6. Колдовство и ведовство

Колдовство и ведовство известны как «древняя религия» и восходят к добиблейским временам. Колдовство можно определить как совершение магических действий‚ запрещенных Богом‚ в небиблейских целях.

На всем протяжении Средних веков колдовство‚ и особенно ведовство‚ переживало расцвет. То было время‚ когда все верили в сверхъестественное и были распространены всевозможные суеверия.

Если кто–либо хотел стать колдуном (ведьмой)‚ он должен был пройти обряд инициации. Некоторые виды инициации были простыми‚ другие весьма сложными‚ но всегда требовалось выполнить два требования. Во–первых‚ инициируемый должен был действовать совершен– но добровольно. Во–вторых‚ он должен был почитать дьявола.

Ведьмы обычно были объединены в союзы‚ шабаши (covens). «Английское слово «covens» выходит к 1500 году и является вариантом слова «covens» («монастырь»)‚ Первоначально это слово обозначало просто собрание людей‚ но впоследствии стало применяться почти исключительно к сообществам ведьм».

Охота на ведьм

Одним из самых мрачных периодов европейской и американской истории—это время так называемой «большой охоты на ведьм». Хотя отдельные инстанции‚ преследовавшие ведьм‚ существовали еще в ХII веке‚ настоящая «охота» началась лишь в конце ХV столетия‚ когда произошло два важных события.

Первое—это послание папы Иннокентия VIII (известное как «булла») от 5 декабря 1484 года‚ в соответствии с которым развернулось официальное преследование людей‚ подозреваемых в ведовстве. Эта булла получила широкое хождение: она предоставляла лицам‚ ответственным за наказание ведьм‚ весьма широкие полномочия. Эти лица известны под именем инквизиции.

День всех святых

Ведьмы более всего чтут день 31 октября—канун Дня всех святых (Halloween)‚ Они верят‚ что в ночь на этот день Сатана и его ведьмы обретают наибольшее могущество.

История этою праздника началась за 2 тысячи лет до христианства‚ Ее истоки — в обычаях древних друидов на территории современных Британии‚ Франции‚ Германии и кельтских стран. Первоначально этот день был посвящен кельтскому богу Самхайну — повелителю мертвых.

Время поминовения усопших казалось самым подходящим для прославления смерти‚ и оно совершалось как раз в этот день: прославление смерти как чествование бога мертвых. Друиды верили‚ что именно в эту ночь духи усопших посещают свои прежние жилища и живых близких.

Если последние не оставят злым духам пищу‚ то с ними могут произойти всевозможные несчастья. Если духи не получат удовольствия‚ то потом они могут отомстить.

До установления в этих землях христианства день прославления смерти не назывался‚ естественно «Днем всех святых». Этот праздник был впоследствии введен Церковью в память всех святых в ее истории.

Некоторые историки Церкви полагают‚ что канун Дня всех святых был установлен именно 30 октября в противовес языческим пережиткам поминовения усопших. С тех пор как этот день стал чисто христианским праздником‚ пережитки древних языческих традиций по мере уменьшения влияния Церкви стали возрождаться.

Сегодня День всех святых — вполне мирской праздник‚ повод для карнавала и вечеринок‚ Однако истинные ведьмы и колдуны до сих пор сохраняют древние языческие верования и чтут этот день как время особенно страшной колдовской силы.

Как выглядит ведьма? Уильям Уэст‚ английский писатель времен Елизаветы I (ХVI век)‚ дает такое описание:

«Ведьма‚ или колдунья – это женщина‚ которая – будучи обманута дьяволом‚ и заключив с ним союз вследствие его убеждения посулов и лжи‚ считает‚ что она может творить всякое зло умыслом или проклятием‚ а также сотрясать воздух громом и молнией‚ вызывать град и ураган‚ переносить посевы н деревья в другие места может быть унесена своим знакомым духом (который приобретает ложный образ козла‚ свиньи или теленка) в дальние горы за удивительно короткий промежуток времени‚ иногда может летать на метле или на вилах или на каком–нибудь другом предмете и проводить целые ночи подле своего возлюбленного в играх забавах пьянстве‚ танцах‚ развлечениях и разных других дьявольских похотливых удовольствиях‚ произнося тысячи чудовищных кощунств и насмешек».

Вторым событием‚ способствовавшим большой охоте на ведьм‚ было издание в 1486 году Якобом Шпренгером и аббатом Генрихом Крамером книги «Маlleus Маleficarum» («Молот ведьм»). Она стала настольной книгой «охотников».

Папская булла и «Молот ведьм» привели к трехсотлетнему кошмару. Люди повсюду видели ведьм. У тех‚ кого в этом обвиняли‚ практически не было средств защиты от обвинителей. За этот период по обвинению в ведовстве во всех европейских странах было казнено свыше 100 тысяч человек.

Ведьмы наделялись невиданными способностями‚ так что страх вследствие этого был всеобщим‚ Но самый большой ужас вызывало колдовство–способность ведьм вызывать болезнь и смерть.

