Образец урока для учителей

Объясните детям основные нравственные принципы: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:14-15).

Мы никогда не преподаем мораль как путь к спасению. Бог запрещает нам каким-либо образом связывать дела человеческие со спасением, которое только в Иисусе Христе. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас. Божий дар» (Еф.2:8). Все же, говоря о духовности, мы преподаем моральные принципы. Я всегда обнаруживал, что Евангелие является причиной формирования самых лучших в мире моральных качеств. Я бы хотел, чтобы учитель воскресной школы следил за моралью мальчиков и девочек, вверенных его попечению, рассказывал бы им подробно о тех грехах, которые свойственны молодости. Он мог бы честно и в доступной форме рассказать своим ученикам о многом, что никто другой им не расскажет, в частности, относительно греха лжи, столь распространенного среди детей, или о грехе мелкого воровства, или о непослушании родителям, или о нарушении Господнего дня.

Я хотел бы, чтобы учитель воскресной школы подробно остановился на каждом из перечисленных пороков особо, ибо говорить детям о грехе в общем бесполезно, нужно разбирать их один за другим, как это делал Давид. Вначале позаботьтесь о ЯЗЫКЕ: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс.33:14). Затем займитесь всем ПОВЕДЕНИЕМ: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:15). Если душа ребенка не спасена другими составными частями учения, эта часть может оказать благотворное влияние на его жизнь, и это хорошо. Моральных принципов как таковых сравнительно немного. Лучшее из того, чему вы учите, — благочестие. Я сказал не РЕЛИГИЯ, а БЛАГОЧЕСТИЕ. Многие люди РЕЛИГИОЗНЫ, отдавая дань моде, но вовсе не благочестивы. Многие проявляют все внешние признаки благочестия и набожности; таких людей мы называем «религиозными», но у них неправильное представление о Боге. Они думают о месте поклонения, о Господнем дне, о своих книгах, но совершенно забывают о Боге. Тот, кто не почитает Бога, не молится Ему, не любит Его, — нечестивый человек, каковы бы ни были внешние проявления его религии. Постарайтесь научить ребенка всегда оглядываться на Бога, пусть он запечатлеет в своей памяти слова: «Ты Бог, видящий меня» (Быт.16:13) и всегда помнит, что за каждым его действием и мыслью наблюдает бдительное Божье око. Ни один учитель воскресной школы не выполнит своей обязанности, если он не будет постоянно подчеркивать, что Бог видит все происходящее. О, если бы мы сами были более благочестивы, больше говорили бы о благочестии и больше бы Его любили!

Третье наставление — ЗЛО ГРЕХА. Если ребенок не усвоит это, он никогда не узнает путь в небеса. Никто из нас не знал, кем был Спаситель Христос, пока мы не узнали, каким злом является грех. Если Святой Дух не объяснит нам исключительную опасность греха, мы никогда не узнаем благословенного спасения. Давайте же искать Его милости в процессе учения, чтобы всегда иметь возможность подчеркнуть отвратительную природу греха. «Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:17).

Не жалейте своего ребенка, объясните ему, к чему приводит грех. Не бойтесь, подобно некоторым людям, рассказать просто и подробно о последствиях греха. Я слышал об отце, один из сыновей которого, очень безбожный человек, внезапно умер. Отец не сказал членам своей семьи, как сделали бы некоторые люди: «Надеемся, ваш брат попал на небеса». Нет, но, преодолев свои естественные отцовские чувства, он смог при помощи Божественной милости собрать вокруг себя своих детей и сказать им: «Дети мои, ваш брат умер. Боюсь, он в аду. Вы знали, какую жизнь он вел и его поведение. Теперь Бог вырвал его вместе с его грехами». Затем он торжественно поведал им о скорбном месте, в которое, как он полагал, — да почти был уверен — попал его сын, и умолял их избежать подобной участи, спастись от грядущего гнева. Таким образом отец заставил детей серьезно задуматься.

Но что бы сказали остальные дети, если бы их отец действовал, как некоторые люди, исходя из нежного отцовского сердца, а не из честного намерения, и сказал бы, что сын, по его мнению, попал на небеса? «Если он попал на небеса, нам не следует бояться, мы можем жить так, как нам нравится». Нет, нет, я не считаю нехристианским поступком сказать о ком-то, что он попал в ад, если мы видели, какой отвратительной жизнью он жил.

