Препятствия на пути приобретения душ

Я уже говорил вам, братья, в прошлых беседах о том, что приобретение душ является тем занятием, которое наиболее достойно царственного звания. Пусть же все мы станем в этом смысле «сильными охотниками пред Господом» и приведем к Спасителю многих грешников! На этот раз я желаю сказать несколько слов о том, какие существуют ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДУШ ДЛЯ ХРИСТА.

Их очень много, и я не собираюсь составлять каталог; но самое первое и самое трудное препятствие, без сомнения, это — равнодушие и апатия грешников. Правда, не все люди одинаково равнодушны; фактически, есть некоторые люди, у которых, очевидно, имеется своего рода религиозный инстинкт, оказывающий на них влияние в лучшую сторону еще задолго до того, как у них появляется подлинная любовь к духовным интересам. Но в некоторых местностях, особенно в сельских, равнодушие преобладает; то же самое состояние наблюдается во многих частях Лондона. Это нельзя назвать неверием, но люди не придают религии должного значения и даже противятся ей. Они не обращают внимания на то, о чем вы проповедуете, так как у них нет к этому никакого интереса. У них нет мыслей о Боге, нет никакого дела ни к Нему, ни к служению Ему; они употребляют имя Бога лишь при ругательстве. Я часто замечал, что в тех местах, где есть проблемы с занятостью населения трудом, плохо обстоят дела и с религией. Например, среди негров на Ямайке, там, где они мало занимаются работой, плохо процветают и церкви. Я могу назвать районы, не слишком отдаленные отсюда, где предпринимательство не на высоте, и вы можете убедиться, что там очень мало сделано в духовном отношении. Повсюду в окрестностях Темзы есть места, где проповедник может говорить так, что сердце вырывается из груди, до изнеможения, но от этого мало пользы по той причине, что там нет рабочих мест для населения.

Итак, всякий раз, когда вы, мои дорогие братья, встречаетесь с равнодушием в тех местах, где проповедуете, — это равнодушие действует также и на вашу собственную паству, и даже ваши диаконы, кажется, слегка поддаются его влиянию, — что вы должны в таких случаях делать? Скажу вам, что единственное средство победить в данном случае — это быть самому вдвойне усердным.

Всеми силами старайтесь поддерживать ваше собственное усердие, чтобы оно было жизнеспособным, и более того — страстным, пламенным, ярким, всепоглощающим. Трясите своих людей, как только можете; и даже если ваше усердие кажется напрасной тратой сил, — все равно горите ярко; а если и это не производит действия на ваших слушателей, идите в другое место, куда направит вас Господь. Это равнодушие или апатия, овладевшая сердцами некоторых людей, возможно, будет оказывать вредное воздействие на вашу проповедь; но мы должны всеми силами бороться против этого и стараться пробуждать и себя, и своих слушателей. Мне бы лучше встретиться с человеком, который искренне и пылко противится Евангелию, чем с беспечным и равнодушным.

Вы не сможете оказать слишком большое влияние на человека, если он не говорит против религии или если он не желает прийти и послушать ваши речи о Боге. То же самое относится и к откровенно неверующему человеку, покрытому, как левиафан, чешуей богохульства, а также и к такому, который, извиваясь, как червяк, увиливает от встречи с вами.

Следующее серьезное препятствие в деле приобретения душ — это неверие. Вы знаете, как в Евангелии сказано, что когда Господь Иисус пришел в свое отечество, Он не мог сотворить много чудес из-за неверия людей. Это зло живет в каждом невозрожденном сердце, но в некоторых людях оно приобретает весьма ярко выраженную форму. Они думают о религии, но они не верят в ту Божью истину, которую мы им проповедуем. Собственное мнение имеет для них больший вес и заслуживает большего доверия, чем боговдохновенное Слово Божие, и они не желают принимать ничего того, что открыто в Писании. На таких людей весьма трудно оказать какое-либо влияние; но я хотел бы предупредить вас, чтобы вы не сражались с ними их же оружием. Я не считаю, что неверующего человека можно победить силой доказательств; а если такое и случается, то очень редко. Лучшим доказательством, убеждающим людей в реальности религии, является святость и искренность тех, кто считает себя последователем Христа. Как правило, неверующие забаррикадировали свой разум, чтобы туда не попали никакие доводы, и если мы будем использовать кафедру для спора с ними, то от этого будет больше вреда, чем пользы.

