Зачем нужна Вечеря Господня

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Первое послание к Коринфянам 11:26

Мне кажется, мы должны принимать участие в Вечере Господней часто. Я не хочу сказать, что слова апостола: «Всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту», и нашего Господа при установлении Вечери: «Это творите, когда только будете пить в Мое воспоминание», ясно учат тому, что мы должны часто проводить хлебопреломление, тем не менее, я считаю, что они косвенно дают понять, что если мы часто будем участвовать в Вечере, то поступим правильно. Совершенно недостаточно вспоминать один или два раза в год о Том, кто так дорог нам. В первые дни церкви верующие, возможно, преломляли хлеб ежедневно, если слова «преломляя по домам хлеб» означает Вечерю Господню. Из повествования книги Деяния Апостолов видно, что святые, собираясь в первый день недели, обычно преломляли хлеб. Если и существует определенный день, когда надо проводить Вечерю, то это, конечно, воскресенье. В любом случае, Вечеря должна быть частым событием. Друзья, не стоит слишком часто пропускать Вечерю Господню. Поскольку Сам Господь установил ее в качестве необходимого напоминания о Своей смерти, постарайтесь принимать в ней участие как можно чаще.

Вечерю, в соответствии с прочитанными словами, должны принимать все верующие. «Сие творите…» Эти слова обращены не к апостолам, не к тем немногим, кто решится назвать себя священником, а к членам коринфской церкви, а значит, и к членам всех христианских церквей. Пусть даже собрание будет состоять из полудюжины бедных и неграмотных христиан, они, тем не менее, преломляя хлеб, провозглашают смерть Господню. Соблюдение этого установления является правом и обязанностью всего народа Божьего, а не только его части. Участвуя в Вечере, следует есть хлеб и пить вино, а не только есть хлеб, как делается в католической церкви, ибо сказано: «Всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете из чаши этой, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Просто удивительно, что католики забрали именно чашу у так называемых «мирян»! Ведь наш Господь не сказал Своим ученикам о хлебе: «Ешьте все», а, словно предвидя заблуждение, которое возникнет в будущем, заповедал: «Пейте из нее все». Если вы оставили чашу в стороне, вы испортили все установление, и, как я вскоре покажу, вы почти полностью лишили его смысла. Что нам римская церковь! Зачем далеко ходить: есть церковь поближе, ее родная сестра, и она все больше становится похожа на нее (имеется в виду Англиканская церковь — прим. пер.). Там тоже учат, что смотрящие на чашу уже получают благословение: нет нужды пить из чаши, достаточно просто видеть, как «священник» поднимает чашу. Это новый способ благословлять души. Раньше спасение получали слушая Слово, а теперь, похоже, для спасения нужно быть зрителем спектакля. Но апостол говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту…», а не: «Всякий раз, когда вы становитесь зрителями…». Мы возвещаем смерть Господню только тогда, когда реально участвуем в этой символической Вечере.

Обратите внимание на то, что наши переводчики используют здесь изъявительное наклонение. Но возможен и другой вариант перевода: «Всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Господню возвещайте, доколе Он придет». Постарайтесь сделать это, поймите, что вы делаете это, пусть ваши переживания соответствуют значению этого установления: «Возвещайте смерть Господню, доколе Он придет». Всякий раз, когда верующие собираются для того, чтобы есть этот хлеб и пить эту чашу, они возвещают друг другу и тем, кто наблюдает за ними, смерть Господа Иисуса Христа.

Между прочим, заметьте, что верующие едят хлеб и пьют вино: ничего не сказано о пресуществлении. Но «всякий раз, когда вы едите хлеб этот…» — хлеб, и ничего кроме хлеба, — «…и пьете чашу эту…» — которая есть ни что иное, как чаша с вином, — «…смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

Довольно сказано о словах этого стиха. Перейдем теперь к учению, которое следует из этих слов: всякий раз, когда мы принимаем участие в Вечере, мы возвещаем смерть Христа. В этом заключается великая цель Вечери Господней: возвещать, провозглашать, проповедовать опять и опять смерть нашего Господа Иисуса Христа.

