Указания для учителей и родителей

Прежде всего постарайтесь, чтобы дети приходили в вашу школу. Некоторые учителя жалуются, что у них нет учеников. В Лондоне мы собираем учеников, обходя дома и беседуя с людьми. Это хорошая идея. Вам следует обойти каждую деревушку, каждый городок, в котором шумят базары, и путем бесед собрать в воскресной школе всех детей, каких только удастся туда привлечь.

Я советую вам всеми честными и открытыми способами добиваться того, чтобы дети посещали вашу школу. Не шантажируйте их, мы категорически против этого, такой способ применяют лишь в школах, где учатся дети из самых низших слоев общества, из такого жалкого и убогого класса общества, что родители лишь при помощи угроз могут понять необходимость послать ребенка в воскресную школу. «Если ваш ребенок не будет посещать воскресную школу, то фермер Браун не возьмет его на работу, или сквайр уволит его, или ему запретят заниматься в обычной школе в будние дни». Ох уж этот грязный, нечестный шантаж! Я хотел бы, чтобы ему был положен конец, такой способ лишь свидетельствует о слабости, деградации и омерзительности церкви, которая не может добиться успеха без использования таких презренных способов.

Но за исключением такого метода, не будьте слишком педантичны в том, как привести детей в воскресную школу. Если я, к примеру, не смогу заставить людей прийти в мою церковь, стоя за кафедрой в черном костюме, я завтра надену полковое обмундирование, но так или иначе соберу прихожан. Лучше сделать что-то неординарное, чем иметь пустую церковь или пустой класс воскресной школы. Когда я находился в Шотландии, мы послали глашатая обойти всю деревню и собрать аудиторию. Наш план оказался необыкновенно удачным.

Будьте изобретательны на любые допустимые средства, лишь бы дети посещали занятия. Я знал служителей, которые выходили на улицы в воскресенье и беседовали с детьми, играющими там, и таким образом уговаривали их прийти в школу. Так сделает любой честный учитель, он скажет: «Джон, приходи к нам в школу, ты даже представить себе не можешь, какое это прекрасное место». Затем он привлекает детей на занятия и в дружелюбной и задушевной манере рассказывает им истории и забавные случаи о мальчиках и девочках, которые любили Спасителя. Так в школе появляются ученики. Идите и привлекайте детей. Нет закона, запрещающего это делать. Все средства хороши в борьбе против дьявола. Итак, мой первый совет: соберите детей, соберите их любым способом.

Следующее. Заставьте детей полюбить вас, если сможете. «Придите, дети, послушайте меня» (Пс.33:12). В мое время маленьких детей учили в школе под руководством женщины, мы поднимались, держа руки за спиной, чтобы повторить уроки. Давид не такую школу имел в виду. «Придите, дети,- придите и сядьте на мое колено». О, думает ребенок, как хорошо иметь такого учителя, который позволит мне подойти к нему, учителя, который скажет: «Приходи», а не «Уходи».

Ошибка многих учителей заключается в том, что они не позволяют детям находиться рядом с ними, а стремятся привить детям нечто вроде благоговейного страха к учителю. Прежде чем учить детей, запаситесь серебряным ключиком доброты, чтобы раскрыть их сердца и заручиться их вниманием. Скажите: «Придите, дети». Мы знали несколько добрых людей, которые вызывали у детей отвращение. Вы, наверное, помните историю о двух мальчиках, которых однажды спросили, хотят ли они попасть на небеса, и которые, к удивлению своего учителя, ответили отрицательно. Когда их спросили: «Почему нет?», один из них сказал: «Я бы не хотел попасть на небеса, потому что там будет дедушка, а он наверняка скажет: «Убирайтесь отсюда, уходите прочь!» Мне бы не хотелось быть на небесах вместе с дедушкой».

Итак, если учитель рассказывает ученику об Иисусе с кислым выражением лица, что подумает ребенок? «Интересно, похож ли Иисус на тебя? Если да, то мне Он не понравится». Далее, существует другой тип учителя, который при малейшем раздражении больно хватает ученика за ухо, одновременно объясняя ему, что следует прощать других и быть добрым. «Все это, конечно, хорошо,- думает ученик,- но мой учитель не показывает, как это сделать на практике». Если вы оттолкнете ребенка от себя, вы потеряете свою власть над ним и ничему не сможете научить. Бесполезно пытаться научить того, кто не любит вас, поэтому приложите все усилия и заставьте их полюбить вас. Тогда они чему-нибудь от вас научатся.

Далее. Овладейте вниманием детей. «Придите, дети, послушайте меня». Если они не слушают, вы можете говорить, но напрасно. Если дети не слушают вас, ваша работа станет бессмысленной, тяжелой и нудной, такой же она покажется и детям. Не заручившись вниманием своих учеников, вы не сможете ничего сделать. «Именно этого я и не могу добиться»,- говорит кто-нибудь из учителей. Ну что ж, это зависит от вас. Если вы приготовите для детей нечто, ради чего им стоит посетить занятия, они обязательно придут. Расскажите им нечто, заслуживающее их внимания, и они непременно будут слушать. Это правило не является универсальным, но почти так же хорошо.

Не забудьте рассказать своим ученикам несколько забавных историй. Против них очень сильно выступают критики проповедей, которые заявляют, что нельзя рассказывать с церковной кафедры смешные и забавные истории, но некоторые из нас лучше знают. Мы знаем, что разбудит собрание. Мы свидетельствуем, исходя из собственного опыта, что несколько забавных историй, прозвучавших в отдельных местах проповеди, — первоклассный способ, чтобы добиться внимания людей, которые не будут слушать сухие доктрины.

Постарайтесь собрать как можно больше иллюстративного материала за неделю. Если вы мудрый учитель, то где бы вы ни находились, вы всегда сможете отыскать то, что впоследствии станет темой рассказа для ваших учеников. Затем, когда детям станет скучно и вы почувствуете, что теряете их внимание, спросите: «Вы знаете Пять Колоколов?» Если в деревне есть место с таким названием, они все широко раскроют глаза. Или же спросите: «Знаете ли вы поворот напротив «Рыжего льва»?» Затем расскажите о том, что вы прочли или узнали — то, что пробудит их интерес к уроку.

Одно милое дитя как-то сказало: «Отец, мне нравится слушать мистера Такого-то, потому что он часто повторяет «как например» в своей проповеди: как, например, это или как, например, то». Да, дети всегда любят все эти «как например». Придумайте для них притчи, рисунки, диаграммы, и ваши занятия всегда будут успешны. Я уверен, что если бы я был ребенком и слушал некоторых из вас, то вы чаще видели бы мой затылок, чем лицо, если бы не рассказывали время от времени забавные истории. И я не знаю, что бы я делал, сидя в душном классе: наклонил бы голову и заснул, или играл бы с Томом, сидящим слева от меня, или присоединился бы к шалостям остальных детей, если бы вы не стремились заинтересовать меня. Итак, помните, что вы должны заставить своих учеников СЛУШАТЬ.