Как правильно соблюдать Вечерю Господню

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Первое послание к Коринфянам 11:23-26

Мы не придаем значения человеческим религиозным установлениям. Для нас ничего не значат изобретения церквей и соборов. Мы знаем, что Христос заповедал нам исполнять два установления: крещение верующих и Вечерю Господню, поэтому мы отвергаем все остальные придуманные таинства. И поскольку мы соблюдаем только два установления, мы особенно печемся о том, чтобы соблюдать их правильно, чтобы верно понимать их значение, дабы они служили назиданию тех, кто в них участвует. Все крещаемые должны понимать, что означает церемония крещения: что они умирают со Христом, погребаются с Ним и воскресают с Ним к новой жизни. А участвуя в Вечере, никому из нас не хочется подойти к столу в полном неведении о том, что будут означать наши действия. И хотя наше непонимание смысла Вечери не будет означать, что мы участвуем в ней недостойно, все же если наши действия будут осмысленными, мы лучше поймем значение этого наставления, которым наш Господь Иисус Христос до скончания века будет напоминать Своей Церкви о величайшей жертве на кресте.

I. Сначала я кратко хочу поговорить о том, в какой форме должна проходить Вечеря Господня.

Мы не думаем, что имеет большое значение то, где проходит Вечеря. Проведенная у вас дома, в спальне или гостиной, она может принести вам такую же пользу, как если бы она была организована в том месте, где обычно собираются христиане. Мы не придаем, подобно некоторым, большого значения и времени, когда она проводится. Мы удивлены, что некоторые церковные иерархи не довольны, что мы проводим причастие вечером, так как Писание свидетельствует, что впервые оно проводилось именно вечером. Мне бы хотелось спросить этих ритуалистов, видели ли они когда-нибудь, чтобы где-нибудь ужинали перед завтраком. А если нет, зачем они изобрели эту абсурдную практику? Вечер был самым подходящим временем для того, чтобы Иисус с учениками совершил в первый раз это установление. Вечером Он собрал двенадцать апостолов вместе и заповедал им проводить этот благословенный ужин воспоминания. И в Эммаусе уже на закате дня Он открылся двум ученикам в преломлении хлеба. Утверждение, что Вечеря Господня должна обязательно проводиться утром и что перед принятием этих священных символов нельзя ничего есть, — это заблуждение, никак не основанное на Писании! Мы отвергаем эту чепуху, ибо в единственном авторитетном для нас источнике знания, Слове Божьем, об этом ничего не говорится. Но давайте же посмотрим, как Библия учит нас соблюдать это установление.

Во-первых, мы узнаем, что Вечеря Господня должна начинаться с благодарения. Об этом сказал Сам Господь: «…взял хлеб, и возблагодарив…» Благодарность должна воздаваться Богу на всех этапах Вечери. Мы должны благодарить Его за хлеб и еще в большей мере за то, что хлеб символизирует Его тело. Мы должны благодарить за чашу и еще более за то, что она символизирует пролитую кровь. Если мы подходим к столу и не благословляем, не прославляем, не возвеличиваем, не восхваляем Спасителя, не прославляем Его хотя бы за то, что Он установил этот праздник воспоминания, чтобы помочь нам с нашей дырявой памятью и дать повод еще раз вспомнить о великой жертве за грех, значит, мы участвуем в Вечере неправильно.

Возблагодарив, Господь преломил хлеб. Мы точно не знаем, какой именно это был хлеб. Возможно, это был тонкий иудейский пасхальный пирог, но Писание ничего не говорит о том, был ли он приготовлен из дрожжевого или из бесквасного теста. Поэтому не имеет никакого значения, какой хлеб преломлять, участвуя в Вечере. Если это не установлено, значит, это необязательно. У нас есть полное право использовать тот хлеб, какой мы привыкли есть.

