3. Демоны

Библия учит о существовании не только дьявола‚ но и большого числа его служителей—демонов‚ бесов‚ или злых духов. Изначально эти демоны были святы‚ но вместе со своим вождем Сатаной они отпали от Бога. Их концом будет вечное осуждение‚ когда Бог осудит Сатану и его воинство на суде у Великого Белого Престола (Откр 20:10—15).

Вот некоторые характерные свойства демонов‚ указанные в Библии.

1. Демоны–бестелесные духи. «Потому что наша брань не против крови и плоти‚ но против начальств‚ против властей‚ против мироправителей тьмы века сего‚ против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).

2. Первоначально демоны находились в согласии с Богом. «И ангелов‚ не сохранивших своего достоинства‚ но оставивших свое жилище‚ соблюдает в вечных узах‚ под мраком‚ на суд великого дня» (Иуд 6).

3. Демоны многочисленны. «Ибо Иисус сказал ему: выйди‚ дух нечистый‚ из сего человека‚ И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне‚ потому что нас много» (Мк 5:8—9).

4. Демоны организованны. «…Он изгоняет бесов не иначе‚ как силою веельзевула‚ князя бесовского» (Мф 12:24).

5. Демоны обладают сверхъестественной силой‚ «Это бесовские духи‚ творящие знамения: они выходят к царям земли всей вселенной‚ чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр 16:14).

6. Демоны знают о Боге. «И вот‚ они закричали: что Тебе до нас‚ Иисус‚ Сын Божий, пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф 8:29) ‚

7. Демонам позволено скитаться по земле и мучить неверующих. «Когда нечистый дух выйдет из человека‚ то ходит по безводным местам‚ ища покоя‚ и не находит тогда говорит: возвращусь в дом мой‚ откуда я вышел. И пришед находит его незанятым‚ выметенным и убранным, тогда идет и берет с собою семь других духов‚ злейших себя‚ и вошедши живут там: и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф 12:43—45).

8. Нередко демоны вызывают болезни и физические поражения‚ «Когда же те выходили‚ то привели к Нему человека немого бесноватого‚ И когда бес был изгнан‚ немой стал говорить…» (Мф 9:32—33).

9. Демоны могут обладать и управлять животными. «Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи‚ вышедши‚ вошли в свиней: и устремилось стадо с крутизны в море‚ а их было около двух тысяч: и потонули в море» (Мк 5:13).

10. Демоны могут обладать и управлять людьми. «…И некоторые женщины‚ которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария‚ называемая Магдалиною‚ из которой вышли семь бесов» (Лк 8:2).

11. Демоны могут вызывать безумие. «И когда вышел Он из лодки‚ тотчас встретил Его вышедший из гробов человек‚ одержимый нечистым духом: он имел жилище в гробах‚ и никто не мог его связать даже цепи… Всегда‚ ночью и днем‚ в горах и гробах‚ кричал он и бился о камни» (Мк 5:2—3, 5).

12. Демоны знают‚ что Иисус Христос–Бог. «В синагоге их был человек‚ одержимый духом нечистым‚ и вскричал: «Оставь‚ что Тебе до нас‚ Иисус Назарянин! Ты пришел погубить нас! знаю Тебя‚ кто Ты‚ Святый Божий» (Мк 1:23—24).

13. Демоны трепещут перед Богом. «Ты веруешь‚ что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют‚ и трепещут» (Иак2:19)‚

14. Демоны распространяют лжеучение‚ «Дух же ясно говорит‚ что в последние времена отступят некоторые от веры‚ внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим 4:1).

15. Демоны противостоят народу Божьему‚ «Потому что наша брань не против крови и плоти‚ но против начальств‚ против властей‚ против мироправителей тьмы века сего‚ против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).

16. Демоны пытаются разрушить Царство Христа‚ «Трезвитесь‚ бодрствуйте‚ потому что противник ваш диавол ходит‚ как рыкающий лев‚ ища кого поглотить» (1 Пет 5:8).