I. Во-первых, рассмотрим, каким образом это установление возвещает смерть Христа. Все так просто: нет ничего, кроме хлеба, который мы разламываем и съедаем, и вина, которое мы наливаем и пьем. Как же этот обряд может возвещать смерть Христа? Может. И возвещал с того момента, когда был заповедан, и многие верующие с радостью слышат о возвещаемой таким образом смерти.

Вечеря возвещает муки Христовой смерти. Эти хлеб и вино символизируют смерть, потому что они отделены друг от друга. Когда плоть и кровь человека объединены, он жив, но хлеб, символ тела, и вино, символ крови, отделены друг от друга и тем самым символизируют смерть, причем жестокую смерть, смерть от ран и потери крови. Когда кровь покидает тело, наступает смерть — именно это видим мы, когда смотрим на этот стол. Мне кажется, сам хлеб, когда мы преломляем его, говорит: «Так Христос стал нашей пищей». Хлеб проходит через много «пыток» прежде, чем становится пищей для нас. Сначала пшеницу сеют в землю, ее как бы хоронят. Она прорастает, и на нее дуют холодные ветра и светит палящее солнце. Когда она созревает, ее срезают острым серпом. Затем ее обмолачивают и измалывают в муку. Из муки месят тесто, которое затем выпекают в печи и, наконец, режут ножом. Все это может служить образом страданий. Так и разломанный хлеб, который мы едим на Вечере, возвещает страдания Иисуса. Точно так же возвещает смерть виноградный сок, ибо виноградные грозди бросают в чан и топчут ногами, пока не будет выдавлена их кровь. Так и наш Спаситель был в чане Божьего гнева, пока Его кровь не пролилась за наши грехи. Всем, кто не закрывает свои глаза, Вечеря показывает смерть Христа.

Она также показывает, что эта смерть была особенной, что эта смерть — за других. Хлеб существует для того, чтобы мы его ели, а вино для того, чтобы мы его пили. Этим обрядом мы говорим всем, кто смотрит, и в первую очередь, самим себе, что Господь Иисус умер за грехи Своего народа. Мы заявляем о том, что верим в заместительную жертву, что Христос умер, «чтобы привести нас к Богу… праведник за неправедных», что Он «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо». Этому учит нас Вечеря: смерть Христа была мучительной и произошла ради других.

Вечеря также провозглашает нашу веру в то, что смерть Христа была угодна Богу. Почему мы накрываем стол в том месте, где обычно поклоняемся Богу? Является ли Вечеря частью нашего поклонения? Конечно, да, причем наиважнейшей частью. Но мы не могли бы придти к Отцу с этими символами смерти Христа, если бы Отцу не была угодна смерть Его Сына. Но «Господу было угодно поразить Его», и Он был удовлетворен той жертвой, которую принес Его дорогой Сын. Поэтому, когда мы поклоняемся Богу в простоте и искренности сердца, мы говорим Ему: «Мы знаем, что Ты принял умилостивление Твоего Сына, и поэтому мы провозглашаем Его перед всем человечеством как угодную Богу жертву».

Проводя это установление, мы также заявляем о полноте и совершенстве жертвы Христа. Мы бы не хотели показывать ее всем людям, если бы она не была достойна того, чтобы на нее смотрели, не так ли? Если бы она была не полной, мы бы скрывали ее до тех пор, пока Христос не совершил бы ее до конца. Но коль скоро умирающий Спаситель перед смертью воскликнул: «Совершилось!», мы с радостью провозглашаем Его смерть всем, кто готов об этом слушать. Посмотрите и поймите, что Он заплатил не часть, а весь наш долг. Он совершил искупление в полной мере, так что теперь Он устраивает пир для Своих слуг, в котором они могут участвовать с великой радостью. Если бы жертва была неполной, то еще не наступило бы время пира, но она завершена, поэтому мы провозглашаем ее участием в Вечере.

