Искусство прославления

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Псалом 144:7.

Этот псалом назван «Хвала Давида», и действительно весь псалом выражает желание Давида возвеличить Господа. Он старается подбирать слова, которые лучше соответствуют тому, что чувствует его сердце. Обратите внимание на такие выражения в псалме: «Буду превозносить Тебя», «благословлять имя Твое», «всякий день буду благословлять Тебя», «восхвалять имя Твое во веки и веки», «велик Господь и достохвален», «род роду будет восхвалять дела Твои», «буду размышлять о высокой славе величия Твоего», «будут говорить о могуществе страшных дел Твоих» и многие другие, подобные этим. В последнем стихе псалмопевец говорит: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки». Давиду мало заявить о том, что Господь достоин прославления и что Его надо хвалить от всего сердца, но он хочет, чтобы Господь был возвеличен в пении всенародно, открыто и радостно. Псалмопевец, вдохновленный Святым Духом, призывает всякую плоть и все творение Божье возносить хвалу Всевышнему. Не откликнемся ли мы с готовностью на его призыв?

Давая волю своему желанию прославить Бога, Давид говорит в пятом стихе о величии Господа, славного Царя. Он поражен видом славы святого престола и восклицает: «А я буду размышлять (В английском варианте — «говорить».) о высокой славе величия Твоего…» Он задумывается о силе, исходящей от престола величия, о могуществе, благодаря которому воплощаются в жизнь все замыслы Бога, и говорит в шестом стихе: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем». Сказав о величии и силе грозного Бога, он обращает свои мысли к Божьей благости и показывает, как важна для него благость Бога. «Будут провозглашать память великой благости Твоей…», — говорит он. И сегодня мы также желаем искренно прославить и возвеличить имя бесконечного Господа, но особенно наши сердца и уста будут посвящены Его несравненной благости. О, если бы для всего нашего собрания стали истинными слова Давида: «Будут провозглашать память великой благости Твоей…» И да поможет нам Бог воспеть Его праведность!

Думаю, вам понятна наша цель, и я надеюсь, вы будете стремиться к ней так же, как и я. Давайте вместе прославим Господа. Может быть, вам покажется, что я слишком многих приглашаю. Посмотрите, что сказано в девятом и десятом стихах: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои…» Я не хочу ограничивать приглашение Самого Господа. Коль скоро все вы пьете из реки Его благословений, воздайте Ему за Его дары хвалой.

К святым обращен особый призыв. Благословите Его имя духовной, внутренней, живой хвалой. «Дом Израилев! благословите Господа… Боящиеся Господа! благословите Господа». В глубине сердца своего превознесите и возвеличьте Бога, ибо написано: «…да благословляют Тебя святые Твои». Воистину, эти слова написаны не напрасно, ибо наши души благословят Господа в этот день, когда Святой Дух будет воздействовать на нас.

Наша беседа будет состоять из двух частей. Сначала мы поразмышляем над тем, как научиться восхвалять благость Бога, а затем рассмотрим мотивы прославления Бога.

