«Что это за служение?»

Все события этого мира следует рассматривать сквозь призму спасения, только тогда мы будем видеть правильную картину. Существует удивительная разница между тем, с какой точки зрения рассматривать Провидение: с точки зрения человеческих заслуг или от подножия креста. Мы ничего не видим правильно, пока Иисус не является нашим светом. Все станет четким, если вы посмотрите сквозь стекло, рубиновое стекло примирительной жертвы. Воспользуйтесь этим телескопом креста и вы будете видеть далеко и ясно. Взгляните на грешников через крест, взгляните на святых, на грех, на радости и печали мира, а также на небеса и ад. Посмотрите, как хорошо должна была быть видна кровь в пасхальную ночь, и тогда научитесь ценить жертву Иисуса, восхищаться ею, ибо все и во всем Христос.

Во Втор.6:8-9 мы читаем относительно заветов Господа следующее: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Вы видите, что закон должен быть четко записан рядом с видным местом, помазанным кровью. В Швейцарии можно увидеть в протестантских селениях тексты Писаний, написанные на дверных косяках. Мне бы хотелось, чтобы такая традиция была и в Англии. Как много истин Евангелия можно было бы проповедовать путникам, если бы на дверях домов, где живут христиане, были написаны тексты из Библии! За это могут высмеивать, называть ханжами, но мы смогли бы это преодолеть. В наши дни лишь немногие люди, в силу своей чрезмерной религиозности, склонны следовать этой традиции. Мне нравится видеть тексты Писания в наших домах, во всех комнатах, на карнизах и на стенах, но снаружи на входной двери — какую превосходную рекламу может получить Евангелие, и стоит она совсем дешево!

Но заметьте, что когда еврей писал на своей двери завет, наставление или доктрину, он должен был делать это на поверхности, испачканной кровью, а на следующий год, когда вновь приближалась пасха, он должен был при помощи пучка иссопа побрызгать кровью поверх написанного. Мне представляется восхитительным думать о Божьем законе в связи с той искупительной жертвой, которая вознесла его и принесла славу. Божьи заповеди приходят ко мне, подобно спасенному человеку; Его обетования сродни искупленному Кровью человеку; Его учение наставляет меня так, как человек, ради которого было совершено искупление. Закон в руках Христа — не меч нашего порабощения, но драгоценный камень нашего обогащения. Ценность истины, которая связана с крестом, неимоверно возрастает. Само Священное Писание становится многократно дороже, когда мы осознаем, что оно приходит к нам как искупленное Господом и на каждой его странице пометки, сделанные теми дорогими руками, которые ради нас были пригвождены к кресту.

Теперь вы понимаете, каким образом Кровь Пасхального Агнца была вознесена на вершину почета в глазах тех людей, которых Господь вывел из Египта. Вы и я должны делать все возможное, чтобы донести до людей и навечно сохранить в них драгоценную доктрину искупительной жертвы Христа. Он стал грешником ради нас, хотя и не знал греха, чтобы мы могли обрести в Нем оправдание перед Богом.

А теперь я напомню вам об установлении, принятом в воспоминание о пасхе. «И когда скажут нам дети наши: «что это за служение?» скажите: «это пасхальная жертва Господу…» (Исх.12:26-27).

Детей следует побуждать к тому, чтобы они задавали вопросы. О, если бы мы могли заставить их спрашивать нас о Боге! Некоторые из детей проявляют интерес очень рано, другие же, похоже, поражены тем же равнодушием, что и старшее поколение. Нам приходится иметь дело и с теми, и с другими. Детям нужно объяснять таинство Господней Вечери, символически связанной со смертью Христа. Мне жаль, что дети не имеют возможности чаще наблюдать этот обряд. Нужно рассказывать растущему поколению о крещении и Господней Вечере, чтобы они могли затем спросить нас: «Что это за служение?»

Итак, Господня Вечеря — это вечная проповедь Евангелия, посвященная, в основном, искупительной жертве, совершенной ради грешников. Можно исключить доктрину искупления из проповеди, звучащей с церковной кафедры, но она всегда будет жива в Церкви благодаря Господней Вечере. Нельзя объяснить преломленный хлеб и наполненную виноградным вином чашу, не упомянув искупительную смерть нашего Господа. Нельзя объяснить «приобщения к телу Христову» (1Кор.10:16), не сказав в той или иной форме о смерти Иисуса. Пусть дети ваши увидят Господню Вечерю, а затем расскажите им четко и ясно, что она означает.

И если не на примере Господней Вечери, ибо это по сути лишь тень знаменательного события, то в других случаях старайтесь чаще и больше рассказывать в их присутствии о муках и смерти нашего Спасителя. Пусть задумаются они о Гефсимании, Гаввафе и Голгофе, пусть научатся петь грустную песню о Том, Кто отдал Свою жизнь ради нас. Расскажите им о Том, Кто был этим мучеником и почему. Да, мне бы все же хотелось, чтобы дети пели этот гимн, хотя мне он не очень нравится:

Есть далеко отсюда холм, заросший травой,

И город, не окруженный стеной.

И я бы хотел, чтобы они выучили такие строки:

Он знал, как порочны мы были,

И знал, что Бог должен наказывать грех;

И из жалости к нам Иисус сказал,

Что примет на Себя наше наказание.

А когда у детей пробудится интерес к самой лучшей из тем, будем же готовы объяснить великое посредничество, благодаря которому Бог справедлив и, все же, грешники получают спасение. Дети хорошо поймут доктрину искупительной жертвы, ведь проповедь была подготовлена для самых младших. Доктрина заместительной жертвы проста и, тем не менее, таинственна. Мы не должны успокаиваться, пока дети не узнают и не поверят, что это ради них было совершено жертвоприношение. Понимание этого — ключ ко всему духовному воспитанию. Пусть дети узнают о кресте, это хорошее начало. Присовокупив ко всем своим знаниям понимание этой доктрины, они получат правильно заложенный фундамент.

