теперь же, Господи, оправдай мои надежды, дай мне увидеть, что души детей моих спасены Иисусом Христом, Сыном Твоим”. Разве вы не видите, что, если Господь на самом деле поставил вас делать то, чем вы занимаетесь, то у вас есть все основания рассчитывать на Его поддержку? Если вы со святым рвением и прилежанием делаете все, что вам поручено, по слову Его, тогда вы, не смущаясь, можете подойти к трону благодати и сказать: “Сделай, Боже, как обещал. Разве Ты не говорил, что с плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои? Господи, я сделал, как Ты сказал. Дай же мне мои снопы. А еще Ты говорил: “Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его”. Господи, я сделал так и теперь жду, когда Ты исполнишь Свое обещание”. Вы можете обращаться к Богу с такими словами так же смело, как это сделал Илия, когда перед всеми людьми заявил: “Да познают… что я… сделал все по слову Твоему”.

Я хотел бы обратить эти слова и к церкви в целом. К сожалению, многие церкви Христовы далеки от процветания. В собрание приходит мало людей, церковь становится все меньше и меньше, молитвенные собрания практически никто не посещает, духовная жизнь еле теплится. Насколько я могу судить, если такая церковь тем не менее скажет Богу: “Мы все сделали по слову Твоему”, она скоро оживет в ответ на эту молитву. Причина, по которой некоторые церкви не процветают, заключается в том, что они не поступают по слову Божьему. Их даже не волнует, что говорит Слово Божье. Они приняли за правило своей веры другую книгу. Их ведет и направляет человек, а не богодухновенное Слово Божье. Некоторые церкви ничего или почти ничего не делают для того, чтобы обращать грешников. Но любой человек в любой церкви может встать перед Богом и сказать: “Господи, у нас проповедовалось Евангелие, мы искренне молились о Твоих благословениях, мы собирались вокруг Твоего служителя и возносили его на руках молитвы с верой, каждый из нас искал свое служение, но все мы вместе стремились приводить души к Тебе. Поэтому, Господи, благослови наши старания!” Настоящее процветание может прийти в любую церковь, которая следует правилам Христа, подчиняется наставлениям Христа и исполняется Духом Христа. Поэтому ободритесь, все пребывающие сейчас в унынии члены церквей! Если вы все сделали по слову Божьему, тогда с надеждой ожидайте в святой уверенности. Огонь с небес должен прийти — благословений не остановить.

То же самое можно сказать и о любом верующем, кто сейчас находится в трудном материальном положении, хотя сделал все правильно. Иногда человека одолевают подобные мысли: “Я мог бы заработать много денег, но я не должен этого делать, это неправильно. Да, у меня появилась такая возможность, но я боюсь, что если воспользуюсь ей, то потом всю жизнь меня будет укорять совесть. Лучше уж я потерплю немного, чем разбогатею, занимаясь сомнительными делишками”. Очень может быть, что вы попали в трудное материальное положение именно потому, что послушались Бога. Тогда у вас, как ни у кого другого, есть право принести свою проблему Всевышнему и сказать: “Господи, я сделал все это по слову Твоему, а Ты говорил, что не оставишь меня и не покинешь. Умоляю Тебя, заступись за меня”. Так или иначе, но Господь позаботится о вас. Если Он хочет, чтобы вы еще терпели, то даст вам силы перенести все. Но вполне вероятно, что Он испытывает вас, что Он огнем хочет превратить вас в золото.

