Как дитя

Когда наш Господь благословлял детей, Он совершал Свое последнее путешествие в Иерусалим. Таким образом, это было прощальным благословением, которое Он давал малым сим, и оно напоминает нам о том, что в Его прощальным словах, произнесенных ученикам перед вознесением, было мягкое наставление: «Паси агнцев Моих». Великий Пастырь Израиля, Который «…агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» (Ис.40:11), беззаветно любил детей и заботился о них. Поэтому неудивительно, что во время Своего прощального путешествия Он щедрой рукой благословлял детей.

Нашего Господа Иисуса Христа нет среди нас в земном обличье, но мы знаем, где Он находится. Мы знаем, что Он облечен всей полнотой власти на небесах и на земле благословлять Свой народ. Так давайте же приблизимся к Нему и попросим прикоснуться к нам любящей рукой и походатайствовать за нас перед Богом. Давайте упомянем в своих молитвах и других людей, а среди них особо помолимся о наших детях, как, впрочем, и обо всех детях мира. Мы знаем больше об Иисусе, чем женщины из Палестины, так давайте же с большим желанием, чем они, принесем своих детей к Нему, чтобы Он благословил их и чтобы они могли быть приняты в Нем, как и мы. Иисус ждет, чтобы благословить. Он не изменился, и милость Его не оскудела. Все так же Он принимает грешников и благословляет детей. Так давайте же мы, родители и учителя, не успокоимся до тех пор, пока Он не примет наших детей и не благословит их так, что у нас не останется и тени сомнения в том, что они вошли в Царство Божье.

Наш Спаситель, увидев, что ученики не только не допускали детей к Нему, но и бранили матерей, принесших их, был очень огорчен и подозвал их к Себе, чтобы преподать им урок. Он объяснил им, что дети не только не мешают Ему, но напротив, Он рад им. Они не только не вмешиваются в Его дела, но имеют полное право приходить к Нему, потому что Царство Божье состоит из детей и тех, кто им уподобился.

Более того. Он провозгласил, что никто не войдет в это Царство иным путем, отличным от того, каким входят в него дети. Он говорил с Божественной уверенностью, употребляя выразительное слово «истинно» и авторитетно продолжая: «говорю вам». Эти вводные фразы должны привлечь наше внимание к тому факту, что несмотря на то, что многие считают необычным или странным допущение детей в Царство Божье, никто не сможет найти вход в него, если не примет Евангелие, подобно ребенку.

Совершенно очевидно, что ученики думали, будто дети слишком незначительны, чтобы отнимать у Господа время. Если бы это был князь, пожелавший предстать перед Иисусом, нет сомнения, что Петр и остальные апостолы без промедления обеспечили бы ему знакомство с Учителем. Но вместо князя перед учениками стояли всего лишь бедные женщины с младенцами и детьми постарше. Если бы на месте детей оказался обыкновенный человек, подобный им, они бы не оттолкнули его, браня. Но простые дети! Грудные дети и малыши! Как можно было навязывать их великому Учителю?!

В Слове говорится о юных просителях, под которыми могут подразумеваться дети разных возрастов, от грудных младенцев до детей двенадцати лет. Конечно, у Иисуса было достаточно забот, кроме детей. У Него были более высокие темы для размышления и более серьезные объекты для заботы. В глубине сердца апостолы думали: дети слишком малы, они не достойны Его внимания. Но если речь идет о значимости, кто может надеяться привлечь к себе Божественное внимание? Если мы думаем, что дети в Его глазах незначительны, то кто же мы для Него? Для Бога острова — нечто крошечное, жители Земли — как кузнечики. Да, мы все ничтожно малы. Если бы мы были кротки и смиренны, мы бы воскликнули: «Господи, что такое человек, о котором Ты заботишься? Что такое сын человеческий, которого Ты посещаешь?» Если мы думаем, что Господь не заметит малых и незначительных, что тогда можно сказать о следующем тексте: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мтф.10:29)? Если Бог заботится о малых птицах, так неужели Он невнимателен к маленьким детям? Мысль о незначительности в глазах Божьих нужно немедленно отбросить. «Высок Господь, и смиренного видит» (Пс.138:6). Но так ли незначительны малые дети? Разве они — не жители небес? Вы не думаете так?