Вероятнее всего, наши доводы поймет лишь небольшая часть слушателей, и в то время как мы пытаемся убедить неверующих, скорее всего, получится, что мы научим неверию тех, кто о нем еще не знает, и первейшие сведения о тех или иных ересях они услышат из наших уст. Кроме того, может получиться, что мы опровергали заблуждение не самым лучшим образом, и в результате многие юные души, слушая наши неудачные попытки разоблачения, сами попадут под его влияние. Я убежден, что вы сможете быстрее искоренить неверие вашей верой, а не разумом; если вы будете верить и действовать согласно своим убеждениям, то от этого будет больше пользы, чем от всех ваших доводов, какими бы сильными они ни были. В нашей церкви есть один человек, который приходит слушать мои проповеди почти каждое воскресенье. «Я хочу тебе признаться, — обратился он ко мне однажды, — что ты единственный человек, с которым связано что-то доброе в моей жизни. Но все же, по моему мнению, ты ужасный человек, потому что у тебя нет ко мне никакого сочувствия». Я ответил: «Да, правда, я действительно не имею к тебе сочувствия, то есть, точнее сказать, к твоему неверию». Он продолжал: «Мое неверие заставляет меня приходить и слушать твои проповеди.

Видишь ли, мне кажется, что я так и останусь неверующим; но все же когда я наблюдаю за твоей спокойной верой и вижу, как Бог благословляет тебя, когда ты употребляешь свою веру, и как много ты делаешь силой этой веры, тогда я говорю сам себе: «Джек, ты глупец!» Я ответил ему: «Ты вынес себе совершенно правильный приговор; и чем скорее ты начнешь мыслить так же, как я, тем лучше, ибо нет большего глупца, чем тот, кто не верит в Бога». Я надеюсь, что в очень скором времени он обратится; и хотя между нами происходит постоянная борьба, я никогда не отвечаю ни на один из его доводов, не вступаю в спор. Однажды я сказал ему: «Ты можешь считать меня лжецом, если хочешь, но я говорю тебе то, что знаю, что я сам видел и испытал. Я не хочу любой ценой добиться своего, поэтому мне нет смысла обманывать тебя». Этот человек уже давно разгромил бы меня, если бы я стрелял в него бумажными шариками интеллектуальных доводов. Итак, я вам советую, вести бой с неверием — верою, и с ложью — истиной, однако никогда не следует урезывать Евангелие и пытаться приспособить его под капризы и вкусы людей.

Третье препятствие на пути приобретения душ — это роковое промедление, которое часто случается у людей. Может быть, это зло распространяется еще шире и делает вреда больше, чем вышеупомянутое равнодушие и неверие. Многие люди говорят нам то же самое, что сказал Феликс Павлу: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». Такой человек уже стоит на приграничной полосе и, кажется, находится всего лишь в нескольких шагах от страны Эммануила, однако он парирует наш ловкий удар и прогоняет нас прочь словами: «Да, я подумаю над этим вопросом, и мое решение не заставит себя долго ждать». Нет ничего важнее, чем побуждать людей к незамедлительным действиям и призывать их решить этот жизненно важный вопрос сразу же. Мы поступаем правильно, если проповедуем то, что говорит Бог в Своем слове: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения».

Данные размышления заставляют меня упомянуть еще одно препятствие на пути приобретения душ для Христа, которое представляет собой то же, что и вышеупомянутое, но в несколько иной форме, — я имею в виду плотскую самоуверенность. Многие люди воображают, что у них все в порядке в духовных вопросах, но на самом деле они просто не проверили фундамент, на котором построено их здание, и не убедились, насколько он глубок и прочен, и, тем не менее, они уверены, что у них все обстоит хорошо. Если они и не являются хорошими христианами, то, по крайней мере, считают себя намного лучшими, чем иные христиане, или те, которые называют себя христианами; а если у них и есть те или другие недостатки, то их можно в любой момент устранить, и таким образом быть готовыми явиться перед Богом. По этой причине у них нет страха, а если и есть какой-то страх, то они не чувствуют ужаса вечной погибели от лица Господня и от славы могущества Его, который будет их уделом, если они не покаются и не уверуют в Господа Иисуса Христа. Для таких людей мы должны говорить громогласно и днем, и ночью. Им надо ясно сказать, что неверующий грешник «уже осужден» и со всей определенностью погибнет навеки, если не поверит во Христа. Мы должны проповедовать так, чтобы заставить трепетать каждого грешника, сидящего на нашем собрании; и если он не придет к Спасителю, то, по крайней мере, пусть у него появятся серьезные мысли о Нем и пусть они не дают ему покоя, пока он остается вдали от Христа. Я опасаюсь, что мы иногда проповедуем слишком гладко, успокаивающе и приятно, и не раскрываем как должно перед людьми реальную опасность, в которой они находятся. Если мы избегаем объяснять им всю волю Божью в данном отношении, то, по крайней мере, часть ответственности за их погибель будет лежать на нашей совести.

