Великая борьба

Много месяцев я ношу в сердце эту проповедь. Она — дитя многих моих молитв. Я желаю и в проповеди, и в любом другом деле быть в полном распоряжении Господа. Я готов говорить запинающимся языком, если бы через это полнее достигались цели Божьи. Я готов абсолютно потерять красноречие, если бы через это лучше напитались духовной пищей, которая есть лишь в Иисусе Христе -воплотившемся Слове Божьем.

Я уверен, что проповедники должны прилежно готовиться к проповеди и отдать в служении нашему великому Учителю наилучшее, что имеем. Я читал о горстке греков, которые, сражаясь против целой армии персов, с истинно львиным мужеством защитили горный проход. Персидский разведчик, выслеживавший греков, доложил своему царю, что солдаты противника весьма жалкие существа, они, дескать, перед боем тратили время, расчесывая свои волосы! Король же дал этому сообщению другую оценку: люди, перед битвой приводящие в порядок волосы, очевидно, дорожат своей головой и перед лицом смерти не поддаются страху.

Если для распространения Божественных истин мы будем стараться использовать лучшие способы выражения, для наших противников это будет свидетельством, что за истину мы готовы принести еще большие жертвы. Бесстрашно вступим в бой против лжеучений, мирского образа жизни и греха! В нашем служении и проповеди должны господствовать не беспорядочные страсти, но тщательно взвешенные принципы. Не будем неряшливыми и небрежными, мы ведь надеемся победить! Мы не дол жны быть неряшливыми и неподготовленными людьми, так как это говорит о малодушии.

Делайте свое дело хорошо, и пусть все люди видят, что вы дорожите им и не хотите отступить от него. Перс, увидев наступающих воинов противника, сказал: «Эта презренная горстка людей не может рассчитывать на успех!» Однако стоящий рядом солдат не согласился: «Нет, они достигнут многого! Посмотри, как отполированы у них щиты и как блестят их доспехи». Если вы не спешите привести себя в порядок, будьте уверены, что люди непременно заметят вашу небрежность.

Если нам предстоит совершить большое дело для Христа – а это именно так,– то, поднимаясь на кафедру, мы не станем говорить все, что взбредет нам в голову. Если мы проповедуем ради Христа, то должны говорить как можно лучше, сознавая при этом, что люди побеждаются не блеском оружия и не красотой внешнего вида проповедника. Для достижения сердец есть более высокая сила, и я взираю и надеюсь на Бога – Вождя нашего войска. Пусть Он защитит истину! Но я не собираюсь идти на духовную брань вялым шагом и не поддаюсь сомнению. Мы слабы, но Господь, Бог наш, силен, и война, в которой участвуем,-не наша, а Божья. Это Он сражается с грехом и дьяволом.

Меня беспокоит одно: слишком глубокое чувство личной ответственности может ослабить действенность моей речи. Человек, сильно желая сделать что-либо очень хорошо, именно по этой причине не сделает дело так, как бы мог. Преувеличенное чувство ответственности может действовать парализующе. Как-то я посоветовал молодому человеку устроиться на хорошую работу. Его друзья тоже усиленно наставляли его старательно там работать. Благодаря настойчивым напутствиям он устроился туда и настолько добросовестно работал, что стал чрезвычайно нервным. Из страха не справиться со своими обязанностями он совершал ошибку за ошибкой, и в конце концов ему пришлось оставить это место работы. Из страха, как и что говорить, проповедник может все перепутать и забыть именно те пункты, на которые нужно было обратить внимание слушателей.

Мы должны готовиться к проповеди, но при этом и уповать на Господа, без Которого невозможно ни правильно начать проповедь, ни продолжить ее, ни закончить.

Если кто-либо будет блистательно говорить на тему, не имеющую практического значения, то плохо уже то, что он вообще говорит. Справедливо древнее изречение: «Бессмысленно высказывать „ценные мысли» о том, что не имеет никакой ценности». Можно с исключительным мастерством отшлифовать косточку вишни, но она все же остается лишь косточкой вишни, в то время как бриллиант, если он даже и плохо отшлифован, остается драгоценным камнем. На важном предмете стоит заострить внимание, если даже мы не сможем говорить о нем так, как этого требует тема.

Факты, которые мы сейчас рассмотрим, нужно взвесить. Я избрал их, потому что речь идет о неотложных современных истинах, и время, которое вы проведете, читая или слушая эту проповедь, не будет напрасным. Я искренне молюсь о том, чтобы последующие мысли послужили к дальнейшему размышлению и были полезны всем.

К счастью, тему, избранную мной, можно пояснить примерами. Как кузнец обучает ученика делать подковы непосредственно во время их изготовления, так и мы можем наши проповеди превращать в примеры содержащейся в них доктрины.

Повар, читая лекции о кулинарии, обучает своих учеников на собственных рецептах, и лучший способ пояснения – приготовить это блюдо перед слушателями.

Тема моей проповеди: духовная брань против греха и заблуждения. Наши отцы говорили «Стоять за истину — значит совершать дело Божье». За нее мы боремся -немногие против многих, слабые – против сильных. О, если бы мы могли показать себя хорошими воинами Иисуса Христа! Поэтому обратим внимание на три обстоятельства, которые имеют чрезвычайную важность.

Первое: наш арсенал – это богопухновенное Слово Божье.

Второе: наше войско – это Церковь живого Бога, призванная Им. Мы должны управлять ей под Его руководством.

Третье: наша сила, с помощью которой мы ведем сражение,– Дух Святой. Он дает нам силу жить и действовать, страдать и служить, расти и бороться, вести брань и побеждать. Третья тема наиважнейшая, несмотря на то, что мы излагаем ее в конце.

