Слово к человеку с малой верой

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами.

Второе послание к Фессалоникийцам 1:3

“Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия…”

Нам не дано права выбирать, должны мы благодарить Бога или нет. Несмотря на то, что заповеди “Возблагодари Бога” нет, тем не менее справедливость требует, чтобы мы благодарили Его. На нас лежит эта обязанность. Каждый человек, являясь потребителем милости Божьей, а особенно христианин, обязан благодарить Бога. Нам не дано предписаний о том, как в повседневной жизни следует благодарить Бога. В декалоге вы не найдете заповеди на этот счет, не определены ни часы, ни гимны для восхваления, но, тем не менее, закон, написанный на скрижалях сердца, убеждает, что хвалить Бога необходимо. И это неписаное установление утверждено высшей инстанцией, как если бы слова его были зафиксированы на каменных скрижалях или сошли к нам с вершины громыхающего Синая. Обязанность христианина — благодарить и восхвалять Бога. От этой обязанности не освобожден никто. И выполнять ее следует с усердием до тех пор, пока жив человек. Вы обязаны это делать не потому, что это приятно, а потому, что благодарение — неотъемлемая часть христианской жизни. Об этом говорит наш стих: “Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия…” Позвольте, плачущие дети Божии, не ваши ли арфы висят на ивах? Ударьте по их струнам и воспойте громогласно. Не восхвалять и не благодарить Бога — грех. Вас благословляют для того, чтобы вы благословляли, и если вы не благодарите Бога, вы бесплодны. У вас нет плода, который ожидает от вас благословленный Сеятель. Вперед, дети Божии, воспойте хвалебную песню, возблагодарите Бога! С каждым пробуждением на рассвете возносите Ему хвалу и благодарение. Благодарите Его, ложась вечером в постель. Пусть каждый заход солнца сопровождается благодарением. Опояшьте Землю хвалой, пусть песнь благодарения станет земной атмосферой. Бог же, взирая на вас с небес, будет принимать прославление, хотя его и нельзя сравнить с величественной мелодией хвалы ангелов и херувимов.

Обратимся к приведенным нами стихам. В них апостол Павел благодарит не за себя, а за других, он благодарит за фессалоникийских верующих. Может быть, кто-то по своему незнанию задумается, почему это Павел проявляет столь глубокий интерес к росту веры этих святых. Такой вопрос не возникает у тех, кто приводил людей ко Христу, лелеял их, как собственных детей, и поэтому полюбил их. Апостол Павел основал церковь в Фессалониках, большинство тамошних верующих — его духовное потомство. Через его уста с помощью силы Духа они были взяты из тьмы и освещены дивным светом. Тот, у кого есть духовные дети, знает, что значит быть духовным отцом, он объяснит, почему Павел интересуется судьбой своих детей, он расскажет о своих чувствах, которые не могут сравниться даже с чувствами матери к своему малышу. Апостол Павел был чуток к своим, как отец. Он говорит, что был “в муках рожденья” их душ. Эта тайна сокрыта от многих наемных служителей. Только тот, кого Бог предопределил и поставил на служение, чьего кончика языка Он коснулся горящим углем с жертвенника, может объяснить вам, что значит испытать схватки при рождении души и что значит испытать радость при ее появлении на свет.

Теперь же, возлюбленные, познакомив вас с мыслями, которые естественным образом появляются при чтении приведенного стиха, мне хотелось бы перейти к освещению нашей основной темы. Апостол благодарит Бога за то, что вера фессалоникийцев неуклонно возрастает. Оставив в стороне другие мысли, содержащиеся в стихе, мы обратимся к рассуждению о росте веры. Качество веры имеет градацию.

Во-первых, я постараюсь убедить вас, что госпожа Малая вера причиняет неудобства; во-вторых, укажу на средства, способствующие ее росту; в-третьих, покажу до какой степени она может вырасти, если мы будем культивировать ее.