I. Итак, как научиться восхвалять благость Бога. Седьмой стих 144 псалма рекомендует нам способ прославления и показывает, какие шаги надо предпринять, чтобы научиться славить Бога. Он показывает, в чем состоит искусство прославления. Во-первых, в прославлении нам поможет пристальное внимание к прошлому. Обратите внимание на слова псалмопевца: «Будут провозглашать память великой благости Твоей…» Для того, чтобы вспомнить, сначала надо увидеть. Как можно вспомнить то, чего никогда не знал, не видел? Поэтому в псалме подразумевается пристальное внимание к прошлому. Чем большее впечатление какое-нибудь событие или какая-нибудь истина оказали на нас, тем лучше они отпечатываются в памяти. Услышав проповедь, вы запомните то, что больше всего поразило вас в словах проповедника. Вы как бы говорите себе: «Я постараюсь не забыть эту мысль, она кажется мне очень важной». И независимо от того, записываете вы эту мысль в блокнот или нет, ваша память в любом случае подчиняется вашему желанию и делает соответствующую запись на своих скрижалях. То же самое можно сказать и о делах Божьих в нашей жизни. Если мы хотим помнить о Его благости, нам следует сделать так, чтобы она поразила, удивила нас. Мы должны замечать ее, размышлять над ней, взвешивать, оценивать ее и чувствовать, какое влияние она оказывает на наше сердце. Тогда благость Божья всегда будет в нашей памяти. Яркое и глубокое впечатление стирается нескоро, сквозь годы мы будем помнить о том, что удивило нас. Таким образом, в первую очередь, для того чтобы научиться славить Бога, нам надо внимательно отнестись к проявлениям Его благости.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы должны внимательно присматриваться к проявлениям благости Божьей. Очень часто именно она ускользает от нашего внимания. Люди принимают дары провидения, но не видят, чья рука дает их. Бог щедро питает их и заботливо помогает не сбиться пути, но они приписывают любой успех самим себе или естественным законам. Мысль о Боге не часто проникает в их разум, поэтому они не замечают Его благость. Они не помнят о благости Бога, потому что не наблюдают за ней. Некоторые люди даже жалуются на то, что Бог не заботится о них, ропщут из-за Его излишней строгости, а на самом деле они просто не замечают Его удивительную доброту по отношению к ним. Подобно рабу из притчи, они говорят: «Я знал тебя, что ты человек жестокий». Другие судят Его дела, описанные в Писании, и осмеливаются обвинять Судью всей земли. Отвергая благость Господа, они стремятся провозгласить другого, придуманного ими самими бога, а не Бога Авраама, Исаака и Иакова, Который для нашего девятнадцатого столетия слишком суров. Но в этом доме мы поклоняемся Яхве, Господу Богу Авраама, Исаака и Иакова, Богу и Отцу нашего Господа Иисуса Христа, Ему и никому другому. Во многих местах люди поклоняются новым богам, недавно произведенным на свет, которых не знали отцы наши, которые не имеют ничего общего с Богом Ветхого Завета. А наш истинный единый Бог, по мнению современных философов, устарел так же, как Юпитер. Но мы в этот день вместе с Давидом говорим: «…ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки». «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его». Один и тот же Господь явлен в Ветхом Завете и Новом Завете как одном неделимом откровении, и мы в этом Боге видим великую благость. Мы не отрицаем Его устрашающую справедливость, но одновременно видим рядом с ней безграничную благодать и восхищаемся тем, что Бог есть любовь. Он милостив и исполнен сострадания, медлен на гнев и богат милостью. Мы не можем высказать никакого недовольства по отношению к Нему, мы не можем пожелать изменить что-либо в Его характере или в том, как Он поступает с нами. Он — источник глубокой радости для нас, наше сердце приходит в восторг, когда мы помышляем о Нем. «Кто, как Ты, Господи, между богами?»

Итак, образом предмет наших наблюдений — благость Бога, хотя многие не хотят верить в благость Господа, Бога творения, провидения и искупления, Бога Эдема, Синая и Голгофы. Мы должны как можно лучше познать Бога, давшего нам откровение о Себе, и нам следует постоянно размышлять о Его благости, чтобы сохранять память о ней.

Если мы готовы наблюдать, то сможем видеть благость Бога каждый день, ибо ее можно увидеть в стольких событиях, что я даже не буду начинать их перечислять, потому что, боюсь, никогда не закончу. Его благость видна в творении, она сияет в каждом солнечном луче, блестит в каждой капле росы, улыбается в каждом цветке и тихо шепчет в каждом дуновении свежего ветра. Земля, моря и воздух наполнены жизнью — это благость Бога. Солнце, луна и звезды провозглашают благость Господа, и вся земная природа вторит им. Благость также видна в провидении, которое всем управляет. Как бы ни роптали взбунтовавшиеся души, благость правит в царстве Господа, а зло и страдания — всего лишь оккупанты. Бог благ ко всему творению. Но особенно Он благ к тем, кого возлюбил вечною любовью, кому все содействует ко благу. Однако лучше всего Божественная доброта видна в мире Его благодати. Начните с благости, явленной в избрании, проследите за ней в искуплении, в миссии Святого Духа, в призвании, в усыновлении, сохранении верующих, в прославлении избранных, и вы будете изумлены богатством Божьей благости. Куда бы вы ни бросили свой взор в царстве искупления, вы увидите реки и даже океаны благости. Я предлагаю вам вспомнить обо всем этом и призываю ваши уста провозглашать память великой благости Божьей, явленной в чуде нашего спасения. Ибо моя цель — не говорить вместо вас, а побудить говорить вас самих.

Псалмопевца поразило величие благости. Оно видно для вдумчивого наблюдателя в том, каким людям Бога являет благость . «И откуда это мне!» — часто восклицает благодарная душа. Благость Бога к Своему народу указывает на Его милость, но удивительно то, что Он сделал меня частью Своего народа, и в этом Его благость превзошла саму себя! «И откуда это мне? Это уже по-человечески, Господи мой, Господи! Кто я, Господи мой, Господи, и что такое дом мой?» Божья благость поистине велика, ибо она явлена таким ничтожным, грешным людям, не заслужившим ничего, кроме гнева. Да будет благословен Бог за благость к таким неблагодарным людям, неспособным достойно воздать за дар. О Господи, когда я думаю о том, что я за человек, тогда мне так просто признать величие Твоей благости.