17. Бог пользуется делами демонов‚ чтобы исполнить Свои божественные замыслы. И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема‚ и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху» (Суд 9:23).

18. Бог будет судить демонов на Страшном суде‚ «Ибо‚ если Бог ангелов согрешивших не пощадил‚ но‚ связав узами адского мрака‚ предал блюсти на суд для наказания…» (2 Пет 2:4).

Проявления нападения бесов

(демонической атаки)

По рассказам Нового Завета об одержимости бесом и другим источникам можно обрисовать некоторые явления‚ которые наблюдаются при демонической атаке.

А. Изменение личности

Оно касается сознания‚ нравственного облика‚ поведения‚ внешности

Б. Физические изменения

1. Неестественная сила

2. Эпилептические конвульсии‚ пена на губах

3. Нарушение координации движений‚ падение

4. Помутнение сознания‚ нечувствительность к боли

5. Изменение голоса

В. Умственные изменения

1. Глоссолалия — понимание незнакомых языков (ложный дар‚ противоположный библейскому)

2. Неестественное знание

3. Психическая и оккультная сила ясновидение‚ телепатия‚ пророчество и т‚ п.

Г. Духовные изменения

1. Ненависть ко Христу и страх перед Ним: богохульство и сожаление о нем в состоянии депрессии

2. Поражающее воздействие молитвы

Д. Возможно избавление именем Иисуса

Если это ретроспективный диагноз‚ то некоторые симптомы могут отсутствовать.

Встречается ли одержимость сегодня?

Поскольку одержимость бесами наблюдалась в новозаветные времена‚ то возникает естественный вопрос: происходит ли такое сегодня? В результате изучения обширной литературы по демонологии и многолетних наблюдений пациентов психиатр Пол Мейер высказывает профессиональную точку зрения.

«Я могу с полной ответственностью заявить‚ что до сих пор не наблюдал ни единого случая одержимости демонами. Главное‚ что я понял относительно нее‚ это то‚ как мало мы об этом знаем и как мало говорит об этом Библия. Я видел сотни пациентов‚ которые приходили ко мне‚ потому что чувствовали‚ что одержимы демоном. Многие из них слышали «бесовские голоса»‚ которые толкали их на дурные дела. Сперва меня удивило‚ что у всех у них был недостаток допамина в мозге‚ который легко корректировался аминазином и другими сильными нейролептиками. Я обнаружил‚ что все эти «деманы» не переносят аминазина и что почти во всех случаях через неделю–другую приема аминазина «демоны» исчезали‚ а пациенты обращались к своим реальным проблемам».

Тем не менее есть немало свидетельств и об одержимости. Курт Кох пишет: «Однажды доктор Мартин Ллойд–Джонс пригласил меня выступить перед группой психиатров в Лондоне. Во время дискуссии‚ которая последовала за лекцией‚ встали двое психиатров и безапелляционно заявили‚ что одержимости как таковой не существует. Однако тут же поднялись два других психиатра и сказали‚ что не только убеждены в одержимости как в реальном феномене‚ но что сталкивались с нею в своей практике: один семь раз‚ другой одиннадцать».

В Х1Х веке наблюдалось несколько поразительных случаев одержимости‚ о которых поведал миссионер в Китае Джон Невиус. Когда Невиус впервые приехал в Китай‚ он был твердо убежден‚ что демоны принадлежат прошлому. Если он слышал рассказы об одержимости бесом от очевидцев‚ то считал их суеверием. Однако‚ как он ни старался‚ он не мог убедить людей‚ что виденное и слышанное ими — плод воображения‚ Наконец‚ очевидность заставила его переменить взгляды и поверить не только в существование демонов‚ но и в то‚ что одержимость ими сегодняшняя реальность. Невиус рассказывает о своем опыте:

«Я привез с собой в Китай твердое убеждение‚ что вера в демонов и общение с духовными существами принадлежит варварской эпохе‚ а сейчас речь может идти только о психическом заболевании и недостатке культуры. Я‚ однако‚ позволял г–ну Тью (его учитель китайского языка) говорить о своем любимом предмете… Я не мог не отметить… удивительного сходства между некоторыми его утверждениями о якобы фактах одержимости и демонологией Писания. Это сходство я считаю лишь внешним или случайным».