1. Наш арсенал – Слово Божье

Начну с арсенала. Для меня, я надеюсь также и для каждого из вас, – Библия является всеоружием Божьим. Для нас Слово Божье – «как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» (П. Песней 4, 4). Если мы нуждаемся в духовном оружии, нам нужно прийти сюда. Ищем ли мы меч или нам нужен щит для безопасности,– то и другое мы найдем в этой Книге. У людей может быть другой арсенал. У меня, признаюсь, другого нет. Если из моей жизни исключить эту Книгу, то у меня нет более никакого материала для проповеди. Если мне нельзя будет продолжать излагать истины, которые я нахожу на страницах Священного Писания, то у меня нет никакого интереса проповедовать. Есть ли что иное, кроме Слова Божьего, достойное проповеди? Братья, истина Божья – единственное сокровище, к которому мы стремимся, и Писание — единственное поле, на котором мы находим ее.

Нам не нужно ничего, кроме Божьих откровений

Блуждающие души никогда не придут к цели и не обретут покой, если они не ищут безошибочных Божьих откровений. Какое-то мгновение они могут даже хвалиться, будто удовлетворены последней, недавно найденной ими, «игрушкой», но через несколько месяцев они рвут на куски все идеи, которые раньше тщательно развивали и с радостью выставляли напоказ. Они поднимаются на гору только для того, чтобы снова спуститься вниз. Они говорят, что стремление к истине лучше, чем сама истина. Они любят рыбную ловлю больше, чем рыбу, что в их случае, пожалуй, правильно, так как их рыба очень мала и полна костей. Эти люди также велики в уничтожении собственных теорий, как некоторые нищие велики в раздирании своих одежд. Они как листья, носимые ветром, или «как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис. 57, 20). Хотя облако их идей не свидетельствует о присутствии Божьем, но все же оно постоянно движется перед ними, и как только они разобьют свои шатры, чтобы немного отдохнуть от бесплодных поисков, как оно вновь трогается с места и им нужно снова вытаскивать колышки. Эти люди никогда не ищут верного основания, их высшие принципы заключаются в том, что они избегают всякой твердой истины и охотнее идут к ложному свету, пусть даже это будут чистой воды словесные спекуляции. Это люди, всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (2 Тим. 3, 7).

Что касается нас, мы бросаем якорь только в гавани Слова Божьего. Здесь – наш покой, наша крепость, наша жизнь, наша сила, наша надежда и наше счастье. Слово Божье – наша первая и последняя инстанция. Наш разум утверждает: «Я нашел истину!» Наша совесть подтверждает, что это так и наше сердце имеет опору, на которую может положиться полностью.

Если бы Откровение Божье было недостаточно для нашей веры, что могли бы мы к нему добавить? Кто может ответить на этот вопрос? Даже после краткого размышления мы придем к выводу, что самые убедительные слова людей, добавленные к Слову Божьему, достойны осмеяния, и ткань истины Божьей состояла бы не из цельного куска. Но можно ли добавить тряпку к царскому одеянию? Можно ли уличную грязь накапливать в царской сокровищнице? Можно ли гальку из реки поместить вместе с ценными бриллиантами, украшающими царскую корону? Верить чему-либо больше, чем Слову Божьему, и проповедовать это людям – совсем нелепо. И, тем не менее, мы имеем дело с поколением людей, которые постоянно хотят открыть «новую» силу и «новое» Евангелие для своих церквей. Их одеяло кажется им не достаточно длинным, им хочется занять пару локтей смешанной ткани из шерсти и льна у унитариев (единственников), агностиков и даже у атеистов.

То здесь, то там слышно, что якобы найдена другая движущая сила, отличная от имеющейся в Писании. Но мы верим, что такие заявления являются лишь дерзкой рекламой ничтожества. Если даже и найдется какая-то иная сила, кроме описанной в Библии, то, я думаю, мы можем обойтись без нее. Писание, как и Бог во вселенной, – самодостаточно. В нем все – свет, и все, что нужно, открыто душе людей. Попытки решить проблемы человечества иными средствами обречены на провал.

Ситуация порой выглядит так, будто поезд сошел с рельс и не может ехать дальше. Стекаются зрители, прибывают вспомогательные локомотивы, подтягивают машины, чтобы убрать большое препятствие на пути. Однако ничего не сдвигается с места – сила машин недостаточна. И вдруг из толпы зрителей выбегает маленький мальчик и кричит: «Папа, если у машин мало силы, я дам вам в помощь свою лошадь-качалку».

В последнее время нам было предложено значительное количество «лошадок-качалок». В решении духовных проблем они, насколько я вижу, не многое сдвинули с места.

Но люди, предлагающие такую помощь, многое обещают. Я опасаюсь, что они подействовали больше во вред, чем на пользу. Они вызвали у людей насмешки и вытеснили из церквей слушателей, которые раньше с радостью шли туда. Взамен старого Евангелия на их обозрение были выставлены «новые игрушки», и люди, немного посмотрев на них, ушли в другие «магазины». «Хорошие новые игрушки» не принесли и не принесут ничего хорошего. Слово Божье абсолютно самодостаточно для всех времен и способно привлекать человеческие души и благословлять их. Новые же теории очень скоро доказывают свою ошибочность.

«Но,– воскликнет некто,– мы должны иметь и собственные мысли». Мой брат, размышлять вы должны, но мысли Божьи лучше ваших. Вы можете распространять ваши «хорошие» мысли в таком же количестве, как осенний ветер разносит опавшие листья, но есть Некто, Кто больше знает ваши мысли, чем вы, и мало их одобряет. Не написано ли: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны»? (Пс. 93, 11). Поставить наши мысли на один уровень с великими мыслями Божьими было бы большим безумием. Хотим ли мы принести свои лампады, чтобы осветить солнце? Принести наше ничто, чтобы наполнить вечное мироздание?

Перед Господом лучше молчать, чем мечтать о дополнении к тому, что Он сказал. Слово Господа соотносится с человеческими понятиями, как сад и пустыня. Если вы придерживаетесь Священного Писания, тогда вы в той стране, где течет молоко и мед. Неужели к этой пище нужно добавлять песок пустыни?

Не пытайтесь что-либо удалить из Священной Книги

Если вы встречаете в Писании трудный стих, оставьте его, проповедуйте об этой истине тогда, когда она будет открыта вам. То, что Бог посчитал нужным открыть нам, о том и должны мы проповедовать. Это не слишком великое требование. Ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мат. 4, 4).