Я уверен, что они составляют весьма значительную часть небесного населения. Множество младенческих ножек ступает по улицам Нового Иерусалима. Оторванные от материнской груди прежде, чем они успели совершить реальный грех, избавленные от нелегкого странствия по Земле, они всегда созерцают лик Отца нашего, сущего на небесах. «Ибо таковых есть Царствие Божие».

Вы осмеливаетесь презирать детей, составляющих наиболее многочисленную часть избранного воинства? Я более склонен поменять роли и назвать незначительными взрослых, ведь среди них может оказаться лишь маленькая горстка тех, кто действительно служит Господу. Кроме того, многие дети, избежав смерти, выросли и возмужали, а посему мы не должны думать, что дитя незначительно. Мальчик — будущий отец. В нем заложены огромные возможности и способности. Его потомство еще не созрело, но оно в нем, и тот, кто не считается с этим фактом, вредит человеку. Искушая ребенка, можно разрушить душу мужчины. Небольшая погрешность, вложенная в ухо молодого человека, может превратиться в процессе его роста в страшное зло, когда яд ее, постепенно проникая глубже, затронет жизненно важный орган.

Сорняки, посеянные в пахотную землю детства, взойдут в процессе роста ребенка, созреют в расцвете лет и приведут к печальной гибели на закате его жизни. С другой стороны, истина, упавшая в сердце ребенка, будет плодоносить, и его потомки увидят ее плоды. Как знать, может, дитя, внимающее мягкому голосу своего учителя, впоследствии станет Лютером и потрясет весь мир своей страстной проповедью истины. Как бы то ни было, ребенок, в чьем сердце поселилась истина, вырастет в почтении и страхе перед Господом и таким образом поможет сохранить благочестивое семя в это порочное время. Поэтому пусть никто не презирает детей и не считает их незначительными. Я требую, чтобы им отводили первые места. Я прошу, чтобы даже сидящие сзади при всей своей немощи уступали место малым сим. Дети — будущее мира. Прошлое минуло, и его нельзя изменить; даже настоящее проходит, пока мы смотрим на него. Надежда наша — на будущее, поэтому, с вашего позволения, я требую место для детей, место для мальчишек и девчонок!

Я предполагаю, что эти взрослые ученики Иисуса думали, будто разум детей неглубок и занят пустяками. Они все в играх и детских забавах. Объятия Иисуса они воспримут лишь как развлечение. Для них это будет приятным времяпровождением, и у них не возникнет мысли о том, какой торжественный момент они переживают. Ну, ну! Их ум занят пустяками, да? Дети, говорят, виновны в том, что занимаются пустяками! А вы сами не занимаетесь пустяками? Если проанализировать ваши поступки на предмет их серьезности, кто окажется больше занят пустяками: дети или взрослые тети и дяди? Что может быть большим пустяком по сравнению с мужчиной, живущим ради получения чувственных наслаждений, или с женщиной, тратящей время на наряды и шумные компании?

Более того, как можно назвать поступок человека, создающего богатство ради самого богатства, как не ничтожным пустяком? Детской игрой без удовольствия! Многие взрослые люди гораздо больше, чем дети, занимаются пустяками, и в этом основная разница между ними. Дети, занимаясь пустяками, играют маленькими вещами — их игрушки так легко ломаются! Но разве игрушки не созданы специально для того, чтобы ими играли и их ломали? Ребенок, занятый играми, делает то, что он должен делать. Увы, я знал мужчин и женщин, которые развлекались, играя своими душами, небесами, адом, вечностью. Они относились несерьезно к Слову Божьему, Божьему Сыну и Самому Богу!

Не обвиняйте детей в том, что они легкомысленны, ибо их незатейливые игры часто столь же честны и полезны, как и занятия взрослых. Половина заседаний наших сенаторов и дебатов в нашем парламенте хуже, чем детская игра. Войны — гораздо большее безрассудство, чем самые необузданные мальчишеские проказы. Большие дети намного не серьезнее, чем маленькие. Не презирайте же детей за их забавы, когда весь мир безрассуден.

«Да,- говорят они, — но если мы позволим детям подойти ко Христу и Он благословит их, они вскоре позабудут об этом. Несмотря на Его любящий взгляд и возвышенность Его слов, они вернутся к своим играм, и их короткая память не сохранит об этом никакого воспоминания». На это возражение мы ответим так же, как и на прежние. Разве взрослые не забывают? К какому забывчивому поколению обращается большинство проповедников! Истинно, это поколение подобно тому, о котором Исайя сказал: «…заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис.28:10).