Этот же принцип я хотел бы применить и к ищущему грешнику. Вы хотите спастись. Вы внимаете слову, ваше сердце вопрошает: “Скажи мне, что такое спасение и как его получить, и я пойду за ним, чего бы это мне ни стоило”. Вы слышали, как Иисус говорил: “Подвизайтесь войти узкими вратами”. Вы слышали, как Он наказывал: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”. Вы хотите войти узкими вратами и есть нетленную пищу, и все готовы отдать ради этого. Это прекрасно, друг мой. А сейчас слушай: ты не сможешь заработать небеса своими делами. Нет у тебя никаких заслуг — ты грешник, достойный только осуждения. Но Бог открыл путь, идя по которому ты можешь встретиться с Ним и обрести Его благословения. Шел ли ты по этому пути? Если да, Бог тебя не обманет, ибо написано: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Можешь ли ты прийти к Богу и сказать: “Я верил и крестился”? Если да, то у тебя есть твердое основание для молитвы. Опять же, написано: “Кто сознается и оставляет свои преступления, тот будет помилован”. Если ты исповедал свои грехи и оставил их, то у тебя есть право рассчитывать на обещание Бога. Ты можешь сказать Ему: “Господь, исполни Свое слово для раба Твоего. Ни своей верой, ни крещением, ни покаянием, ни отречением от грехов я не заслужил ничего. Но Ты говорил об этом, когда давал обещание, и я исполнил все, как Ты сказал. Теперь же я прихожу к Тебе и прошу: “Сделай то, что обещал, ибо я сделал все по слову Твоему””. Нет такого грешника, который мог бы сказать: “Я доверял Богу, потому что Он заповедал мне доверять Ему, но все же я так и остался потерянным”. Такого быть не может. Грешник, если ты погибаешь, твоя кровь на твоей голове, ты не можешь упрекать Бога в гибели своей души. Он не лжет — лжешь ты.

Теперь вы видите, как этот принцип можно применить в молитве: “Господи, я все сделал по слову Твоему, поэтому сделай, Боже, что обещал”.

II. А теперь мы пойдем дальше, и я попрошу вас проверить, делаете или не делаете вы все то, что требует от вас Слово Божье.

Пусть каждый делатель, которому не сопутствует успех в данный момент, спросит себя: а сделал ли я все, что повелевает Слово Божье? Итак, проповедуете ли вы Евангелие? Можно ли то, что вы проповедуете, назвать Евангелием? Проповедуете ли вы Христа или просто рассказываете что-то о Христе? Спросите себя. Даете ли вы людям хлеб или только тарелки, на которые еще нужно положить хлеб, и ножи, которыми этот хлеб нужно резать? Даете ли вы им пить или только чаши, в которые можно налить воды? Не всякую проповедь можно назвать Евангелием: нож может пахнуть сыром, но от этого он не становится сыром. Понимаете ли вы, что я хочу сказать?

Если вы проповедуете Евангелие, то спросите себя, проповедуете ли вы его правильно, то есть проповедуете ли вы его честно, искренно, понятно, вкладывая всю душу. Или вы проповедуете Евангелие на старом языке, так что простые люди не могут понять, о чем вы говорите? А может быть, вы показываете свою ученость, употребляя множество сложных и непонятных слов, так что неученые люди теряют мысль и не могут понять смысла ваших речей? Не ждите, что Бог благословит вас до тех пор, пока вы не начнете проповедовать Евангелие просто. Проповедуете ли вы Евангелие с любовью, от всего сердца, вкладывая в проповедь всю душу, желая лишь одного — обратить слушающих вас ко Христу? Сопровождаете ли вы свою проповедь молитвой? Поднимаетесь ли вы на кафедру без молитвы? Спускаетесь ли с кафедры без молитвы? Проводите ли вы уроки воскресной школы без молитвы? Если да, то не удивительно, что, прося благословений от Бога, вы не получаете их.

