2. Церковь Божья – воинство Господне

Мы едины со всем народом Господним! Чтобы приобретать людей для Христа, мы нуждаемся в сотрудничестве со всеми братьями и сестрами. Что будет, если не все спасенные выйдут для спасения других? Что могут сделать единицы в приобретении душ для Христа?

Удивительно, но в наше время обсуждаются вопросы: должна ли вообще существовать Церковь и может ли она состоять только из святых или в нее можно включать всех желающих, пусть даже атеистов? Вы слышали о «церкви будущего», которую нам предлагают основать вместо Церкви Иисуса Христа? Все ограничения в ней должны быть ликвидированы. Даже театр и трактир не должны быть слишком большим балластом для этой церкви. Если внешне границы так называемой «церкви будущего» будут включать и атеистов, то «движимые любовью», мы можем надеяться, что она будет включать в себя и злых духов?! Что это будет за церковь?! Это будет все, что угодно, но только не Церковь. Если воины Христовы примут в свои ряды банды неприятелей, можно ли назвать их воинством Христовым? Мы должны не только говорить о Церкви Божьей, но и знать, что она должна представлять из себя. Некоторые конфессии признают за церковь все и вся. Церковь, как собрание святых,– для них нечто полностью неведомое. В понимании некоторых церковь – это круг проповедников или духовенство. Поистине же церковь – это объединение верующих, искупленных Кровью Иисуса Христа и действующих согласно воле Господа.

Назначение церкви – совершать дело Божье. Власть и руководство в ней принадлежит Господу Иисусу; церковь должна подчиняться только Христу. Каждый из нас должен почитать церковь, в которой Бог поставил нас на служение. Если мы делаем это, то будем представлять собой силу. В противном случае эта сила будет дремлющей. Если Иисус Христос считается с церковью, то она достойна и нашего почтения.

Я не знаю: хуже ли сегодняшние церкви или лучше, чем во времена апостола Павла, но члены церкви в Коринфе, Л аодикии и в других городах совершали тяжелые ошибки. Если в наших общинах верующие впадают в ошибки, не будем смущаться, но печалиться о таковых и каяться, стремясь достичь более высокой духовной ступени.

Должна ли церковь увеличиваться или вымирать?

С ней будет происходить или то, или другое. Наши друзья будут уходить в небеса, и если не будут каяться и присоединяться юные души, то община вскоре перестанет существовать. Что делать в таком случае? – Взывать, молиться и просить, чтобы церковь постоянно росла. Для этого мы должны проповедовать, посещать людей, молиться и трудиться. Пусть Господь ежедневно прилагает спасаемых к церкви. Если нет жатвы, то настоящее ли было посеяно семя? Проповедуем ли мы апостольские учения, если никогда не видим апостольских результатов? О, братья мои, наши сердца должны разрываться от боли, если стадо, которое мы пасем, не растет. О Господь, мы молим Тебя, пошли рост сейчас!

Чтобы церковь возрастала, мы должны упражнять ее в святом искусстве молитвы. Церковь без молитвенных собраний немыслима. О немолящейся церкви нужно проливать слезы. Во многих общинах молитвенное собрание безжизненно и малочисленно. О, братья мои, постоянно собирайтесь для молитвы, побуждайте народ Божий непрестанно молиться. Поверьте мне, если церковь не молится, значит она мертва. Молитвенное служение в церкви должно стоять на первом месте. Все служение в ней зависит от силы молитвы.

Церковь должна трудиться для дела Божьего

Какая польза от церкви, которая собирается лишь для того, чтобы пообедать. К чему она пригодна, когда не трудится? Многие, называющие себя христианами, в деле Господнем небрежны, а в собственном очень прилежны. Из-за лености они ищут только наслаждений и удовольствий и впадают в грех. Если бы они трудились для Господа, мы не услышали бы о таких фактах.

Добрая дама спросила домохозяйку: «Чем вы развлекаетесь?» «Ах, моя дорогая,– ответила она,– у меня много детей, поэтому работы в доме хватает». У церкви много труда, как в ней, так и по соседству, среди бедных, погибающих рядом и по всему миру. Если бы все члены церкви прилежно заботились о погибающих, то и сердце, и руки, и уста их были бы полностью заняты и потребности в развлечениях не было бы.