Всякую открытую вам истину произносите вовремя

Не блуждайте в поисках иной темы, при бесконечном богатстве Священного Писания, открытого вам. Это совсем не нужно. Орудия нашей сокровищницы – наилучшие, так как они оправдали себя. Может быть, молодые труженики еще мало упражнялись в изучении Слова Божьего, но поседевшие христиане могут заверить, что испытали Слово, как серебро испытывается в плавильной печи, и оно прошло все испытания.

Один теолог наших дней сказал: «Когда нападающие сейчас на Слово Божье умрут,– над их могилой все равно будут звучать слова из Вечной Книги. Из нее не будет упущен ни один стих. От первой страницы книги Бытия и до последней страницы книги Откровения все останется неизменным».

Некоторые из нас много лет подряд жили в ежедневной борьбе и беспрестанно пользовались Словом Божьим. Мы можем заверить вас, что оно пригодно для использования при всякой нужде. Даже после того, как мы употребим этот обоюдоострый меч против брони или железных щитов, мы не найдем на его лезвии и царапины. В брани он не сломается и не затупится. Даже после схватки с дьяволом он не потерпел вреда. Слово Божье сегодня самое могущественное, каким оно было в руках нашего Господа Иисуса.

Воспоминания о множестве побед, приобретенных мечом духовным, укрепляют нас. Слышал ли кто из вас, чтобы какое-либо другое учение, помимо Слова Божьего производило покаяние? Я бы охотно приобрел список покаяний, которые произвела новая теология. Я не могу сказать, что бы я с ним делал, но хотя бы увеличил его тираж; на один экземпляр для подтверждения успеха «преуспевающей» теологии. Но, помилуйте, может ли вызвать покаяние учение всепримирения? Произойдет ли обращение грешников и зародится ли у них вера и любовь ко Христу через учение о том, что смерть Господа является лишь великим примером, но не заступнической жертвой? Может ли случиться покаяние через Евангелие, из которого вытравили саму суть Евангелия? Говорят, чудеса никогда не кончаются, но таковые чудеса никогда не начнутся.

Пусть испытавшие на себе воздействие этих учений засвидетельствуют об изменении своего сердца и дадут нам возможность испытать эти учения. Тогда мы можем взвесить, стоит ли оставлять Слово Божье, которое испытано в сотнях и тысячах случаев и показало себя действенным для нашего спасения.

Мы знаем, почему некоторые теологи насмехаются над покаяниями. Истинные покаяния, это грозди, которые не доступны таковым лисицам и поэтому они слишком кислы для них. Мы верим в рождение свыше, ожидаем увидеть его еще много раз и потому останемся со Словом истины, через которое Дух Святой свершает возрождение. Одним словом: в нашей брани мы остаемся при старом оружии, мече духовном, пока не найдем лучшего. «Нет ему подобного; дай мне его» (1 Цар. 21, 9). Это наш лозунг.

Как часто мы получаем глубокое утешение через Слово Божье! Тяжело иметь дело с разбитыми сердцами. Я чувствовал себя совершенно неспособным, когда пытался освободить узника из замка отчаяния! Как тяжело пробудить в малодушных надежду! Грешник, наполненный страхом, использует всякий аргумент для доказательства, что он не может быть спасен. Как часто я пытался поймать «раненую дичь» через всякое знакомое мне искусство. Когда я почти схватывал ее, это создание рыло себе нору! Вымыслы, сомнения так же многочисленны, как и искусные приемы самонадеянности. И невозможно пролить свет в темницу сомнения иначе, как только через окна Слова Божьего. В Писании есть бальзам для всякой раны и исцеляющий елей для всякого нарыва. Часто мы использовали Слово Господа как «чашу утешения», и она всегда вдохновляла малодушных. Мы знаем, что говорим, так как видели благословенные факты: слова истины, запечатленные в сердце Духом Святым, приносили мир и радость тем, которые сидели во тьме и долине смертной тени.

Мы наблюдали совершенство Слова также и в назидании верующих, в наставлении их в праведности, святости и в научении добрым делам. В наши дни часто говорят об «этической» стороне Евангелия. Мне жалко тех, для которых это – нечто новое. Разве они раньше не видели этого? Не бывает истинного учения, которое не приносило бы добрые плоды. Пайсон мудро сказал: «Если какой-либо факт, учение или обетование Библии не имеет практического воздействия на ваш темперамент или на ваше поведение, то будьте уверены, что вы верите не по-настоящему». Всякое учение Писания имеет свою практическую цель и влечет за собой практический результат.

Если вам кажется, что дерево приносит меньше плодов, чем вы бы того желали, не спешите срубить и выкопать его с корнем,– плодов не будет совсем. Истинный корень святой жизни – это Евангелие Господа Иисуса Христа. Если же вы, желая достичь большего плодоношения, отвергнете и уничтожите его, то совершите непоправимую ошибку. Мы знаем, что весть о благодати производит высшую нравственную мораль, бескомпромиссную честность, чистую нежность, и, что более всего ценно, глубокую святость. В жизни искренних христиан мы видим ежедневное посвящение, спокойную твердость в часы страданий и радостную уверенность перед лицом смерти. Такие факты не единичны и являются результатом истинной веры в Писание вообще. Мы видели, как опустившиеся люди отдаются Христу и живут далее для Него, так что наши сердца с глубокой благодарностью преклонялись перед Богом благодати. Потому мы говорим: «Есть истинное Евангелие, которое может изменять жизнь людей».

Мы не говорим много высокоморальных изречений как некоторые, но мы и не хотим жить по старой пословице: «Заходите к нам, если хотите слышать о добрых делах, но, если хотите их видеть, идите в другое место». Иногда бывает много слов, но мало дела, много шума, но мало толку. Некоторые проповедуют добрые дела так активно, что в их церковном кругу едва ли еще найдешь истинного христианина, в то время как другие возвещают слово о кресте и грешники освящаются и, как отяжеленные плодами ветви, служат к славе Божьей. Поскольку мы видели жатву, возрастающую из евангельского семени, то не будем изменять ему, ориентируясь на предписания сего причудливого века.