I. Во-первых, о неудобствах, причиняемых госпожой Малой верой. Зарождающаяся в душе вера подобна горчичному зернышку, про которое Спаситель сказал, что оно наименьшее из всех семян, но если Дух Божий оросит его влагой Своей благодати, то оно прорастет и вырастет в большое дерево. Используя другой образ, мы можем сказать, что при своем зарождении в душе Вера начинает смотреть на Иисуса, но тучи сомнений делают образ Спасителя столь неясным, что необходимо вмешательство Святого Духа, Который должен разогнать эти тучи и осветить крест, чтобы Вера увидела его. По мере роста она от созерцания Христа переходит к движению к Нему. Стоящая вдалеке от креста, увидев его, она постепенно набирается мужества и направляет к нему свои стопы. В конце концов, она приходит ко Спасителю. Придя к Нему, госпожа Вера идет немножко дальше. Она начинает воспринимать Христа как Господа, как Его Величество, начинает понимать, что Иисус — истинный Христос и истинный Спаситель, тогда в ней зарождается Необходимость принять Его. Когда и это совершилось, Вера идет еще дальше. Она льнет ко Христу, она льнет к Возлюбленному, возлагает на Него все бремена, печали и проблемы, она, опершись на Его плечо, топит все грехи в красном море Его крови. Когда и этот этап пройден, Вера идет еще дальше, теперь все, сказанное Христом, для нее истина, она примеряет ее на себя, желая исполнить все, что повелел Господь. Она обретает полную уверенность в спасении, понимает, что ее удел — небеса, что нет более славного места, чем они. Но, как я отметил ранее, поначалу Вера мала, и некоторые христиане зачастую так и идут всю свою жизнь рука об руку с Малой верой. Вспомните, сколько героев Джона Буньяна из “Путешествия Пилигрима в Небесную страну” оказались маловерными. Вспомните, что сделали Христианин и Уповающий, когда оказались у Околичной Поляны. Они свернули с Узкого Пути и оказались в плену у великана Отчаяние в Замке Сомнения. И если бы не ключ Обетование, то друзья, наверное, умерли бы от истощения в этом замке. Вспомните историю о Маловерном, когда он уснул на Мертвой Стезе. В книге Буньяна вы найдете много подобных героев, потому что их много в жизни. Я сам в свое время был одним из них и не сомневаюсь, что такие есть среди нас. Но позвольте все же сказать о неудобствах госпожи Малой веры.

Первое неудобство: она знает, что небеса существуют, но не уверена, для нее ли они. Госпожа Малая вера абсолютно уверена, что небеса — реальность. В этом она ничем не отличается от Большой веры. Однако она сомневается, что Иисус Христос, придя за Своими жемчужинами в день второго пришествия, непременно возьмет и малые, и большие. Но драгоценный камень есть драгоценный камень. Если бриллиант мал, это не значит, что он не бриллиант. Так и вера, малая или большая, она — вера. Христос не намерен потерять ни одного драгоценного камня из Своей короны, будь этот камень самым маленьким. Но Малая вера не уверена в этом. Она не сомневается в существовании небес, потому что ее имя записано в книге жизни, находящейся там. Малая вера была избрана Богом до сотворения мира. Она искуплена кровью Христа, уплаченная за нее цена была такой же, как и за Большую веру. “По полсиклю с человека”. Каждый человек, большой или маленький, богатый или бедный, должен был заплатить выкуп — полсикля. Христос искупил Своей кровью и малых, и больших. Малая вера уверена в небесах, поскольку Бог начал благодатную работу в ней и Он продолжает ее. Бог возлюбил Малую веру и будет любить до конца. Он приготовил для нее венец и не позволит венцу пылиться на небесах без головы. Он построил для нее обители и не допустит, чтобы они пустовали. Малая вера в безопасности, хотя сама об этом не знает. Встретив ее, вы можете обнаружить, что она боится ада, боится, что гнев Божий обрушится на нее. Она скажет вам, что недостойна земли по ту сторону реки. Та земля не для такого червя, как она. Иногда она боится, что не избрана, иногда что не призвана должным образом. Боится, что слишком много огорчает Христа. Иногда ей кажется, что не претерпит до конца. Если же вам удастся убедить ее в тех или иных заблуждениях, у нее появятся новые, которые по словам Буньяна, “живучи, как кошки”. Сомнения, как сорняки, даже если их все на поле сжечь, по прошествии некоторого времени они непременно появляются вновь. Однако все не так с госпожой Большой верой. Она смотрит за Иордан, любуется пейзажами, пьет вино райского наслажденья, находясь вне жемчужных врат Небесного Града. Она видит его мощенные золотом улицы и стену, основание которой — драгоценные камни. Она слышит пение святых и ангелов, чувствует аромат райских садов. А что же Малая вера? Она едва видит свет солнца, потому что прячется в тени сомнений. Путь к небесам ей кажется опасным. Это одно из неудобств Малой веры.