Какие мероприятия сегодня желанны для христиан? Многие охотно собираются для какой-либо забавы, но их не дозовешься на молитвенные собрания. Я не могу этого понять. Разве вера в Бога для них является шуткой? Кто горит любовью к Иисусу, тому не нужны развлечения, у него нет времени для пустяков. Для него великим и серьезным делом будет спасение людей, возвещение истины, увеличение Царства Господнего. Передо мной постоянно стояло какое-либо неотложное дело для Царствия Божьего, и когда оно было выполнено, появлялось другое, а за ним – третье. Трудность всегда состояла в том, чтобы найти на все время. Мне некогда было подумать об удовольствиях.

Во времена жизни нашего дорогого брата Онкена каждого члена немецких церквей спрашивали, что он желает делать для Христа, и ответ заносился в специальную книгу. Нужно было или работать или не быть в церкви. Хорошо не иметь в саду бесплодную смоковницу, которая только землю занимает! В наше время значительнейшая часть духовной работы ведется малым количеством живых, очень серьезных христиан, а остальные находятся или в «госпитале» или сидят в обозе. Мы благодарны за тех, которые посвящают себя служению, но мы охотно бы увидели, как огонь на алтаре Господнем охватил всех членов церкви.

Братья, нам нужна церковь, рождающая людей могущественной веры и побеждающей молитвы, людей, живущих свято, и все отдающих для дела Господнего, людей, исполненных Духа Святого, иначе мы будем бесплодны и нас нельзя считать принадлежащими к истинной виноградной Лозе. Я бы желал в каждой церкви видеть Марию, сидящую у ног Иисуса, Марфу, служащую Иисусу, а также таких тружеников, как Петр и Иоанн.

Все верующие в церкви должны быть святыми и все могут быть таковыми. Мы не имеем никакого дела с так называемыми «святыми последних дней», но мы любим святых всех времен. О, если бы мы могли подражать им! Да поможет нам Бог быть в общении верных и возрастать «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13).

Мы нуждаемся также в церквах, хорошо знающих евангельскую истину и сведущих во всех духовных вопросах.

Некоторые христиане, слушая проповеди, очень мало используют услышанное в жизни для духовного роста. Братья, вина частично и в нас, и в них. Если бы мы лучше наставили, они лучше научились бы. Некоторые христиане порой не умеют различить живую истину от смертельного заблуждения! Раньше верующие могли обосновать свои убеждения, приведя главу и стих из Писания, они знали Слово Божье. Мало таковых осталось среди нас! Боящиеся Господа раньше часто обменивались мнениями. Они имели обыкновение говорить о своей вере в жизнь вечную и приводили превосходные доводы против всякого ложного учения. Что станет с нами, когда обрядовость, ритуализм, традиционализм устремятся на нас? Наши церкви не богаты крепко утвержденными верующими, могущими видеть разницу между истинным возрождением и его церемониальной подделкой. Что станет с нашими церквами во дни скептицизма, когда на всякую истину указывают пальцем сомнения? К чему мы годны, если в сердце членов наших церквей не вписаны евангельские истины?

О, если бы мы имели церковь из истинно верующих, стойких против губительного сомнения, которое ливнем льется на нас! Однако победа над сомнениями – еще не все, что необходимо истинной церкви. Нам нужна миссионерская церковь, ставящая своей целью приобрести для Бога души, собранные из всех народов на земле. Церковь должна быть либо душеспасающим обществом, либо она ничто. Если соль не проявляет сохраняющего действия на то, что ее окружает, то она ни на что не пригодна. И все же некоторые верующие боятся работы по пробуждению грешников, живущих в непосредственном окружении, потому что там царят бедность и порок.