Когда Господь преломил хлеб, Он раздал его ученикам и сказал: «Берите, ешьте». И все они брали и ели. Это, заметьте, очень важно для правильного соблюдения Вечери, так как, когда католический священник, оправляя мессу, берет облатку, которая на самом деле не есть хлеб и которую он не ломает, а съедает целиком, он не совершает Вечерю. Как бы это ни называлось, это не Вечеря. В кушанье одного хлеба должны участвовать многие верные, благочестивые ученики Христа, иначе это будет не та Вечеря, которую установил Господь.

Во-вторых, обратите внимание, что Иисус взял «так же и чашу», то есть, так же возблагодарив, благословил Бога за виноградный плод, который стал символом Его пролитой крови. И мы должны делать то же. Нельзя прославить Господа напрасно; можно, не боясь переборщить, делать это два, три раза, десять тысяч раз. Как хорошо сказал псалмопевец: «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая». Особенно хорошо возблагодарить Бога, когда мы вспоминаем о Его невыразимом словами даре — о Его единородном возлюбленном Сыне.

Потом наступает черед разделить чашу с вином, ибо наш Господь сказал: «Пейте все». Поэтому нельзя сказать, что Римско-католическая церковь, не позволяя простым людям пить из чаши, проводит Вечерю. Она лишает себя второй важной ее части. Может быть, она справляет мессу или что-нибудь еще, но не Вечерю Господню. Все верные должны пить из чаши, точно так же, как все должны есть хлеб. Иначе в их действиях не видна Господня смерть, а она должны быть видна обязательно, так как это заповедал сам Христос Своей святой и благословенной заповедью.

К тому же, чтобы соблюдать Вечерю в истине, нужно вспоминать о Христе, сказавшем Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание». Из этого следует, что только те, кто знает Его, могут подходить к столу, ибо как мы можем вспоминать о том, чего не знаем? Как мы можем вспомнить Того, с кем никогда не разговаривали, в кого никогда не верили? Не надо идти к столу Вечери за верой. Сначала нужно иметь веру, иначе у вас не будет права приблизиться к этому святому месту. Почему вы здесь? Если вы думаете, что участие в Вечере спасает, я хочу напомнить вам слова Христа, обращенные к саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний». Спасение дается нам через веру в Иисуса Христа, оно есть результат действия в нас Святого Духа. Вечеря очень сильно назидает спасенных, но у невозрожденных, не ставших по благодати членами Господней семьи, нет права быть здесь. Пасхальную трапезу могли есть только родившиеся в доме священника или купленные за деньги священника, а если вы родились в семье Христа или были куплены Его кровью, если вы на своем опыте знаете, что такое возрождение и искупление, тогда вы можете смело подходить к столу Вечери. И поскольку пасха предназначалась только для израильтян, то и в Вечере могут участвовать только те, кто принадлежит семье Христа, — все остальные к ней не допускаются. Если же они все-таки примут в ней участие, есть опасность того, что они будут есть и пить недостойно, потому что они не могут различать тело Господне.

Итак, опираясь на свидетельства Нового Завета, я кратко рассказал вам, в какой форме должна проходить Вечеря. Наверное, вы заметили, что я ничего не сказал о священных предметах и другом бесполезном хламе католической церкви, которому некоторые придают огромное значение. Я умолчал об этом, потому что об этом молчит сама Библия. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Избавимся от всяких суеверных добавлений, они не более чем мусор и пыль, скопившиеся с давних времен, они лишь пачкают и загрязняют чистейшее установление Христа. Мы должны заботиться только о том, как бы точно соблюсти все то, что нам открыто, что заповедано. «Сие творите в Мое воспоминание», а не то, что вы сами захотите.