Мы видели и испытали благотворное действие Слова Божьего на тех, кто находился на одре болезни. Несколько дней назад я стоял у постели одного из наших пресвитеров и разговаривал с ним. Друзья, это было небо на земле! Даже на браке я никогда не испытывал столько радости, как в его тихой комнате. Он надеялся вскоре быть у Господа и радовался этому: «Я не вижу туч над собой, мое сердце не омрачает ни сомнение, ни беспокойство, ни нужда. Во мне нет даже какого-либо желания продлить временную жизнь. Весть, которую вы проповедовали, была достаточна для меня при жизни и сейчас при смерти она тоже достаточна. Мой покой основан на силе драгоценной Крови Христа, и это твердое основание. Какими нелепыми кажутся мне сейчас все сочинения людей в сравнении с Евангелием! Я читал некоторые из них и обратил внимание, что многие атакуют старую веру. Но теперь, у порога вечности, их нападки мне кажутся совсем бессмысленными. Что может дать мне сейчас какое-либо новое модное учение?»

Я возвратился со своего посещения умирающего пресвитера очень радостным и укрепленным, и сам был немало утешен, так как весть, которую я постоянно проповедовал, послужил а таким благословением для моего друга. Если Бог благословил Свою весть даже в устах такого убогого орудия, каким являюсь я, то Слово Божье само по себе есть нечто весьма доброе. Я никогда не бываю так счастлив, как в тот день, когда слышу свидетельство умирающего, имеющего полный мир и покой благодаря действию вечного Евангелия благодати Божьей. Если вы проповедуете то, что делает людей способными без страха смотреть в лицо смерти, то вы проповедуете не что иное, как старое доброе Евангелие.

Братья, препояшемся всеоружием Божьим, которое Сам Бог даровал нам в Писании. Эти доспехи уже много раз испытаны, и никакая часть из них не показала себя неисправной.

Кроме того, мы держимся Слова Божьего потому, что на себе испытали его власть и силу. Прошло не так много времени и мы не забыли, как Слово Божье, подобное молоту, сокрушило наше каменное сердце и овладело нашей строптивой волей. Посредством Слова Божьего мы были приведены ко кресту, примирены с Богом и утешены. Слово вдохнуло в нас новую жизнь, когда мы впервые осознали, что являемся детьми Божьими, именно тогда мы почувствовали изменяющую силу Евангелия. Дух Святой способствовал нашему спасению через Священное Писание. Наше покаяние мы объясняем лишь действием Слова Божьего. Для нашего обращения Бог мог использовать речь какого-либо проповедника или какую-либо книгу, но все равно к познанию спасения во Христе Иисусе нас привело не слово человеческое и не мысли человеческие о Слове Божьем, но само Слово.

Покаяние – не плод человеческих доводов, силы красноречия или морального убеждения. Покаяние – это результат действия всемогущего Духа Святого, Который Сам запечатлел в нашем сердце Слово. Именно Слово Божье дало нам мир, покой и радость через веру. Мы – Его собственность, и Он ведет нас повсюду как добровольных узников Его благодати. Пусть никто не удивляется, что мы теперь строго придерживаемся Слова Божьего!

Согласитесь, со времени вашего покаяния Священное Писание очень часто было для вас всем во всём! Возможно, у вас были моменты духовной слабости, но не были ли вы восстановлены посредством драгоценных, укрепляющих душу, обетовании вечного Бога? Обетование, запечатленное в сердце, быстро оживляет его, и оно вновь бьется с прежней силой. Аптекари рекламируют воду, которая обновляет жизненные силы, и эликсиры, укрепляющие тело, но Слово Божье для нас несравненно драгоценней. В тяжелых, сильных искушениях и горьких страданиях Слово Божье охраняло нас. Мы научились переносить уныние, подавляющее нашу надежду, и разочарование, ранящее наше сердце, потому что обетования, найденные в Библии, стали для нас сокровенным, никогда не иссякающим источником вдохновения.

Братья, мы испытали, что Слово Божье может поднять нас к Богу, к небесам. Когда вы изучаете книги, противоречащие Писанию, не появляется ли у вас впечатление, что вас тянут вниз? Я знаю людей, на которых еретическая литература влияла как смертельно ядовитая атмосфера.

Я должен также предупредить, что пренебрежение чтением Библии повлечет за собой заметное снижение духовной жизни. Не случалось ли и с вами так, что какая-то книга казалась вам чем-то большим и значительным, вы смотрели на нее как на вершину, к которой стремитесь? Но вот книга прочитана, вы уже достигли этой вершины, но выше не поднялись. Поверьте, бессмысленно тратить драгоценное время на многие книги.

Создавалось ли у вас когда-либо впечатление, что учение Священного Писания тянет вас вниз? – Никогда! Напротив, насколько ваша душа захвачена Священным Писанием, настолько вы воспаряете ввысь. После уединенного чтения Библии вы не возвратитесь без сознания близости к Богу. Молитвенное изучение Слова -не только средство к наставлению, но и упражнение, при котором всегда действует сила благодати, преобразующая нас в образ Божий.

Есть ли что-либо равное по своему значению Слову Божьему?

Читая о жизни таких мужей, как Бакстер, Буньян, Торрей и многих других, я сравниваю себя с человеком, который после длинного изнурительного путешествия, пыльный и усталый, может наконец омыться в чистом источнике. Это происходит оттого, что эти мужи воплощали Священное Писание в своей жизни и подтверждали его всем своим хождением. Им была ведома «баня водная посредством Слова», что необходимо и нам. Мы должны обогатиться там же, где они. Видеть действия истины Божьей в жизни святых мужей полезно, это укрепляет веру и приводит к святой ревности. Наполняясь же из других источников, мы никогда не придем к решительной отдаче Господу.