Увы! Им нужно много раз проповедовать Евангелие, снова и снова, вновь и вновь, пока у проповедника хватит сил для этой безнадежной работы, ибо люди эти похожи на тех, кто видит в зеркале свое истинное лицо, а затем продолжает поступать посвоему, забывая, какие они на самом деле. Они продолжают жить в грехе, в их сердцах нет постоянного места Слову Божьему. Забывчивость! Не вините в ней детей, чтобы обвинение не было предъявлено вам самим.

Но забывают ли дети? Я полагаю, что в зрелом возрасте мы лучше всего помним события раннего детства. Во всяком случае я пожимал руки седобородым старцам, которые забыли почти все, что с ними было в промежутке между детством и сегодняшним днем, но то, что происходило в отчем доме на заре жизни, даже незначительные детали, гимны, которые они учили на коленях матери, и слова, произнесенные отцом или сестрой, никогда не уходили из памяти.

Голоса детства отдаются эхом в течение всей жизни. То, что выучено первым, забывается в последнюю очередь. Дети, получившие благословение из уст нашего Господа, не забудут его. В их сердцах запечатлится выражение Его лица, и они никогда не забудут Его добрую и ласковую улыбку. Петр, Иаков, Иоанн и вы, все остальные, ошибаетесь! Вы должны позволить детям прийти к Иисусу.

Возможно, они также думали, будто дети не обладают достаточными умственными способностями. Иисус Христос сказал так много удивительных вещей, что дети наверняка не сумели воспринять их. На самом же деле это глубокое заблуждение, потому что дети с готовностью воспринимают учение нашего Господа. Ни по одной книге не учатся читать они так быстро, как по Новому Завету. Слова Иисуса так похожи на детскую речь, так соответствуют детям, что они впитывают их лучше, чем слова любого другого человека, невзирая на то, каким бы простым он ни старался быть.

Дети легко понимают Божьего Сына. При чем же здесь умственные способности? Какие нужны умственные способности? Способность верить? Говорю вам, у детей больше способностей, чем у взрослых. Я не имею в виду духовную сторону веры, но если говорить об умственных способностях, то в сердце ребенка их вполне достаточно для веры. Его способность верить еще не перегружена предрассудками, не искажена ложью и не искалечена безбожием. Только позвольте Святому Духу освятить способность, и ее станет достаточно для возникновения безмерной веры в Бога.

В каком смысле детям не хватает способностей? У них нет способности к покаянию? Конечно же, есть. Разве я не видел девочку, которая совершила плохой поступок, а потом, раскаявшись, заливалась горькими слезами? Не одного мальчишку угрызения совести сделали невыразимо несчастным после того, как он осознал свою вину.

Разве не помнят некоторые из нас горькие стрелы сознания своей вины, которые болезненно пронзали наши сердца в самом раннем возрасте? Я отчетливо помню время, когда я, будучи совсем юным, не мог сомкнуть глаз из-за греха и испытывал тяжелые муки в поисках Господа. Дети вполне способны к покаянию, Дух Святой вырабатывает это в них, и это не предположение, ибо мы сами живые тому свидетели. Так о какой же тогда способности идет речь? «Ну, у них недостаточно развита способность понимать»,- отвечают мне. Понимать — что? Если бы учение Иисуса была похоже на современные формы религии или если бы оно было такой высокопарной бессмыслицей, которую никто, кроме так называемой «элиты» не мог бы разобрать, тогда дети могли бы действительно его не понять. Но если это на самом деле весть Евангелия, доступная беднякам, тогда в ней есть отмели, по которым даже самый крошечный агнец из стада Иисуса может бродить, без боязни, что его унесет течением.

Действительно, в Писании есть великие загадки, окунувшись в решение которых, ваши левиафаны не найдут дна, но понимание этих глубоких мыслей несущественно для спасения, иначе лишь некоторые из нас были бы спасены. То, что необходимо для спасения, настолько элементарно, что ни одному ребенку не нужно предаваться отчаянию, пытаясь понять те истины, которые принесут его душе покой. Распятый Иисус — не тайна для мудрецов, но простая истина для простых людей. Да, это мясо для взрослых, но и молоко для младенцев.

Вы сказали, что дети не могут любить? Любовь — одна из величайших составных частей христианского образования. Может, вам приснилось, что дети не способны к любви? Нет, вы такого не говорили, вы даже не посмели подумать об этом, потому что способность любить в ребенке велика. Дай Бог, чтобы она была такой же большой и у нас!