II. Теперь я хочу поговорить о том, как важно соблюдать Вечерю Господню.

Во-первых, это важно делать потому, что это заповедал делать Сам Господь. Павел пишет коринфянам: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал». Павел мог пообщаться и с Матфеем, и с Марком, и с Лукой, и с Иоанном, и, хотя к тому времени они еще не написали своих евангелий, они могли лично рассказать Павлу, как Спаситель установил Вечерю. Но Христос не хотел, чтобы Павел обладал сведениями из вторых рук, поэтому Он лично и напрямую обратился к нему, рассказав, как следует отмечать Вечерю. Апостол говорит: «Я от Господа принял», не «мы», не «я и другие апостолы», а только «я». Это означает, что он получил по этому вопросу откровение от Христа. После того как Господь Иисус вознесся во славе, Он посылает очень мало откровений, а это откровение было одним из этих немногих, оно было дано для того, чтобы Его ученики обратили особое внимание на этот важный вопрос. Возлюбленные, я всегда переживаю за тех, кто искажает установления Христа. Они изменяют их, придают совсем не то значение, утверждая при этом, что лишь незначительно подправляют их. Мария сказала слугам в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте», — эти ее слова относятся и к нам. Мы не имеем права изменять то, что установил Христос, ибо «где слово царя, там власть», и, как говорит Царь царей, тот, кто изменит Слово Его, будет осужден. Мы должны подчиниться всему, что заповедал Христос, и поскольку Он сказал о Вечере апостолу Павлу напрямую, минуя свидетельства четырех евангелистов, водимых Святым Духом, мы можем быть уверены, что Он придавал этому установлению особое значение и наделил его особой силой.

Хотя я уже говорил об этом, но это так важно, что не будет лишним еще раз напомнить. Сам Господь заповедал совершать эту Вечерю. «Сие творите в Мое воспоминание» и «это делайте, когда только будете есть и пить в воспоминание обо Мне». Если я люблю Христа, я просто не могу не исполнять Его заповеди, а в этой заповеди Он прямо говорит: «Сие творите». Некоторые христиане ведут себя так, что иногда мне кажется, что Иисус сказал: «Сие не делайте». Но на самом деле Он сказал: «Сие делайте». Так чем же можно оправдать тех, кто этого не делает вовсе или делает так редко, как будто им было сказано не «Сие делайте так часто, как часто будете пить», а «Сие делайте изредка». Они как будто напрочь забыли, что Иисус заповедал делать это часто. Но, друзья, возлюбленные Христа просто не могут не исполнять то, что их Господь Сам открыл и заповедал.

Заметьте и то, что сам Христос установил эту Вечерю, показав, как ее нужно исполнять. Вы помните, о крещении Он сказал: «Ибо так надлежит исполнить всякую правду», и тем самым показал нам пример. То же самое и с Вечерей. Он первым преломил хлеб и подал чашу, сказав при этом: «Сия чаша новый завет в крови Моей». Если Христос повелел что-то, апостолы исполняли это повеление, то оно относится и к нам. Господь не только заповедал это делать, но и сам первым подал пример. Он сидел в центре стола, а рядом с ним сидели двенадцать Его учеников, и, на мой взгляд, это означает, что Он придавал особое значение этому установлению, поэтому мы ни в коем случаем не можем забывать о нем или пренебрегать им.

Помните также о том, что Христос дал это установление в очень знаменательный момент. Посмотрите, какие проникновенные слова: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб…» Я не могу не отметить, что Павел намеренно говорит: «Господь Иисус». Очень часто он называет Его Христом, чтобы подчеркнуть, что Он Спаситель. Но здесь он говорит «Господь Иисус», тем самым желая показать то почтение и благоговение, которое он испытал, верой увидев своего Господина за тем столом. Павел не мог забыть, что, хотя Иисус был Господом всего, Он был предан в ту ночь. Тот, кто ел хлеб с Ним, посягнул на Его жизнь и продал за тридцать серебряников. Но даже тогда, когда Его должны были вот-вот предать, когда страх терзал Его сердце, Он помнил о нас и поэтому дал эту заповедь, чтобы мы, постоянно вспоминая о Нем, не боялись предательств и испытаний. Братья, я уверен, что мы особенно тщательно должны соблюдать это установление, ведь оно было заповедано именно в тот момент, когда сердце Спасителя разрывалось от страданий за нас!