Читая современные вавилонские книги, вы попадете под влияние чуждого духа и удалитесь от Господа. Неплохая, за небольшим исключением, книга иногда может причинить вам больше вреда, чем явно плохая. Читая новейшие книги, можно не обнаружить в них явного заблуждения, но понять, что в них что-то перепутано. Уровень духовной жизни от таких книг опускается на ступень ниже, поэтому будьте настороже!

Много вреда можно потерпеть и от теологов, выдающих себя говорящими на языке Иерусалима, на самом же деле они вполовину говорят по-азотски (Неем. 13,24). Они смутят ваш дух и запятнают вашу веру.

Читая же Библию, вы всегда будете спокойны и уверенны. Каждая ее страница несет в себе дуновение жизни и здоровья. Если вы будете крепко держаться данной Богом Книги, то никогда не потерпите вреда. Она – источник нравственного богатства и духовной красоты. В ней -истинная пища мужей Божьих. Она – истинный хлеб!

В течение 40 лет проповедуя Евангелие и напечатав более двух тысяч проповедей, я с полным убеждением говорю о совершенстве и богатстве Библии. Она – неисчерпаема. Свежесть и живость нашего благовествования никогда не ослабеют, если мы будем крепко держаться текста святой Книги. Многообразие Слова Божьего так же бесконечно, как его совершенство. За 40 лет проповеднической деятельности я коснулся лишь кромки Божественной истины, но какая сила истекла оттуда! Слово, как и его Автор, безгранично, неизмеримо и бесконечно. Если бы вам было поручено проповедовать на протяжении вечности, в Писании достаточно материала, соответствующего этому великому заданию.

Так как Господь обеспечил нас таким неисчерпаемым богатством, то мы не нуждаемся в ином, и намерены использовать лишь Слово Божье, притом с величайшей ревностью. Надеюсь, что никто из вас не думает иначе и намерен познавать Библию еще лучше. Знаем ли мы Святую Книгу хотя бы наполовину? Позаботились ли мы о совершенном познании Слова Божьего, как этого достигли многие поклонники классиков? Находим ли в Писании новые откровения? Должно ли так быть? Есть ли какая часть в Слове Божьем, которую вы еще не прочли? Меня тронуло признание одного брата: «Если я не прочту Писание от начала до конца, то опасаюсь никогда не познать некоторые богодухновенные истины». Поэтому он решил читать книги Библии по порядку, и, сделав это однажды, не изменил этой привычке при последующих чтениях. Кто упустил это, незамедлительно начните исправлять упущенное. Я с радостью смотрю, как некоторые братья быстро находят в Священном Писании надлежащее место и затем приводят параллельное, а нередко и третье, которое как бы обобщает все. Создается впечатление, что они, уверенно зная Библию, пользуются ее изречениями, которые словно стрела, точно попадают в цель. У них Библия не только в руках, но и в сердце. Это драгоценная помощь для служителя Слова. Хорошо знающий текст Писания является хорошим богословом.

Некоторые же братья в этом деле еще слабы и редко правильно приводят стих из Библии. Для слушателей такие проповеди звучат как фальшивая нота. К сожалению, иные проповедники добавляют к стиху Священного Писания или убавляют какое-либо слово. То есть, они ухудшают язык Писания. Наше почтение перед великим Автором Писания должно исключить всякую небрежность в цитировании Его Слова. Никакое искажение Писания никоим образом не может быть принято нами. Кто верит в богодухновенные Библии, должен приложить больше усилия, чтобы, излагая Писание, быть точным.

Иные высокопоставленные люди видят в Писании «заблуждения» и находят себя компетентными исправлять язык Всевышнего. Мы же, веруя Господу и принимая именно те слова, которыми Он пользуется, не должны делать таких дерзких попыток. Мы хотим приводить слова Божьи так, как они написаны в точнейшем переводе, и будет еще лучше, если мы изучим оригинальный текст и сможем обоснованно сказать, где наш перевод передает неверный смысл. Сколько беды может получиться от случайного изменения Слова! И, напротив, благо тем, которые находятся в согласии с Божественным учением и познают его смысл так, как их учит Дух Святой! Этого благословения стоит достичь любой ценой.

Имея благодать Божью, будем больше верить Слову

Есть два рода веры. Вы верите в верность собранных здесь братьев, но к некоторым из них у вас особое доверие, потому что в часы страданий они пришли к вам на помощь и вели себя в трудностях как братья. Вы доверяете им абсолютно. Верьте и еще раз верьте данной Богом Книге. Верьте в ней всему, верьте полностью, верьте ей всем своим существом. Пусть истины Писания станут основными факторами, влияющими на вашу жизнь, и сильнейшими движущими мотивами в вашем служении. Пусть величайшие события библейской истории будут воспринимаемы вами с таким же доверием, как любое событие, происшедшее в домашнем кругу или среди близких друзей. Пусть факты, описанные в Библии, будут для вас так же реальны, как ваше собственное тело с его болями, страданиями и желаниями. Оставим область фантазии и воображения, и погрузимся в поток истины, который станет для нас неисчерпаемым источником вдохновения. Кто силен в Слове, тот силен и в деле.

Мы должны чаще цитировать Священное Писание

Людям нужны сегодня проповеди, излагающие смысл Писания. Если они даже и не любят их, тем более есть основание проповедовать им Слово Божье. Евангелие имеет редкое свойство: через слышание его истин пробуждается расположение к нему. Слушатели ли Библии, если они действительно слушают, начинают любить Библию. Однако цитирование библейских стихов без пояснения – не лучший метод построения проповеди. Некоторые испытали его, и я не сомневаюсь, что Бог их благословил, потому что намного лучше цитировать библейские стихи, чем давать волю собственным бедным мыслям. Когда мы цитируем Писание, есть хотя бы о чем подумать и вспомнить. Но не нужно цитировать библейские стихи подряд, а лишь те, которые придают проповеди остроту и проницательность. Они усилят проповедь. Слово Божье подтверждает истины, изложенные в ней. Спор заканчивается, если мы можем сказать: «Так написано!» Во многих случаях в сердцах и совести наших слушателей буря смолкает только тогда, когда говорит Господь. «Так говорит Господь», – это высказывание означает для христиан конец всех дебатов, и даже неверующие не могут противостать Писанию без того, чтобы не противостоять Духу Божьему. Чтобы говорить с убеждением, будем говорить соответственно Писанию.