Вкратце мысли апостолов сводились к следующему: они полагали, будто дети не должны приходить к Иисусу Христу, потому что они отличаются от них самих — они не мужчины и не женщины. Ребенок недостаточно взрослый, недостаточно высокий, недостаточно развит и недостаточно велик, чтобы получить благословение Иисуса! Примерно так они думали. Ребенок не должен подходить к Учителю, потому что он не похож на нас с вами. Благословенный Спаситель поменял все местами и сказал: «Не говорите, что ребенок не может прийти, потому что отличен от взрослого, но знайте, что ВЫ не можете прийти, пока не уподобитесь ребенку. Для ребенка не страшно, что он не похож на вас. Плохо для вас, что вы не похожи на ребенка».

Вместо того, чтобы ребенку ждать, пока он подрастет и станет мужчиной, взрослый человек должен умалиться и уподобиться ребенку: «…кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лук.18:17). Вот полный и исчерпывающий ответ Господа Своим апостолам. Каждый из нас, читая эти слова, учится мудрости. Давайте же не будем говорить: «Дай Бог, чтобы мой ребенок вырос таким, как я, чтобы он смог прийти ко Христу», а напротив, пожелаем самим себе уподобиться малым детям, позабыть многое из того, что знаем, смыть с себя пагубные привычки и предрассудки и с детской чистотой, непосредственностью и жаждой деятельности вновь начать все с начала. В то время как мы молимся о духовном детстве, Священное Писание подтверждает: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан.3:3), «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мтф.18:3).

Хотел бы я знать, сохранились ли в чьем-нибудь сердце или хотя бы в уголках души мысли, подобные тем, что разделяли апостолы? Думали ли вы когда-нибудь таким же образом? Меня не удивит, если это было так. Надеюсь, сейчас такие мысли встречаются реже, чем раньше, но в некоторых кварталах среди пожилых жителей мне доводилось встречать людей, с глубоким подозрением относящихся к набожности детей. Они с сомнением покачивали головами, когда разговор заходил о принятии детей в члены церкви. Некоторые из них даже осмеливались отзываться об обращенных как о «всего лишь сборище девчонок и мальчишек», как будто юный возраст делал их хуже, чем они были на самом деле. Многие, слыша о новообращенном ребенке, испытывали недоверие, но если вскоре после этого он умирал, сомнения уступали место вере в его набожность. Если же ребенок продолжал жить, они оттачивали свои топоры, чтобы посредством экзамена нанести ему удар. Он должен знать все доктрины и, естественно, должен быть чрезвычайно серьезным. Не каждый взрослый знает высочайшие доктрины Слова, но если оказывалось, что молодой человек не знал их, его просьбу принять в члены церкви отклоняли. Некоторые ожидают увидеть у ребенка безграничный разум, прежде чем они поверят, что он — объект Божественной милости. Это чудовищно! Затем, если верующий ребенок ведет себя как ребенок, некоторые отцы, принадлежащие к старому поколению, приходят к выводу, что он не может быть обращенным, как будто обращение ко Христу прибавляет к нашему возрасту двадцать лет. Конечно же, юному обращенному нельзя теперь играть в игры или говорить в присущей ему детской манере, чтобы не шокировать старших, потому что, согласно укоренившемуся пониманию, сразу же после покаяния ребенок должен превратиться в старика.

Я никогда не встречал в Писании подтверждений этой теории, но в таком случае Библии придавалось меньшее значение, чем суждениям опытных людей и общественному мнению, что всех новообращенных следует долго держать на расстоянии, прежде чем допустить их за священную ограду церкви.

Теперь, если кто-то из вас все еще хранит в себе неприязнь к обращению детей, попытайтесь избавиться от нее, потому что это заблуждение. Если бы предо мной стояли два испытуемых — дитя и взрослый — и я бы получил от каждого из них одинаковое свидетельство, я не имел бы права больше сомневаться в ребенке, чем во взрослом. Как правило, если когда-нибудь и должно появиться сомнение, оно должно быть направлено на взрослого, а не на ребенка, который гораздо менее, чем взрослый, подвержен лицемерию и вряд ли мог позаимствовать чужие слова и фразы. Во всяком случае запомните слова Учителя о том, что не нужно пытаться сделать ребенка своим подобием; вы должны измениться сами, пока не уподобитесь ребенку.