Величие благости становится еще более очевидным, когда мы вспоминаем о величии Того, Кто являет благость . «Что есть человек, что Ты помнишь, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Бог Сам благословляет Свой народ, Сам воплощается в человека, чтобы спасти людей от грехов, живет и ходит среди них, является их Богом, скорым помощником в бедах. Это просто чудо любви. Не велика ли Его благость? Я могу себе представить, что Он по Своей безграничной щедрости отдает нас на попечение ангелов, но я с удивлением читаю, как Господь говорит: «Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его: ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него». О, как велики Его личная забота, личное снисхождение! О наследники неба, вы пьете воду жизни из самого источника благости, а не из тех ее потоков, которые катят свои воды в этом мире. Сам Бог — твой удел, твое наследие. Ты, человек, не покинут среди остального творения, Сам Творец принадлежит тебе. Помни об этом, и пусть это всегда оживляет память Его благости.

Величие благости нередко видно из того, от какого зла она избавляет нас. Никто так хорошо не знает, как прекрасно быть здоровым, кроме того человека, который только что был мучим тяжелой болезнью. Такой человек умеет благодарить Иегову-Целителя. Никто не знает, что такое спасение от греха, кроме того, кто почувствовал невыносимо тяжелое бремя вины и был вздернут на дыбе угрызений совести. Вы когда-нибудь чувствовали, что вы осуждены Богом и изгнаны от лица Его? Окружали ли муки ада вашу вопиющую совесть? Желала ли ваша душа смерти больше, чем жизни, измученная тьмой осознания вины? Если вы прошли через это, и Господь освободил вас от греха, и сказал: «Ты не умрешь», — и вывел из темницы, разбил оковы и поставил ваши ноги на твердую землю, тогда в ваших устах, наверное, прозвучала песнь, вечной хвалы Богу. Тогда вы поняли, как велика благость, спасшая вас. Мы можем себе представить морское дно и вообразить, что значит оказаться в самой глубокой впадине, где морская трава обвивает голову мертвого человека. Но я уверяю вас, что нашего воображения не хватит для того, чтобы представить, что пережил Иона, когда волны прошли над его головой и он оказался в сердце моря. Когда Бог избавил его из преисподней, Иона навсегда запомнил великую благость Бога, вызволившую его из ада. Во время жизненных бурь мы начинаем ценить благость Бога и учимся прославлять Его за милость и чудную заботу о сынах человеческих. Если бы можно было, я желал бы, чтобы вся моя жизнь была спокойна, как тихий летний вечер, когда покой нарушается только едва заметным движением ветерка, слегка качающим цветы на клумбе. Я желал бы, чтобы ничто не нарушало умиротворения моего духа. Но если бы действительно я жил так, то, думаю, ничего не узнал бы о благости Бога. Сладкий певец в 106 псалме вкладывает песню благодарности в уста не тем, кто остался дома, а тем, кто блуждает по пустыне, не тем, кто свободен, а тем, кто избавился из плена, не сильным, а едва избежавшим смерти, не тем, кто стоит на стеклянном море, а тем, кто из последних сил борется с яростно бушующей стихией. Воистину это так, ибо мы не постигли бы величия благости, если бы не увидели ужасную бездну, из которой она выхватила нас. Ваше дело почти проиграно, но вот вы спасаетесь, оставаясь на волосок от полного разорения, и тогда, друзья, вы славите Бога за Его великую благость. Врачи потеряли надежду на выздоровление вашего сына, жену подкосила болезнь, и вот-вот она переступит черту смерти, но неожиданно обоим сохранена жизнь, и вы видите глубину и величие милости Божьей. Запомните пример великой благости Бога, и пусть в будущем он станет содержанием песни хвалы Богу.