Мы должны решиться не проповедовать ничего, кроме Слова Божьего

Тот факт, что большинство людей отворачивается от Евангелия, свидетельствует о том, что в собраниях христиан они часто не слышат его разъяснения. Возможно, вы знаете историю о царе, ежедневно приглашавшем многих жителей на обед. Слуги царя в определенные дни выходили и созывали народ. Но спустя некоторое время люди перестали приходить на торжества. Число гостей постоянно уменьшалось. Царь узнал, что причиной такого отношения к званным обедам было низкое качество пиши и серьезно выговорил слугам, позволившим готовить недоброкачественную пищу.

Не смешали ли некоторые проповедники добротную евангельскую пишу с пустыми безжизненными рассуждениями?! Может, поэтому люди не посещают богослужения?

Итак, мы решили полнее, чем до сих пор, использовать то, что Бог даровал нам в Своей Книге, так как мы уверены в богодухновенности Слова Божьего. Я хочу повторить еще раз: мы уверены в богодухновенности Слова Божьего! Против богодухновенности Библии ведутся многочисленные атаки. Для истинного христианина полная богодухновенности Священного Писания – факт, а не теория или гипотеза. Если же вы принимаете теории, которые уменьшают авторитет какого-либо места Писания, то в конце концов вы останетесь вообще без веры в богодухновенности Библии.

Если эта Книга не отличается непогрешимостью, то где мы должны найти непогрешпмостъ?

Можно ли верить, что наша Библия не права, а ее критики правы? Неужели старое серебро обесценилось, а мусор, который приносят взамен его, по ценности равен золоту?! Юнцы, освеженные чтением новейших романов, вносят поправки в учение отцов, имеющих духовный вес и характер. Учение, сформированное одним из наиболее богобоязненных поколений, высмеивается как чистая глупость. Для этих критиков нет ничего более ненавистного, как то, что несет в себе дух пуританства. Верить ли нам, что эти «ученые» непогрешимы? Если ты, читая свою Библию, обрадован ее обетованиями, то пойдешь ли на следующий день к ученому человеку, поселившемуся в доме священника, чтобы спросить, относится ли это место Писания к богодухновенности Слову Божьему или оно имеет сомнительный авторитет? Неужели тебе необходимо узнать, действительно ли оно написано Исайей? Если мы пойдем этим путем, то мало-помалу научимся так сомневаться и критиковать, что только некоторые из «глубоко мыслящих» будут знать, что есть истинное Слово Божье, а что нет, и они будут предписывать это всем остальным. Но мы верим, что Бог открывается скорее несовершенным, чем мудрым и разумным. Мы не пренебрегаем ученостью, но никогда не скажем о культуре, науке или критике: «Это боги твои, Израиль!»

Знаете ли вы почему степень богодухновенности Священного Писания хотят умалить и снизить до невероятно малой величины? – Потому что хотят вытеснить истину Божью. Чтобы достичь этого, прибегают к разного рода темным приемам. Если вы пойдете в магазин вечером, чтобы купить ткань, а продавец, как только вы пришли, приглушил бы свет, то вы не захотели бы покупать ее, так как заподозрили, что вам пытаются продать плохую вещь. У меня больше, чем подозрение, что именно таков замысел тех, кто умаляет богодухновенности Священного Писания. Когда какой-либо человек начинает сомневаться в богодухновенности и отвергать ее, то он делает это лишь потому, что в отношении Писания имеет недобрые намерения, которые не так легко осуществить при ярком свете богодухновенности.

Братья, мы охотно приписываем Слову Божьему совершенную Богодухновенность и смело говорим: если наши проповеди не соответствуют Слову Божьему, то в них «нет света» (Иоан. 11,10). Мы желаем быть испытаны посредством Библии и считаем ценнейшими тех слушателей, которые ежедневно исследуют Писания, «точно ли это так» (Деян. 17, 11.) Но тем, которые хотят умалить Богодухновенность Библии, мы не уступим и не подчинимся ни на час!

Кто-то возразит: «Но нужно же считаться с достижениями науки». Нет людей, готовых с большим желанием принять соответствующие истине выводы науки, чем мы. Но что они понимают под наукой? Непогрешимо ли то, что называют «наукой»? Очень мало современных научных теорий живут более 20 лет, и уж совсем немногие увидят первый день последующего столетия. Мы летим сейчас с такой скоростью, что пролетаем мимо ряда новых научных гипотез, как мимо телеграфных столбов, когда едем в скором поезде. Я доверяю науке, но не той, которая зовется лжеименным знанием (1 Тим. 6, 20).

Никакой подтвердившийся в природе факт не противоречит Божественному откровению

Мы не можем и не хотим объединить с Библией «миловидные» спекуляции претендующих на научность. Если принимать во внимание факты, наука никогда не противоречит Писанию. Но скорые заключения, и результаты спекулятивных классификаций, сделанные якобы на основании фактов, противоречат Писанию. Фальшь не согласуется с истиной.

Две группы людей натворили великую беду, и ни одна из них в этом деле не может рассматриваться в качестве судьи: обе недостойны. Судить об истине может только тот, кто знает обе стороны дела. Представителем первой группы является неверующий ученый. Если встанет вопрос: согласуется ли наука с верой, он не сможет дать ответ. Что он знает о вере? Что он может о ней знать? Тот, кто хочет ответить на этот вопрос, должен знать обе его стороны. Представитель второй группы лучше, но может натворить еще большую беду. Я имею в виду неученого христианина, который напрягает свой разум, чтобы примирить Библию с наукой. Было бы лучше, если бы он никогда не начинал такое «ремонтное» дело, потому что он или извратит Библию, или исказит науку. Его решение вскоре признают неверным, и затем раздастся возглас, что Писание в очередной раз потерпело поражение. Совсем нет – поражение потерпел тот, кто нанес на истину ненужный налет.