Следующее препятствие на пути приобретения душ — это пессимизм, потеря надежды. Маятник качается то в одну сторону, то в другую, и человек, который вчера не имел страха, сегодня не имеет смелости. Есть тысячи людей, которые слышали Евангелие, и, тем не менее, они как бы не смеют и думать, что когда-либо испытают на себе его силу. Может быть, они выросли в семьях, где их учили, что спасение зависит только от Бога, а не от грешника, и поэтому они говорят, что если им суждено спастись, то они когда-нибудь спасутся. Вы знаете, что в учении о предопределении содержится великая истина, но взятое само по себе, без пояснения, оно становится ужасным заблуждением. Но не предопределение, а фатализм заставляет людей говорить, что им, якобы, ничего не надо делать или что они не могут ничего делать. Вряд ли может спастись человек, который говорит: «Если спасение для меня предназначено, оно придет ко мне в нужное время». Вы можете встретить немало людей, которые рассуждают подобным образом, и даже после того, как вы объяснили им истину, они остаются, словно в стальном чехле, без малейшего отклика, потому что в их душе не ожила надежда. О, если бы они поверили, что могут получить милость как только попросят, если бы пришли и повергли свои виновные души к ногам Христа, — какое было бы благословение! Будем же проповедовать спасение, даруемое во всей полноте каждому, кто верует в Иисуса, чтобы, если возможно, достичь сердец и этих людей. Может быть, подобной проповедью будут злоупотреблять люди с плотской самоуверенностью, зато в некоторых из пессимистов мы сможем пробудить надежду, чтобы они собрались с духом и отважились прийти ко Христу.

Нет сомнения в том, что огромным препятствием в приобретении душ является любовь ко греху. «У дверей грех лежит». Есть много людей, которые не могут получить спасение из-за какой-нибудь тайной плотской похоти; например, может быть, они живут в прелюбодеянии. Я хорошо помню случай с одним человеком, о котором я был уверен, что он придет ко Христу. Он уже вполне испытал на себе силу Евангелия и, казалось, находился под воздействием проповеди Слова Божьего; но потом я узнал, что он связался с женщиной, которая не была его женой, и жил в грехе, заявляя в то же время, что ищет Спасителя. Когда я узнал об этом, мне сразу стало понятно, почему он до сих пор не имеет мира в душе: всякий раз, когда его сердце располагается к покаянию, эта женщина удерживает его в узах греха.

Некоторые люди повинны в нечестных сделках; и вы не увидите их спасения, пока они продолжают так поступать. Если они не прекратят заниматься мошенничеством, они не могут быть спасенными. А иные не могут бросить пьянство. Пьющие люди, как вы знаете, часто очень легко поддаются влиянию проповеди; у них влажные глаза, пьянство сделало их слабохарактерными, и они слезливы во хмелю; но до тех пор, пока человек пьет из чаши дьявола, он вряд ли придет ко Христу. Есть люди, для которых большим препятствием является тайный грех или скрытое пристрастие. Один говорит, что не может избавиться от вспышек гнева, другой признается, что не может бросить пить, а на самом деле корень зла заключается в том, что они связаны с блудницами, которые и перекрывает для них дорогу к спасению. Во всех таких случаях мы можем только продолжать проповедовать истину, и Бог поможет нам пустить стрелу в слабое место на доспехах грешника.

Следующее препятствие на нашем пути — это самоправедность.

Самоправедные люди не совершили ни один из вышеперечисленных грехов, они соблюли от юности все заповеди — чего им еще недостает? В их сердце совсем нет места для Христа. Когда человек с головы до ног закутан в собственную праведность, он не имеет нужды в праведности Христовой, — по крайней мере, не осознает эту нужду; и если Евангелие не убеждает его в этом, то должен прийти Моисей с законом и показать ему его истинное состояние. Такое состояние служит препятствием в очень многих случаях; человек не приходит ко Христу, потому что не сознает, что он погибший; он не просит, чтобы его подняли, потому что не знает, что он — падшее создание; он не чувствует ни малейшей нужды в божественной милости и прощении и потому не ищет его.

И еще одна причина, из-за которой все, о чем мы говорим, не производит действия — это чрезмерная мирская озабоченность.