Задайте себе еще один вопрос: подкрепляю ли я свое учение своей жизнью? Братья, живете ли вы так, как проповедуете? Сестры, живете ли вы так, как учите на своих уроках? Вы просто обязаны ответить на эти вопросы, потому что, вполне возможно, Бог говорит вам: “Нет, ты не делаешь того, что Я повелел тебе. Ты проповедуешь не Мое Евангелие. Ты проповедуешь свои мысли, а Я никогда не обещал, что буду благословлять чьи-то идеи. Я благословлю только Свою истину. Ты говоришь без любви, ты пытаешься прославиться своим красноречием, и тебя не заботит, спасутся души или нет”. Представьте, что Бог обращается к вам с такими словами: “Пример твоей жизни противоречит всему тому, чему ты учишь. Ты смотришь в одну сторону, а идешь в другую”. А просите ли вы в молитве? Если нет, исправьтесь. Старайтесь проявлять абсолютное послушание с помощью Духа Божьего. Мы не можем заслужить успех, но мы можем поспособствовать ему, делая то, что повелевает Господь. Павел садит, Аполлос поливает, а Бог взращивает.

А теперь позвольте мне обратится ко всей церкви и задать ей несколько вопросов. Вполне возможно, что какая-то церковь находится в упадке. Я хотел бы, чтобы каждый член церкви задал себе этот вопрос: признаем ли мы, как церковь, господство Христа? Признаем ли мы единственную Книгу Христа, в которой содержится суть христианской веры? Ищем ли мы, как церковь, славы Божьей? Главная ли это наша цель? Переживаем ли мы за души тех людей, которые живут рядом с нами? Используем ли мы каждую возможность, чтобы свет Евангелия проник в их жизнь? Святые ли мы? Могут ли ближние следовать нашему примеру? Стараемся ли мы даже в таких простых вещах, как еда и питье, прославлять Бога? Молимся ли мы? К сожалению, многие церкви отменяют молитвенные собрания, потому что молитва не имеет для них значения. И как же в таком случае они могут ожидать благословений? Едины ли мы? Страшно, братья мои, когда в церкви одни верующие начинают наговаривать на других, даже клевещут на них, как будто они враги им, а не друзья. Разве Бог благословит такую церковь? Будем же снова и снова обследовать лагерь, пока не найдем Ахана, который спрятал в своей палатке золото и одежду сеннаарскую, лишив тем самым свой народ помощи Всевышнего. Пусть каждая церковь задаст себе эти вопросы.

Теперь я хочу обратиться к христианам, которые, служа Богу, попали в трудную ситуацию. Но прежде чем применить нашу сегодняшнюю истину к ним, я хотел бы задать несколько вопросов. Полностью ли вы уверены, что на самом деле служили Богу? Ведь есть же такие люди, которые просто потворствуют своим прихотям и любят фантазировать, а Бог не обещал, что будет благословлять людские прихоти и фантазии. А некоторые люди настолько упрямы, что не хотят делать то, что должен делать каждый, чтобы заработать себе на хлеб в этом мире. Если вы упрямый мул, который заслужил кнута, то вы получаете должное. Я же обращаюсь к людям понимающим. Вы должны быть так же непреклонны ко всякому заблуждению, как пуритане, и податливы ко всему, что требует самоотречения. Бог избавит вас, если беда, в которую вы попали, — Его беда, но если вы затеяли ее по своей воле, тогда помогайте себе сами. Есть большая разница между упрямством и твердостью. Быть непоколебимым, когда на карту поставлена истина Божьего Слова, — это одно. Потворствовать своим фантазиям — это совершенно другое.

Кроме этого, некоторые люди очень болезненно переживают из-за одних своих грехов, а на другие совершенно не обращают внимания. Так, некоторые боятся взять слишком много, но не заботятся о том, что дают слишком мало. А другие всегда помнят о том, что в воскресенье Бог заповедал отдыхать, но при этом забывают вторую часть заповеди, в которой говорится, что нужно шесть дней работать. Вы должны быть честны перед собой: если ваша совесть позволяет вам делать только то, что приносит вам пользу и удовольствие, тогда мир подумает, что вы притворяетесь и обманываете, и в этом он будет не далек от истины. Но если, пытаясь следовать своей совести, вы попадаете в сложную ситуацию, Бог позаботится о вас. Вам нужно только лишь проверить себя и убедиться, что ваша совесть — это голос Духа Божьего.