Но это не последний способ увидеть величие благости Бога, вы можете также оценить сами дары, которые получили по Божьей благости. Бог всегда щедр, как царь. Более того, дары Бога есть дары Бога. Посмотрите, Бог не дал вам несколько истершихся золотых монет, а подарил золотые копи. Он подал вам не чашу холодной воды, а привел к источнику и подарил вам колодец. Сам Бог принадлежит нам. «Господь часть моя, говорит душа моя». Если вы хотите составить перечень того, что получили от Него, подумайте вот о чем: Он дал вам имя и место в Своем народе, Он наделил вас природой и правами Своих сыновей, Он даровал вам полное прощение грехов, а также одежду праведности, в которую вы сейчас одеты, красоту Иисуса Христа, которой вы обладаете реально, Он открыл вам доступ к Себе в молитве, Он отдал вам этот мир и пообещал мир грядущий, Он дал вам все, что у Него есть, Он не пожалел Своего Сына. Может ли Он после этого в чем-то отказать вам? Да, Он дарит благость, как Бог. Язык никогда не будет способен описать величие Его благости. Я призываю вас поразмышлять об этом, когда у вас будет час спокойного времени. Что касается меня, то я буду говорить о моем Господе таком, каким я знаю Его. Что бы вы ни говорили, мужи и братия, но я могу сказать только доброе о моем Боге, моем Царе, Который заботится обо мне с детства до сего дня. Его милость поражает меня, Он приводит меня в изумление Своим долготерпением, мой дух изнемогает от сладости Его любви ко мне. Но Он также не жалел розог и впредь будет использовать их, за что я Ему благодарен. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» — сказал патриарх. Но я заявляю, что зло уже не есть зло, когда исходит из Его рук, ибо все, что Он считает нужным совершить, есть добро. Может быть, нам так не кажется сейчас, но в будущем мы убедимся в этом. Наш Отец становится в наших глазах все лучше и добрее, Он прокладывает наш жизненный путь, по возвышенным горам Своей милости. Мы взбираемся на все новые высоты Его любви, поэтому пусть наша хвала Ему тоже растет, имя Его все больше и больше возвеличивается нами.

Я желаю, друзья, чтобы вы внимательно следили за благостью Бога ради блага ваших душ. Есть большая разница между слепыми и зрячими, но многие имеют глаза и не видят. Божья благость течет перед ними широким потоком, а они спрашивают: «Где она?» Они дышат ею и спрашивают: «Где она?» Они садятся за стол по благости Бога и повторяют: «Где она?» Они носят ее на себе, она стучит в их груди, но они говорят: «Где она?» Не будьте настолько слепы. «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего». Давайте же не будем уподобляться животным, но давайте знать своего Господа и помышлять о величии Его благости.

Как я уже говорил, выбранный нами стих учит искусству прославления, а поможет нам прославлять Бога — хорошая память. То, что в результате наблюдения произвело на разум яркое впечатление, закрепляется памятью. Назначение памяти заключается, во-первых, в том, чтобы сохранять впечатление, во-вторых, воспроизводить его в будущем. Память фиксирует всю поступающую в мозг информацию, однако воспроизвести ее, особенно если она не является яркой довольно сложно. Я знаю, что в моем мозге хранятся определенные знания, но не всегда могу быстро вспомнить то, что мне надо. Дайте мне четверть часа пройти по определенной цепочке мыслей, и я вспомню то, что сразу мне не пришло на память. Память собирает факты, а затем воспроизводит их. Память хранит все, что поступило в нее, но иногда книги, в которые она записывает, находятся в беспорядке, и хорошая память — это такая память, когда любую книгу записей можно тут же снять с мысленной полки. Я довольно много времени уделил первому шагу — наблюдению для того, чтобы вы с самого начала все делали правильно, т.е. чтобы благодаря ярким впечатлениям, вы могли лучше запоминать и вспоминать какие-то факты. Мы не можем провозглашать то, что забыли, именно поэтому так важно уметь наблюдать, чтобы помочь себе надолго сохранить в памяти величие Божьей благости.

Как можно улучшить свою память? Во-первых, необходимо быть хорошо знакомым с документами, в которых описана Божья благость. Человек может помнить о событии, которое произошло не при его жизни, а за несколько столетий до того, как он родился, но он помнит о нем лишь потому, что видел документы, в которых это событие описано. Прошлое находится в тисках памяти, памяти отдельного человека и человечества в целом. Возлюбленные, изучайте Слово Божие. Заполняйте хранилища своей памяти летописями о великой Божьей благости. Перечитывайте от начала до конца повествования евангелистов и не пренебрегайте Моисеем и пророками. Погрузитесь в Псалтирь, Песню Песней и другие книги, читайте их, пока вам не станет понятной описанная в них благость Бога. Пусть Его благие слова и дела будут разложены по полочкам в вашей памяти, чтобы вы всегда могли легко вспомнить о них, пусть ими наполнится ваше сердце, тогда вы обязательно будете провозглашать память великой благости Бога, ибо «от избытка сердца говорят уста».