Роджер Харт в связи с этим пишет:

«Легко вообразить‚ что во времена‚ когда медицина находилась в зачаточном состоянии‚ очень многие болезни могли расцениваться как результат колдовства: паралич‚ тризм (патологическое сжатие) челюстей‚ лихорадка‚ анемия‚ склероз‚ эпилепсия‚ истерия. Симптомы этих болезней пугали как необразованных‚ так и образованных людей».

К этому списку можно добавить «пляску святого Витта» (Хорея Хантингтона) и синдром Туретта. Первая‚ как правило‚ наблюдается у лиц старше 30 лет. Страдающие этой болезнью отличаются странными‚ непроизвольными движениями тела‚ припадками гнева‚ слабоумием.

У больных часты беспричинные приступы хохота они кричат‚ как дети‚ и бесконечно болтают. Поэтому легко понять‚ что такие больные легко воспринимались как жертвы колдовства или как ведьмы. Пляска святого Витта—наследственное заболевание‚ и это убеждало суеверных людей‚ что наговор передается детям.

Сиидром Туретта — редкое заболевание‚ которое обычно начинается в детстве‚ У страдающего им появляется тик—непроизвольные движения мускулов по всему телу‚ а особенно на лице. Больной также может подергивать и топать ногами. Делая устрашающее лицо‚ большой‚ помимо воли‚ издает странные звуки—вопли‚ хрюканье‚ ругань. Все эти проявления находятся вне контроля больного‚ но представляются невежественному человеку признаками ведьмы.

Не избежала большой охоты на ведьм и Америка‚ Роджер Харт пишет:

«Вероятно‚ ни один эпизод охоты на ведьм не привлек такого внимания‚ как тот‚ что имел место в Салеме в Новой Англии в 1692 году. Эта американская охота на ведьм примечательна не только большим числом обвиненных людей (Салем—маленький городок)‚ но и своей поздней датой».

Хотя в Салеме насчитывалось всего 100 домовладений‚ процент осужденных за ведовство был огромен. Говорит историк Р. Х. Роббинс:

«Так или иначе‚ колокол Салема‚ местечка с сотней домовладений‚ прозвучал оглушительно. Во время истерии было арестовано почти 150 человек. Поиски в судебных архивах не оставляют в этом сомнении. После того‚ как а течение долгого времени каждого узника принуждали к показаниям‚ тридцать один человек был осужден‚ не считая Сары Черчилль и Мэри Уоррен‚ которые вскоре отказались от своих показаний. Суд приговорил к смертной казни тридцать одного обвиняемого‚ среди которых шестеро мужчин. Девятнадцать были повешены. Из оставшихся двенадцати двое (Сара Осбори и Аина Фостер) умерли в тюрьме: одна (Джилс Кори) была замучеиа до смерти, одна (Титуба) пожизненно содержалась в тюрьме без приговора. Двоим (Эбигейл Фолкнер и Элизабет Протор) исполнение наказания было отложено ввиду беремености‚ и они прожили еще довольно долго. Одна (Мэри Бредбери) после приговора убежала из тюрьмы‚ пятеро остальных покаялись и обеспечили себе снисхождение».

Четырнадцать лет спустя одна из обвинительниц— Анна Патнем—взяла свои обвинения обратно‚ заявив‚ что она и прочие повинны в гибели невиновных людей.

Большая охота на ведьм в средние века примечательна по многим причинам. Во–первых‚ она продолжалась 300 лет и стоила сотен тысяч жизней. Она захватила эпоху‚ когда возродился интерес к знанию.

В этом безумии участвовали не невежественные глупцы‚ а скорее самые образованные люди того времени. Среди них — ученые‚ философы‚ юристы: это свидетельствует о том‚ что суеверия и предрассудки не знают границ с точки зрения образования.

К сожалению‚ преследования исходили от тех‚ кто исповедовал христианство и действовал во имя Бога. Отрывки из Писания‚ которые должны были обосновать охоту на ведьм‚ толковались произвольно и совершенно вне контекста. Уголовное преследование подобных преступлений в Ветхом Завете было частью действовавшей тогда в Израиле системы теократии.

Царем Израиля был Господь Бог: Он имел право определять преступления против Его священного и суверенного государства и наказания за них. Тот‚ кто занимался колдовством‚ соединялся с Сатаной‚ врагом Бога. Такое соединение было изменой по отношению к правительству Израиля‚ правительству‚ руководимому Самим Богом.

Даже сейчас измена нередко карается смертью. Однако‚ поскольку сейчас государство не является теократией‚ то есть не управляется непосредственно Богом‚ определенные в Ветхом Завете наказания применяться не могут‚ Колдовство и сейчас зло и мятеж против Бога. Но это не государственная измена. Иисус Христос предупреждал‚ что физическая смерть ни в коем случае не окончательное наказание.

Те‚ кто практикует колдовство и ведовство‚ показывая тем самым‚ что они отвергают Иисуса Христа‚ должны помнить Его предостережение: «И не бойтесь убивающих тело‚ души же не могущих убить: а бойтесь более того‚ кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28).