Другое неудобство: она верит в благодать, но считает, что одной благодати для нее недостаточно. Ей кажется, как будто что-то еще, кроме благодати, может открыть путь на небеса. Самый святой из всех святых, войдя на небеса, обнаружит, что его кошелек пуст. Он съел последнюю корку хлеба на пути в Ханаан. Манна перестала падать с неба, как только Израиль перешел через Иордан. Евреи ничего с собой не принесли, им надлежало питаться хлебом земли обетованной. Однако Малая вера боится, что ей не хватит благодати. Она всегда волнуется. Если дела ее идут в гору, она боится, что успех вскружит ей голову, боится возгордиться. Если ее одолевают враги, она не может противостать им. Если она сражается с мечом в руке, то ей не хватает сил опустить его на голову врага. Она все пытается делать, но у нее немногое получается, поскольку боится, что благодати Бога будет недостаточно. Все не так обстоит с Большой верой. Она может поколебать мир, но ее не поколеблют ни неприятности, ни испытании, ни трудности. Она противостанет армии с ослиной челюстью в руке, пусть только Бог прикажет. У нее нет никакого страха, что не хватит сил. Она может все, может переносить страдания, поскольку ее Бог всегда с ней. Она повергает врагов, идет навстречу опасности. ежедневная песнь Большой веры — песнь Деворы: “Попирай, душа моя, силу!” Малая вера тоже побеждает, но она не видит своих успехов, она не видит поверженных врагов. Ее воображение порождает новых чудовищ, и она их боится. Малая вера боится, что платье ее обветшает, что обувь не выдержит пути. Она идет и ноет: “А если я не дойду, а если я упаду?” Весьма неудобно иметь такую попутчицу, не так ли?

Есть еще одно неудобство: при испытаниях Малая вера часто впадает в грех. Большая вера может бороться с врагом. Входит сатана и говорит: “Все это я дам тебе, если ты поклонишься мне”. “Нет, — говорит Большая вера, — ты не можешь дать мне этого потому, что оно принадлежит мне”. “Нет, — говорит сатана, — ты бедна, нага и несчастна”. “Да, — соглашается она, — но, тем не менее, это для моего блага. Если бы мне действительно было необходимо что-то, то Отец дал бы недостающее”. “О, — говорит сатана, — ты обманываешь себя. У тебя нет части в том, о чем ты говоришь. Но если ты послужишь мне, я сделаю тебя богатой и счастливой здесь и сейчас”. Большая вера говорит: “Послужить тебе? Ах ты, злодей! Ты предлагаешь мне серебро? Созерцание Бога дает мне золото. Ты говоришь мне: “Я дам тебе это, если поклонишься мне”. Ну и глупец же ты! Ни одна зарплата в мире не сравнится с моими доходами”.

Иное может произойти с Малой верой. Встретив ее, сатана говорит: “Если ты дитя Божье, бросься отсюда вниз”, — и бедная Малая вера из-за боязни оказаться не дитем Божиим готова броситься вниз. “Там, — говорит дьявол, — я дам тебе все, что пожелаешь”. Малая вера говорит: “Я не совсем уверена, что имею часть среди освященных”. И это толкает ее ко греху. Но мне доводилось встречать людей с малой верой, которые избегали греха из боязни что-либо сделать. А вдруг неправильно? Они настолько осторожны, что опасаются сделать шаг, а вдруг стопа встанет криво. Они не смеют открыть уста. А вдруг с них слетит недоброе слово? Боятся впасть в несознательный грех. Они боятся собственной тени. Мне кажется, что из-за малой веры Христос держит их крепче, чем других. Тонущий человек, ухватившись за доску, будет держаться за нее тем сильнее, чем меньше у него надежд на спасение. Да, возлюбленные, Малая вера может предохранить от падений, но это, скорее, результат чуткой совести, а не слабой веры. Осторожная поступь не является результатом веры, так как открывает путь для неисчислимых искушений тем, что отнимает силы, вместо того, чтобы сопротивляться им. “Радость пред Господом — подкрепление для вас”. И если эта радость иссякает, то что подкрепит нас, что даст сил удержаться от отступничества? Возлюбленные обладатели Малой веры, я должен сообщить вам пренеприятнейшее известие: очень неудобно оставаться маловерным, потому что у вас ночь сменяется ночью, а дни бывают редко. Вы живете, как за Полярным кругом: долгая зима и очень короткое лето. Вы больше плачете, чем смеетесь, чаще играете траурные марши, чем свадебные. О, если бы Бог заменил ваши нотные сборники! Почему дети Царя всегда должны плакать? Господу совсем не угодно, чтобы вы печалились. “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь”. О вы, постящиеся, помажьте ваши головы и умойте лица, чтобы не показаться постящимися людям. О вы, скорбящие сердцем, помните, что “свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие”. Поэтому восхваляйте Господа и радуйтесь. Скажите в сердце своем: “Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего”.

