«Придите, дети» — три предостережения

Во-первых, вспомните, кого вы наставляете: «Придите, дети». Я полагаю, мы должны всегда с уважением относиться к своей аудитории. Я не имею в виду, что мы должны быть внимательны, когда на проповеди присутствует господин Такой-то, сэр Уильям или милорд, ибо в очах Бога подобные титулы — жалкая никчемность, но мы должны помнить, что проповедуем мужчинам и женщинам, у которых есть души, поэтому мы не должны отнимать у них время, повествуя о том, что недостойно их слуха.

Но когда вы наставляете учеников воскресной школы, ваше положение намного ответственнее, чем у служителя церкви. Он читает проповедь взрослым, которые имеют свое суждение, и если им не понравится то, что они слышат с церковной кафедры, они могут пойти куда-нибудь еще. Вы же наставляете детей, у которых нет возможности пойти в другое место. Если вы учите ребенка неправильно, он вам верит; если вы преподаете ему ересь, он воспримет ее; он никогда не забудет то, чему вы его учите. Вы не сеете, как говорят некоторые, на нетронутой земле, ибо она давно занята дьяволом, но вы засеваете почву, которая никогда не будет более плодородной, чем сейчас, которая никогда не произрастит столько плода, как сейчас.

Вы сеете в юном сердце и, будьте уверены, в нем сохранятся все семена, особенно если это семена зла, ибо зло никогда не забудется. Вы начинаете работать с ребенком. Будьте внимательны в работе с ним, не испортите его. Со многими детьми обращались так, как с маленькими индейцами, которым на голову клали медные тарелки, чтобы они не могли расти. Существует много простаков только благодаря тому, что те, кто опекал их в детстве, лишили их возможности получить знание; когда же они состарились, их это не беспокоило. Будьте внимательны к тому, какие цели вы преследуете. Вы учите детей, поэтому думайте, что вы им преподаете. Положите в родник яд, и он отравит весь ручей. Будьте внимательны к тому, что вы преподаете!

Из согнутого молодого деревца никогда не вырастет стройный дуб. Будьте осторожны, если у вас злой умысел, вы оказываете пагубное влияние на детскую душу; вы готовите детскую душу к вечности, если с вами Бог. От имени каждого ребенка мне хочется сделать вам серьезное внушение. Если дать умирающему яд, то это, несомненно, будет расценено как убийство, но гораздо более преступно дать яд юному организму. Грех вводить в заблуждение седовласых старцев, но гораздо более греховно толкать молодых на путь порока, с которого они могут и не вернуться.

Во-вторых, помните, что вы наставляете для Бога. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33:12). Если вы, учителя, собрались лишь для того, чтобы преподавать географию, дети навеки не погибнут, если узнают от вас, что Северный полюс расположен рядом с экватором, или что границы Южной Америки проходят в непосредственной близости от побережья Европы, или же вы убедите их, что Англия находится в центре Африки. Однако вы не преподаватели географии или астрономии, вы не готовите детей для деловой жизни в этом мире. Вы по мере способностей наставляете их для Бога. Вы говорите им: «Дети, вы пришли сюда, чтобы познать Слово Божье; вы пришли сюда для того, чтобы мы, если это возможно, стали орудием спасения ваших душ». Будьте внимательны к тому, что вы учите, когда вы осмелитесь наставлять их для Бога.

Пораньте руку ребенка, если пожелаете, но, ради Бога, не пораньте его сердце! Говорите что угодно о вещах преходящих, но я умоляю вас проявлять осмотрительность в духовных вопросах, ведя его за собой. Будьте внимательны, чтобы то, что вы проповедуете, всегда было истиной и ничем другим. Как серьезна ваша работа при такой ответственности! Тот, кто выполняет работу для себя, может делать ее так, как пожелает; но тот, кто трудится для другого, должен быть внимательным, чтобы угодить хозяину; тот, кто служит у монарха, должен с осмотрительностью выполнять свои обязанности; но тот, кто трудится для Бога, должен трепетать, если выполняет свою работу плохо. Помните, что вы трудитесь для Бога, если вы тот, за кого себя выдаете. Увы, боюсь, что многие недооценивают серьезность работы учителя воскресной школы.

В-третьих, помните, что ваши ученики нуждаются в наставлении. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Это делает вашу работу еще более серьезной. Если бы дети не нуждались в наставлении, я бы не настаивал так строго на необходимости учить их правильно. Люди могут выполнять излишнюю работу и дела, в которых нет нужды, так как им захочется, но наставление детей абсолютно необходимо. Ваш ребенок нуждается в нем. Он был рожден в грехе; в грехе зачала его мать. У него порочное сердце; он не знает Бога и никогда Его не познает, если мы его не научим. Он не подобен почве, которая, как мы слышали, хранит внутри себя добрые семена. Вместо этого в его сердце семена порока. Бог может поместить в него добрые семена. Вы приняли на себя обязательство быть Его инструментом, чтобы сеять добрые семена в детском сердце. Помните: если не сделать этого, ребенок будет потерян навеки, его жизнь будет отдалена от Бога, а после смерти его участью будет вечное наказание.

Будьте же внимательны к тому, что вы учите, памятуя об острой необходимости в ваших наставлениях. Это не дом, объятый пламенем, где требуется ваша помощь в тушении огня; это не кораблекрушение на море, где требуется ваше весло для спасательной лодки; но это бессмертный дух, громко взывающий к вам: «Приди и помоги мне». Посему умоляю вас, учите страху Господнему и только ему; стремитесь сказать правдиво: «Страху Господню научу вас».