Мы преподаем и другую великую истину всем, кто видит нас за этим столом: Иисус Христос умер, и мы живы Его смертью. Хлеб и вино являются символами его разломанного тела и пролитой крови, а когда мы едим хлеб и пьем вино, мы тем самым говорим, что смерть Христа есть наша жизнь. Всякий раз, когда мы хотим укрепить свои духовные силы, мы обращаемся к истине о том, что Христос умер за нас. Может быть, кто-нибудь из вас отрицает учение о заместительной жертве? Мы заявляем вам, что заместительная жертва — основа нашего бытия, источник нашей жизни. Мы не могли бы быть счастливы, мы не могли бы иметь мир, если бы мы были лишены ее. От всего сердца я обращаюсь к вам и говорю: «Мне страшно отрицать любую истину, но подвергать сомнению истину о заместительной жертве Иисуса Христа — абсолютно немыслимо для меня». Пытки и дыба могут разорвать меня на части, но они не смогут вырвать из моих рук Господа Иисуса Христа. Нет. Агнец Голгофский, истекавший кровью вместо нас, на нашем месте, стал неотъемлемой частью нашего существа, и мы не можем, мы не должны и мы никогда не будем умалять блаженное учение о Его заместительной жертве. Разве она не является для нас всем во всем?

Мы также говорим друзьям, которые наблюдают за этим пиром, что смерть Иисуса Христа является для нас источником величайшей радости. Мы собрались не на похороны и не на поминки. Подходя к этому столу, мы не одеваемся в скорбную одежду. Я знаю, что в некоторых церквах принято склонять колени перед алтарем перед принятием Вечери. Но зачем они становятся на колени? Есть ли в Писании хотя бы один отрывок, который бы намекал на то, что так надо делать? Во время Пасхи израильтяне стояли с препоясанными чреслами с посохом в руке. Почему? Потому что они собирались покинуть Египет, потому что они еще находились в земле рабства. Тот, кто находится под законом, когда ест Пасху, должен подпоясаться и взять в руку посох. Но как ученики Христа ели Вечерю? Они возлежали так, как им это было удобно. Ужин был очень знаменательным, но тем не менее это был ужин. Это была обычная трапеза, которую Господь отделил для великой цели воспоминания Его смерти. А заставлять нас склоняться на колени перед принятием Вечери — значит, с моей точки зрения, лишать это установление, в известной мере, смысла. Мы должны участвовать в хлебопреломлении так, как нам удобно, как мы делаем за обычным столом. Ведь мы, уверовавшие, вошли в покой, и одно из учений Вечери Господней заключается в том, что во Христе мы имеем полный мир и обретаем покой, когда насыщаемся Им. Это установление является пиром веселья, а не печали.

Возлюбленные, когда мы участием в Вечере провозглашаем смерть Христа, мы провозглашаем ее как печать христианского единства. Единство христиан строится на смерти Господа Иисуса Христа. Боюсь, что понадобится очень много времени для того, чтобы все верующие пришли к согласию по вопросу крещения. Мне кажется, правильное представление об этом установлении распространяется все шире, но вряд ли крещение сможет объединить всех христиан. Что же касается Вечери Господней, все, кто является истинными детьми Божьими, согласны друг с другом. Если мы в Нем, то мы с радостью принимаем великую истину о том, что «Христос умер за грехи наши по Писанию», и живем одной мыслью: Своей смертью Он искупил нас от смерти. Так что, дорогие братья и сестры, если вы не можете принять своих собратьев-христиан по некоторым вопросам, потому что одни из вас — мужи во Христе, а другие — младенцы, не способные раскусывать орехи и есть твердую пищу, тем не менее вы все можете объединиться во Христе. Он подобен манне, которая одинаково хорошо подходила для всех израильтян в пустыне. Старые и молодые — все могли есть манну, так и все святые могут питаться Христом. Когда мы собираемся вокруг стола Вечери, мы заявляем всему миру: «Мы едины во Христе Иисусе. Мы, подходя к этому столу, перестаем быть баптистами, англиканами, методистами и пресвитерианами. Мы становимся теми, кто образуют единое тело во Христе, провозглашая смерть нашего возлюбленного Господа всем людям».