Заканчивая, я хотел бы обратиться к ищущим грешникам. Многие люди хотят обрести мир, но у них это не получается. Я хочу, чтобы они подумали о том, а не допустили ли они какую-нибудь ошибку, из-за которой они не могут сейчас вместе с Илией сказать: “Я все сделал по слову Твоему”.

Нужно ли мне повторять снова и снова, что вы не можете спастись своими делами, что ни один ваш поступок не заслуживает милости Божьей? Спасение есть дар Бога. Это главная мысль. Бог дает прощение грешнику и мир его сердцу, но только при определенных условиях. Выполнили ли вы эти условия? Если да, в вас пребудет мир. Но если в вас нет мира, значит, вы что-то пропустили, какое-то условие не выполнили. Начать нужно с веры. Верите ли вы, что Иисус Христос есть Сын Божий? Верите ли вы, что Он воскрес из мертвых? Доверились ли вы Ему полностью, от всего сердца, раз и навсегда? Если да, то эти слова для вас: “Верующий в Него имеет жизнь вечную”. Идите и молите об этом Бога. “У меня нет мира”, — говорит кто-то. А раскаялись ли вы искренно в своих грехах? Поменяли ли вы полностью свое отношение ко греху, ненавидите ли вы то, что раньше любили, и любите ли то, что раньше ненавидели? Чувствуете ли вы отвращение ко греху, желаете ли избавиться от него? Не обманывайте себя. Вам не спастись в грехах. Вы должны спастись от греха. Вы и ваши грехи должны быть разделены, иначе Христос и вы никогда не объединитесь. Вы понимаете это? Делайте все возможное, чтобы избавиться от всякого греха и идти по правильному пути, иначе ваша вера будет мертвой, она никогда не спасет вас. Может быть, вы причинили вред человеку и не возместили ущерб? Если вы сделали что-то плохое другому, вы должны это исправить. Если вы что-то украли — верните. Совесть человека не успокоится, пока он, насколько может, не возместит всякий ущерб, который причинил своему ближнему. Делайте что-то в этом направлении, а иначе камень, лежащий у двери, ведущей к миру, не позволит вам отпереть ее.

А может быть, мой друг, вы не молились? Без молитвы ни один человек не может найти Господа. Через молитву мы ищем Бога, а если мы не ищем Его, то как же найдем? Если вы не молились, то не говорите: “Я сделал все по слову Твоему”. Пусть же Господь побудит вас ревностно молиться, не позволяйте Ему уйти, пока Он не благословит вас! Придите к Господу, и Он заставит вас найти успокоение для вашей души.

А может быть и так, что вы христианин, но не имеете мира Божьего в душе, потому что общаетесь с нечестивыми людьми, участвуете в их безумствах и развлечениях. Но вы одновременно не можете служить и Богу, и маммоне. Господь говорит: “Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель”. Я знаю одного человека (возможно, он находится сейчас среди нас), которого от Христа удерживает только компания друзей. Я не хочу сказать, что друзья эти плохие сами по себе, но они оказывают на него плохое влияние. Если что-то, пусть даже само по себе неплохое, разрушает мою душу, я должен от этого отказаться. Господь не заповедовал нам отрезать бородавки и шишки на теле. Он заповедал отрезать руки или вырывать глаза (которые не являются злом по своей природе), если руки или глаза становятся камнем преткновения на пути ко Христу. Разве может быть в мире что-нибудь хуже того, что ведет мою душу к гибели? Прочь камни преткновения! То, что подходит другому, может не подойти вам, может оказаться для вас вредным. Для большинства людей что-то может не причинять вреда, но для нескольких человек это что-то представляет страшную опасность, которой нужно избегать, используя любую возможность. Будьте сами себе законом, смотрите, чтобы ничто не удерживало вас от Спасителя.