II. Далее мы рассмотрим средства, способствующие росту Малой веры. Если у вас есть желание, чтобы ваша вера возрастала, питайте ее. Вера питается благодатью. Ей не нужно видимые материальные продукты, ей необходимы обетования, вечные, непреходящие обещания. Ты говоришь, что вера твоя мала. Я спрашиваю, размышляешь ли ты над Словом? Вошло ли в твою привычку изучать обетования Божии? Протягиваешь ли ежедневно руку к великим таинствам? Ты отвечаешь: “Нет”? Тогда я не удивляюсь твоему маловерию. Тот, кто обращается к обещаниям, получит по милости веру в них. Обращайтесь возлюбленные, к обещаниям каждый день, берите их с собой, куда бы вы ни последовали. Отметьте их в Библии, выучите наизусть, пусть они станут неотъемлемой частью вашей жизни. Не делайте так, как делают некоторые, полагая, что долг христианина — читать в день главу из Библии, и они поступают так, не понимая, что там написано. Лучше выберите отрывок из Писания и весь день просите Господа, чтобы Он помог вам положить его на сердце.

Поступайте, как учил Лютер. “Когда я получаю обещание, — говорит он, — я сравниваю его с висящим на дереве плодом. Чтобы получить его, мне надо трясти дерево. И я трясу. Иногда плод попадает в мои руки очень быстро. Это бывает тогда, когда плод спелый. Иногда, если он не созрел, мне требуется больше времени. Но я не отступаю до тех пор, пока не получу его. Я возвращаюсь к тексту вновь и вновь. И вот свежее гранатовое яблоко в моей руке. Моя душа успокаивается”. Христианин, поступай именно так, желая постичь обещания. В каждом из них богатейший аромат. Вскрой алебастровую шкатулку, и сладостный аромат веры наполнит твой дом.

Далее, испытывайте обещания, тем самым вы усилите веру. Когда вам трудно, вспомните о них и проверьте, истинны они или нет. Предположим, что у вас нет даже хлеба. Вспомните обещание: “И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде”. Встаньте утром, когда буфет пуст и скажите себе: “Посмотрим, сдержит ли Бог обещание и будет ли у меня хлеб сегодня?” И если Он сдержит, запомните это, сделайте пометку в Библии против стиха, содержащего обещание. Делайте так, как делала одна пожилая леди, которая ставила буквы “И” и “П” на полях Библии, где записаны обещания. Эти буквы означают “испытано” и “подтверждено”. И когда беда вновь стучалась в ее дом, она не могла удержать веру. На вас набрасывался когда-либо дьявол? Есть обещание, которое говорит: “Противостаньте диаволу, и убежит от вас”. Возьмите это обещание на вооружение. Если дьявол убежал, сделайте пометку и скажите себе: “Воистину, ибо мною самим проверено”. Нет ничего в мире, что могло бы более эффективно утверждать веру, чем доказательства. Кто-то говорит: “Факты и только факты, это все, что я хочу”. Это верно и в отношении христиан. Им необходимы факты для утверждения веры. Чем старше вы становитесь, тем сильнее должна становиться ваша вера, поскольку вы становитесь обладателем все большего исполнения обещаний Божиих. Представьте себе, сколькими свидетельствами обладал бы почтенный старец, если бы делал пометки всю жизнь. Вот это было бы свидетельством доброты Божьей. Вас не удивляет седовласый старец, убеленный солнечным светом небес, который, встав, говорит: “Пятьдесят лет я служу Богу, и Он никогда не оставлял меня, все, что Он обещал, исполнилось”? Мы же, юноши в вере, можем ли ожидать, что вера наша будет столь же сильной, как вера этого старца? Каждое проявление любви Бога должно заставить нас верить больше и больше. После исполнения каждого обещания следует сказать: “Верен Бог в исполнении обетований сегодня, будет верен и впредь”. Если так не поступать, то придет время, и седина коснется наших висков, а мы, увы, забыли, когда и где Бог был добр к нам. Прошло время, а вера не выросла не потому, что Бог не был добр к нам, а потому, что мы все забыли.

