Самуил и его учителя

Во времена Илия Слово Господа было ценным, но Бог не открывался людям в видениях. Было прекрасно, когда до людей доходило Божье Слово и какой-то избранный человек обладал способностью услышать его и воспринять, а также имел послушное сердце, чтобы исполнить. Илий не сумел воспитать из своих сыновей верных служителей и внимательных слушателей Слова. Это нельзя объяснить его неспособностью быть хорошим учителем, поскольку он успешно привил юному Самуилу почтение к Божественной воле. О, если бы те, кто проявляет усердие, заботясь о душах других, уделял бы надлежащее внимание ближним своим!

Увы, бедный Илий, подобно многим нашим современникам, стал смотрителем чужого виноградника, в то время как его собственный остался без присмотра. Возможно, при каждом взгляде на милого ребенка Самуила его сердце пронзала боль. Когда он вспоминал о своих собственных сыновьях, заброшенных и непокорных, когда он размышлял о том, какими отвратительными сделались они пред лицом всего Израиля, Самуил был живым примером того, как милость может работать там, где детей воспитывают в страхе Господнем. А Офни и Финеес представляли собой печальный образец того, что может произойти в семье самых лучших родителей, если они пренебрегают своими родительскими обязанностями.

Ах, Илий, если бы ты был более внимательным к своим собственным сыновьям, чем к сыну Анны, они бы не стали поддаными Велиара и Израиль не питал бы такого отвращения к жертвоприношению Господу из-за бесчинств, которые творили эти негодные отроки священнические у самого входа в скинию собрания. Да будет милость Божья, чтобы мы воспитали чад своих для Господа и чтобы они смогли услышать призыв Господень, когда Он изволит обратиться к ним.

Самуилу посчастливилось иметь добродетельного отца, а кроме того, и это имело даже большее значение, он был сыном необыкновенно благочестивой матери. Анна обладала большим поэтическим даром, о чем свидетельствует ее незабываемый псалом: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем» (1Цар.2:1).

В каждой строке этой песни чувствуется поэтическая душа; каждое предложение дышит отважным, но сдержанным духом; даже дева Мария, самая благословенная среди женщин, не смогла не воспользоваться выражениями подобного смысла. Ко всему этому Анна проводила много времени в молитве. Она много скорбела и печалилась, но молитвы ее в конце концов вернулись к ней благословением, и она обрела сына, данного ей Господом. Он был очень дорог сердцу матери, но чтобы выразить свою благодарность Богу и исполнить обет, в горести души принесенный ею Богу, она посвятила его Господу в Силоме — вот урок для всех благочестивых родителей, дабы посвятили они своих детей Богу.

Как осыпаны были бы мы милостью, если бы все наши дети были подобны Исааку — детьми, обещанными Богом. Какую радость испытали бы мы, если бы увидели, как дети наши, повзрослев, назвали Спасителя благословенным! Некоторым из вас посчастливилось увидеть, как все дети ваши были причислены к Божьему народу, теперь все драгоценности ваши хранятся в шкатулке Иеговы. Вы с самого раннего возраста вручили их Богу и посвятили их Ему в искренней молитве. Теперь же Господь исполнил вашу просьбу. Мне нравится, когда наши друзья проводят в своих домах небольшое служение, посвященное рождению ребенка. Мне кажется правильным и нужным, когда собираются друзья и возносят молитву, чтобы ребенок стал наследником заветов и в раннем возрасте был призван могущественной милостью и принят в Божественную семью.

Вы поймете, что поскольку Самуил был отдан попечению и заботам Илия, последний в какой-то степени наставлял его в духе религии, но он не объяснил ребенку особую форму и природу специфических и характерных проявлений Бога, которые были даны Его пророкам. Смею сказать, вряд ли он надеялся, что Самуил станет когда-либо объектом этих проявлений. В ту памятную ночь, когда ближе к утру светильник Божий должен был угаснуть, Господь воззвал: «Самуил, Самуил». Юноша не смог понять, потому как не знал, что голос может принадлежать Богу, а не человеку, но то, что он познал дух истинной религии, подтверждается его мгновенным послушанием. Привычка повиноваться стала для него неоценимым руководством в сложностях того богатого событиями времени. Он побежал к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня» (1Цар.3:4). И хотя это повторилось трижды, Самуил безропотно покидал свою теплую постель и бежал к приемному отцу, чтобы проверить, не нужна ли пожилому человеку его помощь в ночное время или чтобы исполнить его приказание — это верный знак того, что отрок приобрел полезный принцип повиновения, хотя и не понимал тайну призыва пророка.