Если вы хотите улучшить свою память, обращайте внимание на памятники . В Христианской Церкви их два. Один из них — крещение верующего, которое напоминает о смерти, погребении и воскресении вашего Спасителя, а также о том, что мы были погребены и воскресли вместе с Христом. Не забывайте о том, что Он был погружен в глубокие воды страдания и скорби, Он Сам повелевает помнить об этом. Не пренебрегайте также святой Вечерей, почаще принимайте в ней участие, возвещая смерть Его, доколе Он «приидет». Это — второй памятник. Господь заповедал вам это воспоминание, относитесь к нему серьезно. Память о великих национальных событиях передается из поколения в поколение благодаря установленным праздникам. Вечеря Господня — это тоже праздник напоминания. Поэтому принимайте участие в Вечере, чтобы вам не забыть о великой благости Господа. Вспомните, как евреи хранили память об исходе при помощи пасхального агнца, как они ели Его после того, как проливали его кровь, как они рассказывали своим детям об освобождении из Египта, провозглашая память величия Божьей благости. А после ужина они пели псалом, так же как и выбранный нами отрывок призывает воспевать праведность Бога. Укрепляйте же свою память серьезным отношением к историческим документам и памятникам.

И все же самое главное — помнить о том, что произошло лично с нами. Я не дам и ломаного гроша за вашу веру, если она не оказывает влияния на вас самих. Сила молитвы! Как на счет этого? Вы когда-нибудь получали ответ на молитву? Боролись ли вы с ангелом до рассвета и выходили ли победителем? Что вы можете знать о молитве, если вы никогда не молились? Вы держитесь ортодоксальных убеждений. Но пока учение о благодати не наполнило вашу душу благодатью этого учения, что вы можете знать? Вам не о чем вспоминать. О, дорогое сердце, родилось ли ты свыше? Если да, ты сможешь вспомнить величие Его благости. Были ли вы очищены от греха и оправданы во Христе? Тогда вам есть, что вспомнить. Обновилось ли ваше сердце так, что вы ненавидите грех и любите святость? Если да, вам есть о чем вспомнить, ибо вы знаете нечто, что не плоть и кровь открыли вам. Пусть в личном хранилище памяти каждого человека содержатся благословения, лично полученные им от Бога.

Я слышал о существовании мнемоники, т.е. совокупности правил и приемов, помогающих запомнить нужные сведения. Я не очень доверяю этим правилам и приемам. Однако один из приемов состоит в том, чтобы привязывать одну идею к другой. Например, чтобы запомнить какую-то дату, вы соотносите ее с каким-то предметом. Попробуйте воспользоваться этим приемом в нашем случае. Вспоминайте о Божьей благости при помощи тех предметов, с которыми вы можете соотнести ее. Например, ваша кровать может напоминать вам о благости Бога в течение ночи, а ваш стол — о благости, которая дает вам хлеб насущный. Моя одежда этим утром напомнила мне о том, что совсем недавно я не был способен самостоятельно надеть ее. Все окружающие нас предметы, если мы хотим этого, могут стать на поминанием о Божьей любви. Мебель в вашей комнате может быть связана с благостью Бога. Вот, например, стоит старое кресло, возле которого вы в молитве боролись с Богом и получили ответ. Об этом невозможно забыть, у вас нигде не получается так вдохновенно молится, как возле этого кресла, вы привязались к нему. Старая Библия зачитана, корешок истрепался, страницы потеряли свою первоначальную белизну. Но именно в этом экземпляре Писания вы прочитали об обещании Божьем, осветившем вашу жизнь небесным светом. Поэтому данный экземпляр дорого вам. Я припоминаю слова одного человека, которые принял как похвалу. Я посетил его, когда он лежал в больнице, и он сказал мне: «Вы словно увешали всю комнату своими проповедями, потому что все, что здесь есть, напоминает мне о ваших высказываниях и историях». Точно также мы должны вспоминать, что сделал для нас Бог, когда оказываемся в каком-то месте или ситуации, когда встречаем каких-то людей, когда наступает какое-то памятное время. О, да даст нам Бог не забывать о Его благости!

Память иногда можно улучшить благодаря приемам классификации. Вы посылаете служанку в лавку купить самые разные вещи. О некоторых она обязательно забудет, если вы не расположите их в таком порядке, чтобы одна покупка напоминала о следующей. Поэтому старайтесь расположить в определенном порядке благословения Бога в своей памяти, перечисляйте их, если это поможет вам лучше запомнить их.

Иногда люди с плохой памятью записывают на бумаге самое важное, что нельзя ни в коем случае забыть. Я тоже часто делал это и обычно клал записку в такое место, что никогда больше не мог ее найти. Нитка, намотанная на палец, узелок, завязанный на носовом платке — используйте все, что угодно, лишь бы это помогало вам помнить о благости Бога. Попробуйте действительно делать какие-то записи о милости Бога. Вы помните тот день, когда вы потеряли деньги? «Да, очень хорошо помню». У банкиров Сити (Деловой квартал Лондона) есть свои «черные» пятницы и «черные» понедельники. Неудачные дни навсегда врезались в вашу память. Но помните ли вы также хорошо дни особых благословений Божьих? Вам следует помнить о них. Не пожалейте времени и сил, чтобы записать наиболее важное, что в будущем вы можете провозгласить как память величия Божьей благости.

