«Паси агнцев Моих» — как это сделать?

Самые лучшие представители церкви часто недооценивают важность этой работы. Не думайте, что если у вас есть другие обязанности, вам не нужно интересоваться этим видом святого служения. Исходя из своих возможностей, встаньте, пожалуйста, на правое дело — помогать детям и ободрять тех, чье главное призвание — забота о них. «Паси агнцев Моих» — это призыв ко всем нам. Это поручение дано служителю и всем, кто хоть немного познал Бога. Подумайте об этом и позаботьтесь о детях, которые пребывают во Христе Иисусе. Петр был лидером среди верующих, однако он должен был пасти агнцев.

Агнцы — это молодые представители стада, а мы должны особенно внимательно ухаживать за теми, кто молод в милости Господней. Это могут быть люди пожилые по возрасту, но младенцы в милости, если учесть продолжительность их духовной жизни, поэтому они нуждаются в хорошем пастыре. Как только человек обратился, он должен стать объектом заботы и внимания со стороны собратьев. Он впервые среди нас, у него нет знакомых друзей среди святых, так давайте же все мы будем дружелюбны к нему. Даже если бы нам пришлось оставить для этого наших старых друзей, мы должны быть вдвойне доброжелательнее к тем, кто лишь недавно покинул мир и пришел, чтобы найти прибежище у Всемогущего и Его народа.

Следите с неусыпным вниманием за теми новорожденными младенцами, кто стоек в желаниях, но безволен во всем остальном. Они только что выбрались из темноты, и глаза их с трудом переносят яркий свет. Давайте же устроим тень для них, пока они не привыкнут к сиянию евангельского дня. Посвятите себя святой заботе о слабых и павших духом. Петр сам в то утро, отрекшись от Христа, должно быть, чувствовал себя, как только что зачисленный на воинскую службу новобранец, ибо он в определенном смысле покончил со своей публичной христианской жизнью и начал ее вновь когда «вышел вон, плакал горько». Он вновь исповедался в вере пред Господом своим и братьями и, поскольку таким образом был вынужден разделить чувства новобранцев, ему было поручено стать их наставником. Молодые обращенные слишком робки, чтобы взывать к нам о помощи, поэтому наш Господь предоставляет их нам и настоятельно повелевает, говоря: «Паси агнцев Моих». И «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мтф.25:40). В этом будет наша награда.

Как бы ни был молод верующий, он должен открыто засвидетельствовать о своей вере и слиться с остальным стадом Христовым. Мы не принадлежим к тем, кто недоверчиво относится к благочестию молодых. Мы никогда не смогли бы найти основание для того, чтобы молодых подозревать в неискренности больше, чем тех, кто пришел к покаянию на закате своей жизни. Последние, по-моему, вызывают больше сомнений, чем первые, поскольку вероятность притворной веры по причине эгоистичного страха перед наказанием и боязни смерти у них больше, чем у молодежи.

Сколько же избежал ребенок такого, что могло испортить его! Сколько же он не знает того, что с Божьей помощью, мы надеемся, он никогда не узнает! О, сколько света и доверчивости присуще детям, когда они обращаются к Богу, чего не заметно у пожилых новообращенных! Наш Господь Иисус испытывал глубокую привязанность к детям, а те, кто смотрит на них как на причину беспокойств во всем мире и обращается с ними, как будто они непременно должны быть лжецами или глупыми простофилями, далеки от Христа.

Вам, кто преподает в наших школах, дана счастливая привилегия выяснить, где находятся эти юные ученики, которые действительно являются агнцами стада Христова. Вам Он повелел: «Паси агнцев Моих», то есть наставляйте тех, кто действительно в милости у Бога, но молод годами. Весьма примечательно, что слово, употребленное здесь, отличается от слова, употребленного в заповеди «паси овец Моих». Я не буду докучать вам словами из греческого оригинала, но второе «паси» означает выполнять обязанности пастуха, управлять, вести, руководить, делать все то, что должен делать пастух по отношению к стаду. Первое же «паси» не включает всех этих значений. Оно четко означает «кормить». Это является руководством для учителей: выполнять обязанность, которой они, возможно, пренебрегают, — наставлять детей в вере. Агнцев нет нужды содержать в таком порядке, в каком нуждаемся мы, знающие так много и в то же время так мало и полагающие, что мы настолько развиты, что вправе судить друг друга и соперничать.