Я бы порекомендовал вам для роста веры, хотя это не так эффективно, как испытание обещаний, вот еще что: сравнивайте себя с героями веры. Тяжело переоценить общение юноши в вере и старца в ней. Возможно, вас одолевают сомнения, что будь вы дитем Божиим, то все было бы по-другому. Своими сомнениями вы поделились со старцем. И что же? Старик улыбается и говорит: “Недалеко же вы ушли по дороге к небесам, иначе вам доподлинно было бы известно, что меня тоже посещают сомнения. Я стар и наслаждаюсь полной уверенностью, однако бывают хмурые времена и в моей жизни. Тем не менее, небеса мои”. И он поведает вам, с какими опасностями сталкивался и как преодолел их. Он расскажет о Божьей любви, хранившей его. Он вспомнит об искушениях, которые грозили уловить его в сети, а также о всевышней мудрости, направлявшей его стопы. Он сообщит вам о собственной слабости и о всемогуществе Бога, о своем непостоянстве и о неизменности Владыки вселенной.

Есть и иное средство для возрастания в вере — приложить максимум усилий, чтобы отвергнуть свое “я”. Я приложил и прилагаю все свои усилия, чтобы стать равнодушным к людскому мнению. Я знаю, что если сердце мое дрогнет от похвалы в той или иной компании, если мне это понравится, то я начну злоупотреблять чувствами. Я знаю, что похвала, принятая мной, зачтется мне в осуждение. Поэтому я стараюсь обращать на похвалу внимания не более, чем на осуждение. Главное — знать, что мотив, благодаря которому я служу Богу, правильный. Он заключается в том, чтобы прославлять Его. Поэтому ни похвала, ни осуждение не должны трогать меня, я должен встать над ними. Теперь с этой же самой мыслью я обращаюсь к вам. Возможно, однажды вы исполнитесь достоинства, и дьявол, льстя вам, скажет: “Ах! Что за христианин! Став членом этой церкви, ты окажешь ей большую честь”. И ты подсознательно можешь пойти на поводу песни этой Сирены. Что-то внутри тебя согласится с тем, что ты достиг высот, что стал достойным христианином. Но на следующий день ты, дорогая душа, возможно, впадешь в грех, и тот же дьявол скажет: “Какой же ты христианин? Ты не дитя Божье, посмотри на свои грехи”. Встать над похвалой, быть выше похвалы и осуждения и уповать на кровь и достоинство нашего Господа Иисуса Христа — это единственный путь, которым ты сможешь удержать веру. Лишь тот, кто может обо всех своих достоинствах сказать: “Они всего лишь отбросы и экскременты, моя надежда покоится на совершенной жертве Агнца Иисуса Христа”, — может надеяться на рост веры. Такой человек, когда грех возобладает, найдет, что вера его остается постоянной. Он держится мысли: “Было время, когда я был преисполнен достоинства, а теперь я не доверяю ему, поскольку его у меня нет, но я доверяю моему Спасителю, потому что я изменчив, а Он постоянен. Если бы все зависело от меня, то у меня были бы взлеты и падения веры, но так как я полагаюсь на то, что сделал Христос — непоколебимый столп моей надежды, то моя душа остается в безопасности, и вера моя непоколебима”. Вера не ослабнет из-за того, что я немощен. И, напротив, если я верю в свои силы, то вера слаба. Посмотрите на садовника, отсекающего не приносящие плод ветви. Они сосут силу дерева, не принося пользы, и мешают другим ветвям. Когда я силен, то силен лишь для себя. Моя сила — мешающая росту плода ветвь. Отсеките “я”, и вера получит больше питающего ее сока.