“Но я сторонюсь всяких плохих компаний и стараюсь следовать за Господом”, — скажете вы. Тогда я задам вам главный вопрос: готовы ли вы слушаться Иисуса во всем? Если Христос уже стал вашим Спасителем, Он должен стать и вашим Царем. Сам Господь говорит об этом так: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Спасает ли крещение? Конечно же, нет, так как вы не можете креститься, пока не спаслись верой в Иисуса Христа. Но помните: если Христос что-то повелевает вам, а вы считаете Его своим Царем, вы должны повиноваться Ему. Он мог бы повелеть не креститься, а, например, вставлять перо в шляпу. Спрашивали бы вы Его тогда: “Разве смогу я спастись, вставив перо в свою шляпу?” Нет, вы бы не спрашивали, а делали бы то, что Он вам повелевает. А если бы Христос заповедал вам положить камень в карман и всегда носить его с собой? Вы бы носили с собой камень, потому что Он так повелел. Часто бывает, что меньше всего значения мы придаем самым важным повелениям. Я как-то наблюдал за одним непослушным мальчиком, которого отец снова и снова просил: “Подними эту палку. Подними палку”. Это повеление отца казалось не таким уж и важным, поэтому маленький негодник даже и ухом не вел. “Ты слышишь меня? Подними палку!” — продолжал настаивать отец. Но совершенно напрасно: сын не сдвинулся с места. Представьте себе, что отец повелел сделать сыну что-то очень сложное, что-то такое, что мальчик не смог бы выполнить. Разве смогли бы мы сказать в этом случае, что он непослушный и идет наперекор отцу? Вряд ли. Но когда от него требуется сделать какой-то пустяк и он не делает, сразу становится очевидно, что он просто отказывается слушаться. Именно поэтому я хочу особенно подчеркнуть, что те, кто верит в Иисуса Христа, должны во всем поступать по Его слову. Скажите Ему: “Господи, чего Ты хочешь от меня? Что бы Ты ни повелел, я сделаю, ибо я Твой раб!” Идите через огонь и воду, если вас ведет Иисус. Следуйте за Ним повсюду. Если ваша вера, не успев возникнуть, начинает причитать: “Я не буду этого делать, это не имеет никакого значения. Я не согласен с этим, и с тем тоже не согласен”, значит, у вас нет веры. Такая вера — не вера. Получается, что вы сами себе хозяин — не Христос. В Его доме вы начинаете устанавливать свои законы. “Что касается крещения, — скажет кто-то, — то я уже был крещен много-много лет назад, в детстве”. Вы так думаете? Вы похожи на Мэри-служанку, которой ее госпожа приказала подмести гостиную и вытереть в ней пыль. Когда же госпожа через какое-то время зашла в гостиную, оказалось, что она все еще не убрана. “В чем дело? — спросила она Мэри. — Разве ты не подметала здесь и не вытирала пыль?” “Нет, мадам, — ответила та. — Я сначала вытерла пыль, а потом подмела”. Служанка все сделала, но не в той последовательности, в какой нужно было, и в результате все испортила. Мы не должны нарушать порядок заповедей Христа, потому что в этом случае они превращаются в ничто. Мы должны делать то, что Он нам повелевает, так, как Он нам повелевает, и в такой последовательности, в какой Он нам повелевает. Мы обязаны слушаться Христа и при этом помнить, что верить в Христа и слушаться Его — это одно и то же, и в Писании очень часто “верить” означает “слушаться”. Христос дает вечное спасение всем, кто слушается Его, то есть всем тем, кто верит в Него. Поэтому доверьтесь Ему от всего сердца и с радостью повинуйтесь Ему. Тогда в предсмертный час вы сможете обратиться к Нему и сказать: “Господи, я сделал все по слову Твоему. Я не полагаюсь на свои заслуги, но я полагаюсь на Твое милостивое обещание, ибо Ты не можешь не исполнить слова Своего”.

Да благословит вас Бог, возлюбленные, во имя Христа. Аминь.