Это установление очень важно еще и потому, что Иисус лично заинтересован в его соблюдении. «Сие творите в воспоминание» чего? Христианства, его учений и обрядов? Нет, «сие творите в воспоминание Меня». Вы знаете, что слезы наворачиваются на глаза, когда умирающий муж говорит: «Сделай это, любимая, в память обо мне, когда меня уже не будет». Я уверен, что эта женщина обязательно сделает то, о чем ее муж ее попросил, если это только в ее силах. А если ваш друг ушел от вас и оставил после себя какой-то памятный знак, то вы обязательно сохраните его, так как знаете, что эта вещь была очень дорога ему. Так же и наш Господь и Господин вложил в эту Вечерю всю Свою любовь к нам, всю Свою нежность, и мы в свою очередь не можем не любить Его за это. Если вы должны что-то сделать из чувства долга, вы, кончено, скорее всего это сделаете, но если вы должны вспоминать о Нем из любви к Нему, вы будете делать это обязательно, потому что любовь не позволит вам поступать иначе. Разве вас не укоряет совесть, если вы не исполняете заповедь Иисуса, который возлюбил вас и предал Себя за вас, с любовью, смирением, благодарностью и сердечной искренностью? Я не думаю, что мне нужно призывать христиан подойти к столу Вечери — я знаю, что они сделают это и так. Если вы не любите Иисуса, не подходите к столу, если же любите, подходите. Вы имеете на это право, потому что любите Его, помните о Нем, потому что хотите помнить еще лучше. Если вам не хочется вспоминать о Нем или вам нечего вспомнить, стойте там, где стоите, но если Он дорог вам, если вы полагаетесь на Него, если даже само Его имя звучит для вас как приятная музыка, если оно — как мед на ваших устах, как радость в сердце, тогда мне нет нужды призывать вас подойти к столу — вы сами это сделаете, потому что знаете, что Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».

Я хочу указать на еще один момент, который делает участие в Вечере особенно важным. Вечерю нужно соблюдать «доколе Он придет». Она была установлена не только для христиан первой церкви, чтобы стать своеобразным мостом между церемониальностью Ветхого Завета и духовностью Нового. Нет, ее нужно отмечать «доколе Он придет». Мы должны собираться вместе вокруг стола, благодарить, преломлять хлеб и возвещать Его смерть, пока труба архангела не прервет нас, и когда мы увидим Его, то поймем, что послушно вспоминать о Нем было для нас большим благословением. Когда Он придет к нам, мы скажем Ему: «Благословенный Господин, мы сделали то, что Ты заповедал нам; мы оживляли память о Тебе в мире, в себе, в тех, кто смотрел на нас, когда мы преломляли хлеб и пили вино во имя Твое, а теперь, увидев Твою славу, мы преисполнились счастьем». Мне кажется, если Христос придет как раз в тот момент, когда верующие соберутся вокруг стола Вечери, соблюдая Его заповедь и провозглашая Его смерть, «доколе Он придет», — это будет самое подходящее время.

Итак, я кратко, насколько это возможно, попытался объяснить вам, почему важно соблюдать Вечерю. Надеюсь, Святой Дух запечатлит эту истину на сердце у того, кто никогда до этого не участвовал в Вечере, что Он поставит его перед вопросом, верит ли он на самом деле в Иисуса, а если да, то как же он может оправдаться, не подчиняясь понятной и ясной заповеди Господа.

III. В-третьих, позвольте вас спросить: с какими чувствами мы должны подходить к столу Вечери?

Конечно же, мы должны подходить к нему с глубоким смирением. Братья, я думаю, что тот факт, что нам нужно средство, которое бы помогало нам вспоминать о Христе, сильно смиряет нашу гордыню. Это как нельзя лучше доказывает, что мы еще не стали полностью святыми, ибо если бы это было не так, нам не нужны были бы помощники, чтобы постоянно помнить о Христе. Но увы! Наша память по-прежнему несовершенна и, что хуже всего, мы не можем помнить так, как должно, об Иисусе. Вообще, удивительно, что мы нуждаемся в помощи в этом деле. Как мы можем забыть о Том, кому обязаны столь многим? Должно смирять нас и то, что нам заповедано вспоминать о Нем при помощи Вечери «доколе Он придет». Это означает, что до того славного дня люди так и не смогут обрести совершенную память, им всегда будет необходимо напоминать о Том, Кто есть Все во всем для них.

