Авдий и Илия

Юношеская набожность со временем становится стойкой. Авдий сказал: «…а раб твой богобоязнен от юности своей» (3Цар.18:12). Годы не изменили его: в любом возрасте он оставался благочестивым. Мы все любим перемены и новшества. Я знал людей, которые поступали неверно только ради перемены. Сгореть в большом костре не так трудно, как подвергнуться испытанию на прочность веры, медленно поджариваясь на слабом огне. Благочестие, сохраненное на протяжении долгой жизни и устоявшее перед искушениями, означает истинное благочестие. Великое чудо обратить по милости Божьей такого человека, как Павел, полного угроз в адрес всех святых, но еще большее чудо, которое заслуживает большей хвалы, — сохранить по милости Божьей веру в течение десяти, двадцати, тридцати, сорока, пятидесяти лет. Течение времени не повлияло на Авдия: в старости он был такой же, как и в юности.

Не отразился на нем и тот образ жизни, который существовал в те порочные времена, когда служение Иегове считалось презренным, старомодным, невежественным, относящимся к прошлому, а поклонение Ваалу — передовой идеей часа. Весь царский двор жил верой в бога Сидона, и все придворные поступали так же. Мой господин поклоняется Ваалу, и моя госпожа поклоняется Ваалу, потому что сама царица поклоняется ему, но Авдий сказал: «…а раб твой богобоязнен от юности своей» (3Цар.18:12).

Благословен тот человек, которого не интересует мода, ибо она преходяща. И если она на время устремляется к пороку, что должен делать верующий, как не твердо держаться праведности? На Авдия не повлияло также отсутствие священников и храмов. Священники и левиты бежали в Иудею, пророки были убиты или скрывались, и в Израиле не было общественного поклонения Иегове. Храм находился далеко в Иерусалиме, поэтому у Авдия не было возможности услышать то, что могло бы укрепить его или вдохновить, и все же он продолжал свой путь.

В дополнение к этому, у Авдия были трудности, связанные с его положением. Он служил управляющим в царском дворце. Если бы он угождал Иезавели и поклонялся Ваалу, ему было бы намного легче, потому что он получил бы ее царское покровительство; но он был управляющим дома Ахава и все же исповедовал Иегову! Ему, вероятно, приходилось вести себя очень осмотрительно и с особой тщательностью следить за своими словами.

Я не удивляюсь, что он превратился в очень осторожного человека и немного побаивался даже Илии, чтобы тот не дал ему задания, которое привело бы его к гибели. Он стал крайне предусмотрительным и смотрел на все происходящее вокруг себя так, чтобы не скомпрометировать свою совесть и не подвергнуть опасности свое положение. Для этого требуется необычайно мудрый человек, и тот, кто в состоянии исполнить это, достоин похвалы. Авдий не покинул свой пост и не отступил от своей веры. Если бы его заставили сделать что-то противоправное, я уверен, что он последовал бы за священниками и левитами, которые сбежали в Иудею, где продолжалось поклонение Иегове. Однако он чувствовал, что, не вдаваясь в идолопоклонство, он сможет на своем благоприятном посту сделать что-нибудь для Бога, поэтому он решил остаться и бороться против поклонения Ваалу. Можно отступить, когда нет надежды на победу, но храбр тот, кто не слышит звуков горна, подающего сигнал к отступлению, кто прикладывает к оптической трубе слепой глаз и не видит сигнала прекратить огонь, но удерживает свои позиции в неблагоприятных условиях и наносит врагу столько вреда, сколько может. Авдий был человеком, который действительно «удерживал крепость», ибо он понимал, что если Иезавель осудила всех пророков, он должен встать рядом с тигрицей и спасти жизнь по меньшей мере ста служителей Бога от ее жестокосердной мощи. Даже если бы он не смог сделать что-нибудь еще, все равно его жизнь была бы не напрасной, ибо этого было достаточно. Я восхищаюсь человеком, чья решимость равна его предусмотрительности, хотя мне было бы страшно занимать такой опасный пост. Его жизнь была подобна балансированию на канате. Мне бы не хотелось оказаться на его месте, и я бы никому из вас не посоветовал пытаться овладеть таким трудным делом.

Доля Илии гораздо безопаснее и возвышеннее. Задача пророка была весьма проста: он должен был не угождать Ахаву, а обличать его; действовать не осмотрительно, а прямо и откровенно ради Бога Израиля. Насколько величественнее он кажется по сравнению с Авдием в описываемой сцене! Авдий «пал на лице свое» и назвал его «господин мой Илия», и он должен был так сделать, ибо был намного ниже его по своему положению. Все же, несмотря на благородные задачи Илии, я не могу позволить себе подражать его тону. Примечательно, что Авдий сумел, управляя дворцом Ахава, где царила Иезавель, все же заслужить похвалу Духа Божьего, ибо сказано о нем было, что он «богобоязнен от юности своей».