Колдовство сегодня

Хотя охоты на ведьм и судебных процессов над ними больше нет‚ колдовство и ведовство живы‚ Современная ведьма имеет мало общего со стереотипом‚ сложившимся в Средние века‚— многие‚ кто занимается этим ремеслом‚ являются обыкновенными членами общества. Возникает вопрос: почему? Почему возродился интерес к ведовству и охватил как необразованные‚ так и образованные слои? Дэниэл Коэн указывает на две причины:

«Первая—это извечный интерес к магическому‚ надежда‚ пускай смутная‚ что существуют таинственные манипуляции‚ с помощью которых можно добиться власти‚ денег‚ любви‚ причем быстро и просто. Вторая причина в том‚ что колдовство—это мятеж и ниспровержение устоявшихся верований‚ институциональной религии‚ науки и рационального мышления. Историческая взаимосвязь между колдовством‚ с одной стороны‚ и наркотиками и сексом‚ с другой‚ также несомненно оказывается привлекательной. Здесь мы видим комплекс верований‚ который якобы является частью очень древней религии. И это религия‚ в которой наркотики и свободная сексуальность не только не осуждаются‚ но‚ напротив‚ поощряются.

Несмотря на широкую рекламу и организованные сообщества ведьм‚ эта деятельность все еще не принимается всерьез».

Современное ведовство мало похоже на средневековое и тем более на колдовство в примитивных обществах. Оно имеет сравнительно недолгую историю (последние 200 лет)‚ охватывает сотни учений и практик и насчитывает сотни тысяч последователей. Объединяющий их момент—это вера в действия‚ которые в Библии запрещены Богом как оккультные‚ и совершение их.

«Два десятилетия назад‚ как и в предшествующие века‚ ведьмы не имели успеха в обществе. Большинство людей считали ведовство чем–то вроде суеверия и не доверяли ему‚ Охота на ведьм‚ как и ведьмы на помеле‚ находились где–то на периферии общественного сознания.

Теперь в связи с бурным ростом в нашей культуре интереса к оккультному положение изменилось. Десятки тысяч людей по всей Америке‚ в том числе лица с учеными степенями‚ вовлечены в ведовство‚ сатанизм‚ вуду и во всевозможные формы белой и черной магии. Ведьмы открыто появляются на телевидении‚ Говорят‚ что каждая средняя школа имеет свою ведьму. В Кливленде вы можете нанять ведьму для того‚ чтобы она оживила вечеринку‚ Белую магию практикуют в США 80 тысяч человек‚ из них 6 тысяч в одном только Чикаго.

Здесь немало смешного‚ Но‚ к сожалению‚ далеко не все. Раскрывается одно убийство за другим‚ в которых убийцы прямо заявляют‚ что поклоняются Сатане. Полиция находит все больше свидетельств жертвенных убийств животных‚ а также человеческих жертвоприношений».

Библия и колдовство

Как в Ветхом‚ так и в Новом Завете не раз упоминаются колдовство и ведовство и говорится‚ что эти действия строжайше запрещены Богом‚ Библия осуждает все формы колдовства‚ включая ворожбу‚ астрологию‚ гадание по внутренностям человека и животных. В следующих фрагментах описываются различные формы колдовства‚ осуждаемые Богом.

1. «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх 22:18).

2. «Не ешьте с кровью: не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26).

3. «Не обращайтесь к вызывающим мертвых‚ и к волшебникам не ходите‚ и не доводите себя до осквернения от них‚ Я Господь‚ Бог ваш» (Лев 19:31).

4. «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь‚ прорицатель‚ гадатель‚ ворожея‚ чародей‚ обаятель‚ вызывающий духов‚ волшебник и вопрошающий мертвых… Ибо народы сии‚ которых ты изгоняешь‚ слушают гадателей и прорицателей: а тебе не то дал Господь‚ Бог твой» (Втор 18:10— 11,14).

5. «И проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь‚ и гадали‚ и волшебствовали‚ и предались тому‚ чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» (4 Цар 17:17).

6. «Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих‚ которыми ты занималась от юности твоей‚ может быть‚ пособишь себе: может быть‚ устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям‚ и спасут тебя от того‚ что должно приключиться тебе» (Ис 47:12—13).

7. «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей‚ и своих сновидцев и своих волшебников и своих звездочетов‚ которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому». Ибо они пророчествуют вам ложь‚ чтоб удалить вас из земли вашей‚ и чтоб Я изгнал вас и вы погибли» (Иер 27:9—10).

8. «Прошедши весь остров до Пафа‚ нашли они некоторого волхва лжепророка. Иудеянина‚ именем Вариисуса‚ который находился с проконсулом Сергием Павлом‚ мужем разумным. Сей‚ призвав Варнаву и Савла‚ пожелал услышать слово Божие‚ а Елима волхв‚ ибо то значит имя его‚ противился им‚ стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл‚ он же и Павел‚ исполнившись Духа Святого и устремив на его взор‚ сказал: о‚ исполненный всякого коварства и всякого злодейства‚ сын диавола‚ враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян 13:6—10).