Но что я вижу на этом столе? Хлеб. Это еще больше смиряет меня, потому что я понимаю, что не могу питаться духовной пищей. Я настолько нищ, что на моем собственном столе нет того, что мне надо, поэтому я должен приходить к столу Господа, чтобы через Него получить то духовное пропитание, которое необходимо для поддержания жизни моей души. А что налито в чаше? В ней налито вино, которое является символом Его пролитой крови. А что она еще может означать, как не то, что я по-прежнему нуждаюсь в очищении? Ах, как же я рад, что Иоанн в своем послании написал: «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом». Значит ли это, что нам уже не нужно больше исповедовать грех, потому что мы полностью очищены от него? Ни в коем случае: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Даже тогда, когда я хожу в свете Божьем, мне по-прежнему нужен очищающий источник. Он нужен мне постоянно. И насколько велика милость Бога, который оставил мне символ, свидетельствующий, что кровь Христа будет очищать меня до тех пор, пока я не стану совершенно чистым! Поэтому мы должны разделять эту чашу с великим смирением, ибо только так достойно можем поучаствовать в Вечере Господней.

К тому же мы должны подходить к столу Вечери с глубокой благодарностью. Некоторые люди напускают на себя мрачный вид, приближаясь к нему, подобно госпоже Старательной, которую изобразил в своем произведении под названием «Деревенские беседы» Роуланд Хилл. Она просчиталась, определяя, когда же будет проходить Вечеря, поэтому всю неделю она не играла в карты и содержала свою бедную душу в полной чистоте. А когда в воскресенье оказалось, что ее расчеты все же оказались правильными, она посетовала, что целую неделю потратила зря, готовясь к Вечере! Друзья! Надеюсь, вы так не поступаете. Мы должны совершенно иначе участвовать в этом священном торжестве, потому что мы приходим не на похороны, а на брачный пир! Поэтому будем принимать Вечерю с благодарностью, говоря друг другу: «Наш Господь не здесь, Он воскрес! Да прославится Его святое имя!» Эти символы говорят нам, что Господь вознесся для того, чтобы на нас смог снизойти Святой Дух. Поэтому, возлюбленные, радуйтесь и тому, что Господа нет с нами, ведь Он находится сейчас во славе. Подходя к столу, каждый из нас должен ощущать себя грешником, каждый должен понимать, что он не достоин подойти, не достоин быть среди святых, каждый должен говорить про себя: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его». Дважды за время Вечери необходимо высказывать особое благодарение, но в то же время наше сердце каждое мгновение должно благодарить и прославлять Бога.

Кроме этого, мы должны подходить к столу в размышлениях. Мы знаем, что некоторые не рассуждают о теле Господнем, будем же думать о нем и молиться, чтобы не оказаться в числе этих людей. Если в нашей голове нет правильных мыслей, в нашем сердце не возникнут правильные чувства, а в этом случае в Вечере Господней поучаствовать не удастся. Думайте о том, что Спаситель пострадал за вас, о том, что Он сделал для вас, о том, что Он приготовил для вас. Вспоминайте, что хлеб символизирует страдания Его тела, а вино — кровь искупления, очищающую нас. Не забывайте, что тело, отделенное от крови, — это самый подходящий образ смерти Христа, через которую мы все получили жизнь. Много размышляйте перед тем, как подойти к столу, но размышляйте только о Христе. Сосредоточьтесь только на Нем, и тогда ваша душа по-настоящему обновится и получит благословение от того, что вы будете есть хлеб и пить вино.