Иногда спрашивают: «Можете ли вы судить своих ближних?» Нет, но я могу ЗНАТЬ их по их плодам. Я не осуждаю их, не проклинаю; они судят себя сами. Я видел, как шли к осуждению их грехи, и нимало не сомневаюсь, что и они вскоре последуют за ними. «Но разве не могут они обрести спасение в последнюю минуту?» Я слышал об одном человеке, который смог его получить, но я не могу сказать, что кто-то когда-либо сможет это сделать. Итак, будьте честными со своими детьми и объясните им с Божьей помощью, что «убьет грешника зло» (Пс.33:22).

Однако вы и половины не сделаете, если подробно не изучите со своими учениками четвертое наставление, которое заключается в АБСОЛЮТНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНИТЬ СЕРДЦЕ. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). О, пусть же Бог даст нам сил постоянно напоминать своим ученикам, что сердце должно быть сокрушено, а дух смирен, что добрые дела будут бесполезны, пока не появится новая природа, что самые трудные обязанности и самые ревностные молитвы — ничто, если нет истинного и глубокого раскаяния в грехах, а также полного прощения греха милостью и милосердием Божьим. Можно что-то пропустить в своем уроке, но дети обязательно должны знать три слова: разрушение, искупление, возрождение. Объясните ученикам, что они РАЗРУШЕНЫ грехопадением, но спасены ИСКУПИТЕЛЬНОЙ Кровью Христа и ВОЗРОЖДЕНЫ Святым Духом. Постоянно напоминайте детям эти жизненно важные истины, и затем вам представится отрадная возможность рассказать им приятную тему заключительной части урока.

На пятой, заключительной части урока расскажите детям о том, как РАДОСТНО И БЛАГОСЛОВЕННО БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ. «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс.33:23). Мне не нужно рассказывать вам, как объяснять эту тему, ибо если вы знаете, что значит быть христианином, у вас не будет недостатка в словах. Когда мы затрагиваем эту тему, наш разум не желает говорить, он упивается блаженством. Воистину сказано: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс.31:1). «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою» (Пс.39:5).

Да, воистину блаженны мужчина, женщина, ребенок, которые верят в Господа Иисуса Христа и возлагают на Него надежду. Всегда подчеркивайте, что праведники благословенны, что избранная Божья семья, искупленная Кровью и спасенная могуществом, — это благословенный народ, живущий здесь, под небесами, и что благословенными они будут навеки в небесном доме. Пусть ваши дети почувствуют, что вы принадлежите к этой благословенной группе людей. Если ваши ученики знают, что у вас какие-то неприятности, все же постарайтесь прийти в класс с улыбкой на лице, чтобы ваши дети могли сказать: «Наш учитель — благословенный человек, несмотря на то, что сломлен горем».

Стремитесь к тому, чтобы ваше лицо всегда было радостным, тогда ваши мальчишки и девчонки поверят, что ваша религия — благословенная действительность. Пусть одним из главных положений вашего учения станет мысль о том, что хотя «много скорбей у праведного» (Пс.33:20), все же «от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится… Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс.33:20-22). Итак, я предложил вам пять пунктов урока, а теперь позвольте мне со всей серьезностью сказать, что, несмотря на все те наставления, которые вы можете дать детям, каждый из вас должен глубоко сознавать, что у вас нет возможности обеспечить им спасение — это прерогатива Бога, Который от начала до конца должен осуществлять все Сам. Вы лишь перо, которым Бог может писать, но сами вы не сможете ничего написать. Вы меч, которым Бог может поразить грех ребенка, но сами вы этого сделать не сможете. Помните всегда, что вначале Бог должен научить вас самих, затем вы должны попросить Его использовать вас в качестве учителя, иначе, если Учитель, высший чем вы, не поработает с вами и не наставит ребёнка, последний может погибнуть. Не ваше наставление может спасти души детей, а благословение Духа Святого, Который сопутствует вам в ваших трудах.

Да благословит вас Бог и увенчает ваши усилия небывалым успехом! Он обязательно благословит вас, если вы постоянны в своих молитвах и просьбах. Никогда еще ревностный учитель или проповедник не «трудился напрасно в Господе», и очень часто хлеб, отпущенный по водам, обнаруживался по прошествии многих дней.