Не препятствуйте детям

Говоря о препятствиях, чинимых детям, давайте рассмотрим их причины. Я думаю, корни этого печального отношения к детям, идущим к Спасителю, таятся прежде всего в том, что в самой проповеди нередко нет ничего, предназначенного именно для детей. Проповедь пролетает мимо их ушей, и проповедник считает, что в этом нет ничего плохого. Он даже рад этому.

Я как-то получил письмо от человека, который, полагаю, хотел заставить меня почувствовать мою незначительность. Он сообщил, что встретил несколько негров, которые с видимым удовольствием читали мои проповеди. Далее он писал, что, по его мнению, мои проповеди были подходящим чтением для черномазых. Да, мои проповеди действительно были для этих чернокожих подходящим чтением. Джентльмен, приславший мне письмо, даже не представлял, какое истинное удовольствие доставит он мне этим сообщением, ведь если меня понимают бедные люди, служанки и дети, значит можно быть уверенным, что меня понимают и все остальные.

Я мечтаю быть проповедником черномазых, если под этим словом вы подразумеваете самые низшие слои общества, всех отверженных. Я уверен, нет ничего более почетного, чем завоевывать сердца таких людей. То же касается и детей. Иногда о таких проповедниках говорят: «Он только детям может читать проповеди. Он совсем не проповедник». Я хочу сказать вам, что с Божьей точки зрения, тот, кто не печется о детях — не проповедник. Любое служение или проповедь хотя бы частично должны быть адресованы детям. Большой ошибкой будет забывать об этом.

Родители точно так же грешат, когда исключают религию из образования своих детей. Вероятно, они думают, что их дети не могут получить спасение в детском возрасте, и поэтому не придают значения тому, в какой школе они проведут свои первые юные годы. Но это не так. Многие родители не задумываются об этом, пока двери школы навсегда не закроются за их детьми. Затем они отправляют своих чад на 5 континент, в места, где их подстерегают нравственные и духовные опасности, с тем чтобы они смогли завершить там свое изысканное образование. Как часто мне приходилось наблюдать, что в результате такого образования молодые люди становились отъявленными развратниками, а молодые девушки становились никем иным, как вертихвостками. Что мы сеем, то и пожинаем.

Давайте же надеяться, что наши дети познают Господа. Давайте же с самого начала будем связывать с азбукой имя Иисуса. Пусть же они прочтут свои первые уроки из Библии. Удивительно, что ни по какой другой книге дети не учатся читать так быстро, как по книгам Нового Завета: очарование этих книг имеет притягательную силу для детского ума. И давайте как родители никогда не будем виновны в том, что забыли о религиозном воспитании своих детей, иначе вина за их души будет лежать на нас.

Еще одной причиной, по которой детям препятствуют прийти ко Христу, является то, что многие наши церкви и конгрегации не ожидают, что дети могут обратиться ко Христу. Я имею в виду, что они не предполагают обращения детей в юном возрасте. Считается большой заслугой, если церковь смогла заинтересовать юные умы понятиями, которые, вероятно, со временем окажутся для них полезными. Но обратить детей в детском возрасте и относиться к ним как ко взрослым верующим считается абсурдом. Я всем сердцем поддерживаю этот предполагаемый абсурд. Я верю, что Царство Божье как на земле, так и на небе состоит из детей.

Кроме того, многие просто не верят в обращение детей. Некоторые подозрительные люди сразу точат зубы, когда слышат о новообращенном ребенке: они укусят его, когда представится такая возможность. Они настаивают, и вполне справедливо, чтобы такие дети проходили тщательное испытание, прежде чем допустить их к водному крещению и принять в члены церкви. Однако они несправедливо настаивают на том, что детей можно принять в члены церкви только в исключительных случаях. Мы полностью согласны с ними относительно того, что следует быть внимательными по отношению к этим детям. Но мы должны быть одинаково внимательны во всех случаях — как со взрослыми, так и с детьми.

Как часто люди надеются увидеть в мальчишках и девчонках такое же серьезное поведение, какое свойственно взрослым! Для всех нас было бы неплохо, если бы мы всегда оставались детьми, добавив ко всем совершенствам ребенка добродетели взрослого. Разве обязательно убивать ребенка, чтобы сделать из него святого?

Наиболее строгие приверженцы религии полагают, что обращенный ребенок должен во мгновение ока стать на двадцать лет старше. Однажды, после того как я уже стал членом церкви, меня окликнул один весьма благонравный и чинный человек. Отозвав меня в сторону от игровой площадки, он указал мне на то, что неприлично играть с мальчишками в сыщиков, лапту и в мяч. Он сказал: «Как ты смеешь играть в такие игры, если ты теперь Божье дитя?» Я ответил ему, что работаю капельдинером, и в мои обязанности входят игры с детьми. Мой достопочтенный критик решил, что это коренным образом меняет дело. Но совершенно очевидно, что, по его мнению, обращенный мальчик как таковой не должен играть.