Подходя к столу, вы должны быть готовы принимать. Вы пришли на ужин, и вас угощают хлебом и вином. Поэтому молите Господа, чтобы Он дал вам духовно напитаться Им, чтобы по вере вы смогли принять Его внутрь себя, чтобы ваша душа смогла получить благословения Его жизни и смерти. Приходите с пустыми руками — так вы сможете больше получить от Него. Приходите голодными и жаждущими — тогда вы на самом деле захотите напитаться от Христа. Принимайте Его во всей Его полноте, по вере, пусть Он навсегда станет вашей радостью в сердце.

Вот с такими чувствами вы должны подходить к столу Вечери. И пусть благословенный Дух Господень пребудет с вами, дорогие братья и сестры, пусть каждый приходящий к столу приходит в смирении, с благодарностью, в размышлениях и с готовностью все принимать!

IV. И теперь нашу беседу я хочу закончить, заострив ваше внимание на том, каким урокам учит нас Вечеря Господня.

Первый урок таков: Иисус для нас. По поводу стиха «Сие есть тело Мое за вас ломимое» издавна ведутся споры. Слово «ломимое» появляется в некоторых древних манускриптах, но нет никаких сомнений в том, что оно добавлено. Оно отсутствует в некоторых самых авторитетных новозаветных свитках, и поэтому я полностью согласен, что в исправленной версии перевода Нового Завета (RV) этот стих переводится как «Сие есть тело Мое за вас». Я думаю, такой перевод дает нам новую почву для размышлений. «Сие есть тело Мое за вас, для вас». То есть, Христос для вас. А разве об этом не говорит и сама Вечеря? Хлеб символизирует Его тело для вас, вино — Его кровь для вас. Оно действительно предназначается для вас, потому что вы сейчас будете есть его. То, что человек ест и пьет, принадлежит ему, и иначе быть не может. Никто, никакой суд не может забрать у него то, что он съел. То же самое касается Христа и нас: если мы на самом деле приняли Христа верой, то разделить нас совершенно невозможно. «Сие есть тело Мое за вас…» Какое благословенное учение! Постарайтесь понять эту великую истину: все, что есть во Христе — для вас. В Нем — вся полнота Божества, и от Его полноты все мы приняли благодать на благодать. Да будет слава Его имени за это!

Следующий урок заключается в том, что кровь Христа стала печатью завета. «Чаша сия новый завет крови Моей». Мне бы хотелось часок-другой поговорить с вами о завете, но вряд ли стоит затрагивать эту важную тему, чтобы посвятить ей всего лишь несколько оставшихся у нас минут. Был завет, который проклял нас, — завет дел. Но есть и другой завет, который стал благословением для избранных Божьих и будет их благословением вечно, — завет благодати. Этот завет-договор подписан, на нем поставлена печать, он одобрен во всех своих частях. Печать на нем — это кровь Сына Божьего, значит, этот завет заключен навечно. Поэтому, когда пьете вино из этой чаши, делайте это с радостью, ведь оно напоминает нам, что Бог заключил с нами «вечный завет, твердый и непреложный». Я уверен, что если слово «завет» звучит для вас как приятная музыка, вы с радостью подойдете к столу, даже если только одно слово «завет» придет вам на память.

Суть третьего важного урока, который нам преподает Вечеря, заключается вот в чем: верующие питаются Самим Христом. Иногда они забывают об этом и пытаются напитаться учениями. Но они допускают большую ошибку, уподобляясь иудею, который входил в скинию и питался видом завесы или жертвенника, или золотых щипцов. Чем он питался? Местом жертвоприношения! Когда он подходил к Богу, он питался жертвами. А настоящей пищей для верующего должен быть Сам Иисус Христос. Поэтому питайтесь Им, возлюбленные! В буквальном смысле мы не едим Его тело и не пьем Его кровь, иначе мы были бы хуже каннибалов. Но мы можем делать это и должны делать в духовном смысле, полагаясь всем своим сердцем и разумением на то, кто есть Христос, на то, что Он сделал для нас, и таким образом питаясь Им.