II. Во-вторых, давайте подумаем о том, почему Господь заповедал возвещать именно эту истину. В Библии есть много важных истин, и каждую надо помнить. Но не всякую истину Господь заповедал вспоминать при помощи особого установления. Мы твердо верим в учение об избрании, но у нас нет особого символа или знака, который бы возвещал это учение.

Эта Вечеря предназначена для напоминания о смерти Христа. Почему именно смерть Христа была избрана? Я отвечаю: потому что это самая важная из всех истин. В христианской церкви не может быть никакого спора о жертвенной смерти Христа. Эта истина является неотъемлемой частью Евангелия. Подвергнуть сомнению умилостивление Иисуса Христа — значит погасить солнце на церковном небе. Без него христианская церковь теряет смысл. Доктор Пристли, который был унитарием, однажды пригласил своего брата, который был убежденным кальвинистом, в свою церковь и предложил сказать проповедь при условии, что тот не будет затрагивать спорных вопросов. Его брат сначала согласился, но позже пожалел об этом. Но все же ему удалось и обещание выполнить, и сохранить чистой свою совесть, потому что в воскресенье он проповедовал на слова: «И беспрекословно: великая благочестия тайна — Бог явился во плоти…», доказывая, что божественность Христа — это истина, о которой нельзя спорить. Для нас учение о заместительной жертве Христа находится в той же категории. Без нее не может быть подлинного христианства. Вы оставите только шелуху, если отвергните эту главную истину Евангелия: Божья справедливость была оправдана смертью Его возлюбленного Сына, на основании которой Бог по благодати предлагает прощение даже самому большому грешнику, если тот уверует во Христа. Это учение, которое некоторые презирают и высмеивают, является сердцем Евангелия. У нас нет ни малейших сомнений в истинности этого учения, и мы не боимся громко говорить о нем, ибо наш Господь Иисус заповедал эту Вечерю для того, чтобы эта истина постоянно находилась в умах людей, потому что она так важна для понимания Евангелия.

Кроме того, многие пытаются опровергнуть это учение. Все враги Христа ополчились на эту истину. Если кто-то отклоняется от истины по другим вопросам, вам стоит только расспросить этого человека, и обязательно окажется, что он отрицает и учение об искуплении. Заместительная жертва Христа — это главная цель, на которую направлены все атаки Его врагов. Они не выносят этого учения, они оскорбляются тем, что мы часто упоминаем слово «кровь», хотя это одно из самых употребительных слов как в Ветхом, так и в Новом Заветах. «Без пролития крови не бывает прощения грехов». «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Вечеря провозглашает ломимое тело и пролитую кровь Иисуса Христа нашего Господа и Спасителя, тем самым направляя мысленный взор людей на заместительную жертву. И Его Церковь всякий раз, когда соблюдает это установление, провозглашает смерть Христа вопреки тем, кто отрицает ее, и она будет делать это, «доколе Он придет».

Без сомнений, Господь дал нам символ Вечери, чтобы мы вспоминали и провозглашали эту истину, потому что она несет блаженство грешникам. Несчастные души, они не смогут найти утешения, пока не узнают, что Христос умер вместо них. Ваша совесть, если она на самом деле пробудилась ото сна, никогда не будет успокоена ни обрядами, ни нравственными предписаниями, которые вы не можете выполнить, ни надеждой на вашу религиозность. Пробудившаяся совесть спрашивает вас: «Как Бог может остаться справедливым и при этом простить тебя?» На этот вопрос дает ответ мертвое тело нашего Господа. Но когда вы поймете, что Христос умер на кресте вместо вас, тогда ваш разум найдет успокоение — и не раньше. Именно поэтому Бог повелевает Своим служителям проповедовать Христа распятого, именно поэтому всякий раз, когда мы проводим Вечерю, мы возвещаем Его смерть: грешникам она нужна больше всего на свете.