Я знаю дорогого брата, пишущего огромную книгу, чтобы доказать, что шесть дней творения представляют собой шесть больших геологических периодов, и он показывает, как геологические пласты и их организмы, согласуясь с порядком истории творения, следуют друг за другом в первой книге Моисея. Может быть это так, а, может, и нет, но если бы кто-либо в течение ближайшего времени доказал, что пласты находятся не в том порядке, как написано в книге, что бы я мог возразить? Я бы сказал, что Библия никогда не учила о том, что написано в книге этого брата. Библия говорит: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Это оставляет довольно длинный период времени для всяческих эпох и периодов до начала дней творения.

Затем мы подходим к шести дням, в которые сотворил Бог небо и землю, а в седьмой день почил. Ничего в этом описании не говорит о длинных периодах, но, наоборот: «и был вечер, и было утро: день один». Я не утверждаю здесь никакой теории, но скажу просто, что толстая книга нашего друга является всего лишь ветром. Библия не ответственна за толкование этого автора. Верно то, что его теория покоится на некоем сходстве, которое он видит между органической жизнью эпох и описанием семи дней. Но это можно объяснить и тем, что Бог обычно действует по определенному порядку и в длинных, и в коротких периодах. Я не много понимаю в этом вопросе и не стремлюсь к этому. В большинстве случаев мы поступим лучше, если оставим какое-либо затруднение в толковании там, где оно есть, чем вызовем новое затруднение посредством нашей теории. Зачем делать вторую дыру в котле, чтобы исправить первую, особенно тогда, когда первой дыры вообще нет и котел не нуждается в исправлении? Верьте всему в науке, что доказано; это не слишком много. Не бойтесь, что ваша вера будет перегружена, но прежде всего верьте всему, что ясно написано в Слове, доказано оно внешним свидетельством или нет. Если говорит Бог, нет нужды в доказательстве, если Он сказал – того доказательства достаточно.

Я хочу еще сказать, что, опровергая какое-либо истолкование, не нужно опасаться, будто мы повредим истине Писания. Мы лишь сжигаем деревянные палисадники, с помощью которых «благонамеренные мужи» думали защитить непреступную крепость, не нуждающуюся в защите.

Некоторые говорят нам, чтобы мы оставили определенную часть нашей старомодной теологии, дабы спасти хотя бы некоторых людей.

Представим себе такую картину: мы едем на телеге по степям России и вдруг обнаруживаем, что нас преследуют волки. Лошади неистово скачут, но волки настигают нас! Вот они! Не видите ли вы их пылающие глаза? Что мы должны делать? И тут поступает предложение сбросить одного или двух детей. Пока волки сожрут ребенка, мы немного опередим стаю хищников. Но если они догонят нас вновь, что тогда? Ну, смелее, муж;, сбрасывай свою жену! «…За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2, 4).

Отрекись почти от всякой истины в надежде спасти ее. Отбрось богодухновенность Писания, и пусть критики растерзают ее, как «старинную теологию». Это будет хорошим праздником для волков. Господа, дающие нам мудрый совет, будут рады видеть, что часть за частью рвется учение о благодати. Отбрось учение о врожденной испорченности человека, о вечном наказании и о действенности молитвы. Как чудесно мы облегчили нашу телегу! Но вот еще другой бросок: пожертвуй великой Жертвой! Откажитесь от примирения! Братья, этот совет опасен и смертоносен. Нам нужно или бежать от этих волков со всем, что у нас есть, или погибнуть. Истина должна быть полной истиной. Никогда не будем пытаться спасти истину путем отказа от одной ее части. Эта уступка заключает в себе измену Богу и принесет разочарование для нас самих.

Нам говорят, если мы сделаем небольшую уступку, то и противники нам уступят. Но нам нет дела до того, что они будут делать, так как не имеем и малейшего страха перед ними. Они не царственные победители, за которых они себя считают. Мы не умоляем их о пощаде. Мы мыслим так, как тот воин, которому были предложены подарки, чтобы переманить его на свою сторону. Он ответил: «Греки ищут славы не в подарках, но в трофеях». С помощью меча духовного мы будем сражаться за истину и не отдадим малейшей ее части ради снисхождения врагу. Мы будем возвещать истину Божью как истину Божью и будем держаться ее не потому, что умы философов дают на это согласие. Если ученые готовы согласиться с тем, что некоторая часть Библии достойна веры, то мы не должны благодарить их, потому что верим Писанию и без их резолюций. Их одобрение для нашей веры не имеет большего значения, чем диагноз об остроте зрения, поставленный орлу кротом. Бог с нами и мы не жел аем упускать ни одной части откровения Божьего, но стремимся к тому, чтобы в конце пути сказать: «…Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божью» (Деян. 20, 27).

Большая беда может получиться как из-за упущения какой-то части истины, так и от прибавления к ней какого-либо чуждого элемента.

Конечно, не все люди согласятся со мной, если я скажу, что добавление к Слову Божьему детского крещения, которого в действительности там нет,– это беда. Учение о возрождении посредством крещения было внесено в теологию на плечах детского крещения. Я получал письма от миссионеров не баптистов, но методистов и независимых, которые сообщали мне: «Мы обнаружили группу людей, – детей христиан, покаявшихся ранее. Они были крещены в детстве и поэтому носят имя христиан, но они ни на йоту не лучше язычников, живущих вокруг них. Они, пожалуй, думают, что благодаря крещению являются христианами, да и язычники тоже считают их таковыми, но их недобрая жизнь является постоянным соблазном и страшным нарушением норм морали». Я знаю много таких случаев и хотел бы использовать этот факт всего лишь как иллюстрацию.

Если же вы пренебрежете какой-либо великой истиной, из этого тоже выйдет зло. Упущение истин, вселяющих в человека святой страх, приносит печальнейшие результаты. Один возлюбленный брат в последнее время в своих статьях настойчиво писал: «Слабость новейших проповедей заключается в том, что в них игнорируется праведность Божья и суд над грехом». Это свидетельство верно, и беда, которую он рассматривает, неизмеримо велика. Упуская негативную и строгую часть истины, мы можем ослабить силу всех других истин, которые проповедуем. Поступая так, мы похитим из подвига Христа красоту избавления нас от грядущего гнева (1 Фес. 1, 10), ее славу и настоятельность. Братья! Ничего не упускайте из Писаний.