Но, возможно, чаще всего для взращивания веры люди используют иной способ, имя которому — большая неприятность. В солнечные дни вера не растет. Ей нужен суровый климат. Вера не похожа на росу, выпадающую с небес тихо и незаметно. Скорее она похожа на шторм. Посмотрите на вековые дубы. Им удалось довольно глубоко пустить корни? Почему? Спросите у мартовского ветра, и он скажет, что ни дождик апреля, ни ласковое майское солнышко не способствовали этому. Нет, это сильный мартовский ветер раскачивал деревья из стороны в сторону, заставляя корни врастать глубже в землю. Мы не воспитаем мужественных солдат в казарме. Чтобы стать таковыми, они должны пройти полевую школу. Грохот орудий и разрывы снарядов закалят их. Мы не вырастим моряков на Темзе. Чтобы стать ими, они должны увидеть открытое море, испытать девятый вал, услышать дикое завывание ветра и гром небесной кузницы. Штормы и бури — то, что превращает людей в выносливых моряков. Так и с христианами. Вера, чтобы стать большой, должна пройти большие испытания. Господин Мужественное Сердце никогда бы не стал сам собою, если бы какое-то время он не был бы господином Трепещущее Сердце. Если вы хотите расти в вере, ждите серьезных испытаний.

Тот, кто хочет роста веры, должен использовать то, что ему дано в полной мере. Я не хотел бы завтра подковывать лошадей или стучать молотом по наковальне. Я уверен, что рука моя отнялась бы в самом начале работы. Причина, почему рука кузнеца не утомляется, заключается в том, что она натренирована. Он упражнял ее на протяжении нескольких лет! Посмотрите на его мускулы и сухожилия. Хотите обрести сильную веру? Закаляйте ее. Послушайте вы, ленивые христиане, посещающие церкви, слушающие проповеди, размышляющие и ничего не делающие. Вы позволяете аду заполняться душами, вы слишком праздны для того, чтобы протянуть руку гибнущему. Вы видите, как грех течет по вашим улицам, и ничего не предпринимаете, чтобы остановить его поток. Меня не удивляет, что вы жалуетесь на малую веру. Вы делаете, но немного. Зачем Бог дает вам больше сил, чем вы можете использовать? Вера должна проявляться. Без этого она не возрастет. “Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов”. Посмотрите на жизнь Уитфилда. Он не жаловался на маловерие, разве что только тогда, когда проповедовал девять раз в неделю. Но когда делал это шестнадцать раз, то места для маловерия не оставалось. Посмотрите на жизнь Гриншоу. Где его сетования о недостатке веры? Неужели в двадцати четырех проповедях в неделю? Посмотрите на мальчишек, которые в зимнее время желают согреться у камина. Они растирают руки, пытаясь заставить кровь циркулировать быстрее. Они подталкивают друг друга поближе к огню, но это мало помогает. Но вот в комнату входит отец и говорит: “Так дело не пойдет. Так не согреетесь. Марш за работу. Сделайте то-то и то-то”. И вот они опять появляются в комнате и говорят: “Да, отец, там теплее”. Так и наша вера. Так должно происходить и с вами. Если хотите роста веры, марш за работу. Действительно, дела не спасают, но вера без дел мертва, она замерзает до смерти. Идите преподавать в воскресной школе, или идите и найдите нескольких оборванцев и накормите их, идите и посетите бедную старушку в ее лачуге, навестите умирающего. Потом вы непременно скажете: “Что-то случилось с моей верой, кажется, она выросла”. Раньше поливали вас, теперь поливаете вы.

И мой последний совет. Лучший способ усилить вашу веру состоит в общении со Христом. Если вы общаетесь со Христом, то не можете не верить. Когда Его левая рука находится под моей головой, а правой Он охватывает меня, я не могу сомневаться в Его любви ко мне. Когда мой Возлюбленный приглашает меня на Свой пир и усаживает за стол рядом с Собой, тогда я действительно верю. Когда я пирую с Ним, мое неверие исчезает. Разве не возрастала ваша вера, когда вас вели на зеленые пажити, когда вы лежали у вод тихих? Не усиливалась ли она, когда вы видели Его жезл и Его посох, даже если это было в долине смертной тени? А когда вы сидели у ног Его рядом с Марией или возлагали свою голову на Его грудь вместе с Иоанном, что происходило с вашей верой? Невозможно смотреть в лицо Христу и сомневаться. Сомнение может поселиться, когда вы не видите Его, но если вы живете в общении с Ним, то вы как, овечка из притчи Нафана, “которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь”, находитесь рядом с Господом. Вы должны верить, когда ваш Возлюбленный говорит вам: “Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!” Выйди из долины сомнений и поднимись на холм уверенности.