Возлюбленные, есть и другая причина, по которой именно эта истина была выбрана для того, чтобы мы вспоминали о ней во время Вечери: эта истина должна быть утверждена в вашей собственной душе. Сможет ли стрела пронзить сердце греха, если она не будет помазана кровью Иисуса? Но когда я вижу, как грех наказан во Христе, я осознаю весь его ужас. Когда я вижу, как Христос умирает за мой грех, тогда у меня появляется сильный стимул для того, чтобы самому умереть для своего греха. Когда я вижу Его муки ради меня, я понимаю, почему я должен идти на жертвы ради Него. Возлюбленные, смерть Христа — убийца греха, и тот, кто знает о ней и понимает ее, обязательно испытает ее освящающую силу.

Более того, эта истина прославляет Бога. Когда вы еще так можете прославить Бога, как в тот момент, когда вы, жалкий виновный грешник, стоите у подножия креста и видите умирающего за вас Христа? Самые прекрасные песни, которые есть в этом мире, — это те, которые спасенные по благодати грешники поют, собравшись возле креста. И каждый из них восклицает: «Омой меня в источнике, сделай меня белее снега, тогда вся моя внутренность будет славить Тебя, благословлять Твое имя и безгранично радоваться оттого, что Господь смог загладить даже мои грехи кровью Своего возлюбленного Сына». Мне кажется, я могу без хвастовства сказать, что мое служение полностью соответствуют этому установлению. Я уже долго проповедую вам распятого Христа и Его заместительную жертву, и, думаю, вы без труда можете увидеть, как мои проповеди связаны с Вечерей Господней. Но я не могу себе даже представить, как можно увязать сухую философию и это установление. Если отбросить великое учение об искуплении, Вечеря превращается в фарс. Тогда уже лучше вообще отменить ее и отправить форму вслед за содержанием, от которого они избавились. Но у нас все иначе, ибо мы верим в то, что Господь хочет, чтобы Его народ всегда думал об Иисусе, постоянно говорил и свидетельствовал о Нем, и по этой причине Он дал нам блаженную заповедь неизменно вспоминать о Христе на кресте.

III. И, в-третьих, обратите, пожалуйста, внимание на неизменность этого установления и на причину его неизменности. «…смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Когда Он придет, нам уже будут не нужны эти символы, ибо с нами будет наш Господь, но, «доколе Он придет», мы должны соблюдать это установление.

О чем это говорит нам? Его смерть будет иметь силу, «доколе Он придет». Вам не сказано возвещать миру то, что устарело, потеряло силу. О нет! Драгоценная кровь умирающего агнца не потеряет Свою силу до тех пор, пока искупленная Церковь Божья не будет навечно избавлена от греха. Всякий раз, когда кто-нибудь из вас, кто еще не обратился, но ищет Господа, будет видеть этот стол, вы должны говорить себе: «Эти люди верят, что Христова смерть имеет силу и сегодня, иначе они не стали бы о ней вспоминать». Да, мы верим именно в это, и мы верим в то, что Иисус может спасти вас, если вы придете к Нему, может в одно мгновение дать прощение и мир вашему сердцу, если вы только доверитесь Ему.

Я вижу еще одну истину, которая следует из этих слов: поскольку Вечеря должна проводиться, «доколе Он придет», это значит, что всегда будет существовать христианская Церковь, чтобы проводить ее. Церковь всегда существовала с того момента, как Христос основал ее. В самые темные времена католического засилья у Христа была маленькая Церковь, которая соблюдала это установление. В римских катакомбах, в богемских горах, в вальдийских долинах, в шотландских ущельях — почти по всему лицу земли верующие, в простоте преломляя хлеб и разливая вино, вспоминали смерть Христа, хотя им и приходилось рисковать жизнью, чтобы собраться вместе. И сегодня, в наши светлые дни, когда мы можем собираться вдвоем или втроем, а можем собираться сотнями и даже тысячами, чтобы при помощи хлеба и вина вспомнить о нашем умирающем Господе, существует Церковь Христа, и она всегда будет существовать, поэтому никогда не отчаивайтесь, какие бы тяжелые времена ни наступили. Ни Рим, ни даже сам ад не могут погасить свечу, зажженную самим Господом, и Церковь Христа будет, «доколе Он придет».