Авдий продолжал укрепляться в вере, несмотря на свой успех в жизни, и это тоже говорит в его пользу. В этом мире нет ничего опаснее для человека, чем процветание, богатство и почет. Конечно, мы желаем этого, стремимся к этому и прилагаем все свои усилия, но как много людей, которые, достигнув желаемого, теряют все свое духовное богатство! Человек, который когда-то любил Божий народ, теперь отзывается о нем как о «неотесанном простонародье». Пока он слышал Евангелие, он не обращал внимания на архитектуру здания, но теперь, когда у него пробудился эстетический вкус, его церковь должна выглядеть непременно в готическом стиле, кафедра должна быть мраморной, прихожанки — в нарядных шляпках, повсюду изобилие зелени и множество красивых вещей.

Набив карман, он опустошил свой мозг и особенно сердце. Он удалился от истины и духовных принципов, поднявшись по ступенькам общественной лестницы. Это презренное занятие, которое однажды он же первым и осудит. В таком поведении нет благородства, оно до последней степени подло. Сохрани нас, Господь, от подобного, но многие люди от этого не защищены. Для их религии важен не принцип, а выгода; это не поиски истины, а следование привычкам общества, каковы бы они ни были; их цель — не прославлять Бога, а найти богатых женихов для своих дочерей; ими руководит не совесть, а надежда пригласить к себе на обед сэра Джона и получить от него ответное приглашение.

Не подумайте, что я саркастичен. В трезвой печали я говорю о тех вещах, которые вызывают лишь чувство стыда. Ежедневно слышу я о них, но лично мне они не наносят ущерба. Это век подлости, замаскированной под понятие респектабельности. Бог посылает нам людей типа Джона Нокса или, если хотите, похожих на непоколебимого Илию, и окажись они чрезмерно непреклонны и суровы, мы бы даже смогли довольствоваться людьми, как Авдий. Вероятно, последних будет труднее воспитать, чем таких, как Илия, но для Бога нет ничего невозможного.

Авдий, с ранней набожностью и твердой решимостью, стал человеком выдающегося благочестия, и это замечательно, если учесть, кем он был и где находился. Выдающееся благочестие у верховного управляющего царским дворцом Ахава! Это чудо Божьей милости. Религиозность Авдия была глубокой. Если он открыто не проявлял ее, как Илия, это означает, что он не был призван к такому служению, но благочестие жило глубоко в его душе, и другие знали об этом. Я нисколько не сомневаюсь, что Иезавели было известно об этом. Она не любила Авдия, но вынуждена была с ним мириться. Она смотрела на него с подозрением, но не могла заставить его покинуть свой пост. Ахав научился доверять своему управляющему и не мог без него обходиться, так как его присутствие прибавляло царю силу духа. Возможно, Ахав не хотел выгонять его, чтобы доказать Иезавели, что при желании он может быть упрямым и что он все еще мужчина.

Как бы мы это ни объясняли, бесспорно, что в центре восстания против Бога жил человек, ревностно служащий Богу. Сколь ужасно обнаружить Иуду среди апостолов, столь отрадно увидеть Авдия среди придворных Ахава. Как огромна должна была быть милость Божья, чтобы разжечь посреди моря огонь! Какое благочестие посреди отвратительной порочности!

Ранняя набожность Авдия стала утешительным благочестием для него впоследствии. Когда он думал, что Илия собирается подвергнуть его великой опасности, он сослался на свое долгое служение Богу: «…а раб твой богобоязнен от юности своей» (3Цар.18:12), подобно Давиду, который в старости сказал: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс.70:17-18).

Для стариков великое утешение в конце жизни оглядываться назад, вспоминая все годы, проведенные в служении Богу. Вы не будете надеяться на это, вы не будете думать, что в этом есть какая-то заслуга, но вы будете прославлять Господа за это. Слуга, с детства служивший своему господину, не будет брошен на произвол судьбы, когда превратится в седовласого старца. Благоразумный хозяин уважает человека, который служил ему долго и хорошо.

Предположим, в вашей семье жила старая няня, которая ухаживала за вами в детстве, а теперь заботится о ваших детях. Разве выбросите вы ее на улицу, когда она уже не сможет работать? Нет, вы сделаете для нее все возможное и, если сможете, не допустите, чтобы она попала в дом престарелых. Господь добрее и более милостив, чем мы. Он никогда не выгонит Своих старых слуг.