Доктрина искупительной жертвы неизбежно приведет к необходимости рассказать детям об их Спасителе. Вы не должны уклоняться от этой нужной задачи. Не льстите ребенку, вводя его в заблуждение вздорной чепухой относительно его хорошей природы, нуждающейся в развитии. Объясните ему, что, он должен пережить второе рождение. Не поддерживайте в нем иллюзию о своей собственной невинности, а укажите на его греховность. Упомяните ребяческие грехи, которые он часто совершает, и молитесь, чтобы Святой Дух выработал в его сердце и в сознании убежденность в своей греховности. Обращайтесь при этом с детьми почти так же, как со взрослыми. Будьте внимательны и честны с ними. Неубедительная религия не приносит пользы ни молодым, ни пожилым. Эти мальчики и девочки так же нуждаются в прощении посредством драгоценной Крови, как и любой из нас. Не колеблясь, расскажите ребенку о причинах его гибели, иначе у него не возникнет желания принять меры для ее предотвращения. Поведайте ему также о последствиях греха и предупредите об ужасном наказании. Будьте внимательны и правдивы. Не скрывайте от юного грешника истину, какой бы ужасной она ни была: если теперь, когда он достаточно созрел, чтобы нести ответственность за свои грехи, он не поверит во Христа, с ним произойдет нечто страшное в последний великий день. Представьте перед ним картину суда и напомните, что ему придется дать отчет о том, что совершал он на земле.

Стремитесь к тому, чтобы у него пробудилась совесть, и молитесь, чтобы с вами вместе работал Дух Святой, пока не смягчится сердце ребенка, и разум его не осознает необходимости великого спасения. Дети должны знать доктрину искупительной жертвы Иисуса, чтобы получить немедленное спасение. Я благодарен Богу за то, что в наших воскресных школах мы верим в спасение детей в юном возрасте. Как неимоверно радуюсь я при виде мальчиков и девочек, выходящих вперед для того, чтобы исповедаться в своей вере в Иисуса! Мне хочется еще раз повторить, что молодые обращенные являются самыми лучшими, самыми умными и самыми понятливыми и что, несмотря на пробелы в их знании Слова Божьего и доктрин милости, мы всегда обнаруживаем в них восхитительное знание великих кардинальных истин о Христе. Многие из этих славных детей могут говорить о Боге с радостью в сердце и с полным пониманием.

Продолжайте, дорогие учителя, и верьте, что Бог спасет ваших детей. Не уповайте на те зерна истины, которые созреют в их умах через много лет, стремитесь к тому, чтобы дети обратились к Богу уже сейчас. Рассчитывайте увидеть зрелый плод в своих детях, пока они еще дети. Молитесь за них, чтобы они не сбежали в греховный мир и не погрязли в его пороках, а затем вернулись с переломанными костями к Доброму Пастырю, а, напротив, Божьей обильной милостью были ограждены от путей погубителя и выросли в стаде Христа вначале как агнцы Его паствы, а затем как овцы под Его рукой.

В одном я уверен: излагая детям доктрину искупления наиболее точными словами, мы тем самым делаем добро для себя. Иногда я надеюсь, что Бог возродит Свою Церковь и восстановит ее древнюю веру милостивой работой среди детей. Если бы благодаря Ему в наших церквах был большой приток молодежи, то как оживилось бы движение застоявшейся крови инертных и сонных людей! Дети-христиане имеют тенденцию вносить оживление в дом. О, если бы их было больше!

Если Господь поможет нам в учении детей, мы будем учиться и сами. Нет иного способа научиться, как уча других. Человек только тогда знает предмет, когда он может преподать его другому. Вы не знаете какую-либо истину в достаточной мере до тех пор, пока не сможете объяснить ее ребенку так, чтобы он ее понял. Пытаясь доходчиво объяснить ребенку доктрину искупления, вы и сами поймете ее лучше, поэтому я и рекомендую вам это святое занятие.

Какая это будет благость, если наши дети прочно усвоят доктрину спасения через Христа! Если предостеречь детей от лживых евангелий этого порочного века и научить их упованию на вечную твердыню совершенного искупления во Христе, можно надеяться, что поколение, следующее за нами, сохранит веру и будет благочестивее своих отцов.

Ваши воскресные школы прекрасны, но какова их цель, если вы не преподаете там весть Евангелия? Вы собираете детей, в течение полутора часов заставляете их сидеть тихо, а затем отправляете домой. Что в этом хорошего? Возможно, такая школа позволяет родителям немного отдохнуть, поэтому они и посылают туда своих детей, но действительная ценность заключается в том, что преподают детям.

Следует особенно выделить наиболее фундаментальную истину о распятии Христа. Некоторые рассказывают детям, что нужно быть хорошими, послушными и т. д., то есть они проповедуют детям закон, хотя взрослым они бы проповедовали Евангелие. Разве это честно? Разве это мудро? Дети нуждаются в Евангелии, полном и истинном, они должны иметь его; и если они научаемы Духом Божьим, то они в состоянии принять Благую Весть, как и люди зрелого возраста. Объясните детям, что Иисус принял смерть, праведный за неправедных, чтобы привести нас к Богу.

Я с большим доверием оставляю эту работу в руках учителей. Я никогда не встречал более достойного общества, чем христианские учителя, ибо они в одинаковой степени искренни в своей преданности Евангелию и настойчивы в желании спасти грешные души. Ободритесь! Бог, Который спас так много ваших детей, спасет еще многих и многих других, и мы с великой радостью увидим сотни детей, приведенных ко Христу.