Правда, всегда будут люди, противостоящие этому учению, поэтому одна из причин, по которой мы должны всегда соблюдать это установление, заключается в том, что всегда есть люди, которые отрицают заместительную смерть Христа. Дорогие друзья и соработники в Господе, мне кажется, это так прекрасно, что все, участвующие в Вечере, будут проповедовать по этим словам апостола Павла. Я один говорю вслух, но вы, собравшиеся вокруг этого стола, единодушно заявите своим действием: «Христос умер на голгофском кресте, Христос умер за наши грехи», а также провозгласите и прочие истины, которые я упоминал. Уже тем, что вы едите этот хлеб и пьете это вино, вы заявляете опять и опять, что есть люди, верующие в умирающего Спасителя, верующие в то, что Он умер на их месте, вместо них. Пусть другие отрицают это, но вы продолжайте свое свидетельство.

Возлюбленные, это установление должно неизменно проводиться, потому что христианские сердца постоянно нуждаются в нем. Не так давно появились люди, которые достигли такого совершенства (в своих собственных глазах), что, мне казалось, они скоро откажутся от соблюдения установлений. Я читал про одного такого человека, который утверждал, что он больше не молится, потому что его разум настолько освятился, что он находится в полном согласии с волей Божьей и поэтому может ничего не просить у Бога! Жалкий глупец! Ничего другого о человеке, чье сердце находится в таком состоянии, я сказать не могу. Если кому-то уже не нужна молитва, ему немедленно надо начинать всю христианскую жизнь сначала. То же самое можно сказать о тех, кто уже не нуждается в Вечере. Христос знал, что мы в этой жизни никогда не сможем обойтись без видимых обрядов. Он знал, что Его народ очень забывчив и может забыть даже о Нем, Он и дал нам эту памятку, это прекрасное напоминание о Своей смерти, чтобы всякий раз, когда мы проводим Вечерю, мы вспоминали о Нем.

Кроме того, мир неизменно нуждается в этом установлении. Никогда не наступит такой день, когда миру не нужно будет слышать о распятом Христе. Никогда не придет такое время, когда сокрушенным сердцам не нужно будет утешение, потерянным душам — дорога домой, пытающимся спастись самостоятельно — истина о том, что спасение дает Другой, Тот, кто умер на Голгофе. Да поможет нам Бог продолжать свое свидетельство ради этого мира, ради несчастных грешников, ради самих себя и ради Христа, «доколе Он придет».

IV. И в заключение я хочу сказать одно: если то, что я сказал об этом установлении истинно, тогда нам просто необходимо соблюдать его. Если тем самым мы возвещаем смерть Христа, если наше собрание вокруг этого стола обращает внимание людей на это великое событие, если мы объединяемся в свидетельстве о смерти Христа, давайте, в таком случае, принимать участие в Вечере.