Далее Невиус описывает многочисленные и разнообразные случаи встреч с людьми‚ одержимыми демоном‚ которые в конце концов заставили его переменить свою точку зрения.

Конкретный случай экзорцизма

Уолтер Мартин приводит следующий любопытный факт:

«В Ньюпорт–Бич‚ в Калифорнии я столкнулся со случаем демонической одержимости‚ в который были вовлечены пять человек‚ включая меня‚ Девушка ростом 5 футов 4 дюйма (160 см) и весом 120 фунтов (48 кг) напала на мужчину весом 180 фунтов (72 кг) и одной рукой оттолкнула его на 5—6 футов‚ Мы четверо‚ включая ее мужа‚ пытались удержать ее в кровати и молились во имя Иисуса Христа об изгнании из нее беса.

Во время процесса экзорцизма мы узнали‚ что она одержима‚ потому что поклоняется Сатане‚ и в результате этого поклонения его сила входит в нее и овладевает ею… Она была замужем за христианином‚ отец ее — христианский пастор‚ она преподавала в воскресной школе при церкви и внешне казалась отлично знающей христианскую теологию‚ Но в душе она все время насмехалась над церковью и Xристом. Так было до самого акта экзорцизма‚ иногда она была освобождена и приняла Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя‚ Сейчас она и ее муж работают в миссии и служат Господу Иисусу Христу.

У меня есть друг психолог‚ который присутствовал на сеансе экзорцизма в Ньюпорт–Бич. Перед тем‚ как зайти в комнату‚ он сказал: «Хочу‚ чтобы ты знал‚ что я не верю в одержимость бесами. Эта женщина психически больна». Я ответил: «Очень может быть‚ Скоро мы это увидим». Как только мы вошли в комнату и прикрыли дверь‚ сверхъестественная сила девушки проснулась вновь. Вдруг из ее тела донесся совершенно чуждый голос‚ который спокойно произнес‚ когда на губах у нее играла нагловатая усмешка (женщина была без сознания—психолог это засвидетельствовал): «Мы тебя переживем».

Психолог взглянул на меня и сказал: «Что это значит?» «Это значит то‚ во что ты не веришь»‚— ответил я.

Мы потратили три с половиной часа‚ изгоняя то‚ во что он не верил!

После этих часов он не только поверил в существование дьявола‚ но и в одержимость и в подлинность библейских рассказов об изгнании бесов. Теперь он знает‚ что есть существа из других измерений‚ способные проникать в это измерение и овладевать людьми».

Укажем в заключение‚ что‚ хотя многие случаи предполагаемой одержимости в действительности являются чем–то иным‚ нельзя отрицать тот факт‚ что демоническая одержимость имеет место и сегодня. Однако к подобным случаям следует подходить с величайшей осторожностью‚ так как это могут быть лишь физиологические или психические нарушения.

Только зрелый христианин‚ наставленный и закаленный Богом в поучениях и духовной брани‚ может принимать активное участие в установлении факта одержимости и в освобождении от нее. Человеческое тело‚ сознание и дух настолько сложны и настолько тесно взаимосвязаны‚ что только дар различения духов‚ соединенный с большими знаниями‚ дает право ответственно действовать там‚ где речь идет о демонической одержимости.

Если вы знаете кого–либо‚ кто кажется одержимым и просит помощи‚ вы можете и должны молиться за него‚ вы должны направить его к человеку‚ достаточно квалифицированному для такой помощи‚ У него есть надежда: Бог может и хочет освободить его от тягот‚ будь они демонического‚ физиологического или психического порядка.