Детей-христиан нужно научить в основном доктринам и животворной сути Евангелия. Следует ясно и убедительно раскрыть им Божественную истину. Почему нельзя преподавать им высочайшие доктрины, как, например, доктрина о благодати? Дети — это не просто кости, как кое-кто называет их, ведь будь они костями, то были бы наполнены костным мозгом и покрыты жиром. И если какая-то доктрина слишком сложна для ребенка, то проблема не в ребенке, а в учителе — у него слишком слабое проставление об этой доктрине, при условии, что ребенок является истинным христианином. Мы должны сделать доктрину доступнее — это основная задача нашего служения. Учите детей полной истине, и ничему кроме истины, потому что дети по своей природе нуждаются в наставничестве. Ребенок должен не только жить, как вы и я, он растет, поэтому его потребности в пище в два раза больше.

Когда отцы говорят о своих сыновьях: «Ну и аппетит у них!», им следует помнить и о большом духовном аппетите, если нам придется не только управлять механизмом, но одновременно и наращивать его. Дети, пребывающие в благодати, должны расти, развивая свои умственные способности, умение жить, творить, чувствовать и приобретая больше сил от Бога. Вот почему, помимо всего прочего, их нужно кормить. Их нужно кормить, то есть наставлять, хорошо, потому что есть опасность, что их потребности будут превратно удовлетворены пороком. Молодежь восприимчива к греху. Независимо от того, учим мы молодых христиан истине или нет, дьявол наверняка научит их греху. Они узнают о грехе, даже если за ними будут присматривать самые внимательные стражи. Чтобы в их маленькие сосуды не попала солома, единственное, что мы можем сделать, это до краев наполнить их хорошей пшеницей. Да поможет нам в этом Дух Божий! Чем больше ребенок узнает, тем лучше: это оградит его от пагубного влияния.

Нас настоятельно призывают кормить их, ибо детьми нередко пренебрегают. Боюсь, что наши проповеди часто пролетают мимо ушей молодых людей, которые, между тем, могут быть такими же истинными христианами, как пожилые верующие. Благословен тот, чья речь понятна даже ребенку! Благословенна та благочестивая женщина, для которой детский образ мышления настолько близок и понятен, что истина, содержащаяся в ее сердце, без помех перетекает в детские сердца.

Нас настоятельно призывают кормить молодых, потому что эта работа сулит выгоду. Что бы мы ни делали с теми, кто обратился к Богу на закате своей жизни, мы никогда не сможем добиться от них много. Мы очень рады за них, но что могут они в семьдесят лет, даже если проживут еще десяток лет? Воспитайте ребенка, и у него впереди будут пятьдесят лет святого служения.

Мы рады приветствовать тех, кто приходит в виноградник даже в последнюю минуту. Но едва они берут в руки нож для обрезки винограда или лопату, как солнце заходит и их короткий рабочий день заканчивается. Время, потраченное на воспитание пожилого обращенного, превышает время, оставленное ему на действенное служение. Однако, если взять обращенного ребенка и воспитать его хорошо, его раннее благочестие часто становится выдающимся, впереди у него могут быть долгие годы, в течение которых будет прославляться Бог и другие люди получат благословение.

Такое служение приносит неоценимую пользу. Оно также плодотворно для нас самих. Оно укрепляет нашу смиренность и помогает оставаться скромными и кроткими. Оно так же воспитывает в нас терпимость. Пусть те, кто в этом сомневается, испытают это на себе. Даже молодые христиане ощущают на себе терпеливость тех, кто верит в них, и поэтому стремятся оправдать их доверие. Если вам нужны великодушные люди с большими сердцами, ищите их среди тех, кто во имя Иисуса трудится с молодыми, терпеливо относясь к их причудам и сострадая тем, кто слаб.