Что мне сказать тем из вас, кто принял Христа как Господа, но ни разу еще не исполнил эту заповедь? Я хочу спросить вас, освобождал ли Он когда-нибудь вас от исполнения этой заповеди? И разве вам не кажется, что, если Он посчитал нужным заповедать участие в Вечере, вы должны считать нужным участвовать в ней? Неужели Он установил Вечерю для того, чтобы вы уклонялись от нее? Знаете ли вы, чего вы уже лишились, не повинуясь заповеди вашего Господа? Вы скажете мне, этот обряд не дает вам спасения. Да, я знаю об этом, и вы знаете, так же как и я, что если вы думаете получить спасение через участие в Вечере, то вам лучше не участвовать в ней, ибо к участию приглашены только те, кто уже спасен. Но я хочу, чтобы вы посмотрели на Вечерю так, как один молодой человек посмотрел на другое установление Господа Иисуса Христа. Он был обыкновенным человеком, но благодать Божья действовала в нем, и когда он умирал, то сожалел только о том, что не принял крещение. Его сестра говорила ему: «Ты же знаешь, Исаак, что крещение не спасает». Он отвечал: «Да, я прекрасно знаю об этом, я уже спасен. Но ведь вскоре я встречу Господа Иисуса Христа, и мне бы не хотелось услышать Его вопрос: «Почему ты не сделал это маленькое дело для Меня?» Это очень верные слова. Чем проще что-то, тем быстрее мы должны делать это, чтобы кто ни подумал, что мы своим непослушанием говорим: «Я даже и малого дела не совершу, чтобы угодить Христу». Если бы участие в Вечере могло спасти вас, то вы бы, конечно, принимали участие из одного только эгоизма. Но если вся ваша вера заключается в одном только эгоизме, то да будет Господь милостив к вам и да даст вам другую веру! Только спасенные обладают привилегией заявлять о своем послушании Христу и своей любви к Нему, принимая участие в Вечере. Неужели вы можете посмотреть Ему прямо в глаза и сказать: «Господь, Ты дал это установление, чтобы мы вспоминали о Тебе, но я никогда не соблюдал его»? Неужели вы хотите услышать в ответ: «Это было малое дело, оно могло принести благо твоей душе, и ты не мог выполнить его ради Меня?» Вы должны задуматься о состоянии своего сердца, если можете позволить себе не исполнять заповедь вашего Господа.

Но я также должен сказать несколько слов тем, кто соблюдает это установление, но неправильно к нему относится. Те, кто правильно участвуют в Вечере, возвещают смерть Христа, «доколе Он придет», но, боюсь, среди принимающих участие в хлебопреломлении всегда найдутся те, кто неверно думает о смерти Христовой. Я всегда расстраиваюсь, если, проводя Вечерю, не могу сосредоточить свои мысли на последней страшной крестной сцене. Лучше вообще не принимать участия в Вечере, чем принимать, думая о чем-то еще, кроме Его мучения и смерти. Что толку в обряде, если нет правильного внутреннего настроения? Молите Господа о том, чтобы Он привязал все ваши мысли ко кресту. Пусть вашей молитвой станут такие слова: «Вяжите жертву вервями, привязывайте ее к рогам жертвенника», и пусть этим жертвенником будет ломимое тело вашего Господа на кресте. О Нем я буду думать, на Нем я сосредоточусь во время Вечери, буду стараться благоговейно, смиренно и искренно возвещать Его смерть, «доколе Он придет»!

Так подойдите же, возлюбленные, какими бы недостойными вы ни были, к этому столу. Подойдите, трепеща из-за своего греха, но радуясь из-за Его жертвы и благодаря за Его великую любовь. Придите и вновь доверьтесь Ему, вновь отдайте Ему всего себя, вновь посвятите Ему себя и свою любовь. Подойдите и вложите перст в раны от гвоздей, прикоснитесь к пронзенному боку. Повторите слова невесты, с которых начинается ее песня песней: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина». Стремитесь приблизиться к Нему, прикоснуться к Нему, и когда вы возьмете Его за руку — держите и не отпускайте, позовите своих друзей и братьев-христиан и скажите им: «Вот мой Господин, пойдемте и будем иметь сладостное общение с Ним». Если сегодня вечером, во время Вечери, я мог бы обнять великого Ангела завета, думаю, я бы, подобно Иакову при Иавоке, не отпустил Его да рассвета, и если бы Он лишил силы мои жилы, я бы благословил Его имя за то, что Он снизошел ко мне, борясь со мною. Если вы обретете связь с Ним, то примите твердое решение, что будете изо всех сил держаться за Него, скажите Ему: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».