Разве от ребенка не ожидают, что он будет вести себя лучше, чем сами взрослые? Если ребенок, находящийся под милостью Божьей, выйдет из себя или неправильно поведет себя в какой-то незначительной ситуации в силу своей забывчивости, его тут же осудят как маленького лицемера те, кто сам далек от совершенства. Иисус сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мтф.18:10). Смотрите, не говорите ни одного недоброго слова вашим младшим братьям во Христе и вашим сестричкам в Господе. Иисус так дорожит Своими любимыми агнцами, что носит их в Своем сердце, и я прошу вас, тех, кто во всем следует Господу, проявлять подобную же любовь к чадам Божьего семейства. «Приносили к нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал» (Мрк.10:13-14).

Иисус редко бывал недоволен и, конечно же, Он не часто «негодовал», но уж если Он негодовал, можно с уверенностью сказать, что для этого были веские основания. Он вознегодовал, что к Нему не допускали детей, потому что это было противно Его разуму. Ученики совершали зло по отношению к матерям. Они упрекали родителей за то, что те выполняли свой родительский долг, выполняли именно то, что от них хотел Иисус. Они принесли своих детей к Иисусу из почтения к Нему: они ценили благословение Его рук больше, чем золото; они полагали, что прикосновение великого Пророка обеспечит их детям Божье благословение. Они, вероятно, надеялись, что прикосновение рук Иисуса сделает жизнь их детей яркой и счастливой.

Может быть, их помыслы были далеки от совершенства, но Спаситель все же не судил их строго, поскольку их мечты вытекали из почтения к Нему. Поэтому и вознегодовал Он, когда узнал, что тех добродетельных женщин, которые хотели оказать Ему почет, грубо оттолкнули.

Зло совершалось и по отношению к детям. Милые дети! Что они сделали, почему их бранят за то, что они пришли к Иисусу? Они не хотели мешать. Дорогие дети! Они бы припали к Его ногам в почтительной любви, чтобы услышать приятный голос Учителя, Который очаровывал не только взрослых, но и детей Своими ласковыми словами. Они не замышляли ничего плохого, за что же их нужно было бранить?

Кроме того, зло совершалось и по отношению к Самому Иисусу Христу. У людей могло сложиться представление, что Иисус холоден, сдержан и сосредоточен только на Себе, подобно раввинам. Если бы они заметили, что Он не может снизойти к детям, они бы с грустью опровергли добрую славу Его великой любви.

Его сердце было большой гаванью, где многие суденышки могли бросить свой якорь. Иисус, Сын Божий и Человек, никогда не чувствовал Себя так непринужденно, как в окружении детей. Святое Дитя, Иисус испытывал привязанность ко всем детям. Мог ли Он допустить, чтобы Его собственные ученики выставляли Его как Личность, захлопывающую дверь перед детьми? Это нанесло бы непоправимый вред Его репутации. Таким образом, сожалея о тройном зле, причиненном матерям, детям и Ему Самому, Он вознегодовал.

Все, чем мы препятствуем дорогому ребенку прийти к Иисусу, вызывает огромное негодование нашего любимого Господа. Он взывает к нам: «Не стойте на пути. Пропустите их. Пустите их приходить ко Мне и не возбраняйте им».

Кроме того, это расходилось с Его учением, ибо Он говорил: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мрк.10:15). Учение Христа не предполагает, что мы подходим для Царства Божьего благодаря каким-то особым личным качествам, или что мы можем получить милость Божью, прожив определенное количество лет. Его учение пошло другим путем, а именно: мы должны быть никем, и чем менее значительны мы и слабее, тем лучше, ибо чем меньше мы думаем о себе, тем больше места остается для Его Божественной милости.

Вы надеетесь подняться к Иисусу по лестнице знаний? Спускайтесь, вы встретите Его внизу. Вы надеетесь добраться до Него по крутой горе опыта? Спускайтесь, дорогой скалолаз, Он стоит на равнине. «Ах, вот когда я состарюсь, тогда буду готов для встречи с Христом». Оставайтесь там, где вы есть, молодой человек: Иисус встречает вас у порога жизни; именно сейчас, как никогда прежде, вы готовы для встречи с ним. Он ничего не хочет от вас. Вы должны быть просто никем, чтобы Он мог стать для вас самым дорогим. Таково Его учение. А отправить ребенка назад, потому что он не обладает тем или иным, означает бросить вызов благословенной доктрине о Божьей милости.

Повторяю, это противоречило принципам и деятельности Иисуса Христа. Он заставил учеников понять это, ибо «…обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их» (Мрк.10:16). На протяжении всей Своей жизни на земле Он никому не отказывал и никого не отвергал. Он искренне сказал: «Всякого приходящего ко Мне не изгоню вон». Если бы Он, все же, изгнал кого-нибудь по причине слишком юного возраста, Его утверждение стало бы ложным. Но такого никогда не было и не будет. Он принимает всех, кто приходит к Нему.

В Библии написано: «Он принимает грешников и ест с ними». На протяжении всей жизни Иисус напоминал доброго пастыря, который прижимает к груди ягненка, но никак не злого и жестокого пастуха, который спускает собак на ягнят и овец и разгоняет их прочь.