Я вспоминаю об одном, вроде бы неплохом предусмотрительном проповеднике, который буквально ошеломил меня своим ответом. Я приметил, что вокруг его церкви жили страшно испорченные люди и спросил: «Стараетесь ли вы что-либо сделать для их спасения?» «Нет,– возразил он,– я рад, что мы держимся от них на расстоянии. Поймите, если некоторые из них покаются, они станут для нас ужасным бременем – это в основном воры и блудники. Если они покаются, мы вынуждены будем им помогать, так как у них нет средств к существованию. Мы сами бедные и не можем их кормить!» Служение этого проповедника приносило пользу, но как он научился относиться к гибнущим рядом людям таким «мудрым» образом, я не мог понять. Холодная расчетливость подавила в нем святую ревность и остудила его душу. Его высказывание было страшным. Так говорить и так поступать – преступно.

Братья! Мы – небольшой полк Господних воинов, исполняющих свой долг в чужой стране, однако наша задача не только удерживать доверенную нам крепость, но к владениям нашего Господа прибавлять новые земли, приобщать к вере новые души. Пусть дух первооткрывателей и завоевателей Господних воспламенит нас!

Не будем успокаиваться до тех пор, пока на земле есть люди, нуждающиеся в спасении, пока есть неевангелизированные города и селения. Мы – слуги Господни в спасательной лодке, которая плывет по бушующему морю. Мы спешим к обломкам разбитого корабля, где тонут грешные люди. Мы не можем вытащить на берег останки корабля, но с помощью благодати Божьей поспешим на помощь тонущим и доставим спасенных к берегу. Наша миссия та же, что у нашего Господа: призывать грешников к покаянию, дабы они могли пробудиться и жить для славы Божьей. Всякий спасенный должен спасать других, и пока церковь не осознает своего назначения, она в неверном состоянии.

Церковь спасена, чтобы спасать, очищена, чтобы очищать, благословенна, чтобы служить благословением для других. Весь мир – поле деятельности церкви, и все члены церкви должны трудиться на нем для великого Господина жатвы. Пустынная земля должна быть возделана, леса выкорчеваны, должно быть сделано все, чтобы зацвели пустыри. Не будем удовлетворяться только сохранением достигнутого. Мы должны вторгаться в область князя тьмы и покорять вере народы.

Братья мои, каково наше место в церкви?

Мы служители. Будем постоянно осознавать это и дорожить нашим призванием. Высшая почесть в церкви выпадет на долю того человека, который доброхотно изберет низшее служение, в то время как стремящийся стать большим среди братьев – падет. Некоторые мужи могли бы стать истинно великими, если бы сами себя не считали за великих. Человек, сознающий себя великим, явно очень мал. Поручение, данное Богом, исполнит тот, кто от души и сердца всегда готов послужить самому малому из детей Божьих, кто готов взять на себя многие обязанности и охотно пожертвует своей репутацией ради Христа. Мы посланы не для того, чтобы нам служили, но чтобы служить другим.

Мы должны быть примером для церкви

Нельзя терпеть за кафедрой брата, не являющегося примером для подражания. Ленивого проповедника не любят люди, и к нему не благоволит Бог. «Вы недостаточно платите своему проповеднику,– сказал я одному крестьянину,– он не сможет на это прожить». «Мы платим ему больше, чем он достоин»,– пояснили мне. Печально, если это высказывание справедливо. Мы должны быть примером для народа Божьего во всех отношениях, мы должны отличаться прилежанием, кротостью, смирением и святостью.

Один царь вел войну и вместе со всеми переносил ратные трудности. Когда солдаты маршировали, он шагал рядом, когда они жаждали, – он также испытывал жажду, когда они сражались, – он постоянно был в огне сражения. Если мы воины Христовы, то должны делать больше, чем другие. Мы не должны восклицать: «Идите вперед!», но: «Пойдем вперед!» Наши братья вправе ожидать от нас большего самоотвержения, трудолюбия, смелости. Мы не вправе ожидать святого хождения от рядовых членов церкви, если сами живем не свято и не служим для них образцом.

Некоторые наши братья всецело посвящены Богу, и Он благословляет их. Он будет благословлять таковых все больше и больше. Если же мы страшимся и уклоняемся от полного посвящения, то причину нашего неуспеха не нужно искать далеко.

Далее я желаю остановиться на важнейшей части темы и хочу попросить в молитве помощи от Того, чье Имя и личность я хотел бы превознести: «Дух Святой, приди и наполни сердце доверяющих Тебе!»