Итак, первые два этапа прославления — наблюдение и запоминание. Следующий шаг — провозглашение . «Будут провозглашать …» Слово «провозглашать» означает святое умение говорить о благости Бога. Вокруг нас много красноречивых людей, но некоторые из них бездельничают, и поэтому сатана находит для них работу. Господи, избавь нас от красноречия бездумных женщин! Но, с другой стороны, не имеет значения, насколько человек красноречив, лишь бы он говорил о том предмете, который мы сейчас обсуждаем. Откройте свои уста, пусть из них звучит хвала, пусть потоки прославления льются из них. Пусть славословие бьет струей! Пусть хлынет ливень хвалы! «Будут провозглашать память великой благости Твоей…» Не останавливайте радость людей, пусть они говорят. Они не преувеличивают, потому что не могут. Вы говорите, они излишне эмоциональны, но они и в половину не радуются, как должны были бы. Призовите их к еще большей пламенности, пусть они еще более возбужденно славят Бога. Давай, брат, давай. Добавь что-нибудь еще, скажи что-нибудь еще более возвышенное, прекрасное и искреннее! Вы не можете превзойти истину. Вы взялись за предмет, описание которого требует сверхчеловеческого красноречия. Слова псалма призывают нас к святому красноречию, я призываю вас не сдерживать свои уста, когда вы говорите о благости Бога.

«Будут провозглашать память великой благости Твоей…». Это значит, что они постоянно будут делать это: они будут говорить о благости Бога весь день. Когда вы заходите к ним в дом, они начинают говорить вам о Божьей благости к ним, когда вы прощаетесь с ними перед сном, они не отпускают вас на покой, не сказав несколько слов на излюбленную тему. Конечно, они повторяются, но это не страшно. Невозможно слишком часто говорить о благости Бога. Храмовые певцы многократно повторяли припев: «…ибо вовек милость Его», — и мы тоже можем повторять свою хвалу. Некоторые благословения Божьи так велики, что любого из них нам хватило бы для прославления Бога в течение целой вечности. Божья любовь так величественна и прекрасна, что иногда мы с трудом можем перенести одно-единственное откровение этой любви в нашем сердце: два одновременных явления Божьей любви было бы чрезмерным для нас, как если бы Бог сотворил второе солнце для освещения планеты, для которой вполне хватает одного светила. О, прославляйте Господа, мои братья и сестры, с безудержным восторгом, используйте все свои способности для Божественного служения и провозглашайте величие благости Его.

Но вам нечего провозглашать, если память не снабжает вас необходимым материалом. А с другой стороны, ваша память будет угасать все больше, если вы не будете провозглашать то, что знаете. Когда вы учились в школе, то, думаю, обнаружили, что быстрей могли выучить урок, если читали вслух, потому что уши помогали вашим глазам. Провозглашение Божьей благости — хороший способ укрепить память о ней. Когда мы учим других, лучше понимаем сами, выражая истину словами, мы лучше запечатлеваем ее в своем разуме.

И, наконец, я перехожу к заключению первой части моего слова перед вами. Провозгласив Божью благость словами, мы должны воспеть ее. В греческой мифологии Мнемозина, богиня памяти, — мать Музы. И, действительно, хорошая память о Божьей милости поможет песне родиться в сердце. В псалме подчеркнуто, что радость псалмопевца выражается в песне, и хочет он «воспевать правду [праведность] Твою». Когда сердце преисполнено хвалой Богу, то лучшей темой для песни является сочетание благости и праведности. Как сладко звучат слова из другого псалма: «Милость и истина сретятся [встретятся], правда и мир облобызаются». Искупление — сердце истинной поэзии. Разве не возгорается сердце ваше при одном упоминании великого дела, совершенного Христом, заместившего вас на кресте? Парнас (В древнегреческой мифологии: гора, на которой обитали музы и бог солнца Аполлон.) не идет ни в какое сравнение с Голгофой. Мы радостно поем о благословениях провидения, но когда переходим к благодати, побудившей нашего Господа истекать кровью и умереть, праведника за неправедных, чтобы привести нас к Богу, тогда наше пение становится намного прекраснее. Неописуемая мудрость нашла способ, чтобы Бог остался праведным и абсолютно справедливым, и в то же время был благим, безгранично благим к тем, кто возлагает на Него свое упование. Воспойте Богу такую хвалу, чтобы вы превзошли музыку прославления золотых арф.