Будьте также достаточно мужественны проповедовать непопулярные истины. Беда, вызванная тем, когда мы нечто прибавляем к Слову Господа или убавляем, может и не проявится в наше время, но если она созреет в другом поколении, мы также будем виновны. Я не сомневаюсь, что именно упущение определенных истин в древней церкви позже привело к большим заблуждениям, и некоторые добавления, кажущиеся сами по себе безобидными, привели к ритуализму, а позже и к великому отступлению. Будьте очень точными! Ни на дюйм и ни на миллиметр не переступайте границу Писания. Оставайтесь верными Слову Божьему, тому, чему научил вас Дух Святой, и не утаивайте ничего, что Он открыл вам. Не берите на себя смелость умалять установлений Иисуса Христа: крещение и вечерю Господню. Но и не преувеличивайте значение этих установлений, будто это магически действующие средства благодати, как это делали некоторые суеверные. Оставайтесь на основании, полученном через откровения Духа Святого. Помните, что вам предстоит дать отчет. Если же вы торговали истиной, то время отчета не принесет вам радости.

Вспомните историю о Гилиппе, которому Лизандер поручил доставить несколько завязанных и опечатанных сверху мешков с золотом. Гилипп распорол мешки снизу и похитил часть золотых слитков, а затем вновь тщательно зашил отверстия. Печати нарушены не были. Но когда Лизандер вскрыл мешки, оказалось, что в каждом из них был перечень содержимого, и вор был разоблачен.

Истины Слова Божьего подтверждают сами себя, так что вы не можете изменить одну часть без того, чтобы другая не предъявила вам обвинение. Как вы хотите ответить в день оный, если вы добавляли нечто к Слову Господа или убавляли? Я не могу решать за вас, что вы должны считать истиной Божьей, но если вам открыта истина, проповедуйте ее полностью, проповедуйте определенно и ясно. Если я уклонюсь от вашего толкования или вы от моего, мы все же не сильно уклонимся друг от друга, если мы будем держаться Писания, и если будем одинаково честны и богобоязненны. Путь к миру лежит через честное высказывание убеждений в силе Духа Святого.

Мы берем на себя обязанность проповедовать то, что есть в Слове Божьем, ясно и понятно

Неопределенные и расплывчатые проповеди многих являются неверным отношением к Слову Божьему. Можно годами слушать их проповеди и все равно не знать, во что они верят. Я слышал о предусмотрительном пасторе, которого спросил один из его слушателей: «Что вы думаете о примирении?» Он ответил: «Мой дорогой, это именно то, что я до сих пор еще никому не говорил, и вы также не дознаетесь этого у меня». Это очень сомнительная недостойная проповедника Евангелия мораль. Я опасаюсь, что он не один в своем воздержании. Многие не решаются произнести за кафедрой того, что они говорят «по секрету» в частном собрании. Честно ли это?

Один усердный учитель объяснил детям, что земля имеет плоскую форму, как блин, а солнце ежедневно вращается вокруг нее. Некоторые ученики принесли это знание домой. Один возмущенный отец пришел вместе с сыном к учителю: «Чему вы, собственно, учите детей?! По-вашему земля шарообразная или плоская?» «Это зависит от мнения родителей»,– лукаво увернулся от ответственности незадачливый учитель.

Я подозреваю, что толкования некоторых пасторов очень во многом зависят от взглядов лучших плательщиков взносов. Это – тяжкое преступление. Если мы по той или другой причине даем двоякое наставление -результат всегда будет весьма плохой и опасный.

Один человек пришел к проповеднику и попросил у него взаймы денег. «Почему вы пришли именно ко мне?» -поинтересовался проповедник. Нищий ответил: «Я уверен, что вы помогли бы мне, если бы знали, какую большую пользу принесло мне ваше благословенное служение!» «Какую же?» – не терпелось узнать проповеднику. «Когда я впервые услышал вас, то не опечалился ни ради Бога, ни ради дьявола, и пришел к выводу, что нужно терпеть обоих». Неудивительно, что под воздействием переменчивых речей некоторых проповедников люди научаются любить ложь и фальшь? Если проповедник будет восхищаться Моисеем и Аароном, но ни слова не скажет также против Ианния и Иамврия, какие взгляды сформируются у слушателей? Мы должны проповедовать Евангелие так, чтобы слушатели ясно понимали его. «Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 Кор. 14, 8). Не смущайте слушателей сомнительными речами.

Некто похвалился: «Меня недавно посетила новая мысль. Я не остановился на ней подробно, но изложил ее слушателям так, как мне казалось правильным». Бросая новые, невыношенные мысли с кафедры, можно ранить чью-либо веру. Выскажите свои фантазии, но прежде отправьтесь на милю в море. Там вы можете продолжать игру своих мыслей. Бросьте свои необдуманные слова рыбам.

Сегодня немалое число людей, проповедуют не Христа и Его Евангелие, а нечто иное, что не является истиной, и таким образом разрушают благое учение и вводят людей в заблуждение. Они могут носить имя «евангельские», а в действительности относиться к школе антиевангельской. Остерегайтесь этих людей. Я слышал, что лиса, окруженная собаками, делает вид, что она одна из них и бежит со всей сворой. Но лиса выдает себя своим сильным запахом, и собаки вскоре распознают ее. Запах лживых учений не так легко скрыть. Однако есть проповедники, которых мы едва ли можем распознать: кто они и что исповедуют. Мы же хотим, чтобы все люди знали наше убеждение. Слыша нас, они ни в коем случае не должны сомневаться и теряться в догадках: во что мы верим и чему учим. Будем же беспрестанно в самых простых, но сильных и понятных словах, имеющихся в нашем распоряжении, высказывать то, что является непреложной истиной.