Эта озабоченность бывает двух видов. В среде бедных людей она является результатом угнетающей нищеты. Когда у человека не хватает средств на пропитание и одежду, когда, придя домой, он слышит плач малых детей и видит изможденное непосильной работой лицо своей жены, мы должны проповедовать поистине замечательно, чтобы заставить его слушать и думать о вечности.

«Что нам есть? Что пить? Во что одеваться?» — эти вопросы гнетут бедного человека весьма тяжко. Когда у Христа был хлеб в руках, Он относился к голодным с великим состраданием. Именно так наш Господь поступил, когда преломил хлеб и рыбу для толпы, ибо Он не считал ниже Своего достоинства накормить голодных. Так и мы должны поступать в тех случаях, когда у нас есть возможность хотя бы элементарно помочь обездоленным и тем облегчить их участь, чтобы у них появилась возможность слушать и воспринимать Евангелие Христово. Другой вид мирской озабоченности бывает тогда, когда человек имеет слишком много от этого мира или, по крайней мере, стремится иметь слишком много. Такой человек считает, что он должен выглядеть светским джентльменом, его дочери должны одеваться в наилучшем стиле, его сыновья должны уметь танцевать и т.п. Этот вид мирской озабоченности представляет собой сущий бич в среде наших нонконформистских церквей.

А вот перед нами человек несколько другого сорта: он с раннего утра и до поздней ночи усердно работает в своем магазине, и, кажется, он ничего больше не желает знать в жизни, кроме своего бизнеса; он просыпается рано и поздно ложится, старается экономить на еде, чтобы больше делать денег. Чем можно помочь таким алчным людям? Можно ли вообще надеяться затронуть сердце человека, единственная цель которого — быть богатым, ради чего он дрожит над каждой копейкой? Быть экономным хорошо, но есть такая экономия, которая становится скряжничеством, и это скряжничество у подобных жалких людей превращается в привычку. А некоторые из них даже ходят в церковь, потому что это считается хорошим и приличным делом, и заодно рассчитывают заиметь в церкви своих клиентов. Иуда остался необращенным даже в обществе Иисуса Христа, также и среди нас имеются некоторые люди, для которых звон тридцати сребреников звучит в ушах так громко, что они не слышат звуки Евангелия.

Я могу упомянуть еще одно препятствие в приобретении душ, а именно то препятствие, которое для некоторых людей представляют их привычки, времяпровождение и компания. Можем ли мы, например, представить себе рабочего человека, который приходит домой и сидит целый вечер в комнате, где он и живет, и спит?

Там, наверное, плачут двое или трое детей, сохнет белье, и вся обстановка причиняет раздражение. Человек заходит в дом, а там бранится жена, кричат дети и сохнет белье. Что бы вы делали, оказавшись на его месте? Представьте, что вы не христианин, — разве не пошли бы вы в таком случае искать более приятное место? Вы выходите на улицу, а там, как известно, есть и та уютная комната с яркими огнями в публичном доме, и тот винный магазин на углу, где так светло и весело и где уже собралась хмельная компания. Конечно же, вам не стоит надеяться, что вы станете средством для их спасения, пока они ходят в такие места и встречаются с такой компанией. Все хорошее, что они получили в воскресенье от услышанных гимнов, улетучивается, когда они слушают вульгарные песни в пивнушках, и вся память о богослужении стирается сомнительными историями, которые они слушают в баре за столом. И какое великое счастье, если рабочие имеют возможность посетить места, где можно просто спокойно посидеть или где собирается общество трезвенников, и хотя такие собрания не состоят из одного только пения, проповеди и молитвы, все же в какой-то мере все это там присутствует. Здесь человек может освободиться от прошлых привычек, которые прочно держат его в плену. А вскоре он вообще перестанет заходить в публичный дом, и сможет обзавестись хотя бы двумя комнатами, или, может быть, маленьким домом, чтобы его жена могла сушить белье во дворе, и чтобы дети не плакали, как раньше, потому что мать может больше уделять им времени. Все это потому, что человек изменил свое времяпровождение. Я уверен, что действия христианского служителя вполне оправданы, когда он употребляет всевозможные хорошие и законные средства, чтобы отвлечь людей от худых сообществ, иногда даже полезно сделать что-то такое, что может показаться необычным, если это поможет приобрести людей для Господа Иисуса Христа. Это должно быть нашей целью во всем, что бы мы ни делали; и какие бы препятствия ни встречались на нашей дороге, мы должны просить помощи Святого Духа и устранять их, чтобы души были спасены, и Бог был прославлен.