Таким образом, я показал вам, как можно научиться прославлять Бога. Да поможет нам Святой Дух использовать все это в жизни.

II. Теперь мы поведем речь о мотивах прославления Бога. О них несложно догадаться. Во-первых, мы не можем не прославлять, ибо благость Бога вынуждает нас говорить о ней. Если бы Сам Господь Иисус Христос повелел Своему народу молчать о Его благости, нам было бы очень сложно повиноваться этой заповеди. Подобно исцеленному от проказы человеку, мы бы повсюду стали рассказывать о том, что совершил Бог. Но да будет благословенно Его имя: Он не запретил нам провозглашать память великой благости Его. Уличные камни возопияли бы о Его любви, если бы мы умолкли. Некоторые из вас говорят о благости Бога так мало! Почему это происходит? Меня удивляет, как вы можете оставаться столь равнодушно молчаливыми. В пору первой любви человек говорит: «О, я должен говорить, иначе сердце выскочит у меня из груди». Весть слишком благая, чтобы о ней можно было молчать. Дайте волю новой склонности вашей измененной сути. Ваша душа говорит: «Расскажи», — и если правила приличия говорят: «Замолчи, чтобы не подумали, что ты фанатик», то не обращайте на них внимания и говорите так, чтобы все слышали, и если им угодно, пусть считают вас фанатиком. Сударь, играйте на органе очень спокойно и тихо, когда прославляете свое имя, но когда вы начинаете славить Бога, играйте так громко, как вы только можете; самая прекрасная музыка не достаточно величествен на, чтобы достойно восхвалить Господа.

Еще одна причина, почему мы должны прославлять Бога, состоит в том, что другие голоса стараются заглушить хвалу Господу. В каком шумном мире мы живем, его наполняют беспорядочные и противоречивые возгласы. «Обратитесь сюда», — кричит один. «Вот сюда», — зовет другой. Этот шум-гам может сделать хвалу Богу совсем не слышной, если народ Божий не будет снова и снова провозглашать Его благость. Чем больше сказано против нашего Бога, тем больше мы должны сказать за Него. Всякий раз, когда вы слышите, как человек извергает проклятия, скажите вслух: «Благословен Господь». Семь раз благословите имя Господа после того, как нечестивец один раз произнесет проклятие, и пусть он услышит вашу хвалу Господу. Может быть, он поинтересуется, что вы хотите этим сказать, и тогда у вас появится возможность спросить его, что он хочет сказать своим ругательством, и ему будет намного сложнее объяснить свое поведение, чем вам — ваше. Постарайтесь на самом деле возместить те оскорбления, которые наносятся священному и драгоценному имени нашего Бога, умножая свою хвалу Ему; чем хуже о Нем скажут, тем больше прославьте Его. Я повторяю, если мы не будем постоянно провозглашать благость Бога, хвала нашему Господу будет похоронена среди заблуждений, ругательств, богохульства, глупых и праздных разговоров. Побольше провозглашайте великую благость Бога, чтобы хотя бы часть вашей хвалы была услышана.

Прославляйте Господа, потому что это хорошо для вас самих. Каким светлым становится прошлое, когда мы начинаем благодарить Бога за ушедшие дни! Если кто-то говорит: «Я человек, испытавший горе», — то наполняет чашу прошлого уксусом и желчью. Но если видеть во всем благость Бога, тогда платок, которым мы утирали слезы, превращается во флаг, символизирующий победу, и мы, прославляя имя нашего Бога торжественно размахивая им.

Что касается настоящего, то разные люди на милости Бога смотрят по-разному. Один человек садится за обеденный стол и у него пропадает аппетит, потому что он не видит на нем деликатесов, но если бы он был беден, как другие, то не стал бы воротить нос от своей трапезы, но поблагодарил бы Бога за благость, который послал ему намного больше, чем он заслуживает. Даже среди христиан есть ворчуны, которые во всем находят недостатки. Самое лучшее, что есть в мире, не достаточно хорошо для них! О, брат мой, провозглашай великую благость Бога, пока не останется ничего, на что ты бы мог пожаловаться, пока не начнешь радоваться всему, что имеешь.

Что касается будущего , то в него мы будем входить бодрым и уверенным шагом, если не станем забывать о благости Бога. Благость всегда одна и та же: и вчера, и завтра, она неизменна для молодых и старых. Тот же самый Бог, Который заботился обо мне, когда я был беззащитным младенцем, благословляет мою седую голову (Слова о седой голове не относятся в данном случае к Ч. Х. Сперджену.) Поэтому мы можем идти в будущее без малейшего сомнения в благости Бога, провозглашая Его великую милость.