Скажу еще об одном уроке, который мы извлекаем, участвуя в Вечере, и на этом мы закончим. Очевидно, что, участвуя в этой трапезе и вспоминая о Христе, мы снова и снова питаемся Им. Разве не странно, что, обладая милостью, вспомнить об этой милости я могу, если приду к Богу и обрету еще больше милости? Если я уже вкусил сладость Христа, то сохранить эту сладость я могу, только если буду вкушать Его снова и снова. Братья, не пытайтесь жить старыми воспоминаниями. Даже самый лучший хлеб через какое-то время черствеет, поэтому хлеб приходится печь снова и снова. Даже манна, падавшая с небес, не могла долго храниться — ее съедали черви. То же самое происходит и с пищей для нашей души. Не пытайтесь жить старым опытом. Более тридцати лет назад я обрел великую радость в Господе, в первый раз повстречавшись с Ним. Я счастлив, что могу сейчас вспоминать об этом. Но от этого воспоминания мало толку, если мой дух находится в депрессии. В такие моменты мне хочется, чтобы Господь снова пришел ко мне, как тогда, в первый раз. Вы приходили к Иисусу немощным, нищим грешником, не правда ли? Это было много лет назад? Тогда придите к Нему с такими же чувствами снова. Приходите к Нему каждый день так же, как в первый раз. «Но тогда я был простым грешником!» — скажете вы. Но вы и теперь грешник. И самое нужное для вас сейчас — это снова обратиться к Нему. «Но разве я не стал более святым за все это время?» Да, конечно же, мне хочется сказать, что вы стали. Но всякий раз, когда я облачаюсь в одежду своей опытности, я становлюсь похожим на ту женщину, облачившуюся в платье с длинным шлейфом: кто-нибудь обязательно наступит на него, и он порвется. Я прихожу к Иисусу так, как я пришел к Нему впервые. Когда дьявол говорит мне: «Ты не дитя Божье», то я часто отвечаю ему: «Что ты можешь знать об этом? Ты можешь только знать, что сам не являешься дитем Божьим». «Нет ты не дитя Божье», — настаивает он. «Так кто же я?» «Ты великий падший грешник». Тогда, подобно Лютеру, я отрубаю ему голову его собственным мечом, точно так же, как Давид отрубил голову Голиафу, взяв его меч. Я отвечаю: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, и я иду к Спасителю грешников, чтобы довериться Ему точно так, как я сделал это в первый раз». И сатана обычно отступает после этих слов. Ничто так не укрепляет душу, как еще один взгляд на медного змея. Стоит только еще раз окунуться в поток Его крови, еще раз вкусить тех неисчерпаемых запасов хлеба, которые даны нам в нашем Господе, как наша душа чувствует приток новых, свежих сил.

Если кто-нибудь из вас, принимающих участие в Вечере, не уверовал в Христа, не смейте принимать в ней участие вновь, пока вы не уверовали. У вас нет права на Вечерю, если вы не полагаетесь на Иисуса и не доверились Ему. Только доверие Ему является доказательством того, что вы новое творение во Христе Иисусе. Но если у вас есть хотя бы маленькая и слабая вера в Иисуса, тогда добро пожаловать, участвуйте в Вечере. Если вы полагаетесь на свои заслуги, тогда лучше устройте себе свою собственную вечерю. Если вы думаете заслужить что-нибудь участием в этом установлении, тогда воздержитесь от участия, потому что Вечеря имеет прямо противоположное значение. Вы должны не приносить что-то с собой, а брать что-то для себя. Пусть любящие Господа еще раз осознают, как Он ценен для них. Пусть незнающие Господа ищут Его без промедления, но не за этим столом, а у подножия креста! Доверьтесь Иисусу, ибо так вы будете спасены, ибо тогда у вас появится право входить в дом Господень, садиться за Его стол и наслаждаться всеми остальными благами, которые даны членам этой избранной семьи. Да сделает Господь так во имя Христа! Аминь.