О толковании Священного Писания

Великое назидание может извлечь проповедник из текстов Священного Писания, когда он истолковывает не только их буквальное значение, но отыскивает также и их скрытый, внутренний, духовный смысл. Однако при этом необходимо соблюдать следующее правило: своим произвольным толкованием не навязывать тексту желаемый для нас смысл. Никогда нельзя идти против здравого смысла. Необходимо избегать и бесцеремонного искажения текстов Священного Писания. Следует также избегать истолкования некоторых очень тонких по глубине мысли текстов. Нужно стремиться к тому, чтобы ни одна душа не была возмущена неделикатными высказываниями. Проповедник не должен переходить границы строжайшего приличия. Главное значение разбираемого места Писания никогда не должно затемнять своими измышлениями.

Смысл приведенного текста должен быть изложен ясно и всегда занимать первое место. Библия передает нам действительно происшедшие события и открывает необычайно серьезные, важные истины. Поэтому мы обязаны дать почувствовать всем слушателям важность этих священных событий.

Прообразы Священного Писания представляют для проповедника обширное поле для подобных толкований. На страницах Библии находится описание скинии завета, являющейся прообразом новозаветной Церкви Христовой.

Перед нами высится дивный храм Соломона со всеми его чудесами. Проповедники, одаренные даром истолкования Священного Писания, найдут для себя богатый материал в несомненных символах Слова Божия. Если иссякнет материал Ветхого Завета, то останется еще наследие из тысяч образов и притч. А какой драгоценный клад кроется в этих образах Священного Писания! Разумные изъяснения полных поэзии иносказательных образов Священного Писания не только будут охотно выслушаны верующими людьми, но и с помощью Божией принесут им большую пользу. К примеру, апостол Павел находит тайну в лице первосвященника Мельхиседека (Евр. 7: 1-4). Когда он говорит о Сарре и Агари, то указывает, что “в этом есть иносказание” (Гал. 4: 24). Таким образом, апостол Павел признает существование в Священном Писании аллегорических мест. И таких мест немало содержится на страницах Библии. Их мы находим в изобилии и в исторических книгах Слова Божия. Например, в книге Бытие мы читаем о начале жизни на земле, о ее развитии. Далее книга Исход показывает, как необходимо для человеческого рода искупление: избранный Божий народ должен был быть спасен кровью пасхального агнца. После этого перед нами проходит внутренняя духовная жизнь избранного народа, его стремление к общению с Богом. Об этом мы читаем в книге Левит. Затем мы странствуем по пустыне с избранным народом, идущим из египетского рабства в обетованную землю; узнаем все трудности этого пути из страны чудес и премудрости человеческой в страну, где текут “молоко и мед”… Это — книга Чисел.

Потом у нас появляется желание выйти, наконец, из этой пустыни в тот лучший край, вступить в который, однако, долгое время еще не решается избранный народ Божий — тот край, который вполне соответствует всем

желаниям его, где он должен познать силу своего духовного возрождения, где он будет жить, как бы предвкушая небесные блаженства. Это — книга Второзаконие, повторение законодательства, вторичное очищение народа Божия. После этого вместе с ним достигаем мы, наконец, Ханаанской земли. Мы на опыте познаем, что означает возродиться во Христе и вести брань не против плоти и крови, но против “духов злобы поднебесных” (Ефес. 6:12). Это — книга Иисуса Навина.

Затем следует повествование о грехах избранного народа Божия, о его непослушании Господним повелениям. Это — книга Судей.

В книгах Царств перед нашими глазами проходят различные формы государственного устройства. Возвышения и падения обетованного народа, когда он в наказание за свои грехи предается во власть Вавилона. Ознакомившись со всеми скорбями и позором этого народа, мы видим многих праведников из числа избранных, которые стремились, каждый по-своему, спасти, сколь возможно, свой народ. Некоторые из них, как, например, Ездра, возвратились в свою землю, чтобы восстановить здесь храм и возобновить служение истинному Богу. Другие, например, Неемия, возвращаются затем, чтобы вновь воздвигнуть городскую стену с разрешения язычников.

Наконец, в книге Есфирь мы снова видим Божий народ в рабстве и снова спасаемый божественным Промыслом.

С гораздо большим интересом мы будем читать Слово Божие, если будем внимательно вникать как в общее направление библейских книг, так и в последовательность исторических событий.

Искусство пользоваться подобными приемами может быть с успехом применено в изложении великих истин, заключающихся в отдельных небольших событиях. Такое изложение может быть и поучительно, и назидательно. Среди множества библейских фактов можно обрести важные законы, может быть, нигде столь ясно не выраженные, как именно в данном тексте. Возьмем для примера следующий текст: “И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача” (Быт. 35: 8). В приведенном тексте говорится о добрых, верных, старых слугах и о несомненности смерти. Слова: “И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы — рабы твои” (2 Цар. 15: 15) — можно применить по отношению ко Христу и христианам.

Изложение и изъяснение притчей Спасителя представляют собой обширное поле для назидания наших слушателей. Но если и этого недостаточно, то остаются еще чудеса Спасителя. Несомненно, эти чудеса представляют собой те же проповеди нашего Господа Иисуса Христа, но лишь осуществленные в действительности.

Если мы рассмотрим чудеса Христовы, то увидим воочию, что они представляют собой как бы великую картинную галерею, полную глубочайших мыслей, чувств и чаяний.

И в заключение скажем, что проповедники, руководимые добрым разумом, могут и должны с пользой для слушателей применять в своих проповедях духовное истолкование Священного Писания и таким образом возбуждать в них чистый смысл. Приподнять хотя бы только один край завесы неизмеримой и неисчерпаемой бездны вечной премудрости Священного Писания — это задача, заслуживающая всяческого старания проповедника.