Насколько лучше научить юное сердце терпеливому послушанию, чем наполнить детскую головку знанием, каким бы ценным оно ни было. Унция повиновения лучше тонны знания.

Когда Илий понял, что это Господь зовет отрока, он научил его первой небольшой молитве. Она очень короткая, но значимая: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). Пусть родители-христиане объяснят своему ребенку, что такое молитва. Скажите, что Бог отвечает на молитвы, направьте его к Спасителю и настоятельно попросите его выражать свои желания собственными словами перед сном и утром. Соберите вокруг себя малышей и выслушайте их, подсказывая им их нужды и напоминая о милостивом обещании Бога. Слова их поразят вас и, смею добавить, развлекут порой. Вы часто будете удивлены выражениями, которые они употребят, признаниями, которые они сделают, желаниями, которые они произнесут. И я уверен, что любой христианин, услышав рядом с собой простую молитву малыша, искренне просящего у Бога то, что ему нужно в настоящий момент, никогда впоследствии не захочет научить ребенка формальной молитве, но скажет, что с точки зрения обучения сердца неподготовленное высказывание неимоверно превосходит самую лучшую форму молитвы, и следует навсегда отказаться от заученной молитвы.

Тем не менее не позволяйте мне увлекаться. Если вам все же необходимо, чтобы ребенок заучил какую-то молитву, по крайней мере позаботьтесь, чтобы не научить его чему-то неправильному. Если вы разучиваете с детьми катехизис, будьте внимательны, чтобы он соответствовал Писанию, иначе вы научите их говорить ложь. Учите их исключительно истине, которая в Иисусе, пока они ее не усвоят, и молитесь, чтобы Дух Святой начертал эту истину на их сердцах.

Лучше вовсе не снабжать юного путешественника дорожными указателями, чем ввести его в заблуждение ложными. Свет костра, разведенного на берегу грабителем, вознамерившимся поживиться на разбившемся корабле, привлеченном на камни обманчивым маяком, хуже темноты. Научи и своих детей делать ложные заявления по религиозным вопросам — и атеизму вряд ли придется прикладывать дополни тельные усилия, чтобы разложить их ум. Формальная религия — смертельный враг живому благочестию. Если вы преподаете катехизис или разучиваете с детьми подготовленную заранее молитву, постарайтесь, чтобы они соответствовали истине, и по мере возможности никогда не вкладывайте в уста ребенка ни одного слова, которое он не сможет произнести от всей души.

Мы должны обращать особое внимание на истинность и правильность речи. Если ребенок выглянул из окна и заметил, что на улице что-то происходит, а затем сказал вам, что он видел это стоя у двери, вы должны заставить его повторить свой рассказ с тем, чтобы подчеркнуть ему необходимость быть правдивым во всех отношениях. Что касается религии и церкви, удерживайте своего ребенка от всего, в чем он пока не имеет права участвовать. Никогда не настаивайте на том, чтобы он пришел на Господню Вечерю, пока вы действительно не поверите, что в его сердце работает милость Божья, ибо зачем вынуждать его есть и пить свое собственное проклятие? Всей душой отстаивайте точку зрения, что религия — священная действительность, где нет места притворству. Попытайтесь убедить ребенка, что нет порока более отвратительного пред Богом, нежели лицемерие. Не делайте из своего юного Самуила маленького лицемера, а научите его обращаться к Господу с глубоким почтением и осознанной правдивостью. Никогда не позволяйте ему произносить ничего, что не соответствовало бы истине, ни в ответе на вопросы катехизиса, ни в заранее выученной молитве. Если вам нужно подготовить текст молитвы, постарайтесь исключить из нее те нужды, которых у ребенка никогда не было, и составьте ее с учетом его возрастных возможностей.

О преподобном Джоне Энджелле Джеймсе сказано: «Подобно большинству людей, выдающихся и почитаемых Церковью Христа, у него была благочестивая мать, имеющая обыкновение приглашать в свою комнату детей и с каждым в отдельности молиться о спасении их души. Такая практика, которую она считала своей обязанностью, формировала характер ее детей, и большинство, если не все из них, стали называть ее благословенной. Разве когда-либо такой метод не имел успеха?» Я молю вас, учителей воскресной школы, — хотя и нет в этом необходимости, ибо я знаю, как ревностны вы в своем деле — при первых же признаках рассвета в ваших детях поощрять их нужды. Верьте в обращение детей в юном возрасте. Верьте, что Господь может призвать их Своей милостью, обновить их сердца, сделать их частью Своего народа и присоединить к нему задолго до того, как они достигнут расцвета сил.