Мы должны прославлять Бога также потому, что это хорошо для других людей. Часто провозглашая благость Бога, вы приносите своим ближним немалую пользу. Вы сможете многих утешить рассказом о Божьей благости к вам. Но начните плакать о своих несчастьях, найдите похожих на себя братьев и хором жалейте друг друга, и тогда посмотрите, соберутся ли вокруг вас толпы и попросят ли вас поделиться с ними вашим преисподним нектаром. Посмотрев на этих христиан, немногие примут решение: «С этими людьми — Бог, присоединимся к ним». Неужели кто-нибудь скажет: «Эти люди так несчастны, очевидно, они направляются на небеса». Мы можем полагать, что эти плачущие люди действительно направляются на небеса, потому что их стоны выдают их желание жить в лучшем месте, но затем в голову приходит мысль, что они, пожалуй, найдут причины для слез даже на небе. Вы улыбаетесь, друзья, слушая меня, соглашаясь с тем, что вас не очень привлекают стонущие и хныкающие люди. Не будьте сами таковыми, наоборот, побольше говорите о благости Бога, почаще улыбайтесь, и пусть ваши глаза сияют. Живите в этом мире не как рабы и не как узники, а как свободные в Господе. У нас есть хорошие причины, чтобы радоваться. Так давайте же будем радостными, и люди будут спрашивать нас: «Что это такое? Вы радуетесь, а я думал, что религиозные люди унылые и плачущие». Когда они увидят вашу радость, у них появится искушение обратиться ко Христу. Святая, радостная жизнь — это блаженный соблазн для людей. Поэтому хвалите имя Его, прославляйте Его все больше и больше, провозглашайте Его великую благость, и многие обратятся ко Христу.

Если в ваших словах будет больше радости и счастья, вы сможете утешить своих братьев и сестер. В этом мире действительно тяжело жить, и особенно в последнее время. У разных людей разные причины для грусти, поэтому, мои дорогие друзья, будьте радостны, как никогда. Один благочестивый человек Божий, который сейчас уже на небесах, наш дорогой отец Дрэнсфилд, всегда старался найти меня перед собранием, если утро выдавалось пасмурным и туманным. Он обычно говорил мне: «Сегодня очень унылое утро, дорогой пастор. Мы должны радоваться в Господе больше, чем обычно. Нас окружают темнота и тоска, но внутри нас и над нами — сияет солнце. Я надеюсь, у нас будет очень радостное богослужение сегодня». Он пожимал мою руку и улыбался так, что мне, казалось, наступило лето. Что делать, когда на улице плохая похода? Благословите имя Бога за то, что она не настолько плоха, как могла бы быть. В конце концов нас не покрыла египетская тьма. Солнце время от времени выглядывает из-за туч и у нас есть уверенность, что оно не погасло. Когда мы больны, давайте благодарить Бога за то, что болезнь не вечна, ибо есть место, где люди никогда не болеют. И если сейчас ваши арфы висят на вербах, снимите их; если вы давно не прославляли Господа, начните делать это сейчас. Умойтесь и удалите с ваших уст солоноватый привкус ропота на маленький оборот вашего дела и на плохую погоду. Усладите ваш язык приятной хвалой. Я скажу вам следующее, братья: если вы согрешите в том, что слишком много будете прославлять Бога, то придите ко мне, исповедуйте свой грех и я стану священником и отпущу вам ваше беззаконие. Я еще никогда не пробовал себя в роли священника, но, думаю, что справлюсь. Прославляйте Бога экстравагантно, если можете. Попробуйте. Я хотел бы сказать себе: «Перейди все границы в прославлении Бога». Ибо нет границ достоинству вечно блаженного Бога.

И, наконец, давайте восхвалять и благословлять Бога, потому что это принесет Ему славу. Мы не можем увеличить Его славу, потому что она бесконечна, но мы можем сделать ее более известной простым провозглашением истины о Боге. Не хотите ли вы воздать должное Богу? Не отдадите ли вы жизнь за то, чтобы вся земля наполнилась Его славой? Ну что ж, если вы не можете покрыть землю славой Бога, как моря покрывают сушу, вы, по крайней мере, можете сделать свой вклад во всемирный потоп. О, не молчите, хвалите, благословляйте, возвеличивайте Его имя от восхода до заката. Если бы мы все объединились в прославлении Бога, земля стала бы ближе к небу. Земля начала бы подниматься, и мы вместе с ней, пока не достигли бы вершины самых высоких гор, пронзающих своими пиками свод неба, и тогда бы мы присоединились к ангелам, и стали чувствовать то, что они чувствуют, делать то, что они делают, наслаждаться, как они наслаждаются вечными «Аллилуйя!» и вечной песней Богу: «Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!»

Утро, 13 апреля, 1879 г.