III. И в заключение я хочу сказать о том, до какой степени может вырасти вера, если мы будем бережно культивировать ее.

Может ли вера человека стать столь крепкой, что ее обладатель перестанет сомневаться? Мой ответ: “Нет”. Даже имеющий самую сильную веру временами будет впадать в отчаяние. Я предполагаю, что вряд ли когда-либо жил христианин, который никогда бы не имел сомнений. У всех детей Божиих время от времени будут возникать сомнения, несмотря на то, сколь сильны они в вере. Но скажите, может ли человек настолько вырастить свою веру, чтобы без колебаний верить: он — дитя Божье? Я решительно отвечу: “Да, может”. Человек может быть уверен в том, что он принят Господом так же, как он уверен в собственном существовании. И не только может. Есть среди нас такие, которые наслаждаются этим чувством в течение многих лет. Я не говорю, что все мы такие. Время от времени нас посещают сомнения, но я знаю и других. Один человек говорил мне, что в течение тридцати лет он почти неизменно наслаждался тем, что принят Христом. “Чувство вины, — говорил он, — посещало меня время от времени, я страдал от присутствия греха, но сила крови Христа неизменно превозмогала. Я впадал в отчаяние, но, тем не менее, я утверждаю, что в общем в течение тридцати лет я наслаждался самой полной гарантией того, что принят в Возлюбленном”. Я полагаю, что многих иногда посещает уныние, но они поют:

Но я знаю, в Кого я верю,

Никто меня с Христом не разлучит.

Я попробую описать состояние христианина. Он может быть беден, как сама бедность. Но он богат потому, что день завтрашний заботится о нем. Он отдает себя в руки Божьего провидения. Он верит, что Тот, Кто одевает лилии и кормит птиц небесных не оставит его ни нагим, ни голодным. Его мало волнует собственное состояние, он устремляется в плавание по потоку Провидение и плывет по нему мимо заболоченных грехом берегов, привлекательных дворцов и Ярмарки Суеты, хваля Господа. Он хочет, чтобы сказанное Давидом: “В Твоей руке дни мои…”, — отвечало желанию его сердца. Разразись шторм, Христос — его защита. Под изнуряющим солнцем Иисус будет его сенью. Надежда его “как бы якорь безопасный и крепкий”, ему не страшны ни бушующие ветры, ни ураганы. Пусть скрипит мачта, пусть стонут шпангоуты, наш герой спит спокойно: корабль в надежных руках, Сам Христос на мостике. Почва колеблется под ногами, но христианин говорит: “Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей”. Спросите его, на кого он уповает, он ответит: “На Христа”. Он говорит уверенно, без хвастовства. У него нет времени танцевать легкомысленный танец, он твердо стоит на скале доверия. Возможно, вы думаете, что он гордец? Увы, он скромный человек, вставший на колени пред крестом, но не пред людьми, он может смело посмотреть в лицо и сказать, что Иисус непременно исполнит то, что обещал, введет его в Небесную Страну. “Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет”.

И на смертном одре он положит голову на подушку обещания и выдохнет жизнь в Спасителя без борьбы или ропота, но с немым криком: “Победа! Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?” Всего этого может достичь вера при должном ее взращивании. Ищите возрождающей работы Святого Духа, ходите в заповедях Христа, и вы, которые являетесь карликами в вере, подобно Закхею, станете великанами. Пусть Господь позволит малым вырасти!

Тем же, кто не имеет веры во Христа, я скажу печальные слова, а именно: “Без веры угодить Богу невозможно”. Если ты не уверовал во Христа, то на тебе ежедневно пребывает гнев Божий. “Если кто не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его”. Я молю тебя, устремись ко Христу, доверься Ему. Он достоин веры. Кроме Него, больше не на кого положиться, Он желает принять тебя, Он приглашает тебя, истекает за тебя кровью. Он ходатайствует за тебя. Верь в Него, Он обещает: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Исполни и то, и другое. Поверь, а затем вырази свою веру в крещении, и Бог благословит тебя, и доведет до конца, и умножит веру. И все это для славы Божьей. Пусть Господь благословит всех вас!

Утро 18 июля 1858 г.